рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Великие философы мира


ИММАНУИЛ КАНТ

(1724 1804)

Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кёнигсберге, где окончил университет(1745) и был доцентом в 1755 - 1796.

В философском развитии Кант различают два периода - «докритический» (до 1770) и «критический». В докритический период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе; в критический период - отрицает возможность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей. В «докритический» период Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т.е. из огромного облака диффузного вещества.

Главные произведения «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и вещах, как они существуют сами по себе, - «вещах в себе». Познание начинается, по К. с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувствии вызывают в нас ощущения.

В основе математики лежат созерцания пространства и времени. Формы их перестают у К. быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. В основе этих созерцаний лежат «чистые», т.е. не зависящие от опыта и предшествующие формы пространства и времени, что и обусловливает всеобщность и необходимость математических истин.

В теоретическом естествознании условием возможности априорных синтетических суждений являются 12 категорий (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.), которые в качестве «чистых» понятий априорны. Но чтобы возникло подлинное знание, необходимо соединение чувственного созерцания с категориями рассудка, высшим условием которого является единство нашего сознания.

Большую роль в развитии философии после Канта сыграла кантовская критика рациональной космологии. По Канту, притязания последней с необходимостью ведут к возникновению в разуме антиномий, противоречащих друг другу и в то же время одинаково доказуемых ответов на исследуемые ею вопросы.

Основные произведения: “Критика чистого разума”, “Критика прктического разума”, “Критика способности суждения” и другие.


ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ

(1762 - 1814)

Фихте Иоганн Готлиб родился 19 мая 1762г в Рамменау. Немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Написанный под влиянием Канта «Опыт критики всяческого откровения» был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Под влиянием событий Великой французской революции Фихте написал работу, посвященную защите свободы мысли. Профессор Йенского университета, был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. В философском развитии Фихте можно выделить два периода. В первый период (до 1800) Фихте исходит понятие абсолютного «Я», во второй - из понятия абсолютного бытия, тождественного богу, переходя, таким образом, от идеализма субъективного к объективному.

По Гегелю философия должна быть фундаментом всех наук - «учением о науке»философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение предмету предшествует теоретически созерцательному отношению к нему, и это отличает его в трактовке самопознания как самодостоверного начала знания от Декарта; сознание у Фихте не дано, а задано, порождает себя; очевидность его покоится и не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. «От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувственной склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самопознания. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу. Система Фихте имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку.

Все, что для теоретического сознания выступает как сфера независимо от него вещей, есть по Фихте продукт бессознательной деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, которые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т.д. вплоть до времени, пространства всей системы категорий теоретического «Я».

Философия Фихте оказало большое влияние на развитие немецкого классического идеализма - раннего Шеллинга и отчасти Гегеля, а также на формирование философско-эстетических идей йенских романтиков. В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Фихте, подвергли его философию разносторонней критике.

Основные произведения: «Наукоучение», «Речи к немецкой нации», «О назначении ученого», «Основы естественного права» и другие.


ФРИДРИХ ШЕЛЛИНГ

(1775-1854)

Немецкий философ, родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта.В 1792 получил степень магистра философии в Тюбингенском университете. Увлекался революционными идеями, характерными для того времени. После двух лет службы домашним учителем был приглашен по ходатайству Гёте в Йенский университет на должность экстраординарного профессора (1798). В 1803 Шеллинг - профессор философии Вюрцбургского университета, в 1806 - штатный член Баварской академии наук в Мюнхене, где он обосновался на 35 лет (с перерывом на семь лет, когда был профессором в Эрлангенском университете). В 1807 Шеллинг стал генеральным секретарем Академии художеств, а в 1827 - президентом Академии наук. В конце жизни он вернулся к прежнему образу жизни, читал лекции в Берлине, впрочем, не имевшие успеха у публики.

По своим взглядам в рамках немецкого идеализма Шеллинг занимает промежуточную позицию между И.Г.Фихте и Г.В.Ф.Гегелем; видное положение он и его жена Каролина занимали в движении немецкого романтизма. Шеллинг был пантеистом, но в его системе на месте абсолютной субстанции Спинозы находится динамическое абсолютное Я. Это Я пребывает, подобно физическому миру или природе, на стадии самозабытья, не зная, что объекты и вещи суть лишь произведения его собственного воображения. Постепенно Я просыпается в культуре и человеческой истории и приходит к самосознанию; но все же за этим абсолютным Я, которое «живет» или есть то, что оно есть, в расщеплении себя на субъект и объект сознания, находится Абсолют, лишенный какой-либо определенности и сознания. Это просто ничто; ибо оно «не есть», поскольку «быть» означает быть «через» и «для» сознания. Это «ничто», поскольку в действительности у него еще нет никакого определенного содержания. Всякое определенное содержание как отдельная возможность сведено в нем к абсолютной неразличимости. Но именно поэтому абсолютное ничто в то же время является абсолютной свободой, ибо не обусловлено ни неотъемлемым фактом собственного существования, ни какой-либо специфической принадлежащей ему природой. Оно еще не лишило себя бесконечных возможностей.

Основные произведения: «Философские письма о догматизме и критицизме», «Система трансцендентального идеализма», «Бруно, или О божественном и природном начале вещей», «Об отношении изобразительных искусств к природе» и другие.

ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

(1770-1831)


Немецкий философ, родился в Штутгарте 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера.

После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы (“Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет”), а затем и саму диссертацию “Планетные орбиты” и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 Гегель - приват-доцент, а в 1805-1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал «Критический журнал философии», в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, “Феноменологию духа” (1807), после опубликования, которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

Основные произведения: “Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет”, “Планетные орбиты”, “Феноменология духа”, “Философия права” и другие .

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ

(1804-1872)

Немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К.Маркса. Родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста - Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене. Позднее писал об этом периоде: «Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения... Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель». В 1828, защитив диссертацию “О едином, всеобщем и бесконечном разуме”, Фейербах получил должность приват-доцента Эрлангенского университета, преподавал метафизику, логику и историю философии. После анонимной публикации скандальных “Мыслей и смерти и бессмертии”, в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры, хотя опубликовал в дальнейшем ряд значительных произведений.

Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал “К критике философии Гегеля” (1839) и свою самую известную работу - “Сущность христианства” (1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую «религию любви». «Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, - писал он, - ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других». «Что это за умонастроение, что это за религия - религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви». «К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к «эгоизму» и к «коммунизму», ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце. Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма - сердца».

Основные произведения: “Писатель и человек. Ряд юмористически - философских афоризмов”, “Основные положения философии будущего”, “Сущность религии”, “Теогония” и другие.


ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ

(1859-1938)


Немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма. Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице. Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции. Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем «интенциональности», связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, - У. Джемс, английские эмпирики, а также Г.В. Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития. Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге - «Философия арифметики». Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология - с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г. Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц. Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии.

Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения. Можно выделить четыре основные группы работ: 1) период увлечения «психологизмом»; 2) феноменология, первоначально именуемая «дескриптивной психологией», или феноменология в узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913, однако задуманная несколькими годами ранее. Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвертую группу.

Основные произведения: «Философия арифметики», «Феноменология» и другие.

СЁРЕН КЬЕРКЕГОР

(1813-1855)

Датский философ, религиозный мыслитель и литератор, родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет. Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838. Двумя годами позднее он выдержал экзамен по теологии в университете. Подготовленная Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии была опубликована в начале 1841. В конце этого года произошло другое критическое событие - Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной Ольсен. Этот разрыв, вызвавший общественное неодобрение, сыграл одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора. Все, что он написал, несет след этого печального опыта.

Во время краткого пребывания в Берлине Кьеркегор посещал лекции Фридриха Шеллинга. В 1843 он опубликовал несколько важнейших работ: «Или - Или, Повторение», «Страх и трепет» и в дополнение - девять религиозных рассуждений в трех томах, названных «Поучительные беседы». Первые три книги вышли под псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них взгляды не были его собственными. Под «Беседами» стоит собственное имя автора. В 1844 вышли «Философские крохи» и «Понятие страха», а также еще девять бесед. Опубликованная в 1845 книга «Стадии жизненного пути» частично резюмирует предыдущие работы; в том же году вышли еще три беседы, получившие название «Мысли по поводу критических ситуаций». Самая значительная философская работа Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, - «Заключительное ненаучное послесловие» - вышла в начале 1846. С исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии.

Нападки на Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 оказались третьим значительным внешним событием его жизни. Ответом явились «Два века» с анализом духа современности.

Основные произведения: «Повторение», «Страх и трепет», «Поучительные беседы», «Христианские беседы». «Деяния любви», «Два века» и другие.

 

АРТУР ШОПЕНГАУЭР

(1788 - 1860)


Немецкий философ - идеалист. Основное сочинение - «Мир как воля и представление», Кантовские априорные формы - время, пространство, категории рассудка - сводятся Шопенгауэром к единому «закону достаточного основания», Субъект и объект рассматриваются в качестве соотношения моментов, из которых складывается мир, как «представление» с другой стороны, мир, взятый как «вещь в себе» представляет у Шопенгауэра как слепая безосновная «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве «объективацией». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, выражается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же время множество объективаций воли существует и как иерархическая целостность, отражающая иерархию идей - адекватных объективации воли.

Высшая ступень в ряду объективации воли - человек, существо, наделенное разумным познанием. Каждый познающий индивид осознает себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистических импульсов осуществляет, по Шопенгауэру в сфере искусства и морали. Искусство - создание гения, основывающее на способности «незаинтересованного созерцания» в котором субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, уже не воспроизведение идеи, а непосредственно отражение самой воли. Подчеркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле и жизни» с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр в противовес Лейбницу называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение - «пессимизмом». Подлинным основанием морали Шопенгауэр считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего. Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространенность со второй половины 19 века, явившись одним из источников философии жизни предшественников ряда концепций глубинной психологии; влияние Шопенгауэра испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Мани и другие. В 1911 г. во Франции основано Шопенгауэрское общество.

Основное произведение: «Жизнь как воля и представление».


ФРИДРИХ НИЦШЕ

(1844 - 1900)

Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В 1869-1879 гг. профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью.

Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием Ницше являются идея к жизни. В человек он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое телесное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. Ницше будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» - тех немногих, которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначала к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали . Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание терпимость, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека.

Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Над всем человечеством утверждает Ницше, царит бессмыслица.

Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра» и другие.


ЗИГМУНД ФРЕЙД

(1856 - 1939)


Родился 6 мая в1856 году в Фмайберге, Австрало - Венгрии. Невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа. Профессор Венского университета с 1902 года. После захвата Австрии фашистской Германией в 1938 году эмигрировал в Великобританию.

Ранние работы Фрейда посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием французской школы с конца 1980 года занимается проблемами неврозов, с середины 1990 года разрабатывал анализ - психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное, один из первых начал изучать психологический аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий. В 1900 году выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными влечениями, в 1920 году - учение о психических структурах личности. Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на сферу социальной психологии и различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество и т.д., вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза.

Сублимация - центральное понятие у Фрейда в его психологической трактовке культуры, которая рассматривается им как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от «физиологии материализма» к утверждению автономии психического и антропологического построения, близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии, социологии, социальной психологии, литературы и искусства.

Основные произведения: «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого я», «Тотем и табу», «Будущность одной иллюзии», «Неудовлетворенность в культуре» и другие.


БУХАР-ЖЫРАУ

(1668 - 1781)

Придворный поэт ханов. До 1718 г. находился в свите хана Тауке, затем после долгих лет лишений и скитаний по казахским степям, нашел себе пристанище при дворе хана Аблая.

По статусу придворного певца он должен был восхвалять хана и его окружение. Но мудрость и знание жизни вывели его творчество за пределы исключительных интересов ханского двора. Он рассуждает свободно и широко. Тема восхваления ханов остается у него своеобразным заслоном , ширмой или, скорее всего, фоном, на котором разворачивается богатейшая сцена содержательных философских идей.

У поэта не было и тени сомнения в том, что хан прощает и казнит, воют и добивается мира и т.д. исключительно ради своего народа. Забота о народе иногда приводит его к опрометчивым решениям, от которых поэт смело пытается удержать хана, оградить его от плохо обдуманных и роковых планов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.