рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Новые принципы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ

Новые принципы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный технический университет

Кафедра «Экономика и управление»





Семестровая работа на тему:

«Новые принципы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ»

 

 


 

 

 

Выполнила

студентка гр. ЭФМ-557

Апарина Н.Л.

Проверил

Передунова С.В.









Волгоград - 2005

    Содержание                                                                                                      стр.                                                                              

Введение

3

1.     Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации       

 

1.1 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ                                               

4

1.2  Политика Центрального Банка на валютном рынке                               

10

2.     Изменение валютного законодательства РФ                                           

 

2.1Основные положения ФЗ №173-ФЗ от 10.12.2003 «О                             15

     валютном регулировании и валютном контроле»

Заключение                                                                                                      

26

Список использованной литературы                                                             

27





















Введение

В настоящее время россий­ская экономика, становясь неотъемлемой ча­стью интер­национального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, пе­реживает период формиро­вания и совершенствования системы государст­венного ре­гулирования внешнеторговой деятельности.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реали­зации которой является валютное регулирование.

В настоящее время рефор­ма законодательства в облас­ти валютного ре­гулирования и контроля направлена на упро­щение и постепенную отмену ог­раничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валют­ными цен­ностями. Одновременно в целях обеспечения стабильно­сти внут­реннего финансового рынка Банком России продол­жается работа по созда­нию нормативной базы, направ­ленной на стабилизацию де­нежной сферы, ко­торая пре­пятствует утечке капиталов за границу.
















1.     Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации

1.1  Роль и задачи валютной политики ЦБ  РФ


В большинстве стран центральный банк является проводником госу­дарственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную по­литику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство - итальянское валютное бюро.

Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, на­правленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешива­ние платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

·        регулирование валютного курса (механизм его установления,
поддержки уровня);

·        управление официальными валютными резервами;

·        валютное регулирование и валютный контроль;

·        международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.[3]

Инструментами проводимой центральными банками валютной поли­тики являются валютные интервенции и, в той или иной степе­ни, практиче­ски все инструменты денежно-кредитной политики (дис­контная политика, операции на открытом рынке, установление резер­вных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная полити­ка теснейшим образом связана с де­нежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением - центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и де­нежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

     Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1)приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2)     исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3)     единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федера­ции;

     4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

     5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов ре­зидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.[1]

Центральный банк Российской Федерации отвечает за проведение го­сударственной валютной политики страны.

Глава 9 Федерального закона «О Банке России» предусматрива­ет раз­граничение полномочий ЦБР в области международной и внеш­неэкономиче­ской деятельности. В частности ЦБР представляет ин­тересы Российской Фе­дерации во взаимоотношениях с центральны­ми банками иностранных госу­дарств, в международных банках и иных международно-финансовых органи­зациях. Причем в статье 51 специально оговорено, что Банк Рос­сии выдает разрешения на созда­ние банков с участием иностран­ного капитала и филиа­лов инос­транных банков, осуществляет ак­кредитацию представительств кре­дитных организаций иностран­ных государств на территории Российской Фе­дерации в соответ­ствии с порядком, установлен­ным федеральными законами.

Валютная политика любой страны представляет собой сово­купность всех мероприятий, про­водимых российским государ­ством и центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу националь­ной денежной единицы. Это всецело относится и к Рос­сии. Валютная поли­тика выполня­ет роль переходного моста на стыке национальной и мировой экономики, превращаясь в важней­ший инструмент создания предпо­сылок интеграции России в миро­хозяйственные связи. Целями ва­лютной политики Российской Фе­дерации в период перехода от командно-административной эко­номики к рыночным отношениям являются:

·          прекращение так называе­мой «всеобщей долларизации всей страны»;

·          поддержание стабильности национальной валюты - российского рубля, т.е. более или менее стабильного курса по отношению
к валютам других государств;

·          создание предпосылок для введения полной конвертируемо­сти рубля.[8, c 21]

Валютную политику по форме и по существу нельзя отделить от всего круга проблем внешнеэко­номических связей. Например, валютный курс на­прямую связан с движением товаров, услуг и капиталов, что находит свое кон­кретное обобщающее выражение в платежном балансе страны. Следова­тельно, внешнеэкономи­ческое регулирование в ходе пе­рехода страны к ры­ночным пре­образованиям структурно переплетается с важнейшими целями валютной политики.

Основное направление валют­ной политики, как составной ча­сти эко­номической стратегии страны в переходный период, можно проследить, в первую оче­редь, на примере либерализации условий внешнеэкономической деятельности страны. В июле 1992 г. в «Программе углубления экономиче­ских реформ» российс­ким правительством были опре­делены следующие конкретные цели либерализации условий внеш­неэкономической деятельно­сти:

·          отход от количественных ограничений во внешней торгов­ле и переход к экономическим методам ее регулирования, пере­ход к единому курсу рубля;

·          сближение структуры внут­ренних и внешних (мировых) цен,
последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение унифици­рованного импортного тарифа;

·          переход к внутренней кон­вертируемости рубля для резидентов и нерези­дентов сначала по текущим, а затем по капитальным операциям;

·          поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продук­ции.

В Рабочей программе Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 гг. «Развитие реформ и стабилизации российской эконо­мики были выдвинуты следующие задачи;

·    либерализация рынков, в первую очередь, валютного и внешнеторгового;

·    ликвидация множественности курсов и переход к единому валютному курсу;

·    расширение объемов продажи экспортной выручки на валютном рынке.

Для достижения перечисленных выше задач предполагалось;

·    резко ограничить, а затем полностью прекратить квотирование и лицензи­рование экспор­тных поставок;

·    снизить экспортные пошлины на неэнергетические товары
и ликвидировать централизованный экспорт;

·    отменить льготы по осво­бождению предприятий, отраслей
и регионов от продажи экспорт­ной выручки;

·    отказаться от практики установления дотационных коэффи­циентов для централизованного импорта.

Эффективность указанных специфических мер валютной политики увязывалась в обяза­тельном порядке в сочетании с такими направлениями экономи­ческой политики государства, как:

·    проведение жесткой денеж­но-кредитной политики и снижение темпов ин­фляции;

·    достижение  процентной ставкой по банковским ссудам по­ложительного уровня;

·    повышение ставок по депозитам и вкладам, обеспечиваю­щее более высо­кую доходность рублевых сбережений по сравне­нию с приобретением и раз­меще­нием СКВ;

·    расширение производства конкурентоспособной на внешнем
рынке продукции и развитие им­портозамещающих производств;

·    улучшение платежного ба­ланса страны.[5,c 8]

Такая стратегия получила на­звание «валютная шоковая тера­пия» по аналогии с «шоковой терапией». Сторонники данного варианта курсовой по­литики по­лагали, что быстрое введение конвертируемости российского рубля можно обеспечить либо значительным понижением ва­лютного курса, фикси­руя его на существенно низком уровне (т.е. используя методы постоянной девальвации), либо посредством определения курса национальной валюты на основе спроса и пред­ложения на свободном рынке.

Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент, рав­но как и финансовый рынок в целом, находятся на протяжении всех лет реформы в крайне не­стабильном положении.

Анализ мирового опыта сви­детельствует о наличии следую­щих основ­ных вариантов осуще­ствления курсовой политики:

·    «свободно плавающие» валютные курсы;

·    регулируемое «плавание» валют;

·    постоянно фиксированные курсы.[7]

Россия выбрала смешанный вариант: проведение умеренной политики регулируемого «плава­ния» при непрерывном изменении валютных курсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономики страны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете тем­пов инфляции, состоя­ния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит, спекулятивных валютных опера­ций, ускорения либо задержки ва­лютных платежей, степени до­верия к рублю в самой России и на мировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютный рынок.

В России было допущено с самого начала реформ хождение сильной мировой резервной валю­ты — доллара США. В других странах, напротив, предпринима­лись меры, направленные на максимальное ограничение хож­де­ния иностранной валюты на национальном рынке и укрепле­ние националь­ной валюты.

Россия, после введения внут­ренней конвертируемости, откры­ла по форме и по существу дос­туп к долларовым накоплениям и расчетам в ино­странной валю­те. Данное обстоятельство при­вело к «всеобщей долларизации всей страны».

Обращение на территории России иностранной валюты ве­дет к ослаб­лению национальной валюты. В соответствии с поло­жением Центрального банка Рос­сии «О прекращении на террито­рии Российской Федерации расче­тов в иностранной валюте за реализуемые физическими лица­ми товары (ра­боты, услуги)» от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 но­ября 1997 г. вступил в силу но­вый порядок расчетов за товары и услуги, продаваемые физичес­ким лицам. В результате россий­ский рубль стал единственным платежным средством при всех видах расчетов.[6, c52]

Одна из важнейших функций ЦБ — поддержание устойчивос­ти курса рубля. Безусловно, устой­чивый валютный курс является очень важным эко­номическим параметром для российских пред­приятий.

В конце 2003 г. ЦБР прекра­тил активную поддержку курса доллара на валютном рынке, в результате чего котировки дол­лара снизились.

Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс в валютной поли­тике, озна­чающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБ стали: контроль за инфляци­ей и выравнивание доходности валютных и-рублевых инструмен­тов. При превышении номиналь­ной рублевой доходности над валютной это дос­тигается двумя способами — либо ускорить де­вальвацию рубля и повысить до­ходность валютных инструмен­тов, либо снижать доходность на внутрен­нем рынке. Выбор был сделан в пользу снижения доход­ности рублевых ин­струментов. Таким образом, рынку задан чет­кий ориентир возможной деваль­вации рубля.

Несмотря на положительные стороны крепкого рубля, в час­тности, рост потребительского спроса и снижение процентных ставок, новая поли­тика БР таит в себе риски, которые не следу­ет недооценивать. В условиях унификации и изменения регули­руемых тарифов после 2003 г. правительство не сможет и даль­ше сдерживать инфляцию, в ре­зультате чего политика ЦБР может оказаться дискредитиро­ванной, а сам банк столкнется с еще большими проблемами.[10, c4]

1.2 Политика Центрального Банка на валютном рынке

Валютный рынок представля­ет собой сферу отношений по поводу ку­пли-продажи иностран­ной валюты.

Направление и формы валют­ной политики, проводимой цент­ральным банком, зависят как от экономического положения дан­ной страны, так и ее места в ми­ровом хозяйстве. Центральный банк обычно использует две ос­новные формы валютной полити­ки: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) полити­ка проводится не только с целью измене­ния условий рефинансиро­вания отечественных коммерчес­ких банков, но иногда направле­на на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Учетную ставку на Западе, в частности, применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский Центробанк повышает учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагается, что подо­рожание кредита в Европе заста­вит инвесторов скупать европей­скую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валю­ты (де­визы), воздействует в нуж­ном направлении на изменение курса националь­ной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервен­ций». Приобретая за счет офици­альных золо­товалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увели­чивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа цен­тральным банком крупных партий национальной валюты приводит к сниже­нию ее курса, так как уве­личивается предложение. Влияние валютной поли­тики центрального банка в форме проведения опера­ций на срочном валют­ном рынке проявляется в стимулировании эк­спорта или импорта капитала. На­правление желаемого движения капиталов зависит от приоритета поли­тики центрального банка в данной экономической ситуации.

В России в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и ва­лютном контроле» резиденты и нерезиденты имеют право поку­пать и продавать валюту на внут­реннем валютном рынке России только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи валюты могут осуще­ствляться непосредственно между уполно­моченными банками, а также через валютные биржи.

Одной из важнейших задач валютного контроля является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновре­менном поддержании предложе­ния иностранной валюты на внут­реннем валютном рынке. При де­фиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обяза­тельств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухуд­шить состо­яние платежного баланса и све­сти на нет усилия по укреплению рубля. Ежегодная утечка капита­ла из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, в отличие от зарубежных стран, она харак­теризуется своеобразием моти­вов оттока, по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим послед­ствиям.

Бегство капитала происходит в следующих формах:

·    по внешнеторговым опера­циям в виде нерепатриации экс­портной валют­ной выручки, не­ поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых плате­жей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по им­порту продукции уходит за рубеж примерно 18-19 млрд. долл.

·    наличие в стране организованной сети недобросовестных хозяйствую­щих субъектов, использующих «серые» схемы пе­ревода валютных средств за гра­ницу, которые формально при­крываются внешнеторговыми контрактами. Основной причиной данного явления следует при­знать свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на вне­шний рынок. В схемах утечки ка­пи­тала ключевую роль играют «фирмы-однодневки», которые оформляют фик­тивные импорт­ные контракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу, пре­имущественно с территории оф­фшорных зон. Контроль за дея­тельностью таких фирм чрезвы­чайно сложен в связи с корот­ким сроком их «работы» и огромным количеством. В настоящее вре­мя, по данным ВЭК России, число участников внешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.[3]

По инициативе Банка России и при его активном участии Правительст­вом России были подготовлены и внесены в Госу­дарственную Думу сле­дующие законопроекты:

• Проект Федерального зако­на «О внесении дополнения в ста­тью 193 Уголовного кодекса РФ», который предусматривает усиле­ние ответственно­сти участников внешнеэкономической деятельно­сти за нарушение валютного за­конодательства за счет введения норм уголовной ответственности за неза­конный перевод валютных средств за границу;

• Проект Федерального зако­на «О внесении дополнения в статью 28 ФЗ «О банках и бан­ковской деятельности», принятый Государственной Думой. Он пре­доставляет Банку России право определять порядок установления кре­дитными организациями кор­респондентских отношений с банками, зарегист­рированными на территории оффшорных зон ино­странных государств. ЦБ РФ получил возможность принять дополнительные регулирующие меры:

·    кредитные организации обязаны формировать резервы под операции с ре­зидентами оффшорных зон в размере не менее 50% остатка на отдельных лицевых счетах, открытых к балансо­вым счетам, на которых учиты­ваются соответствующие операции с нерезидентами;

·    уполномоченные банки ус­танавливают корреспондентские отношения с оффшорными банка­ми, исходя из рейтинга иностранных банков по степени их долгосрочной кредитоспособности и размера собственных средств.

Федеральный закон «О внесении дополнений в Закон РФ «О валютном регулирова­нии и валютном контроле», вступивший в действие с 7 июля 1999 г., который ограничивает максимальные размеры едино­временного вывоза наличной валюты физическими лицами-резидентами суммой, эквивалент­ной 10 тыс. долл. США.

Для противодействия утечке капитала за границу внесены предложения по внесению изме­нений и дополнений в ФЗ «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятель­ности». Они предполагают:

введение лицензирования отдельных видов внешнеторго­вой деятельно­сти, государственную регистрацию и экспертизу внешнеторговых   контрак­тов, сокращение числа посредничес­ких организаций во внешней торговле (целью в данном случае является борьба с «фирмами-од­нодневками»);

четкое законодательное оп­ределение понятий и терминов,
связанных с экспортом и импор­том работ, услуг и результатов интеллекту­альной деятельности;

установление обязатель­ных требований к внешнеторго­вым контрактам и документам, подтверждающим предоставле­ние и получение услуг и резуль­татов интеллектуальной деятель­ности.

Банк России в рамках своей компетенции в 1999 г. принял ряд жестких мер валютного регули­рования и валютного контроля:

1. Разработан порядок валют­ного контроля со стороны упол­номочен­ных банков за операци­ями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим особого внимания (обладающим призна­ками подозрительности). Повышена ответственность кредитных орга­низаций и их клиентов за неис­полнение требований валютного законодательства.

2. Введено требование обяза­тельного открытия юридическими
лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в раз­мере 100% средств, перечисленных на покупку валю­ты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуще­ствление авансовых плате­жей. Это позволило снизить вли­яние недобросове­стного бизнеса во внешней торговле на состояние внутреннего валютного рын­ка. Однако данное ограничение действовало не более двух не­дель, так как были затронуты и интересы добросовестных импор­теров. С учетом этого Банк Рос­сии в оперативном порядке выпу­стил нормативный документ, ос­во­бождающий импортеров от не­обходимости депонирования руб­левых средств при покупке валю­ты в случае использования ими общепринятых в междуна­родной внешнеторговой практике инстру­ментов обеспечения (открытие без­отзывных аккредитивов, зак­лючение договоров страхования риска невоз­врата переведенной по импортным контрактам инос­транной валюты, получе­ние гаран­тий первоклассных иностранных банков, а также векселей, выдан­ных нерезидентами и авалированных иностранными банками).

3. В целях реализации Указа Президента РФ № 334 от 15 мар­та 1999 г. «Об изменении поряд­ка обязательной продажи части валютной выручки» ус­тановлен порядок контроля за обязатель­ной продажей экспортной валют­ной выручки, являющейся зало­гом погашения экспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных и зачис­ленных на счета в уполномочен­ных банках до 15 марта 1999 г. Принятые  Банком  России меры по валютному регулирова­нию и валютному контролю во многом носят вынужденный ха­рактер и являются адекватной реакцией на конкретные условия развития рос­сийской экономики, что выражается в высоком уров­не криминализации эко­номики и, в частности, в уходе от налого­обложения, конверсии неучтен­ных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за гра­ницу с использо­ванием «серых» схем.[6, c57]

Вместе с тем, принципиальная позиция Банка России заключается в том, что эти меры, как ог­раниченные во времени, будут действовать до тех пор, пока не возникнут необходимые законо­дательные решения и макроэко­номическая ситуация не изменит­ся в лучшую сторону.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.