рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Великие философы мира

Великие философы мира

Кокшетауский государственный университет

им. Ш. Уалиханова

Кафедра философии

ПЕРСОНАЛИИ

В соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Философия» по всем специальностям и направлениям

Кокшетау - 2008 г.

Содержание

Сократ

Платон

Аристотель

Августин Блаженный

Фома Аквинский

Аль-Кинди

Абу Наср Аль-Фараби

Ибн-Сина

Ходжа Ахмет Яссави

Юсуф Баласагуни

Махмуд Кашгари

Николай Кузанский

Леонардо да Винчи

Томазо Кампанелла

Фрэнсис Бэкон

Рене Декарт

Бенедикт Спиноза

Джордж Беркли

Джон Локк

Томас Гоббс

Вольтер

Жан Жак Руссо

Иммануил Кант

Иоганн Готлиб Фихте

Фридрих Шеллинг

Фридрих Гегель

Людвиг Фейербах

Эдмунд Гуссерль

Кьеркегор

Шопенгауэр

Зигмунд Фрэйд

Фридрих Ницше

Бухар-Жырау

Шокан Уалиханов

Ибрай Алтынсарин

Абай Кунанбаев

Шакарим Кудайбердиев

Владимир Соловьев

Федор Достоевский

Николай Бердяев

Бертран Рассел

Людвиг Витгенштейн

Юнг

Хайдеггер

Сартр

Камю

Шпенглер

Ясперс

Хосе Ортега-и-Гассет

Мишель Фуко

СОКРАТ

(469 - 399 до н.э.)


Сократ - афинский философ. Родителями Сократа были скульптор Софроникс и Фенарета. Уже в пожилом возрасте Сократ вступил в брак с Ксантиппой, которая родила ему троих детей. Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку.

Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой - искусство определять понятие при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению, считает Сократ.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии.

Если Сократ направлял всю свою мудрость и свое «служение Богу» на обличение мнимой человеческой мудрости, так это в силу идеала универсального разума и божественной мудрости, который он таким образом проповедовал.

В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества». Он был приговорен к смерти. Сократ принял смерть, выпив яд.

Сократ, по Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории филофии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирно известную. Ибо главный повторный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в форме философской мысли.


ПЛАТОН

(427-347 до н.э.)

Платон - греческий философ и педагог. Родился в Афинах, там же и умер в возрасте 80 лет.

Идея - центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины.

Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминают о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения.

В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой.

Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идеи и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Однако государством этим могут управлять только аристократы.

Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал объективной абсолютной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира.

По Платону чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка. Человек должен возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу.

Основные произведения: «Георгий», «Теэтет», «Федон» , «Законы» и другие .

АРИСТОТЕЛЬ

(384 - 322 до н.э.)

Древнегреческий философ и педагог. Родился в Стагире, а умер в Халкиде. Почти 20 лет Аристотель проучился в академии Платона, а покинув ее стал воспитателем Александра Македонского. Отец Аристотеля был врачом в Стагире. Рано оставшись без родителей, юноша обучался в Аттарне в Проксинах. Пока Аристотель учился в академии, он изучил всю философию Платона.

Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основа была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытия. Основание опыта - в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.

Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии дает олигархию, от политии дает демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство.

Основные произведения: «О душе», «Афинская полития», «Метафизика», «Топика», «Аналитика», «Никомахова этика», «Евдемова этика» и другие .


АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

(354-430)


Родился в римской провинции Нумидия. Его отец римский гражданин Патриций, был мелким землевладельцем. Мать, Моника была крестьянкой и настояла, чтобы произошло крещение сына, прямо перед смертью.

Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.

Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений - Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее.

Августин специально подчеркивал отличие так понимаемого Бога от судьбы, фортуны, и занимающих столь большое место не только в древности, но и по сию пору.

Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей - идей Бога все есть раз и навсегда - статичная вечность неотделима от Бога. Между тем в вечном нет ни переходящего, ни будущего, ибо, что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть.

Говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивал его всеблагость. Но в мире творится зло. В неоплатонизме зло рассматривается как отрицательная степень добра. Опираясь на тексты Священного Писания, где говорится о доброте Творца, Августин доказывал, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в товарную определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении.

Размышляя о социальной реальности, в частности о богатстве и бедности, Августин утверждал, что имущественное неравенство людей - неизбежное явление социальной жизни.

Основные произведения: «Против академиков», «О жизни блаженной», «О порядке», «Монологи», «О количестве души», «Об учителе», «О бессмертии души», « О граде Божием» и другие.

ФОМА АКВИНСКИЙ

(1225 - 1274)

Фома Аквинский родился в семье графа Ландольфа, крупного итальянского феодала. Родители резко протестовали против его стремления учиться желание монашества. Аквинат сбежал из родительского дома, но погоня настигла его. Он учился в Парижском и Кельнском университетах.

Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

В трактовках Аквината индивидуальность человека - это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща, она - субстанция, обретающая свою полную лишь в единстве с телом. Но телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа только и может образовывать то, что есть человек. Душа всегда носит уникально - личностный характер. В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства.

Важнейшей идеей в этике Аквината является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности - в деятельности теоретического разума познании истины ради самой истины и, значит, прежде всего, в познании абсолютной истины, т.е. Бога. Основу добродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществление блага, избежание зла. По Аквинату, без божественной благодати вечной блаженство недостижимо.

Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется объекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида».

Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего.

В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. По Аквинату, зло являет собой лишь менее совершенное благо. Блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений.

Начиная с 14 в. и поныне учение Ф. Аквинского признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения. В 1323 г. Аквинский был причислен к лику святых.

Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей» и другие.


АЛЬ-КИНДИ

(800 - 870)

Арабский философ, первый представитель восточного аристотелизма, был прозван «философом арабов», или «философом бедуинов», поскольку происходил из племени Кинда, в то время как почти все арабские философы были родом из Персии или Турции. Жил в Куфе, Басре и Багдаде, где служил при дворе Аббасидов в качестве переводчика греков, астролога и наставника принцев. Также является автором изложения ряда произведений античных философов и комментариев к «Категориям», «Второй аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея.

Был тесно связан с мутазилитами. Во время халифа аль - Мутаваккиля с рационалистами подвергался гонениям. Ввел в научный оборот произведения античных философов, редактировал переводы на арабский язык с греческого через сирийский.

Как почти все первые арабские философы, Кинди был также ученым и создавал трактаты по физике и астрологии. Известно около 270 его произведений, но сохранились лишь немногие, главным образом благодаря латинским переводам, сделанным в Средние века. Большое число трактатов на языке оригинала, арабском, было обнаружено в Стамбуле. В своих сочинениях Кинди опирался на греческих философов, однако не занимался прямыми заимствованиями у Аристотеля, как Фараби, его интересовали, прежде всего, неоплатонические и неопифагорейские интерпретации аристотелизма. Оригинальным вкладом Кинди в философию является концепция четырех видов разума, которую он выдвинул в противовес концепции Александра Афродийского, комментатора Аристотеля. Кинди пытался также доказать фундаментальное согласие между откровением и спекулятивным разумом.

Аль-Кинди оказал большое воздействие на развитие арабской и средневековой европейской философии; труды Аль-Кинди переводили Герберт (папа Сильвестр II), по ним учился Бэкон.

Основные произведения: «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «Книга о пяти сущностях» и другие.


АБУ НАСЫР АЛЬ-ФАРАБИ

(870-950)


Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Фараб, что находится на берегу реки Сырдарьи при впадении в нее реки Арыс. Полное имя Аль-Фараби - Абу-Насыр Мухаммед Ибн Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан Ал-Фараби Узлаг. Место его рождения - древний казахский город Отрар - арабы называли Барба Фараб, т.е его имя переводится как Абу Насыр - выходец из Фараба. Сейчас данный город находится на территории Шаульдерского района Шымкентской области.

Естественно-научное образование получил в Багдаде, Халебе (Алеппо). Астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология и право - вот перечень его интересов. Автор около 160 трактатов, охватывающих самые различные отрасли знаний . Фараби побывал практически во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты. Фараби скончался в Дамаске в возрасте 80 лет и похоронен за Малыми воротами.

Отдавая приоритет политической этике и философии, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественным городам. По Фараби, счастье - это абсолютное благо. Но, осознать, что такое счастье, сделать его целью, и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. На это способны только мудрецы. Хотя большинство людей представляют счастье в воображаемых образах.

Центральное место в этической концепции Фараби занимает категория добра. Мыслитель в «Социально-этических трактатах» считал, что добро, являясь атрибутом сущности, заключено в самой материи, а зло, в отличие от добра, связано с небытием. В "Большом трактате о музыке" исследует вопросы "науки музыки" (от характеристики структуры музыкального звука и вплоть до связи музыки с поэзией). Мыслитель в своих музыковедческих трудах всесторонне обосновал положение о положительных свойствах музыки и ее воспитательной роли. Фараби анализирует различные степени таланта человека, проявляющиеся в процессе создания музыки различных жанров. Он полагал, что прекрасное присуще самой действительности, оно - отражение реально существующих явлений бытия, социальной жизни.

Основные произведения: «Социально - политические трактаты», «О достижении счастья», «Большая книга музыки» и другие.

ИБН СИНА

(980 - 1037)

Ученый, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и визиря при различных правителях. Ибн Сине приписывается свыше 400 сочинений на арабском языке и около 20 на языке фарси по всем известным тогда разделам научного и философского знания. Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» состоит из 4-х разделов, посвященных проблемам логики, физики, математических наук и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания», написанная в последние годы жизни, итоговое изложение его философских идей, отмеченное, в частности, воздействием идей суфизма.

Философия Ибн Саны продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологические концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога - «первой причины», «необходимо - сущего само по себе», из которого в иерархическом порядке истекают умы и души , согласно аристотелевской космологической схеме. Один бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существованием, все же остальное само по себе только возможно , а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения , будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о дозволительности вооруженного восстания против несправедливого правления.

Мусульманские богословы обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно - научные трактаты Ибн Сины пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течении ряда столетий, в т. ч. его «Канон врачебной науки» - медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греческих, римских,индийских и средне - азиатских врачей.

Основные произведения: «Книга знаний», «Книга указаний и наставлений» и другие.


ХОДЖА АХМЕТ ЯССАУИ

(1093 - 1166)

Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, популярный среди местных кочевников поэт-мистик и религиозный проповедник. Ахмет Яссави родился в городе Яссы (Туркестан).

Становление Ахмета Яссави как личности происходило в г. Яссы, куда он прибыл в 17 лет, после кончины своего учителя. Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Интересовался поэзией, литературой Востока. Позже он побывал в Бухаре, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ахмет возвращается в г. Яссы и продолжает традицию, заложенную Арыстанбабы. Здесь он основал суфийский орден "Яссауи". Его последователем стал сын Арыстанбабы Мансдо. К нему шло большое количество поклонников и паломников. Существуют различные данные о продолжительности жизни Яссави. По одним данным, он прожил 73 года, по другим - до 85 лет.

"Диуани хикмет" ("Книга мудрости") написана на старотюркском языке с кыпчакским диалектом. Язык произведения очень простой и был понятным для всех слоев населения. Как такового, оригинала "Диуани хикмета" не существует, до нас дошли копии, сделанные в XV-XVI вв. Копий очень много, в основном они хранятся в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы. Тюркоязычные люди без труда смогут прочитать "Хикметы" Ахмета.

Данное произведение является духовным достоянием всех тюркских народов. Большое внимание автор уделяет толкованию четырех позиций: шариата, тарихата, хакихата, магрифа-та. Само определение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью. Ахмет призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему, тюркский язык был введен в литературный обиход.

Благодаря Яссауи, суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, после него - стали верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию, философию мировой религии. В XIV в. по указанию эмира Тимура Ахмету Яссауи; был возведен архитектурный памятник.

Основные произведения: «Дуани хикмет» .


ЮСУФ БАЛАСАГУНИ

(1017-1075)

Юсуф Баласагуни родился в городе Баласугун. По различным источникам, город Баласугун был торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Социально-экономической основой каганата было смешанное хозяйство, как оседлое, так и кочевое. В целом Юсуф был выходцем из определенной культурной зоны, охватывающей Отрар, Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурно- языковом отношении Юсуф Баласугуни - общий предок тюркоязычных народов.

Образование получил в Фарабе (Отраре), Кашгаре и Бухаре. В совершенстве владел арабским и персидским языками. Свою знаменитую философско-дидактическую поэму "Кутадгу билик" ("Благодатное знание") Юсуф Баласугуни посвятил Табгач-Богра-Кара-Хакан-Али Хасану из династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание хасс-хаджиба, т.е. министра двора. Текст данной поэмы в полном объеме был введен в научный оборот В.В.Радловым в 1891-1900 гг. В 1896 г. "Кутадгу билик" был переведен на узбекский язык К.Керимовым. Вольный перевод книги под названием "Наука быть счастливым" сделан Н.Гребневым в 1971 г. На русском языке под названием "Благодатное знание" полный текст книги представил вниманию читателей С.Н.Иванов в 1983 г. На казахский язык "Кутадгу билик" переведен А.Егеубаевым в 1986 г.

Поэма Баласагуни "Кутадгу билик" является энциклопедическим произведением на тюркском языке. То, что при написании работы автор руководствовался политическими мотивами, видно невооруженным глазом. Он стремился научить династию караханидов управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами, такими, как Мавераннахр, Восточный Туркестан. Конечно, данное произведение - не только политический трактат, оно включает в себя сумму знаний по различным областям науки, культуры средневековой эпохи. Рассматриваются проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в мире. При всем этом мировоззрение Баласугуни имеет троякие корни: философские, шаманские и исламские.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.