рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Этапы становления философских знаний

Этапы становления философских знаний

1. Философия, как мировоззрение, основной вопрос философии


Понятие мировоззрения означает взгляды, воззрения людей на мир, на природу и общество. Мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, диалектическим и метафизическим, атеистическим и религиозным. Целостное мировоззрение формируется всей совокупностью наук, но теоретическую основу, фундамент любого мировоззрения составляет философия. Именно философия отвечает на самые главные фундаментальные вопросы мировоззрения, такие как: что из себя представляет мир в целом; по каким наиболее общим законам он развивается; каково место человека в мире; познаваем ли мир; как соотносятся материя и сознание, материальное и духовное. Среди этих вопросов многие философы самым основным считают вопрос о соотношении материи и сознания, материального и духовного. В ответе на этот вопрос философы разделились на 2 основных лагеря: материалистов и идеалистов. Материалисты считают первичным материю, природу, физическое, а вторичным и производным сознание, дух, психическое. А идеалисты наоборот первичным считают сознание, духовное, психическое, а материю, природу, физическое – вторичным и производным. Основной вопрос философии, кроме 1 стороны о соотношении материи и сознания имеет еще и 2 сторону, а она составлена в ответе на вопрос: познаваем ли мир и в решении 2 стороны философы и ученые также разделились на 2 основные группы: большинство считает, что мир познаваем – это абсолютное большинство материалистов и объективных идеалистов, но есть философы и ученые, которые утверждают, что мир непознаваем. Это, прежде всего, субъективные идеалисты и некоторые стихийные материалисты-естествоиспытатели. Они получили название агностики, а само направление агностицизм. Агностицизм, как направление, опровергается общественной исторической практикой. В процессе практики непознанные процессы, предметы, явления становятся познанными, а непознаваемых вещей в принципе не существует.

Идеализм существует в 2-х основных вариантах – объективного идеализма и субъективного идеализма. Объективные идеалисты, например, Платон, Гегель, Шопенгауэр и др., первичным считают какое-то духовное начало, находящееся вне человека. У Гегеля это абсолютная идея, объективный дух. У Шопенгауэра – мировая воля, а у религиозников – бог. Субъективные идеалисты – Юнг, Авенариус и др., первичным считают сознание субъекта – человека, а предмет – вторичным (комплекс ощущений человека). Наряду с материализмом и идеализмом, как 2 противоположностей, существует еще и дуализм; Представители – Кант, Декарт, считают, что материя и сознание, материальное и духовное существуют как бы параллельно и независимо друг от друга, где материальное порождает материальные предметы, явления, а сознание – духовные.


2. Диалектика и метафизика


2 противоположных метода философии и науки.

Понятие диалектика в античности в Древней Греции означало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем под диалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ей метод исследования – диалектический. Диалектика – философское учение о всеобщем и полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мира и о всеобщих связях существующего в мире. Составная часть философии.

Понятие метафизика впервые в встречается в работах Аристотеля и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чем собственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определенная концепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования. Это было тогда, когда естествознание еще только накапливало сведения о явлениях природы, поэтому явления, процессы, предметы природы рассматривались вне связи друг с другом и как неизменные, раз и навсегда данные. Но когда таких сведений о явлениях природы было накоплено много и потребовалось установить взаимосвязи между ними метафизический метод оказался ограниченным, односторонним, не способным решать новые задачи. На смену ему приходит диалектика, как последовательно-научная теория, последовательно-научный метод исследования.

Противоположность диалектики и метафизики состоит в следующем. С позиции метафизики предметы, процессы, явления мира рассматриваются: 1 – вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.

– в основном как неизменные, раз и навсегда данные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо, т.е. только как количественные изменения, но отрицаются коренные качественные изменения. 3 – не раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений. С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются: 1 – во взаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга. 2 – в движении, изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренных качественных изменений. 3 – раскрывается внутренний источник, внутренняя причина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений, которыми являются внутренние противоречия.


3. Предмет философия и ее основные функции


Понятия понятие философия Древнегреческого происхождения и означает любовь к мудрости (филео – люблю; софия – мудрость). Философия на заре своего развития включала в себя все научное знание, но

постепенно по мере развития частно-научного знания из нее выходили отдельные ее части и превращались в самостоятельные науки. В начале – геометрия, медицина, астрономия, затем – физика, математика и другие науки.

На рубеже появления марксизма (2 половина 19 века) между философией и частными науками возник конфликт. Суть его состояла в том, что конкретные научные сведения, данные о явлениях мира получали конкретные частные науки, а философия продолжала претендовать на роль науки всех наук и решающая любые вопросы, в том числе и частные. Это не устраивало естествоиспытателей и представителей всех частных наук. Возникает такое направление, как позитивизм, представители которого объявили, что наука сама по себе философия и не нуждается ни в какой другой стоящей над ней философией. Философия между тем имеет собственный предмет исследования. Этот конфликт между философией и частными науками в существенной степени был преодолен марксистами – Марксом и Энгельсом: что философия не должна решать за частные науки решать их вопросы, а имеет собственный предмет изучения – это наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. В настоящее время существуют различные определения философии. Одно из них следующее: Философия изучает соотношение материи и сознания, в том числе общественного бытия и общественного сознания – социальная философия, и наиболее общие законы развития природы, общества, познания и мышления. Это прежде всего: 1 – закон единства и борьбы противоположностей. 2 – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 3 – закон отрицания отрицания.

философия изучает всеобщие понятия, которые в философии называются категориями: бытие, материя, сознание. Философия изучает и самого человека, прежде всего самые общие глобальные вопросы: человек и мир; человек и общество; место человека в мире; возможность познаваемости мира человеком. Философия выполняет основные функции: 1 – мировоззренческую. Она фундамент мировоззрения. 2 – методологическую. Все ее законы и категории – всеобщие методы познания и исследования мира. 3 – Практическую. Она является духовным оружием изменения мира. 4 – аксеологическую. Разработка теории ценности. 5 – Диалектико-логическую. Учит глубоко, всесторонне мыслить.

4 Религиозно-мифологический уровень в сознании общества, как предшествующий философскому. Возникновение философии.

До возникновения философии в течении тысяч лет существовал религиозно-мифологический уровень в сознании общества. Само понятие миф означает совокупность идей противоположных философии и науке. Религиозно-мифологический уровень характеризуется следующими основными чертами.

1. при этом уровне сознания общества не было различия объекта и субъекта, природы и человека. Человек еще не выделял себя из мира природы., как нечто качественно отличное от нее. И свойства природы переносились на человека, а черты человека и общества – на природу. Она рассматривалась, как одушевленное.

2. в этот период не были еще разработаны многие понятия (категории) э том числе такие фундаментальные^ как причинность, необходимость, закономерность.

3. при этом уровне сознания и общества преобладало чувственно-образное отражение действительности.

Древнегреческая философия уже была наиболее развитой формой перехода от чувственно-образного отражения действительности к отражению действительности с помощью понятий, категорий. Философия возникает в 6 веке до нашей эры в период перехода от раннего к зрелому рабовладению. В этот период формируется идея подчиненности всего бытия некоему надличностному и надприродному закону, универсальному закону – Логосу, Дхарме – Древняя Индия, Дао – Древний Китай. В этот период начинают возникать понятия и формируются зачатки различных знаний (математика, астрология, география, медицина). Эти знания уже разрушали старые представления о мире, о человеке и обществе. И в такой новой обстановке возникает потребность в антимифологическом сознании. А ответом на эту потребность и явилось возникновение философии. Считается, что первым употребил понятие философия Пифагор, а статус самостоятельной науки ей придал Платон.

5 Древнегреческие философы-материалисты. Возникновение идеализма. Философия Пифагора.

Философия в Древней Греции возникает, как материалистическая философия. Первые Древнегреческие философы-материалисты сводили материю к какому-то конкретному ее состоянию. Например, Фалес – к воде, Анаксимен – к воздуху, Фелекид – к земле, несколько позднее Гераклит – к огню. Или к комбинациям этих состояний, или как Анаксимандр – к неопределенному материальному началу, которое получило название аппейрон.

Это были наивные представления, и их материализм назывался наивным. Заслуга же первых Древне Греческих материалистов состояла в том, что у них уже были диалектические идеи во взглядах на природу. Идея о противоположностях, развитии противоречий, изменении, развитии. Например, Фалес – вопрос о противоположности жизни и смерти, Анаксимандр рассматривал аппейрон, как образование, которое включает в себя теплое и холодное, сухое и влажное и представляет собой совокупность различных элементов и свойств. Но их диалектика была стихийной, так как наука еще не была развита.

Несколько позднее возникает идеализм. Его возникновение было связано с именем Пифагрра и его учеников. Пифагор утверждал, что единым и абсолютным первоначалом мира может быть только мысль, а точнее ее божественная форма – число. И для него вид предмета это суть. При этом числа первичны, а вещи, предметы вторичны. В тоже время заслуга Пифагора и его учеников состоит в том, что они много сделали для математического знания, для количественного изучения объектов природы с помощью чисел. Но слишком преувеличили роль чисел, оторвали их от реальной действительности и пришли к идеализму. Об этом писал Аристотель: «Пифагорейцы – отмечал он – занявшись математическими науками впервые двинули их вперед и воспитавшись на них стали считать их началом всех вещей».


6. Философия Гераклита


Новый и крупный шаг в разработку проблем диалектики сделал Гераклит (540–480). Гераклит вывел идею всеобщего изменения, развития через борьбу противоположностей. Он утверждал, что все течет, все изменяется: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Развивая эту идею он пришел к выводу, что природа в самом деле имеет причину, основание и начало всех преобразований, т.е. движение природы есть ее самодвижение, а поэтому природе не нуждается в каком-либо сверхъестественном первоначале. Этот космос не создал никто из богов и никто из людей. Он всегда был и есть и будет вечно живым огнем закономерно разгорающимся и потухающим. Гераклит заложил принцип нераздельного единства материи и движения.


7. Философия Демокрита


Выдающимся материалистом Древней Греции был Демокрит (460–370). Основная заслуга Демокрита состояла в том, что он вслед за Лефкипом разрабатывал атомистическую гипотезу. Демокрит утверждал, что мир представляет из себя бесконечное множество неделимых, непроницаемых частиц (неизменных) вещества – атомов, которые различаются формой, положением и порядком. Атомы носятся в пустоте, вталкиваются, соединяются между собой и образуют различные тела – предметы. При этом ни одна вещь не происходит попусту, а только в силу причинной связи и по необходимости. Демокрит правильно утверждал, что все имеет свою причину, но признавая объективное существование необходимости, он ошибочно отрицал объективное существование случайности. Он писал, что люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть этим свою собственную нерассудительность. Разрабатывая проблемы познания он четко различал роль чувств и разума в познании. Но в тоже время он принижал роль чувств в познании и преувеличивал роль разума. Он утверждал, что темное, неполное, недостоверное знание и лишь с помощью разума мы можем познать истину. В учения о человеке и обществе он также следовал своей атомистической гипотезе. Главное отличие человека от животных он видел в особом расположении круглых и самых подвижных атомов, сходных с огнем или воздухом. Он подверг критике религиозный взгляд мир, утверждал, что вера в богов возможна из-за страха перед непонятными силами природы. В своих взглядах на роль государства он был сторонником рабовладельческой демократии. Он отстаивал свободу человека.


8. Философия Платона


Крупным философом в Древней Греции был объективный идеалист Платон. Платон разделил весь мир на мир вечных и неизменных идей и изменчивых вещей. При этом для него идеи первичны^ а вещи вторичны.

В этом суть его объективного идеализма. В теории познания он также стоял на позициях объективного идеализма. Учение о познании у него основано на знании о бессмертии души. Платон утверждал, что душа человека еще до его рождения обитала в мире вечных и неименных идей, созерцала их и запечатлела их в себе. А человеку остается лишь вспомнить эти идеи, но в процессе обучения и воспитания. Представляет интерес его учение о государстве. Он создал проект идеального государства. Платон выделил три основных сословия в государстве:

1. Правители-философы.

2. Воины-стажи.

3. Работники производительного труда.

При этом правители-философы и воины-стражи у него лишены всякой собственности, не только частной, но и личной. Только 3 сословие имеет право владеть и личной и частной собственностью, но в разумных пределах. И Платон установил даже норму социального расслоения в обществе – 1:4.


9. Философия Аристотеля


Великий Аристотель (384–322). Огромной заслугой Аристотеля явилось то, что он обобщил достижения всей предшествующей ему философской мысли. Он был универсальным философом. Писал работы на самые различные темы о явлениях живой и неживой природы, работы по сознанию и познанию, о природе общества, государства, об искусстве, этике, эстетике и риторике. Он пытался установить самые разнообразные связи в мире. Он систематизировал минералы, растения, животных. Общество рассматривал, как связь людей, а человека, как существо общественное, политическое. Он придал законченную форму для учения о категориях того времени. Он сформулировал 3 основных закона формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Он подверг критике идеализм своего учителя Платона. Сам был материалистом в теории познания. Познание для него есть познание чего-то реального. Он был материалистом в понимании искусства. Искусства – отражение жизни действительной. Но в тоже

время он оставался идеалистом в решении основного вопроса философии. Вещи для него – единство 2-х начал – активной формы и пассивной материи. Вывод: существует первоформа, под которой он понимал некоторое духовное начало.


10. Философия Нового времени


Этап 17–18 веков характеризуется новым расцветом философской мысли, широким распространением идей материализма и его активной борьбы против идеализма, религии, мистики. Это было связано, во-первых, с тем, что буржуазия не могла победить феодализм без опоры на науку, ибо развитие машинного производства, как экономической основы могущества нового класса буржуазии было невозможно без ее Опоры на науку, без систематического изучения объектов, процессов и явлений природы. Именно поэтому объективный, реальный мир становится главным объектом для изучения, как естествоиспытателей, так и ученых. В такой новой обстановке формируется идея активности субъекта, человека, преобразующего природу. И лозунг английского философа Френсиса Бекона: «Знание – сила!» наиболее емко отразил дух становящейся новой эпохи. Во-вторых, развитие естествознания поставило перед философией вопросы о методах познания, о роли чувств и разума в познании. Еще у отцов естествознания Галилей, Ньютона уже встречались отдельные высказывания о природе научного познания, но только философы пишут специальные работы, выясняя возможности различных методов и способов познания. В-третьих, в связи с разрушением феодальных сословных отношений и заменой их на буржуазные все сильнее устранялась зависимость человека от различного рода авторитетов, в том числе и божественного авторитета. И только в этой обстановке формируется девиз Лондонского Королевского общества в 1660 году: «Ничего на веру». Материализм 17–18 веков был обогащен выдающимися открытиями в области естественных наук; небесной механики, физики, химии и других наук. И в этом его существенное преимущество перед наивным материализмом Древне, Греческих философов.

К наиболее выдающимся материалистам 17 века относятся. Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк (Англия), Бенедикт Спиноза (Голландия), а 18 века – Дени Дидро, Поль Гольбах, Клод Гельвеции (Франция), Михаил Ломоносов (Россия).

Заслуга материалистов 17–18 веков состояла в том, что они объяснили мир, исходя из него самого. Первоосновой всего существующего считали вечно движущуюся материю. Человека рассматривали, как составную часть природы. И доказывали возможность познания мира. Они разоблачали теорию врожденных идей. Локк по этому поводу писал, что в душе нет врожденных принципов, душа представляет из себя «лист чистой бумаги» без всяких черт и идей. А то, что на ней будет записано, зависит от жизненного опыта, полученных знаний. Материалисты 17 и особенно 18 веков (Франция) выступили с резкой критикой религии. Они писали специальные работы, направленные против религии. Например Поль Гольбах написал «Карманное богословие» в котором едко высмеивал религию и религиозные предрассудки в сознании людей. Религию они рассматривали, как духовное оружие порабощения народа и опору тирании. И в их работах материализм был сознательно доведен до атеизма. Французские материалисты и в целом просветители (Вальтер) много сделали для просвещения народа. Они создали знаменитую энциклопедию, как свод наук, искусств и ремесел, в которой было подытожено развитие научного знания, в целом культуры, и общественно-исторической практикой. И эта энциклопедия и в целом философия французских материалистов и просветителей явилась идеологической подготовкой французской буржуазной революции конца 18 века. Идеи французских материалистов использовали также представители утопического социализма. Например, Роберт Оуэн, Шарль Фурье и другие. Это были все крупные достижения материализма 17–18 веков. Но в тоже время материализм 17–18 веков имел и существенные недостатки. Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» выделял, прежде всего, 3 основных недостатка: метафизичность, механицизм, идеализм в понимании человека и общества, в понимании истории.

Название метафизичность – метафизический материализм – означало о разрыве материализма и диалектики. Господствующим стал метафизический подход к действительности, когда объект природы и отражающие их понятия считались неизменными, подлежащими изучению один возле другого, т.е. вне связи друг с другом. Наивный материализм Древне Греческих философов хотя и стихийно, но в целом верно схватывал общий характер всей картины явлений мира, природы, космоса. Но он был недостаточен для изучения тех частностей, из которых эта общая картина складывалась. А поскольку мы не знаем этих частностей, то неясна была и общая картина, поэтому наука 17–18 веков вполне оправданно стала изучать эти частности, не вырывая их из естественной или исторической связи и исследуя каждую по отдельности, по ее свойствам, причинам и следствиям. Вследствие этого единая природа как бы распадалась на отдельные царства, изучаемые отдельными науками: минералогией, ботаникой, зоологией, сравнительной анатомией и другими. И ученым казалось, что земля, солнце, растения, животные и сам человек неизменны. А если изменения все же признавались, то понимались упрощенно, только лишь как количественное уменьшение или увеличение чего-либо. Абсолютизация такого подхода к изучения природы вне всеобщей взаимосвязи и развития и получило название метафизического метода исследования и метафизического способа мышления. Механицизм был связан с абсолютизацией механической формы движения. В этот период наиболее интенсивное развитие среди наук получила механика. А ее законы, понятия также абсолютизировались, с помощью их ученые и философы пытались объяснить явления не только неживой природы, но и органической природы и даже общества. А философ материалист Ламетри написал даже книгу «Человек – машина». Для объяснения вселенной, например, широко применялся образ часового механизма. Это означало, что все небесные тела движутся по вечным и неизменным законам, а в роли часовщика даже для великого Ньютона выступал бог.

Идеализм в понимании истории, общественной жизни. Материалисты 17–18 веков были материалистами лишь в понимании природы, т.е. правильно доказывали, что материя, природа – первична, а сознание, дух – вторичны. Но в тоже время они оставались идеалистами в понимании истории, общества. Определяющей причиной развития истории, общества они считали духовные мотивы в деятельности людей. Даже Французские материалисты искали главные причины развития общества о чувствах, желаниях и мнениях великих людей, а не в материальной жизни.

Эти слабости материализма 17–18 веков были замечены и использованы в борьбе против материализма, как субъективными идеалистами Беркли, Юмом, так и объективными идеалистами Декартом и Лейбницем. Ирландский епископ и субъективный идеалист Беркли главной задачей своей жизни считал защиту идеализма, религии и опровержение материализма и атеизма. «Чувственный мир», – писал Беркли, «есть мир воспринимаемый нашими чувствами. Чувствами же воспринимаются только представления. А представления не могут существовать иначе как в уме», а отсюда он делал вывод: помимо наших представлений ничего не существует. И приходил к своему главному выводу: существовать, значит быть воспринимаемым. Пытаясь опровергнуть материализм, он в свою очередь писал, что поскольку мы чувствами не воспринимаем материю, как таковую, а воспринимаем лишь конкретные вещи, то и идея понятия материи ничего не прибавляет к свойствам вещей, которые дают чувственные восприятия, а поэтому идея материи, утверждал он, не нудна ни философии, ни науке. Точно также Беркли фактически отрицает в целом образование общих понятий. Например: понятие растения, животного, человека якобы также ничего не отражают. А поэтому тоже приносят вред и науке и философии. В конечном итоге Беркли от субъективного идеализма переходил к объективному идеализму, пытаясь доказать существование бога, как творца всего существующего,

Английский философ Давид Юм в свою очередь так же утверждал, что мы имеем дело только с нашими ощущениями, но мы не знаем, что стоит за ними; может быть, писал он, это материя, как считают материалисты, а может быть сознание, как считают идеалисты. Юм имеет в виду объективных идеалистов.


11. Философия Канта


Теоретическим выражением буржуазных преобразований в Германии явились философские системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Основоположником же немецкой классической философии явился выдающийся философ Имануил Кант (1724–1804). В творчестве Канта выделяют 2 основных периода: докритический (до 1770) и критический (с 1770).

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.