рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Новые принципы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ

Стратегия совершенствования валютного регулирования и ва­лютного контроля находится в центре внимания ведущих россий­ских экономистов и работников Банка России. Ее разработка пре­дусматривает постановку задач и определение мероприятий для их реализации. Стратегически­ми задачами ва­лютного регу­лирования и валютного кон­троля на современном этапе явля­ются:

·    усиление валютного кон­троля за объемом продажи ва­лютной выручки (без ущемле­ния интересов экспортеров, свя­занных с технологической модер­низацией и производством экспор­тной продукции);

·    регулирование импорт­ных тарифов для защиты внутренних товарных рын­ков и под­держания жесткой конкурентной среды, стимулирующей сни­жение издержек производства;

·    введение таких правил торговли на валютном и финансовом  рынках,  ко­торые повысят возможности их регули­рования, обеспечат прозрачность опе­раций и их предсказуемость;

·    регулирование движения капиталов, препятствующее их оттоку из страны;

·    обеспечение   притока иностранных прямых и порт­фельных инвестиций;

·    привлечение валютных накоплений населения в ин­вестиции для подъема произ­водства;

·    разработка долгосрочной стратегии управления вне­шним долгом, рацио­нальной политики воздействия на курс рубля;

·    восстановление рынка акций компаний и государ­ственных    облигаций    для уменьшения давления на валютный рынок;

·    возрождение    рынков срочных контрактов в целях уп­равления валют­ными рисками.[9, c5]


2.      Изменение валютного законодательства РФ

2.1 Основные положения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»


С принятием Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О ва­лютном регули­ровании и валютном контроле", который вступил в силу с 18 июня 2004 года (далее — Закон № 173-ФЗ), а также ряда других норматив­ных  актов в сфере валютного регулирования и ва­лютного контроля про­изошли значительные изменения.

Вновь принятый Закон "О валютном регули­ровании и валютном кон­троле" кардинально отличается от действовавшего ра­нее Закона РФ от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего, следует отметить, что в За­коне № 173-ФЗ по сравнению с действовавшим ра­нее Законом более четко сформулировано понятие "резидент". В соответствии с Законом № 3615-1 к физическим лицам - резидентам относились лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ. За­кон № 173-ФЗ разде­ляет физических лиц - рези­дентов на две группы, к которым относятся:

·    физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением прожи­вающих в иностранном государстве;

·    иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.

По Закону № 173-ФЗ в состав резидентов вклю­чены Российская Феде­рация, субъекты РФ и муни­ципальные образования, а предприятия и органи­зации, не являющиеся юридическими лицами, со­зданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия "ре­зидент".

На основании Закона № 173-ФЗ изменился пе­речень валютных ценно­стей, к которым относятся только иностранная валюта и внешние ценные бу­маги.

Исключены из валютных ценностей драгоцен­ные металлы и природные драгоценные камни.

Претерпел изменения и состав органов валют­ного регулирования. Если до принятия Закона № 173-ФЗ единственным органом валютного регу­лиро­вания являлся Центральный банк РФ, то теперь полномочиями по осуществ­лению валютного регу­лирования также наделено Правительство РФ.

Что касается агентов валютного контроля, то Закон № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку РФ, отнес к ним также:

·    профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числе держате­лей реестра), подотчет­ных федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

·    территориальные органы федеральных орга­нов исполнительной власти, яв­ляющихся органами валютного контроля.

Названные агенты валютного контроля наделе­ны правом проверять со­блюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства, поря­док учета валютных операций, а также запрашивать и получать документы, связанные с валютными опе­рациями.

Закон № 173-ФЗ несколько изменил понятие "валютные операции". В соответствии с п. 9 ст. 1 данного Закона валютным операциям относятся:

приобретение резидентом у резидента и от­чуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также ис­пользо­вание резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;

приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основани­ях, а также использование валютных ценностей, ва­люты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних цен­ных бумаг на законных основаниях, а также исполь­зование валютных ценностей, валюты РФ и внут­ренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

перевод  иностранной  валюты,  валюты   РФ, внутренних и внешних цен­ных бумаг со счета, от­крытого за рубежом, на счет того же лица, откры­тый на территории РФ, и со счета, открытого на террито­рии РФ, на счет того же лица, открытый за рубежом;

перевод нерезидентом валюты РФ, внутрен­них и внешних ценных бумаг с одного счета, откры­того на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;

·    ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.[1]

Новшеством является отнесение к валютным операциям переводов не­резидентов валюты РФ внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет на территории РФ.

Ранее валютные операции разделялись на те­кущие валютные операции, осуществляемые без ограничений, и валютные операции, связанные с
движением капитала, которые осуществлялись в порядке, предусмотренном ЦБ РФ. Из Закона № 173-ФЗ понятие "текущие валютные операции"
исключено.        

Указанные в Законе № 173-ФЗ валютные опера­ции между резидентами и нерезидентами осущест­вляются без ограничений, за исключением валют­ных операций движения капитала, регулируемых Правительством и Цен­тральным банком РФ, а также ряда валютных операций, осуществляемых на внут­реннем валютном рынке России.

Если в Законе № 3615-1 для осуществления большинства операций, связанных с движением ка­питала, лицо, намеревающееся совершить такие опе­рации, должно было получить разрешение Централь­ного банка, то со­гласно Закону № 173-ФЗ органам ва­лютного регулирования запрещено уста­навливать требование о получении резидентами и нерезиден­тами индивиду­альных разрешений. Такое требова­ние в настоящее время вышеназванные органы ва­лютного регулирования вправе устанавливать только в случае от­крытия счета юридическими лицами - резидентами за пределами территории РФ.

Порядок открытия названных счетов регулиру­ется Положением Цен­трального банка России от 28.04.2004 г. № 256-П "О временном порядке вы­да­чи Банком России юридическим лицам - резиден­там, не являющимся кре­дитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами тер­ритории Российской Феде­рации". Это Положение действует до 17 июня 2005 г.

Следует отметить, что за нарушение установлен­ного порядка открытия счетов в банках, располо­женных за пределами территории РФ, п. 2 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответствен­ность в виде наложения ад­министративного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда; на юридических лиц — от 500 до 1 000 минимальных размеров оплаты труда.

Как уже было отмечено выше, ст. 7 и 8 Закона № 173-ФЗ определен пе­речень операций движения капитала, которые регулируются Правительством РФ и Центральным банком России, причем Прави­тельство РФ может уста­навливать только требова­ние о резервировании по регулируемым им опера­циям, а Центральный банк — как требование о ре­зервировании, так и об ис­пользовании специально­го счета.

Под специальным счетом понимается банков­ский счет в уполномочен­ном банке либо специаль­ный раздел счета "Депо", либо открываемый реест­родержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел ли­цевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществле­ния по нему валютных операций в случаях, установ­ленных в соответствии с Законом № 173-ФЗ.

В настоящее время порядок и режим работы специального счета опре­делены Инструкцией Цент­рального банка России от 07.06.2004 г. № 116-И "0 видах специальных счетов резидентов и нерези­дентов", в которой указаны виды счетов, открывае­мые для осуществления определенных операций.

Однако здесь следует сделать оговорку, что тре­бование об открытии специальных счетов действи­тельно только до 1 января 2007 г.

В Законе № 173-ФЗ, как уже говорилось, предус­мотрены случаи, в ко­торых резиденты и нерезиден­ты обязаны выполнить требование о резервиро­ва­нии денежных средств при осуществлении отдель­ных видов валютных операций. Порядок же резер­вирования и возврата суммы резервирования ус­та­навливается Центральным банком РФ.

В настоящее время вопросы резервирования денежных средств регули­руются Инструкцией Цен­трального банка России от 01.06.2004 г. № 114-И "0 порядке резервирования и возврата суммы ре­зервирования при осуществле­нии валютных опе­раций".

Обратим внимание на ряд основных моментов, связанных с резервиро­ванием.

Прежде всего, следует отметить, что сумма ре­зервирования всегда вно­сится в валюте РФ.

Днем внесения суммы резервирования являет­ся день принятия испол­няющим банком к исполне­нию заявления о резервировании и платежного по­ручения клиента на внесение резервирования. Ес­ли операция была совершена в иностранной валю­те, то расчет суммы резервирования по операции в ино­странной валюте осуществляется по официаль­ному курсу иностранной ва­люты по отношению к рублю, устанавливаемому Банком России на день вне­сения суммы резервирования.

Для внесения суммы резервирования клиент представляет в испол­няющий банк письменное за­явление о внесении суммы резервирования по со­ответствующей операции.

Одновременно с заявлением о резервировании клиент представляет в исполняющий банк платеж­ное поручение, на основании которого осуществля­ется перечисление суммы резервирования со счета клиента, с ко­торого вносится сумма резервирова­ния, для зачисления ее на отдельный счет в испол­няющем банке.

Для возврата суммы резервирования исполняю­щий банк за два рабочих дня до истечения срока резервирования направляет в подразделение рас­чет­ной сети Банка России, в котором у исполняю­щего банка открыт корреспон­дентский счет, расчет возврата суммы резервирования.

Возврат суммы резервирования осуществляется исполняющим банком на счет клиента, с которого вносилась сумма резервирования. На сумму ре­зер­ва проценты не начисляются.

Помимо названной Инструкции следует назвать Указание Централь­ного банка России от 29.06.2004 г. N31465-У "Об установлении требова­ний о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банков­ские счета и при списании денежных средств со специальных бан­ковских счетов". В Инструкции содержится инфор­мация о видах специальных счетов, о размере сум­мы резервирования в зависимости от вида специ­ального счета и о сроке резервирования.

Следует отметить, что за осуществление валют­ных операций с невы­полнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денеж­ных средств со специального счета на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании ст. 15.25 Кодекса об админист­ративных правонару­шениях предусмотрена ответственность в виде наложе­ния административного штрафа на граждан,
должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного раз­мера суммы незаконной валютной операции.   

В последнее время также произошли изменения в законодательстве, ре­гулирующем вопросы оформления паспортов сделки. Эти изменения на­шли отражение в Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 г. № 117-И "О порядке пред­ставления резидентами и нерезидентами уполно­моченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

В данной Инструкции определены валютные операции, на которые не­обходимо оформлять пас­порта сделки. К ним относятся валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающие­ся в осуществлении расче­тов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных бан­ках, а также через счета в банке-нерезиденте в слу­чаях, установленных актами валютного законода­тельства РФ или актами органов валютного регули­рова­ния, либо в иных случаях на основании разре­шений, выданных Банком Рос­сии:

за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможен­ную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые ус­луги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельно­сти, в том числе исключи­тельные права на них, по внешнеторговому догово­ру, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим ли­цом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в ва­люте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и зай­мов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерези­дентов по кредитному до­говору.

В Инструкции также дан исчерпывающий пере­чень операций, при осуществлении которых оформ­лять паспорт сделки не требуется. К ним от­несены валютные операции, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному:

между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющи­мися индивидуальны­ми предпринимателями, при осуществлении ука­занными резидентами валютных операций по конт­ракту;

между нерезидентом и кредитной организа­цией - резидентом;

между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, спе­циально уполномочен­ным Правительством РФ на осуществление валют­ных операций;

между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установлен­ному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных измене­ний и дополнений.

Причем к последнему абзацу следует сделать небольшое уточнение: если в контракте не содер­жится информации о его сумме, то оформление па­спорта сделки является обязательным.

Помимо изложенного выше до настоящего вре­мени остается нерешен­ным вопрос относительно того, следует ли оформлять паспорт сделки при за­ключении договоров займа, то есть относятся ли договоры займа к понятию "кредитные договоры", данному в Инструкции № 117-Й. На практике банки обязывают оформлять паспорта сделки при заклю­чении договоров займа.

Паспорт сделки, представляемый в банк пас­порта сделки резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными пра­вом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - рези­дента лиц, в обязанности которых входит веде­ние бухгалтерского учета), заявленными в кар­точке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска пе­чати юридического лица - резидента.

Инструкция предусматривает перечень доку­ментов, которые резидент должен представить в банк паспорта сделки для оформления последнего. Представление документов осуществляется в согла­сованный с банком пас­порта сделки срок, не позд­нее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного ис­полнения обязательств по контракту (кредитному договору).

В завершение вопроса о паспорте сделки сле­дует отметить, что все ста­рые паспорта сделки со­гласно ныне действующему законодательству необ­ходимо было переоформить до 31 июля 2004 г.

Теперь рассмотрим изменения, которые произо­шли в сфере продажи валютной выручки.

Вопросы продажи валютной выручки в насто­ящее время регулируются Инструкцией Централь­ного банка России от 30.03.2004 г. № 111-И "Об обя­зательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Феде­рации", согласно которой уполномоченные банки откры­вают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуаль­ный предпри­нимателям) на основании договора банковского счета текущие валютные счета и в связи с этим одновременно транзитные валютные счета при осуществлении обязательной продажи части ва­лютной выручки.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступле­ния иностранной валюты в пользу резидента, за исключениями, предусмотренными названной Ин­струкцией.

Согласно данной Инструкции обязательная про­дажа части валютной выручки резидентов осущест­вляется в размере 25% суммы валютной вы­ручки.

Обязательная продажа части валютной выручки резидента теперь осу­ществляется только по распо­ряжению последнего не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банков­ский счет резидента в уполно­моченном банке.

По ранее действующему законодательству ес­ли клиент не давал своего распоряжения банку на продажу части поступившей клиенту валютной вы­ручки, то банк самостоятельно осуществлял ее продажу.

Согласно п. 3 ст.15.25 Кодекса об администра­тивных правонарушениях установлена ответствен­ность за невыполнение обязанности по обязатель­ной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение установленного по­рядка обязательной продажи части валютной выручки в виде наложе­ния ад­министративного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не про­данной в установленном порядке.[5, c7]

Объектом обязательной продажи является ва­лютная выручка резиден­тов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным рези­дентами или от их имени сделкам, предусматриваю­щим передачу товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг, передачу информации и результатов ин­теллектуальной деятельности, в том числе исключи­тельных прав на них, в пользу нерезидентов, за ис­клю­чением определенных сумм, перечень которых указан в Законе № 173-ФЗ.

Так, для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы ва­лютной выручки учитываются следующие расходы и иные платежи:

оплата транспортировки, страхования и экс­педирования грузов;

уплата вывозных таможенных пошлин, а так­же таможенных сборов;

выплата комиссионного вознаграждения кре­дитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

иные расходы и платежи по операциям, пере­чень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

Следует отметить, что также изменился порядок продажи валютной выручки для посредников. В Инструкции № 111-И предусмотрена обязатель­ная продажа суммы комиссионного вознаграждения по договорам с нерези­дентами-комитентами. Если же комитентом является резидент РФ, то сумма комис­сионного вознаграждения обязательной продаже не подлежит.

В связи с вступлением в силу Закона № 173-ФЗ был отменен ряд нор­мативных документов, регули­рующих вопросы осуществления валютных опера­ций, а новые документы, регулирующие те или иные вопросы валют­ного законодательства, пока не приняты.



















Заключение

Проведенный анализ поло­жений Закона позволяет сде­лать следующие выводы:

1. Закон существенно отли­чается от ныне действующе­го Закона Рос­сийской Федера­ции «О валютном регулирова­нии и валютном контроле» от 1992 г. прежде всего подхо­дом к формам и методам ва­лютного контроля. Очевиден отказ от жесткой формы пред­варительного контроля — раз­реши­тельной, т. е. необходи­мость получения предвари­тельных разрешений, и пере­ход к более маневренной — использование специальных счетов и сис­темы резервиро­вания.

2. Четко разграничены функции Правительства и Банка России

3. Разрешено открытие резидентам счетов в банках - нерезидентах.

4. Прописаны права и обязанности резидентов и нерезидентов при про­ведении валютных операций.

5. Сохранено требование обязательной продажи части валютной вы­ручки.

6. Сохранен институт уполномоченных банков. Валютные операции по-прежнему могут осуществляться только через банки, имеющие специаль­ную валютную лицензию Банка России.

7. Сохранено требование для резидентов перевода в страну доходов, полученных за рубежом.










Список использованной литературы

Закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регули­ровании и ва­лютном контроле".

Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валют­ном контроле".

Бурмистрова И. О валютном регулировании и валютном контроле. //  http://www.ibusiness.ru/egover/acts/31968/

Верченко А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. // Банковское дело.-2005.-№4.-С.10-15.

Володин Ф.Г. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации. // Банковские услуги.-2004.-№5.-С.2-10.

Носик А.Р. Изменение валютного законодательства в РФ. // Бухгалтер­ский учет.-2002.-№5.-С.51-58.

Селивановский А.С. Изменения валютного законодательства. // Бухгал­терские вести.-24.09.03.-http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000117

Стадничук И. Особенности валютной политики ЦБ РФ на современном этапе. // Валютный спекулянт.-2003.-№03.-С.20-24.

Шумилина Е. Новое в валютном регулировании. // Аудит и налогообло­жение.-2004.-№11.-С.2-5.

1.    Якимовский Ю.Д. Валютное законодательство: за и против. // Экс­перт.-2003.-№20.-С.50-51.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.