рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Налоги как средство государственного регулирования экономики

Сохранен порядок добровольного (заявительного) перехода на упрощенную систему налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения.

Налоговые ставки установлены в размере 6 процентов - если объектом налогообложения является доход; 15 процентов - если объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов.

Право введения данной системы налогообложения в отношении деятельности, виды которой перечислены в главе 26.3 Кодекса, предоставлено субъектам Российской Федерации.

По результатам деятельности, облагаемой единым налогом, уплата единого налога заменяет уплату налога на добавленную стоимость, налога с продаж, единого социального налога, налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц. Налоговая ставка составляет 15 процентов.

В течение 2004 года проводится анализ практики применения норм о налогообложении малого бизнеса.

Дополнительной мерой, направленной на снижение налоговой нагрузки в 2004 году, стала отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Взимание указанного налога не оказывало значительного влияния на уровень поступлений в бюджет, вместе с тем требовались значительные усилия по контролю за его исчислением и уплатой.

Отмена с 1 января 2004 года налога с продаж требует поиска новых источников поступлений в региональные и местные бюджеты.

В настоящее время разрабатывается комплекс мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, разграничению расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и их оптимизации, в том числе за счет выбора приоритетов в бюджетной политике.

В качестве одного из источников налоговых доходов бюджетов может рассматриваться налог на игорный бизнес (глава 29 Кодекса вступает в силу с 01.01.2005). Налог на игорный бизнес включен Кодексом в перечень региональных налогов, но по своей сути является разновидностью вмененного налога на отдельные виды деятельности (в данном случае - это использование игровых столов, игровых автоматов, содержание касс тотализаторов и касс букмекерских контор).[14]

Порядок уплаты единого социального налога излишне усложнен введением с 1 января 2003 года налогового вычета - уменьшением сумм налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 198-ФЗ.

При этом согласно внесенным Федеральным законом от 29.05.2003 N 57-ФЗ в главу 24 Кодекса и в Федеральный закон от 31.12.2002 N 198-ФЗ изменениям, в отношении индивидуальных предпринимателей и адвокатов - самозанятой категории налогоплательщиков - налоговый вычет не применяется, а действует фиксированный платеж наряду с пониженной ставкой налога, зачисляемой в федеральный бюджет.

В данном случае страховой взнос на обязательное пенсионное страхование рассматривается в полном соответствии с его определением как индивидуально возмездный обязательный платеж, уплачиваемый в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, персональным целевым назначением которого является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Однако простое выведение налогового вычета из порядка исчисления и уплаты единого социального налога организациями поставит вопрос о правовой природе страхового взноса как налогового платежа.

В рамках дальнейшего развития налоговой реформы планируется принятие законопроектов, регулирующих использование природных ресурсов (сборы за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, платежи при пользовании лесным фондом, экологические платежи), а также посвященных имущественному налогообложению (налог на землю, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение, налог на недвижимость).

Особенно актуальным является реформирование системы экологических платежей. Большинство из экологических платежей установлены подзаконными нормативными правовыми актами. Подобный способ регулирования обязательных платежей не соответствует законодательству, что приводит к невозможности их принудительного взыскания, более того признанию в судебном порядке недействительными соответствующих подзаконных нормативных актов как принятых с превышением установленной компетенции.

Отнесение большинства имущественных налогов к местным налогам повысит заинтересованность в проведении учета соответствующих объектов налогообложения.

Действующее законодательство о налоге на землю приводит к существованию практически на территории любого города или района множества ставок налога в зависимости от местоположения земель, их целевого использования и т.д.

Одним из недостатков Закона "О плате за землю" является наличие большего количества льгот. Льготы по налогу имеют как ряд граждан, так и целые отрасли народного хозяйства (например: связь, автомобильный и железнодорожный транспорт, наука и научное обслуживание, оборона, мелиорация).

Сумма предоставленных льгот сопоставима с суммой собираемого налога. По данным отчетности по форме 5НБН эта сумма составила за 2002 год более 15 млрд. рублей.

В соответствии со статьей 15 Закона основанием для установления налога является документ. Однако до 30% налогоплательщиков в настоящее время не имеют документов и это приводит к уходу от налогообложения ряда юридических и физических лиц.

В настоящее время на территории Российской Федерации взимается несколько имущественных налогов, в том числе земельный налог, налог на имущество физических лиц и организаций.

В целях совершенствования имущественных налогов предлагается заменить эти налоги и постепенно перейти на налог на недвижимость, объектом налогообложения которого будут земельные участки и имущественные объекты, связанные с землей.

Следует отметить, что одним их направлений в сфере имущественных и земельных отношений является создание единого информационного банка данных об объектах недвижимого имущества. Причем сведения единого информационного банка, состоящего из технических кадастров, предлагается использовать также и для целей налогообложения земли и объектов, связанных с землей.[15]

Определение стоимости объектов учета, подлежащей закреплению в соответствующем техническом кадастре, может осуществляться в соответствии с методиками и в порядке, установленными правилами ведения соответствующего кадастра. Указанная стоимость может использоваться в различных целях как государственным органами, так и хозяйствующими субъектами, в том числе она должна быть использована и для целей налогообложения.

Данное предложение позволяет не вводить самостоятельной "оценки для целей налогообложения" с необходимостью закрепления порядка ее проведения в Налоговом кодексе Российской Федерации, а также не вести отдельный реестр стоимости объектов учета для целей налогообложения.

Доходы федерального бюджета за I полугодие текущего года увеличились в 1,2 раза по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. (в основном за счет роста налоговых доходов) и составили 1538,7 млрд. руб., или 20,6% от ВВП против 20,7% за аналогичный период прошлого года. Федеральный бюджет по доходам по отношению к годовым бюджетным назначениям исполнен на 56,1%, с превышением аналогичного показателя за I полугодие 2003 г. на 7,6 процентного пункта.

Рисунок 1. Динамика доходов, расходов и профицита федерального бюджета в 2003-2004 гг. (нарастающим итогом, трлн. руб.)

Увеличение в рассматриваемый период налоговых поступлений было обусловлено прежде всего благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, поскольку две трети прироста налоговых доходов обеспечил рост налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Неналоговые доходы увеличились за I полугодие в 1,1 раза в основном за счет доходов от имущества, находящегося в государственной собственности.

В помесячной динамике доходов с начала года прослеживается четкая тенденция к их росту. Во II квартале текущего года их было собрано в 1,2 раза больше, чем в I квартале: 850,1 млрд. руб. (22,0% к ВВП) против 688,6 млрд. руб. (19,1% к ВВП), при этом прирост налоговых доходов вдвое опережал прирост неналоговых платежей.

За январь-июнь текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. расходы федерального бюджета увеличились в абсолютном выражении в 1,1 раза и составили 1184,6 млрд. рублей. Однако по отношению к ВВП их доля сократилась с 17,6 до 15,9%. По отношению к годовому плану федеральный бюджет по расходам исполнен на 44,5% против 43,9% за соответствующий период 2003 года. Абсолютный прирост расходов был обусловлен в основном непроцентными расходами (их доля в общем объеме расходов возросла с 88,8 до 91,0%), причем половина прироста образовалась за счет расходов на национальную оборону (34,6 млрд. руб.) и правоохранительную деятельность (30,8 млрд. руб.). Сокращение доли процентных расходов в общей их сумме связано с более высоким, чем в 2003 г., курсом рубля по отношению к валютам, в которых номинирован внешний долг.

Во II квартале текущего года по сравнению с I кварталом величина расходов федерального бюджета увеличилась (в основном за счет роста непроцентных расходов) как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП (630,7 млрд. руб., или 16,3%, против 553,9 млрд. руб., или 15,4%).

Вместе с тем следует указать, что, несмотря на рост доходов и профицита бюджета, отмечается относительное уменьшение участия государства в инвестиционном процессе. Так, в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций доля средств, поступивших из федерального бюджета, в I полугодии текущего года составила 4,2% - на 1,5 процентного пункта меньше, чем в I полугодии 2003 года.

На протяжении всего I полугодия текущего года прирост доходов федерального бюджета (в основном за счет образования дополнительных доходов от экспорта нефти) опережал прирост расходов. В связи с этим профицит федерального бюджета во II квартале по сравнению с I кварталом увеличился на 84,7 млрд. руб. - до 219,4 млрд. руб., или 5,7% от ВВП. В целом за I полугодие профицит составил 354,1 млрд. руб., или 4,7% от ВВП, против 3,1% к ВВП за аналогичный период 2003 года. В первой половине текущего года в Стабилизационный фонд Российской Федерации было направлено 122,8 млрд. руб., и на 1 июля его объем достиг 229,2 млрд. рублей

 

2.2 Анализ налоговых доходов бюджетной системы до и после реформы

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Основными источниками бюджетной системы являются налоговые доходы, однако практика показывает, что необходимо искать новые источники неналоговых доходов, поскольку снижаемое налоговое бремя требует компенсации доходов бюджета, чего на практике не происходит И об этом свидетельствует анализ доходов бюджета:

Так, в структуре федерального бюджета 1999 года налоговые платежи составляют 83%,неналоговые-17%, в 2000 году 85 и 15 соответственно, такая же тенденция наблюдается и в 2002-2003 г.[16]

В 2003 году консолидированный бюджет (без учета ЕСН) был сведен с профицитом в 1,4% ВВП, что на 0,4% ВВП превышает показатель 2002 года. Снижение доходов (на 0,9% ВВП) было более чем скомпенсировано снижением платежей по обслуживанию долга (на 0,4% ВВП) и непроцентных расходов (на 1,0% ВВП). Всего доходы консолидированного бюджета в 2003 году (без учета ЕСН) составили 3 771,0 млрд. руб., а расходы - 3 587,2 млрд. руб.

Доходы консолидированного бюджета были ниже, чем в 2002 году, за счет внутренних налогов, поступления которых снизились на 0,9% ВВП, тогда как таможенные поступления выросли по сравнению с 2002 годом на 0,4% ВВП, а неналоговые доходы - на 0,2% ВВП. Поступления в бюджетные фонды снизились на 0,6% ВВП.

Общий объем налоговой задолженности в консолидированный бюджет составил на 1 января 2004 года 520,4 млрд. руб., из которых 220,8 млрд. руб. приходится на недоимку, и 76,0 млрд. руб. – на отсроченные платежи. За 2003 год задолженность снизилась на 1,4 млрд. руб., тогда как в 2002 году она, напротив, накапливалась (46,9 млрд. руб.). В структуре задолженности выросла доля платежей, приостановленных к взысканию.


Снижение непроцентных расходов по сравнению с 2002 годом частично обусловлено включением в расходы федерального бюджета 2002 года покупки акций ВТБ в октябре, т.е. техническим фактором. Эти расходы составили 0,4% от годового ВВП, так что фактически непроцентные расходы в 2003 году снизились на 0,6% ВВП.

В декабое бюджетополучатели стремились потратить неиспользованные остатки на своих счетах, так что расходы консолидированного бюджета (без учета базовой пенсии) в декабре 2003 года достигли максимума – 44,2% ВВП, а непроцентные расходы были равны 42,7% ВВП, в то время как в среднем за год непроцентные расходы составляли 25,1% ВВП.

По итогам 2003 года профицит консолидированного бюджета составил 1,4% ВВП по сравнению с 1,0% в 2002 году. При этом первичный профицит также повысился с 3,1% до 3,2% ВВП.

Исполнение федерального бюджета

По итогам 2003 года доходы федерального бюджета составили 16,7%, что на 0,5% ниже доходов 2002 года. При этом внутренние налоги снизились на 0,7%, неналоговые доходы – на 0,1% ВВП, а таможенные доходы выросли на 0,4% ВВП. Поступления внутренних налогов упали за счет снижения налога на прибыль и НДС. Поступления налога на прибыль уменьшились вследствие снижения федеральной ставки и сокращения налогооблагаемой прибыли (в том числе и за счет уклонения от налога).


По итогам года в федеральный бюджет поступило 364,6 млрд. руб. единого социального налога, в Пенсионный фонд перечислено 368,2 млрд. руб., то есть несколько больше, чем поступило налога. Разница обусловлена тем, что средства перечисляются в пенсионный фонд согласно его потребностям и никак не влияют на баланс федерального бюджета.

Непроцентные расходы федерального бюджета в 2003 году финансировались достаточно равномерно, и только в ноябре было произведено опережающее финансирование с целью предотвратить всплеск кассовых расходов в декабре. Несмотря на это, бюджетополучатели оставили значительную часть средств на своих счетах до декабря, так что кассовые непроцентные расходы декабря почти вдвое превысили среднегодовые.

Темпы роста финансирования непроцентных расходов в 2003 году значительно замедлились. Так, по итогам года финансирование непроцентных расходов было выше на 5,9% в сопоставимых ценах7 по сравнению с тем же периодом 2002 года (см. также график). При этом доходы увеличились на 5,0%.Для сравнения, в 2002 году рост доходов составил 1,0%, тогда как финансирование расходов выросло на 12,0%.Наибольший вклад в рост непроцентных расходов внесли расходы на силовые структуры (“Правоохранительная деятельность” и “Национальная оборона” - по 2,2 п.п. и 2,0 п.п. от общего роста соответственно).Расходы по разделу “Социальная политика” формально внесли отрицательный вклад (-1,4 п.п.) в общий рост, что частично обусловлено тем, что в 2002 году в этот показатель включались перечисления Пенсионному фонду (кроме ЕСН), а в этом году эти перечисления учитываются в разделе “Финансовая помощь бюджетам других уровней”.

По итогам года профицит федерального бюджета составил 231,9 млрд. руб. (без ЕСН) или 1,7% ВВП, что на 0,4% ВВП больше, чем в 2002 году. В течение года погашение внешнего долга составило 315,7 млрд. руб. или 2,3% ВВП (по сравнению с 2,5% в 2002 году). Поступления от приватизации в 2003 году составили 94,1 млрд. руб., что составило 102% от утвержденных Законом о бюджете на 2003 год.

В январе нынешнего года, по предварительным данным Казначейства, доходы федерального бюджета без учета поступлений ЕСН составили 194,5 млрд. руб. (18,6% ВВП), превысив январские доходы прошлого года на 0,6% ВВП. Налоговые доходы, по предварительным оценкам, превысили прошлогодний показатель на 1,8% ВВП, составив 17,8% ВВП. При этом таможенные платежи выросли на 0,7% ВВП, а поступления внутренних налогов – на 1,1% ВВП. Такое значительное увеличение доходов, администрируемых МНС, частично объясняется тем, что с 2003 года изменился порядок уплаты НДПИ, и в январе этот налог не поступал в бюджет, что снизило его доходы на 2,3% ВВП. Без учета этого фактора поступления внутренних налогов в январе были ниже прошлогодних на 1,2% ВВП. Это объясняется снижением федеральной ставки налога на прибыль до 5% (по сравнению с 6% в прошлом году), что должно было снизить поступления этого налога в федеральный бюджет на 0,1% ВВП, а также отменой акциза на газ, который давал федеральному бюджету 1,7% ВВП. Частично это было скомпенсировано увеличением специфической ставки НДПИ на нефть и переходом на уплату НДПИ на газ по специфической ставке, что также должно было увеличить поступления этого налога.

Таможенные поступления значительно (на 0,7% ВВП) выросли, в том числе за счет увеличения ставки экспортной пошлины на газ с 5% до 30%.

Задание по доходам МНС (без учета ЕСН) на январь было, по данным Казначейства, выполнено на 112,5%, а задание ГТК – на 105,4%.

Непроцентные расходы на кассовой основе в январе 2004 года составили 7,6% ВВП (78,9 млрд. руб.), что на 0,3% ВВП меньше, чем в январе 2003 года.

Расходы на обслуживание долга составили 1,1% ВВП (11,1 млрд. руб.), из них 1,0% ВВП – на обслуживание внешнего долга.

В январе 2004 года согласно предварительным данным Казначейства профицит федерального бюджета по финансированию (без ЕСН) составил 10,5% ВВП (109,9 млрд. руб.), что на 6,0% выше, чем профицит федерального бюджета в январе 2002 года. Это может объясняться превышением доходов на 6,4% к уточненному плану на январь, и тем, что расходы в январе составили только 90,6% от плана.

Внутренние заимствования составили 17,6 млрд. руб., а погашение внутреннего долга – 10,9 млрд. руб. Привлечение источников внешнего финансирования составило в январе 0,87 млрд. руб., а погашение внешнего долга – 14,1 млрд. руб.

Традиционно для января финансирование непроцентных расходов значительно превысило потребности бюджетополучателей, так что остатки на их лицевых счетах увеличились на 47,3 млрд. руб.

В январе 2004 года в соответствии со статьей 96 Бюджетного кодекса РФ был сформирован Стабилизационный фонд Российской Федерации в объеме 106,3 млрд. руб.

В результатах исполнения консолидированных бюджетов регионов за 2003 год явно просматривается негативное влияние мер налоговой реформы. Налоговые доходы консолидированных бюджетов регионов с учётом поступлений, зачисляемых в территориальные дорожные фонды, снизились в 2003 году на 0,7% ВВП по сравнению с 2002 годом. Снижение поступлений по ряду налогов не было компенсировано ростом поступлений по подоходному налогу и нормализовавшимися во втором квартале поступлениями акцизов на ГСМ. Рост поступлений по подоходному налогу был обусловлен исключительно ростом доходов населения. Положительный эффект на сборы этого налога от выхода части заработной платы из тени был полностью исчерпан в 2002 году. Несмотря на сокращение доходов, регионам удалось профинансировать за счёт них свои текущие бюджетные расходы. Дефицит региональных бюджетов в 2003 году был обусловлен, скорее усилением инвестиционной активности субфедеральных администраций. Кроме этого регионам удалось в полной мере выполнить свои социальные обязательства, включая выплаты повышенных зарплат в бюджетной сфере. Более того, за 2003 год существенно сократилась задолженность региональных бюджетов по социальным обязательствам. Вместе с тем, общий объём просроченной кредиторской задолженности несколько увеличился за прошлый год. Это говорит о том, что регионы исполняют социальные бюджетные обязательства отчасти за счёт иных бюджетных обязательств.

Совокупные доходы консолидированного бюджета субъектов РФ, с учётом безвозмездных перечислений из федерального бюджета, составили в 2003 году, по предварительным данным, 1930,2 млрд. рублей, или 14,5% ВВП, что на 0,5% ВВП меньше, чем в 2002 году.При этом более всего, на 0,4% ВВП, уменьшились собственные доходы региональных бюджетов, определяемые как полные доходы за вычетом всех безвозмездных перечислений8. Безвозмездные перечисления сократились незначительно, на 0,1% ВВП. Львиную долю безвозмездных перечислений (97%) составляют перечисления из федерального бюджета.

Уменьшение в 2003 году собственных доходов региональных бюджетов, выраженных в процентах от ВВП, по сравнению с предыдущим годом имело систематический характер и наблюдалось практически на протяжении всего года.

Изменённая в 2003 году официальная статистика Министерства финансов РФ по исполнению региональных бюджетов не позволяет провести разбиение собственных доходов на сопоставимой для всех регионов основе. Прежде всего, здесь можно выделить изменение порядка формирования территориальных дорожных фондов в связи с отменой, начиная с 2003 года, налогов на пользователей автодорог и на владельцев транспортных средств. При этом в отчётах прошлого года об исполнении региональных бюджетов целевой дорожный фонд вообще не выделен в разделе доходов. Кроме того, отдельные регионы, например Москва, формируют некоторые целевые бюджетные фонды на основе неналоговых доходов. Всё это делает практически невозможным раздельный анализ данных по налоговым и неналоговым доходам и доходам целевых бюджетных фондов.

Очередной раунд налоговой реформы привёл к сокращению налоговых поступлений в процентах ВВП.По данным налоговой статистики налоговые доходы консолидированных бюджетов регионов с учётом налогов, зачисляемых в территориальные дорожные фонды, снизились в 2003 году на 0,7% ВВП по сравнению с 2002 годом.

Структура налоговых доходов региональных бюджетов изменилась в 2003 году незначительно. С целью сопоставимости далее мы будем рассматривать налоговые доходы за исключением тех поступлений, которые формируют территориальные дорожные фонды. Это представляется целесообразным, поскольку одни регионы, ликвидировав дорожные фонды в своих бюджетах, учитывают соответствующие поступления в налоговых доходах, а другие, оставив дорожные фонды, учитывают эти поступления в разделе бюджетных фондов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.