![]() |
|
|
Курсовая работа: Конверсия продукции оборонного комплекса на примере ОАО "Станкомаш"Курсовая работа: Конверсия продукции оборонного комплекса на примере ОАО "Станкомаш"Оглавление Введение Глава 1 Теоретические аспекты государственного регулирования конверсии ОПК 1.1 Оборонно-промышленный комплекс и организационные проблемы конверсии 1.2 Пути решения проблемы конверсии оборонного комплекса в России 1.3 Перспективы государственного регулирования конверсии оборонного комплекса Глава 2 Конверсия продукции ОАО "Станкомаш" 2.1 История ОАО "Станкомаш" 2.2 Конверсия предприятия 2.3 ОАО "Станкомаш" в реалиях настоящего времени Заключение Список использованной литературы Введение Осуществление реформ в экономике в значительной мере зависит от того, как будут идти преобразования в военно-промышленном комплексе, где сосредоточен основной производственный и интеллектуальный потенциал страны. ВПК аккумулировал в себе лучшую часть производственных фондов, научно-технической базы, кадровых ресурсов страны. Несмотря на то, что в различных инстанциях неоднократно высказывались намерения провести в России военную реформу, создать профессиональную армию, принципиально обновить вооружение и военную технику, пока принципиальных изменений ни в боеготовности Вооруженных сил, ни в перспективах развития оборонной промышленности страны не произошло. В развитии оборонного комплекса, несмотря на возрастающие из года в год экспортные показатели (далекие пока от уровня 1980-х годов), можно выделить ряд серьезных проблем: – старение производственных мощностей предприятий, на реконструкцию которых не хватает денежных средств; – резкое увеличение среднего возраста занятого персонала с приближением его к пенсионному; – недостаточные объемы денежных средств, выделяемых за последние 15 лет на НИОКР оборонной тематики, что уже в ближайшее время создаст серьезные проблемы, связанные с разработкой и выпуском в РФ вооружений и военной техники новых поколений; Производство российских вооружений и военной техники в последние десять лет ориентировано в первую очередь на нужды других государств, поэтому результаты деятельности оборонных предприятий очень сильно зависят от наличия заказов на экспортные поставки. Если эти проблемы не будут решены в ближайшее время, российская оборонная промышленность рискует оказаться неконкурентоспособной в производстве военной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поэтому актуальность и практическая значимость поставленных проблем определила выбор темы курсовой работы, ее цель, предмет исследования и задачи. Целью данной работы является описание сущности конверсии оборонного комплекса, изучение актуальных проблем реформирования ОПК, их решения, перспективы дальнейшей конверсии оборонных предприятий России, а также рассмотрение конверсии оборонного комплекса на примере предприятия Челябинской области. Предметом исследования в данной курсовой работе являются проблемы развития и реформирования российского оборонно-промышленного комплекса. Для раскрытия данной цели определены и последовательно решаются следующие задачи: - определение экономической сущности оборонно-промышленного комплекса; - рассмотрение основных проблем, присущих направлению; - выявление основных путей решения поставленных проблем; - изучение современное реформирование комплекса и перспектив развития российской оборонной промышленности. Глава 1 Теоретические аспекты государственного регулирования конверсии ОПК 1.1 Оборонно-промышленный комплекс и организационные проблемы конверсии Оборонно-промышленный комплекс РФ является частью экономики России и включает в себя органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. Как синонимы ОПК используются также термины "военная промышленность" и "оборонная промышленность". ОПК включает отрасли промышленности, которые определенно производят военную продукцию (например, артиллерию, ракеты, подводные лодки), а также отрасли, выпускающие гражданскую продукцию. В процессе разработки и выпуска вооружения и военной техники могут принимать участие предприятия различных отраслей, для большинства из которых такая работа может являться непрофильной. Таким образом, существует несколько определений ОПК, но все они сводятся к одному наиболее общему. Оборонно-промышленный комплекс – это совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий (заводов) промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т. е. производящих продукцию и услуги в интересах обороны для российских силовых структур и обеспечения поставок вооружения и военной техники (ВВТ) иностранным государствам в рамках военно-технического сотрудничества. Оборонно-промышленный комплекс объединяет крупные государственные и частные предприятия (концерны, консорциумы, тресты и т.п.), ассоциированные в своей деятельности с другими производителями военной продукции, научно-исследовательскими и испытательными организациями (институтами, университетами, лабораториями, полигонами), заказывающими учреждениями вооруженных сил и органами государственного управления. Ядро оборонно-промышленного комплекса России сегодня объединяет более 1400 предприятий и организаций, основной деятельностью которых является разработка и производство ВВТ. Эти предприятия курируются федеральными властями либо непосредственно (для госпредприятий), либо опосредованно через реализацию единой государственной политики в области ОПК (для акционерных обществ). Производственные мощности, ранее использовавшиеся для выпуска вооружения и военной техники, с той или иной степенью эффективности переоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданского назначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпуск газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромыслового оборудования, металлорежущих станков с автоматизированными системами управления. В электронной промышленности производятся интегральные микросхемы, электровакуумные и полупроводниковые приборы, контрольно-измерительная аппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда, буксиры, рыболовные судна (преимущественно на экспорт). На предприятиях ракетно-космической промышленности развивается производство медицинской аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды. В состав ОПК в зависимости от видов деятельности входят следующие основные объекты: - научно-исследовательские организации, занимающиеся теоретическими разработками; - конструкторские бюро (КБ), создающие опытные образцы оружия; - испытательные лаборатории и полигоны, где происходит испытание оружия, только вышедшего из заводских стен; - производственные предприятия, где осуществляется выпуск оружия. Доля промышленных предприятий в оборонном комплексе составляет около 45%, остальные 55% приходятся на научные организации и научно-производственные объединения, занимающиеся разработкой и модернизацией ВВТ. По своему отраслевому составу ОПК делится на несколько основных отраслей: 1. Производство ядерного оружия 2. Авиационная промышленность 3. Ракетно-космическая промышленность 4. Производство стрелкового и артиллерийского оружия 5. Военное судостроение 6. Бронетанковая промышленность 7. Радиоэлектронная промышленность Снижение уровня вооруженного противостояния в мире вызвало к жизни интенсификацию процесса конверсии оборонного производства. Сейчас более 80% основных фондов российских оборонных предприятий полностью амортизировано.Средний возраст работающих в ОПК приближается к 50 годам. Основные средства в обновление фондов вкладывают сами предприятия. Сегодня общая загрузка предприятий ОПК составляет менее 30%, доля гособоронзаказа при этом составляет 25-30% от общей загрузки. Частичная или полная переориентация предприятий (производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию. Практически конверсия означает сокращение производства вооружения и военной техники и увеличение выпуска товаров и услуг для удовлетворения нужд населения и общества в целом. С целью производства конкурентоспособной гражданской продукции для внутреннего и внешнего рынка используются высокие технологии оборонного комплекса. Таким образом, конверсия стала реальным процессом передачи новых технологий из оборонной сферы в гражданские отрасли производства. Поскольку предполагалось, что конверсия охватит все сферы экономики и общественной жизни, то требовалось решить проблему формирования и реализации эффективной российской программы конверсии, в рамках которой ОПК был бы способен выпускать большое количество различных товаров, в т.ч. наукоемкой продукции гражданского назначения. Это беспрецедентная по масштабам задача. В результате проведения конверсии удельный вес гражданской продукции в общих объемах промышленного производства оборонных предприятий существенно увеличился и по данным Минэкономразвития РФ составляет более 80%, а в Федеральной службе по атомному надзору РФ – 90% . Организационная структура отечественной военной промышленности, объем производства которой занимал большую долю от общего объема промышленного производства, довольно близка к корпоративной. Многие предприятия создавались и функционировали в составе конкретных технологических цепочек. Это создает реальные предпосылки для межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объединений типа корпораций. Для многих предприятий военно-промышленного комплекса образование корпораций является условием выживания – сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов, материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции. За короткий срок, на основе конверсионных технологий, в отрасли было создано много новых образцов продукции, отличающихся оригинальностью конструкторских и технологических проработок. Однако в силу тяжелейшего финансового положения предприятий ОПК и снижения покупательной способности во многих случаях оказалось невозможным реализовать на должном уровне проекты по организации массового производства новых технологий и продукции. Конверсия не может рассматриваться как процесс, связанный только с экономией финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов. Она требует значительных затрат на строительство и реконструкцию цехов, участков, модернизацию и замену оборудования, расширение и техническое перевооружение производства, а также на переподготовку кадров, выплату выходных пособий и т. д. Решение этой задачи предполагает использование методов государственного управления в сочетании с рыночными методами. Поэтому для обеспечения устойчивости процесса конверсии был создан по инициативе российской общественности, поддержанной руководством ОПК, Министерства обороны и заинтересованными зарубежными организациями Международный фонд конверсии (МФК). Фонд имеет статус международной независимой неправительственной организации, пользуется поддержкой федеральной и региональных администраций России, имеет обширные контакты и представительства в ряде стран и состоит членом Ассоциации неправительственных организаций ООН. Наряду с некоторыми позитивными результатами конверсии отдельных предприятий ОПК, в этом процессе имеются существенные недостатки. В частности, анализ осуществляемой одновременно с приватизацией конверсии оборонного производства. Анализ показывает, что обвальный характер ее проведения поставил под угрозу существование ОПК России как такового, в связи с чем основные усилия государства в сложившейся ситуации должны быть направлены на обеспечение выживания этого комплекса. При этом надо учитывать градообразующий характер некоторых предприятий ОПК, а также необходимость сохранения уникальных технологий, которые не могут быть использованы в настоящее время в народнохозяйственных целях, но утрата, которых нанесет непоправимый ущерб национальным интересам. К числу основных причин, делающих конверсию оборонного производства болезненно трудной, относятся, прежде всего, недостаточность финансирования, несовершенство форм управления конверсионными программами и недостаточная эффективность изменения форм собственности предприятий ОПК. Кроме того, большие задержки с утверждением программ развития систем вооружения и государственного оборонного заказа не позволяют руководителям отраслей и предприятий своевременно определяться с направлениями развития собственного производства, нормированием размеров мобилизационных мощностей и, следовательно, выбором путей конверсии предприятий. Попытки поддержать ОПК путем массовой конверсии предприятий и их приватизации не дали желаемых результатов. Однако многие аналитики признают, что сокращение объема производства ОПК было вызвано недостаточной эффективностью воздействия экономических механизмов и государственного регулирования, медленной адаптацией ОПК к требованиям современной экономики, их подавленной инвестиционной активностью из-за нехватки бюджетного финансирования и кризиса платежей. Несвоевременное и неполное финансирование государственных программ (своеобразная "конверсия сверху") привело к значительным убыткам, поставив многие оборонные предприятия на грань банкротства. Что же касается "конверсии снизу", то в условиях затяжного кризиса она для многих предприятий ОПК оказалась непосильной. В опасной зоне возможного банкротства, по оценкам специалистов, оказалось до 25% предприятий ОПК. Подобная ситуация не могла не отразиться на возможностях выполнения возложенных на ОПК задач по обеспечению безопасности страны. Проведенный сравнительный анализ концепций конверсии за рубежом и в России показывает следующее: 1. Общие экономические условия конверсии оборонной промышленности России кардинально отличаются от зарубежных. Если в России эти условия характеризуются постоянным ухудшением, связанным с сокращением экономического потенциала страны примерно вдвое, что по сути дела отражает глобальное поражение в "холодной войне" с Западом, то в так называемых странах-победителях экономические условия остаются в целом нормальными, и проблемы конверсии сводятся к адаптации военной промышленности к уменьшению государственных военных заказов. 2. Конверсия для России – это, по существу, ликвидация ее оборонной промышленности, в то время как конверсия для Запада – это приспособление военной промышленности к новым условиям передела сфер влияния и повышение эффективности. Не случайно, что термин "конверсия" был принят именно в России, на Западе же используют термин "адаптация". 3. В России предполагалось использовать имеющийся научно-технический потенциал и производственные мощности оборонных отраслей в качестве базы для развития гражданских отраслей промышленности и экономики, хотя известно, что 60% этого потенциала в силу специфики оборонных технологий нельзя использовать в гражданской сфере. На Западе предпочтение отдавалось созданию новых мощностей при использовании военных технологий двойного назначения. 4. Проблема приватизации предприятий оборонной промышленности на Западе также ставится совершенно иначе, чем в России. Если в России приватизация выражала идею всеобщей приватизации и поиска "эффективных собственников", то на Западе она отражает в первую очередь идею экономии государственных средств и потом уже идею повышения эффективности. Можно выделить две взаимосвязанные неотложные системы мер, реализация которых в ОПК обеспечила бы общее сокращение издержек производства и существенно расширила бы его финансовые возможности: – o совершенствование институциональной структуры предприятий ОПК и их управления, основанных на выборе приоритетных направлений; – o стимулирование экспорта оружия, в котором воплощается сохраняющаяся еще большая часть интеллектуального и производственного потенциалов ОПК, особенно в сфере высоких технологий. Приватизация предприятий военно-промышленного комплекса требует особого государственного регулирования, в первую очередь в решении вопросов управления собственностью тех предприятий, которые должны находиться в прямом государственном управлении. Кроме того, принципиальное значение имеет представление государственных интересов в акционерных обществах путем закрепления за государством пакетов акций или владения "золотой акцией". Это соответствует мировой практике сочетания государственных и частных интересов при реализации оборонных программ. К настоящему времени в основном уже сформирована организационная структура гражданского сектора оборонного комплекса, начата реализация новых приоритетов в его развитии. Такими приоритетами в организационной сфере являются: формирование национальных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям; создание финансово-промышленных групп, технопарков и технополисов, основанных на использовании технологий двойного на значения; образование транснациональных компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий (в том числе и в других странах) как форм участия в мировом разделении труда; переход в полном объеме к государственной контрактной системе размещения заказов для нужд государства; нормативно-правовое обеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организации и экономики военно-промышленного комплекса. Реконструкция и структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса, перевод их на выпуск гражданской продукции, оптимальное использование их научно-технического потенциала – ключевой вопрос развития корпоративного управления в России, определяющий его судьбу в будущем. конверсия перепрофилирование реорганизация оборонный 1.2 Пути решения проблемы конверсии оборонного комплекса в России Выделим следующие основные положения государственного регулирования процессов оборонного производства и конверсии. 1. По своему содержанию государственное регулирование оборонного производства и конверсии представляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию и стимулирование военно-экономической деятельности производителей оборонной продукции с целью наиболее полного удовлетворения военно-экономических потребностей страны в мирное время и в условиях войны. 2. В современных условиях государственное регулирование оборонного производства и конверсии, остается ведущим фактором, но оно должно быть более динамичным, гибким и квалифицированным. 3. Целесообразно на основании концепций национальной безопасности и строительства ВС РФ, Закона об Обороне, применительно к современным политическим и экономическим условиям, провести глубокий социально-экономический сравнительный анализ всех существующих и действующих руководящих документов по развитию оборонного производства и конверсии. 4. Сложившаяся крайне тяжелая ситуация в оборонном секторе экономики вызывает необходимость ликвидации параллелизма и дублирования во всех силовых структурах государства, незамедлительного создания оптимальной системы нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения, комплексного подхода и эффективных механизмов государственного регулирования оборонного производства и конверсии, совершенствования финансовой системы обеспечения военных программ, а также мобилизационной подготовки народного хозяйства в условиях сокращения ассигнований на оборону. 5. В сегодняшних условиях экспорт оружия является одним из способов выживания оборонной промышленности, важным источником поступления твердой валюты, необходимой для проведения экономических реформ и решения острых социальных проблем. 6. В рамках военной реформы целесообразно создание в силовых структурах экономических подразделений с возложением на них задач обоснования и выработки экономически эффективного механизма реализации всех принимаемых государственных программ. Для решения актуальных проблем оборонного производства и конверсии необходимо : 1. Ускорить разработку комплекса программных документов, определяющих ближайшие задачи и перспективы производства вооружении военной техники (ВВТ) для ВС России, программ - развития оборонно-промышленного потенциала своевременно и официально довести до каждого предприятия в части, его касающейся. Это обеспечит руководителям предприятий и коллективам ясность в оценке перспективы и облегчит выработку экономической стратегии, позволит формировать политику и определять конкретные планы их действий в области производства оборонной продукции и конверсии. 2. Разработать всесторонне обоснованные формы перестройки механизма управления оборонно-промышленным комплексом на федеральном уровне, включая пересмотр функций и структур организаций, занимающихся оборонным производством, конверсией и утилизацией ВВТ. Провести независимую оценку уровня и перспективности технологий и конструкторских разработок в области фундаментальных исследований, НИОКР, опытного и серийного производства ВВТ (хотя бы выборочно). 3. Четко и однозначно зафиксировать положение, декларируемое в "Основных положениях военной доктрины РФ", о том, что структура и состав ВС РФ должны соответствовать экономическим возможностям страны. 4. В связи со значительным сокращением оборонного производства и невозможностью государственной финансовой поддержки всех оборонных предприятий целесообразно на их базе вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности после предварительного обследования их квалификации (проведения конструкторско-технологического и финансово-хозяйственного аудита) создать государственный комплекс предприятий высоких технологий, способный решать задачи разработки и изготовления современных образцов ВВТ по контрактам с государственным заказчиком. 5. Создать и законодательно закрепить систему, обеспечивающую сохранение пакета акций за российскими юридическими лицами и недопущение использования процесса приватизации предприятий ОПК для подрыва экономического и оборонного потенциала России. 6. Разработать комплексную, желательно международную, программу содействия конверсии, обратив особое внимание на информационное и методическое обеспечение конверсии военного производства и создание службы международного маркетинга, а также подготовку специалистов в этой области. 7. Повысить роль заказчиков вооружения вплоть до введения единого Государственного заказчика ВВТ. При этом все средства на заказы ВВТ должен распределять единый Государственный заказчик, а вся ответственность в последующем за создание высококачественной продукции должна быть возложена на видовых заказчиков. Это позволит предотвратить дублирование разработок и производства однотипного вооружения. 8. Определить систему приоритетов между видами ВС РФ и родами войск, а внутри видов и родов – между образцами ВВТ, оставив только перспективные образцы с необходимыми по условиям решения боевых задач тактико-техническими характеристиками или приоритетные по экспортным соображениям. 9. Обеспечить целевое финансирование не предприятия, а заказа. 10. Целью привлечения внебюджетных средств создать программу предоставления услуг силами и средствами Государственных заказчиков, в основном Минобороны РФ (совместное использование аэродромов, аренда линий связи, предоставление измерительной аппаратуры, предоставление услуг космическими средствами, аренда сооружений, приватизация промышленных предприятий и др.). 11. Изучить опыт привлечения отечественного и иностранного капитала для инвестиций в разработку и производство вооружения, конверсию военного производства. 12. Создать единый федеральный орган управления, координирующий вопросы реализации военно-технической политики. 1.3 Перспективы государственного регулирования конверсии оборонного комплекса Российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК), являясь наиболее высокотехнологичным в национальной экономике, и в то же время определяющим оборонный потенциал государства, до сих пор находится в кризисном состоянии, за исключением некоторых положительных тенденций, относящихся главным образом к авиастроительной и судостроительной отраслям. Основные количественные и качественные показатели социально-экономического положения ОПК определяют его как стагнирующую отрасль, даже на фоне существенного общего прироста объемов производимой продукции и услуг. Для оценки текущего состояния целесообразно проанализировать несколько основных показателей функционирования оборонно-промышленного комплекса, а именно: Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |