рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Значение труда как социального фактора общества

Курсовая работа: Значение труда как социального фактора общества

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к изучению труда: понятия, этапы, виды

Раздел 2. Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Татарстан

Раздел 3. Направление совершенствования рынка труда

Заключение

Список литературы


Введение

В современном обществе, так же как и поколения до него, труд играл и играет не маловажную роль.

В древние времена труд выражался только в физической форме. Человек, желая добыть себе пищу, построить жилье или сшить одежду – все, что необходимо ему для жизни и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, использует материалы природы, которые позволяют ему добиться более удобных условий существования. Эти материалы он преобразует себе на пользу.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов[1]. Сначала человек ставит цель своих действий. Наличие цели отличает труд сознательного существа, каким является человек, от работы, например, лошади или машины. Имея цель и используя материалы природы – пшеницу или рожь, дерево или глину, лен, шерсть или кожу, человек создает новый продукт, т. е. сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма. Уровень энергетических затрат человека зависит от вида деятельности и используемых средств труда.

Актуальность темы исследования заключается в том, чтобы понять, как труд влияет на современное общество с развитой экономикой. И каково его понятие для современного общества.

Процесс труда включает три основные составляющие:

• сырьевой материал

• средства труда

• затраты живого труда

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда – новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека: собранный урожай или выращенный скот, построенный дом или мост, сшитые платье и обувь. Труд – источник богатства. Он является первым и обязательным условием существования человека. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. Изменяя окружающую природу, люди под воздействием меняющихся собственных потребностей изменяют и свою природу: обогащают знания, развивают способности и приобретают новые навыки.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнился: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить, перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным, а человек, постоянно развивая свою рабочую силу, стал создавать новые стоимости, намного превышающие стоимость жизненных благ, необходимых для восстановления затрат самой рабочей силы.[2]

Труд – вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей. Труд предполагает определенную общественную форму (человек – существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека – это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но, в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности[3].

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления – это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.[4]

Параллельно с развитием труда, в обществе так же развивалась экономика. От простого обмена товара на товар, товара на первые деньги, экономика развилась в крупную инфраструктуру (с рынками ценных бумаг, товаров, услуг и тому подобное) без которой нельзя представить современное общество. Пройдя огромный путь от хозяйственных форм и отраслевых структур экономики древнего мира, к созданию единой, мировой экономики.

Цель – определить значение труда, как социального фактора общества.

Объект – рынок труда в современных условиях.

Предмет – особенности состояния рынка труда, трудоспособного населения Республики Татарстан.

Реализация поставленной цели предполагает решению следующих задач.

Задачи данной курсовой работы заключаются в:

1.  выделении основных теоретико-методологических подходов к изучению труда;

2.  рассмотрении современного состояния рынка труда;

3.  ознакомление с направлениями совершенствования состояния рынка труда правительством РФ.

Теоретико-методологические подходы к изучению категории труда

В данном разделе будут рассмотрены основные понятия, этапы и виды труда, а так же этапы развития, теоретические подходы и функции труда.

Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Татарстане.

В данном разделе мы подробно ознакомимся с состоянием рынка труда для трудоспособного населения Республики Татарстан. Так же с тенденциями развития рынка труда.

Направление совершенствования рынка труда.

В данном разделе описаны меры правительства Российской Федерации по улучшению климата на рынке труда.


Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к изучению труда:

понятия, этапы, виды

Труд – 1) это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов.[5]

2) это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.[6]

3) это деятельность человека, в результате которой создается общественно полезный продукт.[7]

Трудовые отношения – это общественные отношения, основанные на двухстороннем соглашении, предметом которых является возмездное личное выполнение работником (физическим лицом) трудовых обязанностей (работы) в интересах и по поручению работодателя (физического или юридического лица) на условиях заключенного между ними трудового договора. При этом работодатель обязуется оплатить выполненную работу, создать все необходимые условия для её выполнения и вправе требовать добросовестного, надлежащего исполнения работником трудовых обязанностей, подчинения действующим правилам внутреннего трудового распорядка.[8]

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления – это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителями и подчиненными).[9]

Рыночные отношения – экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях рыночной ориентации на выгоду, экономической независимости хозяйствующих субъектов, рыночного ценообразования, конкуренции.[10]

Рынок труда – совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.[11]

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Трудоспособность:

1) способность к труду, зависящая от состояния здоровья работника. Различается трудоспособность:

- общая – способность к выполнению всякой работы в обычных условиях;

- профессиональная – способность работать по определенной профессии, должности, в определенных условиях;

- неполная – способность работать лишь в облегченных условиях, напр. при неполном рабочем дне.[12]

2) способность к труду, состояние человека, при котором совокупность его физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет работнику выполнять трудовую нагрузку определенного объема и качества.[13]

Управление – древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезный научно-методический фундамент.[14]

Этапы развития труда. Теоретические подходы.

Возвращаясь к истории труда, необходимо рассмотреть основные этапы его развития и известных персон истории, рассматривающих труд как социальное и экономическое явление.

При первобытнообщинном строе основой производственных отношений выступала общинная собственность на средства производства. Не было эксплуатации человека человеком. Уровень развития производительных сил был столь низок, что весь затрачиваемый в процессе производства труд едва обеспечивал воспроизводство рабочей силы. Производственные отношения рабовладельческого строя были основаны на собственности рабовладельцев на средства производства и на самих работников – рабов. Путём внеэкономического принуждения к труду рабовладелец присваивал весь прибавочный и часть необходимого продукта, созданного рабом. При феодализме основой производственных отношений общества являлась собственность феодала на землю и неполная собственность на работников производства (крепостных). Главной формой принуждения к труду оставалась внеэкономическая: крестьянин принуждался к трудиться на феодала в силу личной зависимости от него. Труд крепостного крестьянина в своём хозяйстве открывал некоторые возможности для личной заинтересованности в результатах этого труда. Но жестокая эксплуатация и подневольный характер труда крепостных тормозили развитие производительных сил.

При капитализме, где основу производственных отношений составляет капиталистическая собственность на средства производства, работники производства – юридически равноправные и свободные граждане. Но лишённые средств производства, они вынуждены под угрозой голода продавать капиталистам свою рабочую силу. Экономическая форма принуждения к труду обеспечивает капиталистам массовый и «добровольный» приток продавцов рабочей силы, которая становится товаром. Она продаётся на определённый срок, на неё устанавливается определённая цена. На поверхности явлений представляется, будто заработная плата, получаемая рабочим, есть «плата за труд», то есть будто весь труд рабочего полностью оплачивается капиталистом. Формы и системы заработной платы (в зависимости от продолжительности рабочего дня, количества произведённых изделий), а также движение заработной платы усиливают ошибочное представление, будто бы оплачивается стоимость функции рабочей силы – труда рабочего. К. Маркс показал скрытую за этой формой проявления действительную основу и доказал, что стоимость рабочей силы, как и стоимость всякого товара, определяется трудом, общественно-необходимым для его воспроизводства, а заработная плата, являясь денежным выражением стоимости товара «рабочая сила», обычно отстаёт от стоимости этого товара. Труд рабочего создаёт сверх стоимости его рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств производства – капиталистом.[15]

В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (например, труд слесаря, портного и т.д.) и создаёт потребительную стоимость товара. И вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий труд вообще, независимо от качественных различий многообразных видов труда – абстрактный труд. В качестве абстрактного труда образует стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее противоречие между трудом частным и общественным. Труд при капитализме непосредственно выступает как частный и является скрыто общественным. Наличие частной капиталистической собственности на средства производства – причина разъединения людей. Труд каждого отдельного производителя – его частное дело. Поэтому труд отдельных товаропроизводителей при капитализме не может быть согласован в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень общественного разделения труда объективно требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их друг от друга. Но общественный характер труда при капитализме проявляется лишь на рынке, и в этом заключается одно из глубоких антагонистических противоречий капиталистического общества. По мере развития капитализма усиливается эксплуатация наёмного труда и обостряется классовая борьба между трудом и капиталом, основное противоречие капитализма.[16]

При социализме основой производственных отношений выступает общественная собственность на средства производства. Социалистические производственные отношения обусловливают возникновение новых экономических законов, определяющих характер, природу и организацию труда: основного экономического закона социализма, планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закона, распределения по труду закона и др.

К основным особенностям труда в условиях первой фазы коммунизма относятся следующие:

- превращение труда из подневольного бремени в свободный труд, гармоничное сочетание труда на себя и труда на общество, новое, творческое отношение к труду;

- социалистическая кооперация труда.

Для социализма характерно:

- обеспечение реального права на труд и всеобщность труда;

- сочетание материального и морального стимулирования;

- повышение уровня жизни трудящихся и всего народа на основе неуклонного, идущего высокими темпами роста производительности труда;

- постепенное преодоление и разрешение неантагонистических социальных различий и противоречий в общественном труде.[17]

Одной из важнейших особенностей труда в условиях социализма В.И. Ленин считал устранение всякой эксплуатации человека человеком. «Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров, – писал В.И. Ленин, – является возможность работы на себя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры»[18]. Социалистическое государство определяет в плановом порядке оптимальное сочетание между трудом на себя и трудом на общество, устанавливая пропорции между необходимым и прибавочным трудом, между потреблением и накоплением. Возникает и получает развитие социалистическая кооперация труда, которая основана на широком обобществлении производства, использовании достижений научно-технического прогресса в целях повышения производительности труда, улучшения условий и облегчения труда. Принципиальная особенность кооперации труда при социализме – развитие самодеятельности и инициативы трудящихся, которые проявляются в различных формах социалистического соревнования труда в социалистической кооперации носит добровольный характер, дисциплина труда основана прежде всего на убеждении, высокой сознательности. Социалистическая кооперация труда обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов, возникновение и развитие нового, сознательного отношения к труду.

При социализме труд постепенно становится непосредственно общественным. Однако непосредственно общественный труд находится лишь на первой ступени своего развития, ибо, во-первых, к нему не относится труд крестьян-единоличников, ремесленников, кустарей, а также в личном подсобном хозяйстве колхозников, рабочих и служащих, в сфере обмена на неорганизованном рынке, в домашнем хозяйстве, во-вторых, общественный труд на первой фазе коммунизма характеризуется социальной неоднородностью. Поэтому здесь, как отмечал К. Маркс, «¼ известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой»[19], то есть производится обмен продуктами труда по принципу эквивалентности.

Для социализма характерна всеобщность труда. В социалистическом обществе нет классов, слоев, общественных групп, которые бы не принимали участия в общественно полезном труде, жили за чужой счёт. Система социалистических производственных отношений обеспечивает реальное право на труд, то есть равное для всех членов общества право на получение гарантированной работы и оплаты труда, в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд законодательно закреплено конституциями социалистических стран. Право на труд предполагает также создание для каждого работника возможности получения профессии, совершенствования своей квалификации. Это обеспечивается государством путём организации широкой системы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в учебных заведениях и на предприятиях. Осуществление индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства привело к полной ликвидации безработицы.[20]

Еще одним из важнейших теоретических подходов в изучении труда, является теоретический подход к исследованию проблем управления труда.

Любая наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявление общих законов связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.[21]

Управление, в широком понимании этого термина, – непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения.[22]

Функции руководителя значительно усложнились в наше время. Теперь он не только должен думать о производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и постоянно решать перспективные, стратегические вопросы, которые раньше решались на уровне главка или министерства. Без изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных вложений и банковского кредита предприятие обречено.[23]

Перед руководителем появляются проблемные задачи: внедрение новых технологий, организация выпуска новых, конкурентоспособных товаров, не формальное, а фактическое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение комплекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда, развитие самоуправления и одновременно укрепление единоначалия и дисциплины. И еще одно новое и очень важное – риск, ответственность. Руководители вынуждены самостоятельно решать целый ряд новых производственных проблем таких, как определение стратегических целей и задач управления, разработка детальных планов для достижения этих целей, декомпозиция задач на конкретные операции, координация деятельности предприятия с другими компаниями и фирмами, постоянное совершенствование иерархической структуры, оптимизация процедуры принятия управленческих решений, поиск наиболее эффективных стилей управления и совершенствование мотивации действий сотрудников.[24]

Для исследования процесса трансформации административно-правовой системы управления регионом в новую рыночную систему управления на этапе ее переходного и кризисного состояния, ряд ученых определяет следующие методологические принципы:

Первый принцип состоит в том, что экономика России в целом и экономика регионов рассматривается ими как определенная часть мирового геоэкономического и геополитического пространства, задающего ей общее направление и принципы развития, но требующая максимального учета национальных интересов и исторических особенностей развития.

Второй принцип – выбор эффективной модели управления регионом зависит от теоретического и практического признания преимуществ "европейской" или "азиатской" модели построения экономической теории как наиболее адекватной российским реалиям, а также от тех организационно-правовых форм, которые выбраны для коммерческой деятельности предприятий региона и его некоммерческих организаций.

Третий методологический принцип состоит в признании за управлением как специфическим видом хозяйственной деятельности функций обновления и отторжения.[25]

Функции труда

Труд выполняет ряд функций различного характера. В научной литературе не представлено классификации функций труда в то время, как их можно классифицировать таким образом, как это представлено в таблице 1 Классификация функций труда, ниже. Здесь произведена систематизация знаний о труде, накопленных современной экономической наукой.

Выделим следующие направления, по которым труд как экономическая категория реализует свои функции:

· труд как процесс по производству благ и услуг;

· труд, как материальное условие существования и развития общества;

· труд, как условие развития самого человека;

· трудовая деятельность как форма становления личности.

Согласно этим классификационным признакам и сгруппированы функции труда. Рассмотрим их более подробно.

Содержание труда, как научная категория, связано с взаимодействием человека с орудиями и предметами труда. Оно проходит в рамках своеобразного повторения трудовых циклов, в конце которых создается продукт труда. В рамках такого процесса реализуются следующие функции:

· логическая – целеполагание и формирование условий процесса;

· исполнительская – приведение в движение орудий и средств труда;

· наблюдения – регистрация и контроль (в том числе технологического) процесса труда;

· регулирования – корректировка процесса.

Эти функции являются общими для трудового процесса и могут отличаться в рамках конкретных трудовых процессов различных работников.[26]

Соотношение этих функций в рамках процесса труда определяет его сложность, позволяет характеризовать труд как преимущественно умственный или преимущественно физический.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.