![]() |
|
|
Даосизм как религия и философияДаосизм как религия и философияИнститут экономики и финансов [pic] реферат По курсу: философия тема: «Даосизм как религия и философия» © выполнил: студент очного отделения 311 группы Павлов П.С. проверил: Медведев В.И. Санкт-Петербург 2004 г. Содержание: Введение.................................................................... 1. Что такое
даосизм..................................................................... 2. Даосизм: история возникновения и развития......................................................... 6 3. Лао-Цзы: миф или
реальность.................................................................. 4. Мир Дао дэ
цзина....................................................................... 5. Даосизм как образ
жизни....................................................................... 5.1. Тренировка тела и
духа........................................................................ 6. Влияние даосизма на китайскую прозу, живопись, театр..................................... 22 7. Связь даосизма с
религией.................................................................... 8. Значение даосизма для философии и культуры Заключение............................................................... Список
литературы.................................................................. Введение Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально- экономической отсталости неверно. Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры. Общность восточной философии заключается в особых кардинальных философских установках, в трактовке проблем натурфилософии и антологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро- и макромира, сущего и не-сущего, материального и идеального, широкие семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного пункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения и смешения нерасчлененных оппозиций в восточной философии. Специфика первоосновы мышления с ее размытым в рамках широкого семантического ареала монизмом понятий и терминов лежит в основе призыва к гармоническому слиянию человека с универсумом, достижение которого является целью ряда учений. Отсюда и акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто единое, общее, цельное. Кроме того, проблемы социальной этики, поведение человека, политическая администрация, совершенствование мира в соответствии со своими взглядами и принципами - все эти вопросы находятся в центре рассмотрения древнекитайских философских школ.[1] 1. Что такое даосизм Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось совсем не просто. Ибо «даосизм» - понятие на редкость многомерное и многозначное. (Даосизм (Taoism[e]) —термин европейской науки, обозначающий одно из
главных направлений китайской философии и традиционную религию Китая. Значимость слова «дао» в Китае (Дао (“путь”, “подход”, “график”, “функция”, “метод”, “закономерность”, Понятие дао в истории китайской мысли является наиболее универсальным и
всеобъемлющим. Являясь идейным стержнем не только всей натурфилософии и
онтологии, но во многом социологии, этики, медицины, астрологии, это
понятие по праву можно назвать квинтэссенцией философии традиционного Слово «дао», от которого происходят слова «даосизм», «даосы», Пытаться очертить внешние, формальные рамки даосизма - дело почти безнадежное. Эти рамки, как легко убедиться, чрезвычайно неопределенны и изменчивы. Но тот, кто способен посвятить свою жизнь постижению внутренней правды в себе, кто увидит в этой правде непреходящий, вечно живой завет и поймет, сколь далека она от «тьмы низких истин» света, рано или поздно откроет в даосизме глубокое, жизненное и очень последовательное учение. Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Долговечна же не абстрактная истина, а искренность чувства, бесконечно долго предвосхищаемого, ожидаемого и потому бесконечно долго памятуемого. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, стоит немного. Даос живет тем, что живо вовеки; он живет самым надежным - капиталом
духа. А это значит, что даосизм есть, прежде всего, оправдание традиции. Мудрость приверженца Дао - это не знание и не искусство, а некое умение - совершенно неумелое - не затемнять суетным деланием великий покой бытия; она прозрачна и светла, возвышенна и всеобъятна, как само небо. Даосизм, таким образом, воплощает саму сердцевину восточной мысли,
всегда требовавшей от человека обрести полноту своего бытия через
самоустранение, явить глубину нежелания, которая таит в себе самое чистое,
самое одухотворенное желание. Даосизм поэтому не является философией, ибо
он не интересуется определениями понятий, логическими доказательствами и
другими процедурами чистого умозрения. Не является он и религией
трансцендентного Бога, требующего от своих поклонников веры и послушания. И в другом месте: «Когда низкий человек слышит о Дао, он смеется. Мудрость Дао - это безумство мира сего. Безумство даже для того, кто
произносит слова о Дао, ясно сознавая невозможность говорения о сем
предмете. Нужно ли удивляться тому, что в традиционном образе даоса так
силен элемент иронии, юмора, до странности ненарочитого шутовства? Даосские мудрецы ничего не доказывают и не проповедают. Они даже не учат какому-нибудь «образу жизни». Их цель - дать верную жизненную ориентацию, указать путь к средоточию жизненного опыта - вечноотсутствующему и вездесущему. Не будучи в строгом смысле слова, как уже говорилось, ни философией,
ни религией, даосизм странным образом сочетает в себе черты и того и
другого. По учению даосов, воистину существует лишь великое Дао -
предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее «образа, вкуса или запаха»;
никем не сотворенное, оно «само себе ствол, само себе корень»; оно
беспристрастно охватывает и вмещает в себя все сущее, подобно всеобъятному
и бездонному небу. Даосы называют его «Высшим учителем», «Небесным
предком», «Матерью мира», или даже «Творцом вещей», но они не ждут от этого Последнее утверждение означает, что и само Дао не является, в
сущности, принципом мироздания. Дао, как утверждается в даосской
литературе, «не может владеть даже собой», оно «обладает, не владея». Дао
ежемгновенно и непрестанно изменяется, изменяет себе, «теряет себя» в мире
конечного и преходящего. Но, поистине, нет ничего постояннее непостоянства. 2. Даосизм: история возникновения и развитие Китайский этнос — один из наиболее древних из существующих сейчас на Предпосылки к возникновению даосизма коренились в религиозных
представлениях древности. Возможно, что его истоки связаны с шаманскими
верованиями царства Чу (бассейн р. Янцзы) и учениями магов (фанши) северо-
восточных царств Ци и Янь периода Чжаньго (“Сражающихся царств”, V – III
вв. до н. э.). В IV – III вв. до н. э. в результате философской рефлексии
на стихийно формировавшиеся в предыдущую эпоху представления возникает
учение, сторонники которого отнесены в историографическом сочинении II – I
вв. до н. э. к “школе Дао и Дэ”. Это учение представлено в таких
памятниках, как приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-Цзы трактат “Дао
дэ цзин” и трактат “Чжуан-цзы”[3], в котором излагаются взгляды выдающегося
философа IV – III вв. до н. э. Чжуан Чжоу[4]. Однако, авторы данных текстов
еще не относили себя к какой-либо определенной философской школе. Это может
рассматриваться как свидетельство того, что появление “учения о Дао и Дэ”
еще не означало возникновения целостной идеологической системы. Из других
крупных мыслителей древности к основоположникам философии даосизма относят Даосизм как религиозно-философская система формируется на рубеже н. э. в результате синтеза Лао [-цзы] – Чжуан [-цзы] учения[7]; доктрин натурфилософов иньян цзя[8]; концепции “духа” как предельного выражения процесса изменений, описанного в “Чжоу и”; верований шаманов и магов; представлений о “бессмертных святых” (сянь, шэнь сянь). Даосы считают, что их учение восходит к глубокой древности, когда его
тайны были открыты мифическому “Желтому императору” (Хуан-ди). В китайских
преданиях и легендах рассказывается о 9-ти “первопредках”, появлявшихся у
истоков китайской цивилизации друг за другом и принесших народу знания,
ремесла, письменность, музыку и т. д. Одним из них был первопредок Хуан-ди Эта изначальная многоплановая информация, данная Хуан-ди, явилась истоком концепций множества школ. Различия между ними происходили от того, на какую конечную цель были направлены усилия их адептов, — совершенствование тела, “жизненной энергии” или сознания. В зависимости от цели использовались и различные физические или психофизические методики, а также в разной степени стимулировалось развитие этики и интеллекта. Но, как обычно случается, широкое распространение получила наиболее
простая, “внешняя” часть целостной системы Хуан-ди. Она со временем
преобразовалась в техники боевых искусств, с одной стороны, а с другой — в
шаманизм, магию и мифотворчество. “Внутреннюю” же — эзотерическую — часть
учения Хуан-ди использовали очень немногочисленные школы даосской йоги,
ставившие своей целью развитие сознания адептов вплоть до достижения С течением веков эзотерические школы древнего даосизма становились все более и более закрытыми, а их количество уменьшалось. Однако нить традиции не была прервана. Напротив, “внешние” школы стали естественным компонентом жизни китайцев. В школах же более высокого уровня, начиная с эпохи Шань-Инь (XVIII – XII вв. до н. э.), утвердилось поклонение “Небу”, но в значении не места или направления, а “Первоосновы и Первопричины всего сущего”, т. е. Бога. В середине эпохи Чжоу[14] появился трактат “Дао дэ цзин”, автором которого считают Лао-Цзы. Таким образом нить древнего учения, протянувшаяся через тысячелетия, с появлением “Дао дэ цзина” получила новый импульс. Последовавший за появлением “Дао дэ цзина” период с VI по III вв. до н. э. называют эпохой “соперничества всех (или ста) школ”, поскольку почти одновременно оформляются такие направления, как даосизм, конфуцианство, моизм, школы законников, софистов, последователей учения сил инь/ян и др. Все эти школы использовали в более или менее искаженной форме фрагменты
учения Хуан-ди, дошедшие до того времени в древнейших памятниках
литературы, таких как “Чжоу и”[15] или “Нэй-цзин”, “Иньфу-цзин” и др.,
авторами которых, согласно традиции, считаются Хуан-ди и другие Во II в. происходит обожествление Лао-Цзы, который именуется теперь Лао-
цзюнь (“Государь Лао”) и рассматривается как “воплощение”, или “тело Дао” В VII – VIII вв. под влиянием буддизма возникают институт даосского
монашества и монастыри, а в религиозной практике даосизма начинают
преобладать психотехнические методы (медитация), основное внимание
уделяется приемам внутреннего самосовершенствования. Данная тенденция
приводит к появлению в XII в. в Северном Китае новых даосских школ,
важнейшая из которых — Цюаньчжэнь [цзяо][18] — вплоть до настоящего времени
является ведущим даосским направлением. Для этой школы характерно
требование обязательного принятия монашества для духовенства (дао ши). К Самыми видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун Даосизм оказывал сильное и постоянное влияние на литературу, искусство и
другие аспекты китайской культуры, на развитие традиционных форм научного
знания в средневековом Китае. В частности, занятия даосской алхимией
способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии. В VII в. даосизм проник в Корею — государство Когурё, короли которого одно время поддерживали доктрину “трех религий”. В Японии в структурно- функциональном смысле место даосизма было занято синтоизмом, но элементы даосского культа “бессмертных” сохранялись там до XVII в., а методы даосской психофизиотехники использовались в медицине и буддийской медитативной практике. Не исключено даосское влияние на символику синтоизма и атрибутов императорской власти. На протяжении своей истории даосизм временами пользовался
покровительством властей — при династии Цинь (221 – 207 до н. э.), Ранняя 3. Лао-Цзы: миф или реальность Лао-Цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы) (VI (V) в. до н. э.) (“Дао дэ цзин” (“Каноническая книга о Дао и Дэ”, “Канон Дао и Дэ”, или Современная наука подвергает сомнению историчность Лао-Цзы, тем не менее в научной литературе он часто определяется как основоположник даосизма. Вероятнее всего, образ Лао-Цзы собирателен, в основе его лежит жизнь нескольких людей — даосских мистиков-магов (фанши), сюжеты архаических мифов и народных преданий. И еще — страстное желание чувствовать рядом с собой в мире присутствие такой небесной и в то же время глубоко человеческой, теплой мудрости. Древние историки будто бы специально сделали образ Лао-Цзы предельно
чудесным, и даже в каких-то самых обыкновенных, вполне “посюсторонних”
фактах видна запредельность мистической и непознаваемой нами души. Лао-Цзы
имеет вполне конкретное место рождения, родовое имя, даже государственную
должность, но каждый этот обыденный и несколько даже скучноватый факт вдруг
становится частью чего-то чудесного, сверх-обыденного. Сочетание строгого
историзма и мифологического ореола прибавляет еще больше обаяния Лао-Цзы. В
народной традиции Лао-Цзы почитался как божество, его изображения и статуи
можно было встретить во многих местных храмах и небольших кумирнях вместе с
изображениями Конфуция, Будды и божествами – “хранителями очага”. Он —
частый герой народных легенд и преданий, а философское начало учения Лао- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |