рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Этапы становления философских знаний

Первый период Кант в основном был материалистом и занимался естественнонаучными проблемами. В 1755 году он написал работу «Общая естественная история и теория неба». В ней он доказывал образование солнечной системы из гигантской газовой туманности, т.е. естественным путем, оставляя за скобками бога. Заслуги Канта в этот период во-первых он выступал^ как материалист, во-вторых он доказывал, что природа имеем свою историю, в-третьих доказывал материальное единство природы. С 1770 года начинается новый период в его творчестве, называемый критическим по названиям его работ «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика собственности суждения». В этот период он занимается преимущественно философскими проблемами. Он делает предметом своего изучения познание. И прежде всего объектом его изучения становятся априорные (доопытные) формы сознания, присущие сознанию человека до самого процесса познания. Это по Канту пространство, время, причинность, необходимость, закономерность и некоторые другие. Т.е. Кант подходит к их изучению с позиции субъективного идеализма. На самом деле все они существуют объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей.

Рассматривая процесс познания Кант исходит из того существует мир вещей в себе. Это объективный мир и он является источником наших ощущений. Утверждая так он поступает как материалист. Но эти ощущения, пишет он, хаотичны, ни в пространстве, ни во времени ни сформулированы и причинно друг с другом не связаны. Сам же человек имеет дело уже с явлениями, которые представляют преимущественно продукт сознания человека. Каждое явление это единство второстепенного – хаоса ощущений идущего из внешнего мира, и основного – форм и закономерностей, внесенных уже самим человеком. И Кант делает вывод, что человек познает лишь то, что сам и формирует. Он переходит на позиции субъективного идеализма и агностицизма. Весь мир он разделяет на мир вещей в себе, которые существуют объективно, но они не познаваемы и мир вещей для нас, которые познаваемы, но они формируются самим сознанием человека. За такой период Канта критиковали и слева и справа. Слева его критиковали материалисты, например, Людвиг Фейербах, Энгельс – за агностицизм, за утверждение, что вещи в себе не познаваемы, и за субъективный идеализм. А справа его критиковали последовательные идеалисты, например, Махисты^ Мах, Авенариус и другие. Заслуга Канта состояла в том, что он разрабатывает диалектику процесса познания. Он выделил 4 антиномии (противоречия) в познании: мир конечен во времени и в пространстве и мир бесконечен во времени и в пространстве; в мире существует свобода и в мире не существует свободы, все необходимо; в мире все просто и неделимо и в мире все сложно и делимо; существует бог, как первопричина мира, и не существует никакой первопричины мира.

Он считает, что разум не в состоянии разрешить эти противоречия, но эти противоречия у Канта – противоречия разума. И он выделил всего 4 противоречия. На самом же деле противоречия существуют в самом объективном мире и их бесчисленное множество.

Заслуга Канта в этот период состояла также в том, что он наносит удар по теологии, как особой науке о боге. Кант считает, что логически нельзя доказать существование бога, но идея бога нужна. Бог нужен, утверждает кант, чтобы поддерживать моральные принципы. Кант формирует основной моральный принцип «категорический императив», как вечные и неизменный закон и идеал поведения людей. Суть этого закона в том, «что поступать надо согласно такому правилу, руководствуясь которым ты можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим законом». «Поступай так, чтобы ты всегда так относился к человечеству и в своем лице, в лице всякого другого, как и к цели и никогда не относился бы к нему, как средству». Такая постановка вопроса Кантом высоко гуманна. «Человек – это превыше всего. Это высшая цель. Он не может быть средством для достижения любой цели». Кант рассматривает так же в этот период внутреннюю структуру личности, исследует внутренние мотивы поведения личности. Такие ее качества, как совесть и другие. В 1785 году он пишет работу к «Вечному миру», в которой выдвигает следующие нормы взаимоотношений между государствами: – не применение силы и роспуск армий; – отказ от использования кредитной система, как орудия внешнеполитических акций; – осуждение терроризма, как орудия политической борьбы.

Он пишет, что современная война привела к «Вечному миру» лишь на гигантском кладбище человечества. Следовательно, она не может быть допущена.


12. Философия Фейербаха


Выдающимся немецким философом-материалистом был Людвиг Фейербах (1804–1872). Заслуга Фейербаха состояла в том, что он резко критиковал идеализм Гегеля и агностицизм Канта. Он выявил связи идеализма и религии. И продолжил передавать традиции материализма 18 века (Франция). Как материализм Фейербах доказывал, что природа первична, а сознание – вторично. Он также доказывал, что мир познаваем. В центре изучения своей философии он поставил человека. Все это были крупные заслуги Фейербаха. Но будучи материалистом, в отличие от Гегеля, он был метафизиком по методу. Он полностью отбросил философию Гегеля, как ненужный хлам, не заметив рациональной стороны философии Гегеля – диалектики. И как образно отмечал Энгельс, вместе с водой выбросил из ванны и ребенка. Материализм Фейербаха носил антропологический характер. Сам Фейербах пытался избавится от характеристики человека, как чисто биологического существа. Он писал, что человек не есть отдельное существо, подобно животному, но существо универсальное, что человеческая сущность на лицо только в общении, в единстве человека с человеком. Но само общение он строил на основе неизменных, вне исторических и в этом плане природных человеческих свойств (веры, надежды, любви, разума, чувств). Критикуя же существующую религию, Фейербах в тоже время предлагал создать новую религию – религию всеобщей любви, что было утопией. Фейербах был материалистом лишь в понимании природы, а в понимании истории, общественного развития он оставался на позициях идеализма, считая определяющие в развитии общества, истории духовные мотивы в деятельности людей, т.е. их сознание, волю, т.е. Фейербаху были еще свойственны недостатки материализма 17–18 веков (метафизичность, механицизм и идеализм в понимании истории человека и общества).


13. Философия Гегеля


Великим немецким философом был Гегель (1770–1831). Гегель разработал гигантскую энциклопедическую философскую систему объективного идеализма, в которой рассматривается развитие теоретического закона природы, общества, индивидуального сознания, человека, морали, права, государства, искусства, религии и, наконец, самой философии.

Как объективный идеалист Гегель утверждал, что первоосновой всего существующего является объективный дух или абсолютная идея. Объективный дух развивается по внутренне присущим ему законам. Со временем он порождает природу, затем общество и все общественные институты: государство, семью, право, армию и т.д. И свое высшее проявление он находит в сознании человека. Объективный дух – активная творческая сила. Люди же практически бессильны перед, но будучи объективным идеалистом Гегель одновременно был диалектиком. Диалектика, писал он в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», это рациональное зерно его философии. Гегель впервые представил весь духовные, природные и исторический мир в беспрерывном развитии. Он доказывал, что источником любого движения, изменения, развития являются противоречия, что в развитии происходит переход от количественных изменений к качественным и обратно, что на смену старому неизбежно идет новое. Он теоретически разработал основные законы и категории диалектики: – закон единства и борьбы противоположностей; – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; – закон отрицания отрицания.

Особую роль среди категорий он отводил парным категориям: единичному и общему, причине и следствию, необходимому и случайному и другим.

Но философия Гегеля противоречива. Если Гегель, как диалектик, утверждал, что все движется, изменяется, на смену старому приходит новое, то идеалистическая система привела его к тому, что он высшим л последним этапом в развитии философии объявил свою философию, что противоречило его диалектике, а реакционное прусское государство объявил лучшим типом государства, что нравилось правителю. Противоречия в философии Гегеля, писал Энгельс, во многом объясняются тем, что он был сыном своего класса немецкой буржуазии. А немецкая буржуазия, в отличие от французской или английской, в тот период была трусливой. Если французская буржуазия отправила на гильотину своих королей, но немецкая буржуазия с одной стороны рвалась к власти. Но с другой стороны боялась феодалов, шла на сговор с ними и предавала интересы народа. И эти противоречия немецкой буржуазии, как класса в этот период, пишет Энгельс, нашли отражение и в философии Гегеля.


14. Возникновение и основные особенности марксисткой философии


Возникновение марксизма, включающего в себя 3 составные части: марксистскую политэкономию; марксистскую философию и теорию научного социализма – было подготовлено всем ходом исторического развития общества, философией в целом, общественной и естественнонаучной мысли. Марксистская философия выступает как методологическая и теоретическая основа всего марксизма в целом. Историческое развитие общества и прежде всего развитие капиталистического способа производства привели на арену классовой борьбы новый класс – пролетариат. В рамках зрелого феодализма противоречия между пролетариатом и буржуазией уже были. Буржуазия владела определенными средствами производства, чего не было у пролетариата, а следовательно, и жила лучше, но они еще были слабо выражены. И буржуазия и пролетариат при феодализма считались низшими сословиями в обществе, а привилегированными сословиями были дворянство и духовенство, ибо только они имели право на землю и крестьян. На знаменах и транспарантах первых буржуазных революций были начертаны лозунги: «Свобода, равенство, братство, счастье», И буржуазия и пролетариат верили в их реализацию, осуществление после победы над феодалами, но развивались и противоречия между буржуазией и пролетариатом. Когда же буржуазия приходит к власти в результате побед первых буржуазных революций, то оказалось, что она выступила как не менее жестокий эксплуататор, чем феодалы. И буржуазия и пролетариат теперь поняли, что они – классы противоположные друг другу. И начинается классовая борьба между ними. Среди первых крупных выступлений пролетариата Фридрих Энгельс назвал 3 выступления: – Восстание Силезскких ткачей в Германии; – Восстание Монских во Франции; – самое мощное выступление пролетариата – Чартистское движение в Англии. Но все эти восстания пролетариата были еще плохо организованы. Пролетарии смутно представляли себе будущее общества и не знали четких целей борьбы за него. Нужна была научная теория, которая бы ответила на эти вопросы и вооружила бы пролетариат знаниями классовой борьбы. И как следствие развития капитализма и выхода на арену классовой борьбы пролетариата, такая теория появляется во 2 половине 40-х годов 19 века – это марксизм.

Маркс и Энгельс, создавая революционное учение пролетариата, опирались на достижения всей предыдущей общественной и философской мысли. Например, они использовали теорию трудовой стоимости английских буржуазных политэкономов дама Смита и Давида Рикардо. Они совершено, верно, показали, что в основе всякого богатства лежит труд людей. Маркс и Энгельс, опираясь на эту теорию трудовой стоимости, создали новую теорию – теорию прибавочной стоимости. Этой теорией они в свою очередь доказали, что рабочий одну часть рабочего времени работает на себя, на семью, а другую часть времени, а нередко и большую, – на карман капиталиста, создавая прибавочную стоимость. Маркс и Энгельс использовали также взгляды французских социалистов-утопистов: Сен-Симона, Фурье, Оуэна; о будущем обществе, социализме. Их критику пороков капитализма, их идею о классовой борьбе, как движущей силы развития общества. Но они пришли к выводу, что одной только критики словом мало, что от критики словом надо переходить к критике оружием. В создании же собственной философии Маркс и Энгельс опирались на достижение предшествующей философской мысли, особенно немецкой классической философии и в первую очередь философию Гегеля и Фейербаха. Из философии Гегеля они взяли на вооружение его диалектику. Но диалектика Гегеля была идеалистической, т.е. у Гегеля развивался, прежде всего, объективный дух, абсолютная идея, а те изменения, которые происходили в природе и обществе Гегелем рассматривались как следствие развития объективного духа. Маркс и Энгельс создали материалистическую диалектику. Они показали, что первоосновой всего существующего является материя, природа. Именно она является источником движения, изменения, развития. Из философии Фейербаха Маркс и Энгельс использовали, прежде всего, его материализм, освободив предварительно материализм Фейербаха от недостатков. Домарксовский материализм характеризуется 3 основными недостатками: метафизичность, механицизм, идеализм в понимании истории общества. Материализм же Маркса и Энгельса в отличие от марксизма 17–18 веков – диалектический материализм. Кроме этого Маркс и Энгельс явились материалистами в понимании истории общества. Маркс и, Энгельс показали, что определяющей основой развития общества, развития истории является развитие материального производства, способа производства, а не духовные факторы.

Создавая новую философию Маркс и Энгельс опирались также и на достижения естественнонаучной мысли. Особое значение для них, как писал Энгельс, имели 3 великих открытия того времени: открытие клетки, клеточного строения организмов растений и животных; эволюционная теория Дарвина и закон превращения энергии. Эти великие открытия нанесли сильный удар по метафизическим взглядам на природу, а также и по идеализму и религии. Если метафизики не видели связи между растительным и животным миром, то открытие клеточного строения организмов растений и животных доказало единство растительного и животного мира. И растения и животные начинали свое развитие с одного и того же – с клетки. Если метафизики не видели развития растительного и животного мира, то Дарвин в своей эволюционной теории показал, что растительный и животный мир не стоят на одном месте, а развиваются и при этом развиваются в силу естественных причин, в силу закона борьбы за существование. Если метафизики признавали лишь постепенные количественные изменения, которые происходили в мире, но отрицали коренные качественные изменения, то закон превращения энергии показал, что в мире наряду с постепенными количественными происходят и коренные качественные изменения, ибо превращение 1 вида энергии (тепловую в механическую) в другой – образование качественного нового вида энергии. Эти великие открытия способствовали развитию диалектических взглядов на природу, а также материалистических и атеистических, т.е. они способствовали созданию диалектико-материалистической философии. Маркс и Энгельс совершили переворот в философии. Энгельс по этому поводу писал, что с появлением марксизма старой философии пришел конец, т.е. той философии, которая претендовала на роль науки всех наук, на истину в последней инстанции и пыталась решать любые вопросы, в том числе частные. Маркс и Энгельс показали, что Философия не должна за частные, специальные науки решать их проблемы, что она имеет собственный предмет исследования, изучение наиболее общих законов развития природы, общества, мышления. Маркс и Энгельс создали качественно новую философию – диалектико-материалистическую. Эта философия диалектическая. Она показывает, что мир, материя, природа и общество находятся в бесконечном движении, изменении, развитии. Что движение, изменение, развитие происходят через борьбу противоположностей, т.е. противоречия – источник любого движения, изменения, развития, что в развитии происходит переход количественных изменений в качественные и обратно, что на смену старому идет новое. Что все в природе и обществе взаимосвязано. Эта философия Маркса и Энгельса – материалистическая философия и в понимании природы и в понимании общества. Общественное бытие, т.е. материальная жизнь общества – первично, а общественное сознание, т.е. дух жизни общества – вторично. Маркс и Энгельс создали также научную социологию или историоматериализм или материалистическое понимание истории.

До Маркса и Энгельса господствовал идеализм во взглядах на общество, его историю, т.е. их сознание, воля, чувства, настроение, переживания, иллюзии. А главной движущей силой развития истории объявлялись выдающиеся исторические личности, герои, дари, полководцы, государи, философы. Движение же народных масс осталось в тени. Маркс и Энгельс показали, что определяющей основой развития общества, истории является развитие материального производства, способа производства, конечное единство производственных сил и производственных отношений, что именно общественное бытие как материальная жизнь общества определяет общественное сознание, дух жизни общества. Главной движущей силой развития истории объявлялись не исторические личности. А народные массы, ибо именно они – основа производительной силы общества. Отмечая заслуги Маркса и Энгельса в создании истинной науки об обществе, Ленин писал, что хаос и произвол, которые царили до Маркса и Энгельса во взглядах на историю и на политику сменились поразительно стройной научной теорией, показывающей, что из 1 уклада экономической жизни развивается следствие развития производительной силы, новый более передовой уклад, как из феодализма например вырастает капитализм. Маркс и Энгельс впервые также соединили философию, теории в целом с политикой, с массовой борьбой пролетариата за его освобождение. Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» в последнем 11 тезисе писал, что философы лишь различным образом объединяли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его, те. Маркс подчеркнул здесь практическую сторону философии, заключавшуюся в замене капитализма на социализм.

мировоззрение философия материя убеждение

15. Развитие взглядов на материю. Определение материи


Взгляды на материю, на ее структуру и свойства разделились в процессе развития философии и науки. Древнегреческие философы-материалисты сводили материю или к какому-то ее конкретному состоянию, свойству (Фалес – к воде, Анаксимен – к воздуху, Ферекид – к земле. Гераклит – к огню) или комбинациям этих состояний или же к определенному материальному началу (агшейрон – Анаксимандр). Начиная с философов Древней Греции (Лефкипа и Демокрита), материя сводилась к атому, а атом объявляется последним и неделимым далее кирпичиком и такой взгляд, когда материя сводилась к неделимому атому просуществовал вплоть до конца 19 века – начала 20 века нашей эры. В к. 19 – н. 20 веков в физике были сделаны великие открытия, которые разрушили старые взгляды о материи. В 1896 году американским физиком Томпсоном был открыт электрон, как более элементарная частица, чем атом, французские физики – супруги Кюри – открыли явление радиоактивности. Русский физик Лебедев измерил давление света. Метафизически мыслящие физики, которые сводили материю к неделимому атому, теперь стали утверждать, что материя исчезает, т. к. исчез неделимый атом, т.е. они пришли к идеализму. На самом деле никакого исчезновения материи не было. Исчезала не материя, а некоторые старые взгляды на нее (на ее структуру и свойства). Это хорошо было показано Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». В ней он дал и определение материи: «Материя, – писал он, есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них». Ленин в этой работе высказал также идею о неисчерпаемости материи вглубь. Он писал: «Электрон также неисчерпаем как атом, природа бесконечна». Близким к материи, но не тождественным является категория бытие. Иногда их отождествляют, это неверно. Если материя есть объективная реальность, то бытие обозначает все существующее, все существование: оно включает в себя и духовное движение людей, их сознание. Материя в структурном отношении многообразна. В структуре материи выделяют элементарные частицы: атомы, молекулы, тела, микромир – мир элементарных частиц, макромир – мир, в котором мы живем, и мегамир – мир отдаленных галактик. Выделяют 2 основных вида материи: 1. вещество; 2 поле.


16. Движение, как способ существования материи. Основные ее формы


Движение – способ существования материи, т.е. ее неотъемлемый атрибут, свойство. Материя существует только в движении. Абсолютно все находится в движении. Под движением в самом широком смысле слова понимается любое изменение вообще, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением и» целом социальной формой движения материи. Движение характеризуется следующими основными чертами: материальностью, объективностью, относительностью, противоречивостью. Материальность движения обозначает, что его источником, причиной является материя. Объективность движения состоит в том, что движение, как и сама материя не зависит от воли и сознания людей. Абсолютность движения обозначает его всеобщность, т.е. все процессы, явления находятся в движении.

Относительность же движения состоит в том, что в разнокачественных участках природы и общества движение происходит по-разному. Например, оно происходит в природе и обществе, при феодализме и капитализме и т.д. противоречивость движения состоит в том, что движение есть всегда противоречия, столкновение противоположностей, борьба, взаимодействие. Следует различать понятия движение и покой, движение и развитие. Под покоем понимается сохранение предметом, телом своего устойчивого положения относительно других предметов, тел. Но покой не обозначает ни приостановку движения, ни отсутствие его. В любых предметах существует внутреннее движение. Все они изменяются и под действием внешней среды. Все предметы, находящиеся на Земле, движутся вместе с ней вокруг оси и солнца. Т.е. движение абсолютное, оно присутствует всегда, а покой относителен временем приходящим. Под развитием большинство философов понимают восходящее движение, т.е. движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее деформируемого к более, т.е. развитие – всегда движение, но движение – не всегда развитие. Самодвижение существует в различных формах. Основные его формы были выведены еще Энгельсом. Это механическое движение, физическое, химическое, биологическое и социальное (движение в обществе) движения в настоящее время в качестве самостоятельной формы движения материи называют и другие, например, движение элементарных частиц, тепловое движение, геологическое. Между формами движения материи существуют сложные взаимосвязи. Каждая более сложная форма движения материи исторически развивалась из менее сложной. Так, социальное движение возникло на основе развития механического, физического, химического и биологического. Каждая более сложная форма движения материи включает в себя все менее сложные. Но в тоже время каждая более сложная форма движения материи структурно в качественном, плане несводима ни к одной из менее сложных, ни к совокупности менее сложных. Она функционирует уже по своим собственным законам.


17. Пространство и время, как форма существования материи


Если движение – способ существования материи, то пространство и время – форма существования материи. Это значит, что движущаяся материя существует только в пространстве и времени. Каждый предмет имеет пространственные формы и определенные черты. Выделяют как общие черты, так и различия. Общими чертами пространства и времени являются материальность, объективность, абсолютность, относительность, противоречивость, бесконечность, безграничность. Материальность пространства и времени обозначает, что пространство и время – формы существования материи. Объективность пространства и времени состоит в том, что пространство и время, как и движение и сама материя существуют независимо от воли и сознания людей, от человека и человечества. Абсолютность пространства и времени состоит в их всеобщности. Относительность пространства и времени состоит в том, что пространство и время зависят от конкретных состояний и свойств самой материи. Относительность пространства и времени в нашей части вселенной определяется конкретным состоянием материи – полем тяготения. Относительность пространства и времени доказывает теория относительности Эйнштейна. Если Ньютон считал пространство и время только абсолютным, неизменным, то Эйнштейн показал, что пространство и время не только абсолютны, но и относительны и они изменяются. Так, при больших скоростях, близких к скорости света, длина тел сокращается, а процесс течения времени замедляется. Если Эвклид считал, что сумма углов треугольника = 180 градусам, то представители неэвклидовой геометрии доказали, что сумма углов треугольника может быть меньше 180 (Лобачевский) и сумма углов треугольник может быть больше 180^(Риман). Различие между пространством и временем состоит в следующем: быть в пространстве – значит существовать, одно возле другого, одно рядом с другим, а быть во времени – значит существовать в форме последовательности: одно за другим событием. В пространстве можно перемещать тела слева направо, сверху вниз. Время же необратимо. Пространство имеет 3 измерения: длина, ширина, высота. А время имеет одно измерение, оно течет только а направлении от прошлого через настоящее к будущему.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.