рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Явление Ницше

p> Освобождающим из этих символов предстает у Ницше как дионисическое начало, как бы помогающее "снять" страдания кошмарного бытия. Оно становится отныне его постоянным спутником. «Танцуя и напевая, являет себя человек как сочлен высшего сообщества: он разучился говорить и ходить, а в танце взлетает в небеса... в нем звучит нечто сверхъестественное: он чувствует себя Богом, сам он шествует теперь так возвышенно и восторженно, как и боги в его снах».

Исходя из "метафизики ужаса" Шопенгауэра, Ницше стремился отыскать аппозицию христианству и находил ее в символе или мифе разорванного на куски Диониса, в раздроблении первоначала на множество отдельных судеб, на мир явлений, называемых им "аполлоновской частью". То что первоначало,
Шопенгауэр назвал волей, есть основа бытия, оно переживается непосредственно, и прежде всего через музыку. От прочих видов искусства музыка, по мнению Ницше, отличается тем, что она выступает непосредственным отражением воли и по отношению ко всем феноменам реального мира является
"вещью в себе". Поэтому мир можно назвать воплощенной музыкой так же, как и воплощенной волей.

Вечное существование по милости Бога в потустороннем мире и то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и Евы, казалось
Ницше абсурдом. Он высказал поразительную, на первый взгляд, мысль о том, что чем сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. Как можно жить, не думая о смерти, не боясь ее, зная при этом о ее неизбежности и неумолимости? Древние греки, чтобы выдержать такую реальность, создали свою трагедию, в которой происходило как бы полное погружение человека в смерть.
Причину заката древнегреческой трагедии Ницше усматривал в том, что уже в пьесах Еврипида появилась идея диалектического развития, как следствие сократовского рационализма и веры в мощь науки. Сократ стал для Ницше символом реальной потенции духа с магическим воздействием. Вместе с тем
Ницше твердо верил в то, что и наука имеет свои пределы. В исследовании отдельных явлений она, по его мнению, в конце концов непременно натыкается на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда наука переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что искусство неизбежно корректирует и дополняет науку. Такое противоречивое переплетение характерно не только для книги, но и, что не менее существенно, для самого автора.

"Рождение трагедии из духа музыки" - произведение, которое не сразу решились опубликовать, ведь еще находясь в стадии подготовки оно уже поражало воображение друзей творца - своей смелостью. Ницше, под камуфляжем темы отношения Шопенгауэра и Вагнера к эллинству, описал - отношения эллинства и христианства, причем древняя Греция являла собой своего рода трамплин для прыжка в современность, для сильного удара по нынешним церковным порядкам, которые - по существу являют собой, не что иное, как антихристианский тоталитаризм.

Старый Ричль, с нескрываемой грустью, напишет: «Но наш Ницше! – да, вот уж действительно темная история… Просто Удивительно как в нем уживаются две души. С одной стороны, строжайший метод квалифицированно научного исследования.., с другой, этот фанатически чрезмерный, сверхостроумно перекувыркивающийся в непонятное вагнеро-шопенгауроэровский искуство- мистерие-религие-фанатизм! Ибо едва ли будет преувеличением сказать, что он и его – находящиеся всецело под его магическим влиянием – соадепты, Роде и
Ромундт, в сущности помышляют основать новую религию. Бог в помощь!
Конечно, все в то и упирается, что нам не достает взаимопонимания; для меня он слишком головокружительно высок, для него я слишком гусенично ползуч...»

В январе - марте 1872 г. Ницше выступает с серией публичных докладов
"О будущности наших учебных заведений", имея в виду не столько швейцарские, сколько прусские гимназии и университеты. Там впервые прозвучала одна из главных идей Ницше - необходимость воспитания истинной аристократии духа, элиты общества. Его ужасала тенденция к расширению и демократизации образования. Он указывал: «Всеобщее образование - это пролог коммунизма.
Таким путем образование будет ослаблено настолько, что не сможет более давать никаких привилегий». По Ницше, прагматизм должен присутствовать не в классических гимназиях, а в реальных школах, честно обещающих дать практически полезные знания, а вовсе не какое-то "образование".

В 1873 г. резкое и уже периодически повторяющееся всю жизнь ухудшение здоровья. По 200 дней в году будут проходить в жутких мучениях. Надо сказать, что Ницше не был физически здоров с самого детства: частые головные боли и болезнь глаз, не мешающие, однако, ежедневным занятиям и непрестанной сосредоточенности мысли на определенных научных вопросах.
Затем, непомерная преподавательская нагрузка привела к желудочным болям и бессоннице. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли. Скоро
Ницше объявит, что у него нет Бога и нет веры, он намеренно лишит себя всякой поддержки, но все-таки не согнется под тяжестью жизни и будет неуклонно двигаться ввысь, следуя генезису своего разума.

В 1874 г. Ницше задумал серию памфлетов (из двадцати задуманных увидели свет только четыре) под общим названием "Несвоевременные размышления". Эта книга с исключительной воинственностью линчует немецкую культуру с ее победоносным опьянением после создания империи. Этим произведением, томящийся своим вагнерианством и артистической метафизикой
Ницше и втайне зачитывающийся Кантом, Дюрингом и Ланге, довольно учтиво прощается с периодом героического германизма Вагнера и Шопенгауэра.

Первое нападение "Давид Штраус, исповедник и писатель"(1873) было на современную культуру в которой Ницше не видел способности вырабатывать гениев - истинного предназначения последней. Низкие меркантильные интересы, холодный научный рационализм, стремление государства руководить культурой - все это ведет ее к упадку и кризису. Между тем путь к истинной культуре, определяемой Ницше как единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа, лежит через выработку в нас и вне нас философа, художника и святого.

Второе нападение "О пользе и вреде истории для жизни"(1874) выглядит еще более несвоевременным как раз в то время, когда немецкая историческая наука становилась образцом в Европе и переживала период подъема. В нем
Ницше резко выступил против преклонения перед историей как слепой силой фактов. В прошлом он видел бремя, отягощавшее память, не дававшее жить в настоящем. А между тем прошлого нужно ровно столько, сколько требуется для свершения настоящего. В этом Ницше шел по стопам Гёте, сказавшего однажды:
«Лучшее, что мы имеем от истории, - возбуждаемый ею энтузиазм». Ницше различил три рода истории:

Монументальная - черпает из прошлого примеры великого и возвышенного.
Она учит, что если великое уже существовало в прошлом хотя бы однажды, то оно может повториться и еще когда-нибудь. Поэтому монументальная история служит источником человеческого мужества и вдохновения, источником великих побуждений. Опасность же ее Ницше видел в том, что при таком подходе забвению предаются целые эпохи, образующие как бы серый однообразный поток, среди которого вершинами возносятся отдельные разукрашенные факты.

Антикварная - охраняет и почитает все прошлое, ибо оно освящено традициями. Она по своей природе консервативна и отвергает все, что не преклоняется перед прошлым, отметает все новое и устремленное в будущее.
Когда современность перестает одухотворять историю, антикварный род вырождается в слепую страсть к собиранию все большего и большего числа фактов, погребающих под собой настоящее.

Критическая, которую Ницше ставит выше других - привлекает прошлое на суд и выносит ему приговор от имени самой жизни как темной и влекущей за собой силы. Но он сразу предупреждал, что критическая история очень опасна, поскольку мы продукт прежних поколений, их страстей, ошибок и даже преступлений. И оторваться от всего этого невозможно.

Все виды истории имеют свое несомненное право на существование. В зависимости от обстоятельств, целей и потребностей всякий человек нуждаются в известном знакомстве с каждым из этих видов. Важно лишь то, чтобы история не заменяла собою жизнь, чтобы прошлое не затмевало настоящего и будущего.
Поэтому слабых людей история подавляет, вынести ее могут только сильные личности. В этом Ницше видел как пользу, так и вред истории для жизни.

"Шопенгауэр как воспитатель"(1874) и "Рихард Вагнер в Байрейте"(1875-
76) содержат указания к высшему пониманию культуры и восстановлению самого понятия "культура". В них выставлены образы суровейшего эгоизма и самодисциплины, наполненные суверенным презрением ко всему, что называется
"Империя"; два несвоевременных типа, которых, в прочем к тому времени, сам автор уже превзошел.

Из этих четырех покушений первое имело исключительный "успех", оно вызвало столько шума и брани о которых сам автор не смел и мечтать.
Сомнение Ницше, родится ли из победы Германии и ее политического объединения блестящая культура (так же как произошло это с древними греками после окончания персидских войн во времена Перикла) - звучало раздражающим диссонансом на фоне бравурного грохота литавр, возвещавших эру культурного расцвета и уязвляло самолюбие победоносной нации. В статье "Господин
Фридрих Ницше и немецкая культура" лейпцигская газета объявила его «врагом
Империи и агентом Интернационала». Поистине, трудно представить что-либо более комичное, нежели последнее обвинение, но после публикации этих
"покушений" в Германии стали замалчивать Ницше, который в "Несвоевременных" публично разрушил иллюзию восприятия себя как рядового профессора филологии.

В 1875-76 гг. Ницше переживает глубочайшее потрясение в связи с известиями: о смерти профессора Ричля и решением Ромундта стать католическим священником.

Наступил короткий период позитивистского перерождения Ницше, мечтавшего променять свой филологический ангажемент на естественнонаучное ученичество. Прилежание ремесленника стало выше природной одаренности, наука - выше искусства, целью культуры стало уже не сотворение художественного гения, а познание истины. Этот первый период перерождения был ознаменован весьма болезненной сменой идолов: вместо Шопенгауера -
Вольтер, испытанный пятновыводитель по части всяческой романтики, героики и морального прекраснодушия. Период этот совпал со столь резким ухудшением здоровья, что Ницше в октябре 1876 г. получил годичный отпуск для лечения и отдыха, во время которого, уехав в Сорренто, работал над новой книгой, составленной в форме афоризмов, ставшей обычной для его последующих сочинений.

Основная трактовка афористической манеры письма Ницше: «мысли изложенные в виде коротких литературных фрагментов; единственная возможная форма творчества в подобном состоянии - состоянии невообразимых физических страданий». Чушь! - По себе других не судят! Афоризм Ницше рождался не из ущерба, а из избытка. Это преодоление "человека" запечатленное в преодолении языка и воплощенное в этот жанр, как в единственно соизмеримую ему форму выражения. Это отнюдь не логика, а скорее палеонтология мысли, поверх логических норм и запретов. Афоризм Ницше - зигзаг оригинального образа мышления, чуждого традиционной систематики, свободного и музыкального. Ницше не фиксирует строго очерченную мысль, а скорее, нюансирует все, что приходит на ум, предлагает не жесткую формулу, а широкое поле для палеонтологии с осторожным обдумыванием всего предполагаемого. По словам принстонского профессора В. Кауфмана: «В одном и том же разделе Ницше нередко занят этикой, эстетикой, философией истории, теорией ценностей, психологией и, быть может, еще полудюжиной других областей, Поэтому усилия издателей Ницше систематизировать его записи должны были потерпеть неудачу». Что это, как ни сама жизнь Ницше?

В мае 1878 г. выход в свет книги "Человеческое, слишком человеческое"
- книги «для свободных умов». Произведение с вызывающим посвящением "Памяти
Вольтера", в которой Ницше публично и без особых церемоний порвал с прошлым и его ценностями: эллинством, христианством, метафизикой и вагнерианством - произвела впечатление взорвавшейся бомбы и послужила причиной, теперь уже, официального разрыва каких-либо отношений с Р. Вагнером.

"Человеческое, слишком человеческое" - памятник суровой самодисциплине, с помощью которой Ницше положил конец «всему привнесенному в меня мошенничеству высшего порядка, идеализму, Богу». Это признание заблуждения «своего инстинкта» обернувшееся катастрофой осознания иллюзорности огромного вагнеровского солнца, освещавшего и согревавшего юношеские порывы Ницше. Это к тому же, несмотря на боль и отчаянье, осознанное уничтожение огромной любви (кроме которой по существу не было уже никакой другой), которое открывало перспективу абсолютного одиночества в уже назревшем походе на мораль и все ценности истории человечества. Уход от Вагнера - это по существу, лишь повод для разрыва с самим собой, то есть в первую очередь с базельской профессурой.

«Когда я пошел дальше один, я дрожал; вскоре за тем я был болен, больше чем болен, я изнемог - изнемог от неудержимого разочарования во всем, что остается для вдохновения нам, современным людям, в растраченной всюду силе, работе, надежде, юности, любви, изнемог от отвращения ко всему идеалистическому лганью и изнеженности совести, которая вновь одержала здесь верх над одним из храбрейших; изнемог наконец, и не в последнюю очередь, от гложущей тоски беспощадного подозрения - что я осужден отныне на более глубокое недоверие, более глубокое подозрение, более глубокое одиночество, чем когда-либо прежде. Ибо у меня не было никого, кроме
Рихарда Вагнера...»

Основная версия случившегося усматривает причину перелома мировоззрения Ницше - в тлетворном влиянии на него "злого демона" - философа и психолога Пауля Рэ, с которым Ницше тесно общался, живя в
Сорренто. Возможно, эта дружба и сыграла некую роль, но лишь катализатора уже предпочтенной тональности мышления Ницше, охладевшего к вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. Кроме того, подаренная Ницше книга Рэ
"Происхождение моральных чувств", вышедшая годом раньше "Человеческого, слишком человеческого", содержит дарственную надпись автора: "Отцу этой книги с благодарностью от ее матери", которая при скидке на все развлекательные обертоны смысла, вносит бесспорную ясность в вопрос о влиянии.

В 1879 г. Кризис болезни: почти каждодневные приступы, сопровождающиеся непрерывной рвотой, значительное ухудшение зрения - вплоть до невозможности самому читать и писать. Летом этого же года, из-за невозможности преподавать - по состоянию здоровья, Ницше подает прошение об отставке и, получив ежегодную пенсию в 3000 франков, покидает Базель. С этого момента великий мыслитель, который еще осуществит великий поход на мораль и прежние представления о добре, зле, любви, религии - начинает, в сущности, скитальческий образ жизни. Этому периоду принадлежит "Странник и его тень".

В 1880 г. Ницше с П. Гастом выезжает в Венецию. Гаст много читает для
Ницше, а так же переписывает и правит рукописи, к тому времени, уже полуслепого творца. В сущности Гаст начиная с "Человеческого, слишком человеческого" выполнял роль писателя, а Ницше - автора. Так же появилась и
"Утренняя заря", в которой уже сформулировано одно из краеугольных понятий ницшеанской этики - "нравственность нравов".

Проанализировав связь падения нравственности с ростом свободы человека, Ницше предположил: «свободный человек хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции». Последнюю он считал: «высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит». Вот - еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали, как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже если в его основе лежат мотивы - положившие начало той самой традиции.
Немногим позже, в Мариенбаде, Ницше скажет: «Наверно со времен Гете здесь не было еще такого напряжения мысли, и даже Гете не приходилось обдумывать столь принципиальные вещи - я далеко превзошел самого себя».

"Утренняя заря" – книга мыслей «о морали как предрассудке». С этой книги Ницше начинает свой великий поход против общепринятой морали самоотречения. Однако несмотря на первый открытый призыв расстаться со всем тем, что до сих пор почиталось и даже боготворилось, "Утренняя заря" не содержит ни одного отрицательного слова, ни одного нападения, ни капли злости. Сам Ницше так определит ее: "Эта утверждающая книга изливает свой свет, свою любовь, свою нежность на сплошь "дурные" вещи, она возвращает им
"душу", чистую совесть и преимущественное право на существование. На мораль не нападают, ее просто не принимают в расчет…". Основная задача этого произведения: подготовить человечеству момент высшего самосознания, который помог бы в грядущей переоценке освободиться от старых ценностей и принять все новое, что до сих пор запрещали, презирали и проклинали в морали. Иначе говоря, попытка указать верный путь: «Есть так много утренних зорь, которые еще не светили».
В 1881 г. происходит самое главное событие в жизни Ницше, в долине Верхнего
Энгадина на него снизошли два "видения": идея «вечного возвращения» и образ
Заратустры. Здесь происходит перелом, который ярко продемонстрирован в следующей книге.
Зимой 1881-82 гг. появится "Веселая наука". Задуманное как продолжение к предыдущей книге , это произведение - с весельем, песнями и плясками, переходит от радикализации восприятия мировозрительного горизонта
"Человеческого, слишком человеческого" до катастрофизма книг последнего периода. Здесь - ревизии подвергается и сам Вольтер, взятый в союзники против испорченной вагнерианством "грандиозной греческой проблемы". Урок
Вольтера был усвоен, а афористическая техника ученика не то чтобы не уступает, но и явно превосходит образец, поэтому этот сорт ментальности, так же, будет отброшен как выжатый лимон, а полученный эффект самоочищения и самоопределения позволит сказать: «Теперь я, с большой долей вероятности
, самый независимый человек в Европе».
С этого момента началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогда прежде отношение к двум с половиной тысячелетиям европейской истории, культуре и морали как к личной своей проблеме: «Я вобрал в себя дух Европы
- теперь я хочу нанести контрудар». Столь интимное переживание истории не могло обернуться ни чем иным, как "ясновидением" и открытой раной оставленной "отравленной стрелой познания", а сам Ницше - "полем битвы".
Здесь он проникнет за «6000 футов по ту сторону человека и времени» и определит задачи, которые и не мерещились Вольтеру.
В 1882 г. некоторое улучшение состояния. Ницше едет в Рим, где знакомится с Лу фон Саломэ, почитательницей своего таланта. Он будет настолько увлечен ею, что дважды предложит выйти за него замуж. «Лу - дочь русского генерала, и ей 20 лет; она проницательна, как орел, и отважна, как лев, и при всем том, однако, слишком девочка и дитя...». Причина столь страстного увлечения становится ясна после знакомства Элизабет Ницше с Лу, после которого сестра, охваченная ужасом из-за «совершенной аморальности подруги своего брата», увидела в ней "персонифицированную философию" Ницше.
Беспокойство матери и интриги сестры в скором времени сказываются на Ницше пугающе-серьезным образом: вплоть до мыслей о самоубийстве и разрыва с Лу, матерью и сестрой. Глубокие и искренние переживания сказываются и на состоянии здоровья: «...если мне не удастся открыть фокус алхимика, чтобы обратить и эту грязь в золото, то мне конец...».

В 1883-85 гг. Ницше создает своего рода библию "Так говорил
Заратустра". Это произведение станет вершиной лика поэта в Ницше, гений которого - творец иллюзий, предложит воображению людей иную любовь и ненависть, иное добро и зло, но не в угоду своему развоевавшемуся ЭГО, а во имя спасения человечества.


ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА

«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком. смотрите, я - провозвестник молнии; а имя той молнии - сверхчеловек»
Так говорил Заратустра

«Книга для всех и ни для кого» - так звучит подзаголовок библии Ницше.
Таков круг его подлинных читателей и всего о нем. Эта священная, для
Ницше, книга - огромна по своему замыслу. Она не только вызывающе смелая и чрезвычайно захватывающая, но и без сомнения, обладает огромной лирической силой. Это произведение, если следовать генезису мысли Ницше, было задумано как новое евангелие, которое заставит забыть евангелие Христа.
Предыстория появления этого произведения начинается еще с 1875 г., когда
Ницше, исследовав все учения нравственности, указал на их иллюзорное основание. Кроме того усиленно занимаясь изучением трудов по естествознанию, он познакомился с гипотезой Дюринга., который высказал мысль, что Вселенную можно было бы представить, в любой момент времени, в виде определенной комбинации элементарных частиц. Тогда мировой процесс будет калейдоскопом этих различных комбинаций, число которых имеет предел.
А это означает, что после построения последней комбинации может вновь сложиться первая. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист отвергал такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим, по выражению Гегеля, в «дурную бесконечность». Однако эта идея глубоко поразила Ницше.
Переосмыслив предположение Дюринга, Ницше создает концепцию, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, подобно объективациям воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом различные сочетания. А так как число квантов постоянно, то количество сочетаний конечно, и периодически должны складываться комбинации, уже существовавшие когда-то прежде: «Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного количества силы».
Таким образом, бытие в том виде, в каком оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, а значит, никакой потусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение вечно, поскольку неизбежно возвращается. Свое понимание мира Ницше определит так: «Это слепой механизм, непрерывно и бесцельно вертящееся колесо». Между тем, он захотел быть в этом мире пророком, учить о добродетелях и целях жизни, возвышать и обесценивать ценности, диктовать скрижали.
В начале 80-х, на Ницше снизошли два "видения": сначала идея о "Вечном возвращении", а потом и образ самого Заратустры. Эти "видения" Ницше проиллюстрирует в окончании «Веселой науки»:
Первое - в беседе с демоном (отрывок «Величайшая тяжесть»): «...что если бы днем или ночью подкрался к тебе в твое уединеннейшее одиночество некий демон и сказал тебе: «Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное число раз; и ни чего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох, и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет заново вернутся к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, - также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, также и это вот мгновение и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова – и ты вместе с ними, песчинка из песка!» …Овладей тобою эта мысль, она бы преобразила тебя и, возможно, стерла бы в порошок; вопрос сопровождавший все и вся: «Хочешь ли ты этого еще раз и еще бесчисленное число раз?» – величайшей тяжестью лег бы на твои поступки!..»
Второе – в стихотворении «Сильс - Мария»:

Здесь я засел и ждал, в беспроком сне,
По ту черту добра и зла, и мне
Сквозь свет и тень мерещилась с утра
Слепящий полдень, море и игра.
И вдруг, подруга! Я двоится стал –
И Заратустра мне на миг предстал…

Восемнадцать месяцев "беременности" - разрешились в тихой бухте Рапалло, не далеко от Генуи. «Мое здоровье было не из лучших; зима выдалась холодная и дождливая; маленькая гостиница, расположенная прямо у моря, так что ночью прилив просто лишал сна, представляла почти во всем противоположность желаемого. Несмотря на это и почти в доказательство моего утверждения, что все выдающееся возникает "несмотря", в эту зиму и в этих неблагоприятных условиях возник мой Заратустра. - Я взбирался по южной красивой гористой дороге, по направлению к Зоальи, мимо сосен и глядя далеко в море. Здесь мне пришел мне в голову весь первый Заратустра, и прежде всего сам
Заратустра, как тип: точнее, он снизошел на меня...».
Дальнейшее написание книги представляет собой образец - штурмового вдохновения неудержимого гения Ницше: заканчивая поэму, которая является только началом другой, причем более обширной, чем предыдущая, он ни на минуту не оставлял своей работы. Книга создавалась урывками, но в необычайно короткие сроки: фактически чистое время написания первых трех частей заняло не больше месяца, по десять дней на каждую. Отношение Ницше к этой книге было исключительным: «Я открыл мой "Новый свет", о котором еще не знал ни кто, - теперь, конечно, мне следует шаг за шагом завоевать его».
Именно с нее начинается резкий сдвиг его в сторону самоосознания в себе человека Рока – тот не бывало катастрофический темп переживаний, который и определит все своеобразие "феномена" - Ницше, который закончил первую часть
"Заратустры" словами: «Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил
Сверхчеловек».
Эта поэма занимает исключительное место (попросту стоит особняком) в творчестве Ницше. Она ставит перед читателем странное условие: понимать не ее, а ею – парадокс, естественность решения которого, бросается в глаза, как только понимаешь, что имеешь дело с "музыкой" – «симфонией», как означил ее сам автор. Эта необыкновенная музыкально-философская книга вообще не укладывается в привычные каноны анализа. Она практически не переводима с немецкого на другие языки, как не переводим, например, волшебник языка Гоголь. Ее органическая музыкальность требует не столько осмысления, сколько сопереживания. Необычайная игра слов, россыпи неологизмов, сплошная эквилибристика звуковых сочетаний, ритмичность, требующая не молчаливого чтения, а декламации. «Тот кто пишет кровью и притчами хочет чтобы его не читали, а заучивали наизусть».Неповторимое произведение, аналог которому вряд ли сыщется в мировой литературе. Читая первую часть книги, не надо сразу смешивать её с теми, которые появятся потом, и только тогда, услышав ее "музыку", можно оценить всю здравость книги и всю мягкость ее языка; и тогда уж, раз и навсегда, поверить высказыванию Ницше о своем стиле: «До меня не знали, что можно сделать из немецкого языка, что можно сделать из языка вообще».
В целом, книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера,
Гёте, Вагнера, и т.д. На многие шедевры этих авторов Ницше дает пародии с одной-единственной целью: показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания.
Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее качество, обретая при этом - Сверхчеловека.
Основная часть книги должна была дать идею "Вечного возвращения" – идею которая смогла бы исцелить этот мир! Однако, в "Заратустре" эта мысль еще не развивается, из-за невозможности мгновенного, но осознанного и разумного построения всей гипотезы; здесь Ницше преследует мысль о Сверхчеловеке - символе настоящего, определяющего все явления прогресса, и обещания возможного освобождения от случая и рока. Сверхчеловек - смысл всего произведения, в нем он видит принцип действия, надежду спасения. Ницше хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой жизни - прославлением своего собственного существа с добродетелями добровольного избранного меньшинства, которое очищает и обновляет свою кровь. Его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей; он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, а сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему.
Заратустра является предзнаменованием Сверхчеловека - это пророк благой вести. В своем одиночестве он открыл обещание счастья и, спустившись с гор, принес это обещание людям. С благодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее в награду за великий труд. Затем, Заратустра ушел от людей, вернувшись в родные горы, но еще два раза ему надо спуститься и продиктовать им скрижали своего закона. Его слов будет достаточно для того, чтобы можно было предвидеть основные формы человечества, покорного своим избранникам. Человечество разделяется им - на три касты: нижнюю из них составляет простой народ, которому оставляется его «жалкая вера»; над ней стоит каста "Хозяев", организаторов и воинов; еще выше стоит священная каста поэтов - творцов иллюзий определяющих ценности.
Проповедями Заратустры Ницше порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество. Он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить новую. Восхваляемая им добродетель - это ни чем не замаскированная сила разума, это дикий пыл, который господствующие на Земле нравственные принципы всегда стремились ослабить, изменить, или навсегда победить. И Ницше отдается во власть этой увлекающей его силе.
«Пусть соединят воедино дух и доброту всех великих душ: и совокупно не были бы они в состоянии произнести хотя бы одну речь Заратустры. Велика та лестница, по которой он поднимается и спускается, он дальше видел, дальше хотел, дальше мог, чем какой бы то ни было другой человек. Он противоречит каждым словом, этот самый утверждающий из всех умов, в нем все противоположности связаны в новое единство. Самые высшие и самые низшие силы человеческой натуры, самое сладкое, самое легкомысленное и самое страшное с бессмертной уверенностью струятся у него из единого источника.
До него не знали, что такое глубина, что такое высота, еще меньше знали, что такое истина. Нет ни одного мгновения в этом откровении истины, которое было бы уже предвосхищено, угадано кем-либо из "величайших". Не было мудрости, не было исследования души, не было искусства говорить до
Заратустры; самое близкое, самое повседневное говорит здесь о неслыханных вещах. Самая могучая сила образов, какая когда-либо существовала, является убожеством и игрушкой по сравнению с этим возвращением языка к природе образности. Здесь в каждом мгновении преодолевается человек, понятие
"Сверхчеловека" становится здесь высшей реальностью, - в бесконечной дали лежит здесь все, что называлось великим в человеке. О совмещении не совместимого, обо всем, что вообще типично для типа Заратустры, никогда никто еще не мечтал - как о существенном элементе величия. Заратустра именно в этой шири пространства, в этой доступности противоречиям чувствует себя наивысшим проявлением всего сущего, и когда, услышат, как он это определяет, откажутся от поисков ему равного».
Однако, в этом произведении, Ницше предпочел несколько отсрочить тот затруднительный момент, когда пророк провозгласит свой закон. Заратустра сначала должен закончить дело служителя правосудия, уничтожив все слабое и низменное в человеке. Здесь Ницше возвращается к оставленной им идее
"Вечного возвращения", но изменяет ее смысл и применение: теперь это уже не упражнение для разума, не попытка внутреннего перестроения - это молот, оружие морального терроризма, символ, разрушающий все мечты.
В контексте последних слов - все что будет написано и сказано позже может быть определено коротким и емким словом - "война", стиль ведения которой, вполне объясняется формулой Ницше для создания «совершенной книги»: при повествовании не использовать никакого Я, как бы беседа двух духов; предпочтение отдавать словам военным, жестким, отчеканенным в формулу; построить все сказанное с расчетом на катастрофу.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.