рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экзамен по философии за 11 класс

прибавляющая к содержанию знания. Здесь эмпиристы столкнулись с

неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и

реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения

реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены

выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с

характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность

рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к

категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве

средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать

индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как

простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.

Вопрос № 12. Дуализм, теория познания и учение о научном методе Рене

Декарта. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт

допускает два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую

физика. Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу.

В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,

единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории

познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Д.

объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,

мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В учении о бытии он не

только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над

ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Декарт - выдающийся

ученый. Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством,

считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е.

объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (=пространство)

беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима, плотность и

геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все

качественное разнообразие природных явлений к: материи, тождественно с

пространством и к ее движению. Движение возникает в результате толчка.

Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При

этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение,

что означает косвенное признание пустоты. Проблема метода. Декарт ищет,

безусловно, достоверный исходный тезис для всего знания и метод,

посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же

достоверное здание науки. За исходный пункт он принимает сомнение в

общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике). Это

сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем,

однако само сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение есть один из

актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если теория о сомнении -

достоверный факт, то оно существует лишь, поскольку существует мышление,

лишь, поскольку я сам существую в качестве мыслящего. (Я мыслю,

следовательно, я существую) Это положение и есть достоверная искомая опора

знания. Этот вывод не теории логического доказательства, он есть результат

интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет

необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания.

Критерий истинности знания теории не в практике, а в человеческом сознании.

Идеализм Д. усугубился религиозными предпосылками его системы. Человек есть

соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с волевой и

мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы. В познании

главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником

достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания

исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий

и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы

человеческого ума. В логической цепи дедукции, следующее за аксиомами,

каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого

представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно

очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно

с рассуждением дедукции. Вооружаясь интуицией и дедукцией, разум может

достичь достоверного знания, в случае если будет вооружен методом. Метод Д.

состоит из 4 требований:

1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые

представлялись уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений

в истинности;

2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные

проблемы;

3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и

недоказанному;

4. не допускать никаких пропусков в ограниченных звеньях исследования.

Вопрос № 13. Философско-социологические воззрения Томаса Гоббса. Томас

Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. Отвечая на вопрос "что собой

представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи,

выступал против схоластики. Методологическое значение Гоббсова определения

философии состоит именно в том, что познание причинно-следственных связей

провозглашалось в нем главной задачей и целью философской науки. "Философия

есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и

объясняющее действия, или явления, из известных нам причин или производящих

оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам

действий". У Гоббса философия есть учение о теле. Все, что не есть тело или

свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Философия не

приемлет, согласно Гоббсу то, по отношению к чему неприменимо научное

рассуждение и то, что опирается не на естественный человеческий разум, а на

авторитет церкви. Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной

истины и исходил из признания существования двух равноправных истин:

религиозно-теологической и научно- философской. Философия подразделяется

Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства.

Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы.

Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство,

образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных

началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно

изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское

общество. Этим занимается философия морали.

Вопрос № 14. Философские взгляды Джона Локка, его представления о путях

улучшения общества. Джон Локк (1632 – 1704) в своем произведении «Два

трактата о правительстве» опубликованном в 1689 г., когда в Англии

утвердилась конституционная монархия, развил учение Т. Гоббса об

общественном договоре. Он явился одним из основателей английского

буржуазного либерализма. Подобно Гоббсу, Дж. Локк в своем социально-

политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в

отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против

всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и

равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом

и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным естественным

неотчуждаемым правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, св6боду

и собственность, приобретенную своим трудом. Основной целью людей при

установлении государства по взаимному соглашению является, по Локку,

сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы в

естественном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного

отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора

быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную

свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его

личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя

не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем

естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда, и он

находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным.

Променять естественное состояние на абсолютную монархию – это то же,

говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей,

отдать себя в когти льва. Учение Локка о естественном нраве и общественном

договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной

монархии. Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он

выдвинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в

политических теориях французской и американской буржуазных революций "УП1

в. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать

три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная

власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная

(правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и

министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка,

неравноправны. Законодательная власть – верховная, она должна повелевать

другими властями. Дж. Локк в своем трактате также ставит вопрос о

возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет

своей прерогативой. Тогда его подданные имеют право отказаться от договора.

Вопрос № 15. Общая характеристика философии Просвещения, ее влияние на

развитие науки, культуры и социальные процессы. Просвещение - идейное и

общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими

переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и

утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило

распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г, в

Англии и революцией 1789-1790 гг., во Франции, И оставило неизгладимый след

в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм), но

главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного

движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в

его оценке как передового, новаторского явления. Как течение общественной

мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство.

Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и

предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких,

как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость

и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к

авторитетам всякого рода, не приятии догм. Именно разномыслие

просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой

исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых

спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав

человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии,

правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики

индивидуализма .За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран

дорого поплатились в XIX и XX вв.

Вопрос № 16. Философские содержание механической картины мира и особенности

французского материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах). Проблемы,

поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку у

французских материалистов 18 в. они очистили его от различных

схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения

философских проблем. Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро,

Гельвеций, Гольбах. Французский материализм того периода – классическая

разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его

пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке,

обществе. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении.

Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной

реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств.

Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно

учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы». Идея

неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики,

не укладывающийся строго в механистическое понимание природы. Отмечая

внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели

подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.

Однако наиболее полно, логически завершенные идеи выражены в учении

Гольбаха «Система природы». Материалисты все сводили к механическому

движению. По их мнению, даже человек есть физическое существо, отличающееся

от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека

инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил

аналогию между человеком и машиной. Механистически понимая взаимосвязь

необходимости и случайности, распространив это понимание на поведение

человека в обществе, материалисты считали, что человек не м.б. свободен в

своих поступках и действиях ибо во всем царит только необходимость, что он

беспомощен пред силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их к

фаталистическому истолкованию необходимости. Не уяснив диалектического

взаимодействия необходимости и свободы, французские материалисты пришли к

выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире

господствует только необходимость. Понимание познание, как отражение

внешнего мира в мозгу человека они считали человека пассивным созерцателем.

Они исходили из понятий человеческой природы и естественный человек,

основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы.

Первичные потребности – еда, одежда, жилище и т.д. Вторичные – гордость,

зависть, честолюбие. Стремление к счастью лежит в основе нравственных

побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина

человеческого поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую

среду.

Вопрос № 17. Основные черты философии И. Канта. Учение об антимониях и

разработка диалектического метода. Одним из величайших умов человечества,

основоположником классического немецкого идеализма, возродивших идеи

диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя

заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке

Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция

происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор

является одной из фундаментальных идей в астрономии. Кант считал, сто

решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии,

должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и

установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно

Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал

воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по

себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как

он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),

составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия “ вещей

самих по себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот

хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами

природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть

наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует

независимая от человеческого сознания сущность вещей – “вещи сами по себе”.

Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом

постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной

веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной

ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный

смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было

бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был

убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде

восприятия. Пространство и время идеальны, а не реальны. Философия Канта не

свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию,

он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место

вере.

Вопрос № 18. Общая характеристика философско-социологических воззрений Г.

Ф. В. Гегеля. Достижения и ограничения гегелевской диалектики. Высшим

достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-

1831). На объективно-идеалестической основе он развил учение о законах и

категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический

метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в

материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он

противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель

утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе

которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это –

деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.

Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание

самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого

мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе

законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде

явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие

идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем

этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого

сознания и самосознания.

Вопрос № 19. Философская антропология Л. Фейербаха. Иным направлением в

развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 – 1872) –

крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя

немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля,

Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же

стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как

свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непредложен,

неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний

характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику.

Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной

чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего

продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой.

Природа – основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии,

призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила

чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации,

обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим

процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против

идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического

противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против

вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке

гипертрофировалась, а специальная – недооценивалась.

Вопрос № 20. Предпосылки возникновения и основные черты марксистской

философии (диалектического и исторического материализма). Предпосылки:

овеществление труда. Социально - экономические изменения. С 1838 г.

началось постепенное улучшение жизни рабочих, хотя разница между бедными и

богатыми росла. С 1850 г. бедные перестали становиться ещё беднее,

закончилось абсолютное обнищание рабочего класса. Непосредственными же

теоретическими предпосылками марксистской философии послужили диалектика

Гегеля и материализм Фейербаха. Свое отношение к философии этих мыслителей

Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) выразили в целом

ряде своих работ, прежде всего таких, как «Критика гегелевской философии

права», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» и «Диалектика

природы» Энгельса, в их совместных трудах «Святое семейство» и «Немецкая

идеология». Порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своем

учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и

мышления. Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой

человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их

многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и

материализма положило начало созданию новой философии – диалектического

материализма. В качестве первичной признается диалектически развивающаяся

объективная материальная действительность, отражением которой выступают

категории и законы мыслительной деятельности людей. Это значит, что в

«диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и

развитии воспроизводится «диалектическое движение действительного мира».

Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей».

Важнейшим разделом марксистской философии является материалистическое

понимание истории, то есть развития общества и в целом исторического

процесса. Оно заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании

материальной основы функционирования и развития человеческого общества,

каковой, по мнению Маркса и его последователей, выступает производство

материальных благ. Указывается на то, что производственно-экономические

отношения между людьми, в конечном счете, определяют все иные общественные

отношения между ними, в том числе политические, правовые и идеологические

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.