рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества

Ежегодные темпы роста ВВП в среднесрочной перспективе составят 6-6,2% в год против 6,5 в текущем 2007 году.

Инфляция определена на 2008 г. в размере 6-7%, 2009 г. – 5,5-6,5%, 2010г.-5-6%.

Инвестиции в основной капитал в среднесрочной перспективе будут возрастать ежегодно на 10-12%. Высокими темпами в 2008-2010 г.г. будут продолжать увеличиваться доходы населения – на 7,5-9% в год.

Средняя заработная плата по экономике в целом возрастет с 13,1 тыс. руб. в 2007 году до 20,8 тыс. руб. в 2010 году, пенсии- с 3,1 тыс. руб. до 5,1 тыс. руб.. Это будет способствовать сокращению уровня бедности в стране. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения сократиться с 16% в 2006 году до 10,7% в 2010году.

В соответствии с проектом федерального бюджета на 2008-2010 годы доходы федерального бюджета в 2008 г. составят 6644,4 млрд.руб. или 19,0% ВВП; расходы- 6570,3 млрд.руб. или 18,8% ВВП, профицит- 74,1 млрд.руб. или 0,2% ВВП.

За период с 2008 по 2010 годы доходы федерального бюджете в среднем составят 18,63%, расходы- 18,56% ВВП.

Таблица 4 Основные параметры бюджета

2008 2009 2010
Млрд.руб %ВВП Млрд.руб %ВВП Млрд.руб. %ВВП
Доходы 6,644.4 19.0 7,465.4 18.8 8,089.9 18.1
расходы 6,570.3 18.8 7,451.2 18.8 8,089.9 18.1
профицит 74.1 0.2 14.2 0.0 0.0 0.0

Источник: Данные с сайта www.minfin.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета 2007года и сравним его с 2008г., 2009 г., и 2010 г.

Таблица 5Структура расходов федерального бюджета (млрд. руб.)

2007 2008 изменение 2009 2010

РАСХОДЫ ВСЕГО

5,463.5

6,570.3

1,106.8

7,451.2

8,090.0

В том числе
Общегосуд.вопросы (без учета % расходов) 651.4 711.8 60.5 763.8 795.2
Процентные расходы 156.8 187.9 31.0 212.6 247.1
Национальная оборона 822.0 959.6 137.6 1,061.5 1,191.0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 662.9 771.2 108.3 932.1 999.6
Национальная экономика 497.2 718.2 221.0 802.0 544.2
Образование 277.9 309.0 31.1 315.5 341.1
Культура, кинематография и СМИ 67.8 82.7 14.9 70.2 67.5
Здравоохранение и спорт 206.4 218.3 11.9 234.2 274.6
Социальная политика 215.6 273.0 57.4 362.4 427.5
Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам) 784.0 919.2 135.2 905.1 874.8
Трансферты внебюджетным фондам 1,060.4 1,353.2 292.8 1,515.9 1,840.8

Источник: Данные с сайта www.minfin.

Из таблицы видно, что расходы на национальную экономику в 2008 году по сравнению с текущим 2007 годом возрастут на 221 млрд. рублей, на национальную оборону- 137,6 млрд. руб., на национальную безопасность и правоохранительную деятельность- 108,3 млрд.руб., на социальную политику- на 57,4 млрд.руб.. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются на 44%, на социальную политику – на 27%, на национальную оборону и национальную безопасность- на 17 и 16% соответственно, на культуру, кинематографию и СМИ- на 22%.

В целом за 3 года расходы на национальную оборону и национальную безопасность увеличатся на 369 и 337 млрд.руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику- на 212 млрд.руб. (98%), на здравоохранение и спорт- на 68 млрд.руб. (33%), на образование- на 63 млрд.руб. (23%).

Существенно возрастут расходы на науку. В проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объемах: 2008 год- 119,3 млрд.руб., 2009год-139,8 млрд.руб. и 2010 год- 173,7 млрд.рублей.

Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры.

Расходы федерального бюджета на дорожное хозяйство составят в 2008 году более 249,0 млрд.руб., а в 2009г.- более 260 млрд.рублей.

В соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002- 2010г.)» в 2008-2009 г.г. будет построено 9,3 тыс. км. автодорог, проведена реконструкция и ремонт 45,5 тыс. км автодорог. С учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 2007 года расходы на развитие транспорта возрастут.

Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ составляет: в 2008 году- 671,4 млрд. руб., в 2009 году- 724,0 млрд. руб., в 2010 году- 499,1 млрд.руб..

Предусмотрены средства для повышения устойчивости обеспечения населения и экономики электроэнергией. В 2008-2010 г.г. из федерального бюджета в уставные капиталы организаций электроэнергетики будет направлено 30,0 млрд.руб. в 2008 году и 60,0 млрд.руб. в 2009 г..

Это были расходы государства в экономической сфере жизни общества. Теперь обратимся к расходам бюджета в социальной сфере общества.

Расходы на социально- культурные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций.

Эти средства подразделяются на следующие основные группы: -образование и подготовка кадров;

-культура, искусство и кинематография;

-СМИ;

-здравоохранение и физическая культура;

-социальное обеспечение.

Расходы на социально- культурные мероприятия определяются на основе принципа сметы планирования. Эти расходы финансируются по конкретным мероприятиям и видам затрат. Еще одним принципом расходования бюджетных средств служит строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Расходы бюджетной системы на образование и подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, общеобразовательные, средне специальные и высшие учебные заведения, профтехучилища, а также институты повышения квалификации.

Расходы по социальной политике включают в себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии и пособия в правоохранительных органах, государственные пособия гражданам, имеющим детей и другое.

Значительная сумма расходов бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается реализация целевых программ «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети - инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». На эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

Расходы бюджетной системы на здравоохранение.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью. При этом ведущим направлением определены:

·  обеспечение гарантированных объемов и повышения качества медицинской помощи;

·  развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;

·  оптимизация существующих и внедрения новых медицинско - хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли;

·  формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений.

В 2008-2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека. Изменение МРОТ приводит к необходимости, начиная с конца 2007 г., поэтапного перехода на системы оплаты труда, отличные от применяемой сегодня Единой тарифной сетке.

В 2008-2010 г.г. планируется дальнейшее повышение окладов по воинской должности и воинскому званию: с 30 сентября 2008 г.- на 15% и с 1 августа 2009г.- на 6,8%, с 1 января 2010г. – на 6,5%.

В 2008-2010г.г. продолжится реализация национального проекта «Образование». Целью политики на этот период будет являться ускорение модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности качественного образования, обеспечение развития его инновационного характера, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества «человеческого капитала» и конкурентоспособности страны. Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2008г. 42,8 млрд.руб., в 2009г. – 21,1 млрд.рублей.

В среднесрочной перспективе продолжиться реализация национального проекта «Здоровье». Целью политики в сфере здравоохранения на 2008-2010г.г. будет являться повышение доступности и качества медицинской помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составят в 2008г. 85,9 млрд.руб., в 2009г.- 91,5 млрд.рублей.

Продолжиться реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье- гражданам России». Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличатся по сравнению с 2007г. в 1,3 раза в 2008г.и в 1,4 раза- к 2010году. В результате будет обеспечено жильем более 100 тыс. семей.

В полном объеме будет финансироваться демографическая программа. Общие расходы на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, изложенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, составят: 43,9млрд.руб.- в 2008г., 47,6 млрд.руб.- в 2009г., более 90 млрд.руб.- в 2010 году(с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала).

В расходах бюджета на социально- культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ. Положение еще более осложняется тем, что практически несопоставима социальная инфраструктура регионов, неравномерно распределяются расходы на финансирование ведомственной социальной сферы, переданной на баланс субъектов Федерации. Различны и расходы бюджета на содержание социальных объектов, имеющих государственное значение. Например, строительство объектов в Сочи для проведения Зимней Олимпиады в 2014 году.


3.2 Проблемы и пути решения

Только грамотная денежно- кредитная политика, финансовая политика страны, правильная экономическая политика, которая стимулирует конкуренцию, снижение участия государства в хозяйственных процессах, других показателей на должный уровень ограждают страну от рисков.

Расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях. При этом рост расходов увеличивается ежегодно. Однако очень часто происходит несвоевременная выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие НТП и реализации космических программ. Увеличение временного долга между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:

- закрепление доходных источников за бюджетами соответствующих уровней;

- отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

- определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным , региональными и местными бюджетами.

Проблемы бюджета могут решаться следующими путями:

1.За счет существенного увеличения доходов. То есть введение в налоговую систему страны весомых по величине, реальных и удобных по мобилизации налогов.

2.Путем распределения между всеми звеньями бюджетной системы общегосударственных доходов на постоянной нормативной основе, чтобы не менять налоговую систему.

3.За счет ежегодного регулирования доходов и расходов бюджета. При условии жесткого общественного (со стороны представительных органов власти) контроля распределения и использования бюджетных средств, исходя из необходимости обеспечения истинных, а не ложных и амбициозных общегосударственных и территориальных приоритетов и интересов. В настоящее время Правительство РФ предлагает использовать первый вариант.

Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям:

- увеличение его доходной базы;

-реструктуризация расходной части бюджета;

-регулирование дефицита бюджета и упорядочение бюджетных процедур.

Правительство РФ предлагает меры по регулированию бюджета:

● осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показания реальными;

● увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации;

● обеспечить полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

● внедрить в практику распределение бюджетных средств на конкурсной основе[3,стр.524].

На решение поставленных задач направлен Бюджетный кодекс РФ – свод законов о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

Какими видятся пути решения проблемы укрепления бюджета? Главный путь- изменение государственных приоритетов в распределении ресурсов в пользу жизнеобеспечения человека. Размеры минимальных социальных норм должны исходить из реальных минимальных социальных потребностей и возможностей общества в конкретном историческом периоде нашего государства. Эти нормы должны, во- первых, зафиксировать сложившийся сейчас уровень социальных потребностей, во- вторых, дать гарантии получения минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в- третьих, защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не жизненно важных расходов.

Вся структура бюджета, все его конкретные элементы направлены на достижение основных показателей экономического роста, повышение уровня жизни, реальных доходов населения. Реальность выполнения поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета на 2007 год. Его успешное выполнение - залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рассмотренной мною работе по интересующей проблеме были изучены некоторые аспекты расходов федерального бюджета в социальной и экономической сферах, а также был проведен сравнительный анализ расходов и выявлены проблемы, актуальные этой теме.

В условиях формирования рыночных отношений система расходов государственного бюджета РФ существенно изменяется. Перестраивается структура и механизм бюджетных ассигнований, изменяется объем ресурсов, выделяемых по различным направлениям.

Роль федерального бюджета заключается в том, что он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов в конкретный период.

Анализ расходной части бюджета за 2000-2004 г.г. и 2008-2010 г.г. показывает следующее:

●рост расходов увеличивается ежегодно.

●растут расходы по статье « социальные расходы» в основном за счет выплат заработной платы работникам и за счет выплат пенсий и стипендий, и оказанию социальной поддержки населению.

●правительство реструктуризировало расходы федерального бюджета: уменьшило долю расходов на финансирование отраслей хозяйства и увеличило расходы в социальную сферу.

Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность по всем трем уровням. На каждом из уровней бюджета решаются проблемы. Это перераспределение состава и структуры средств между уровнями, изменение отношений внутри каждого из уровней. Хотя в целом все идет в правильном направлении. Но это только начало реформ, много задач и проблем еще предстоит решить.

Процесс реформирования российской экономики 1992-2005 г.г. породил беспрецендентную в мировой практике ситуацию: функционирование национального хозяйства в режиме устойчивого рассогласования развития реальной экономики и новообразованных сегментов финансового рынка; энергетического сектора (с ориентацией на цены мирового рынка), учитывая реальную платежеспособность энергопотребителей; государственных финансов и сфер- социальной, стратегического назначения и других, нуждающихся в государственной поддержке; другие диспропорции, «провоцирующие нестабильность» национальной экономики.

В текущем 2007 году наблюдается рост ВВП. Стабилизационный фонд составляет 3,5 трил. руб.. Наблюдается рост благосостояния, рост заработной платы. С 13,4% в 2006 г. заработная плата выросла до 14,4% в 2007 году. Средний рост пенсий в 2006 г. составлял 5,1%, а с 1декабря ожидается рост до 21%. Это реальный рост, за вычетом инфляции. Кстати, инфляция на данный момент составляет 8,5%. Но до конца года еще два месяца и наблюдается тенденция к снижению. Изменения в сфере демографической ситуации. Коэффициент рождаемости самый высокий, самая низкая смертность за многие годы. Наблюдается снижение уровня безработицы с 5,6% в 2006 г. до 5,7% в 2007 г. А это 600 тысяч человек, которые трудоустроились.

Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного финансирования социальной и экономической сферы. От этого зависит будущее нашего государства, нашей жизни, уровень рождаемости и смертности. Провозгласить государство социальным и сделать его таким - две совершенно разные вещи. Однако стоит стремиться к подтверждению этого определения нашего государства, записанного в конституции Российской Федерации.


Список использованной литературы

1.  Бюджетный кодекс РФ.- М.: Омега-Л, 2004-176 с.

2.  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ « О бюджетной политике в 2008-2010 годах».

3.  Бабич А.М.,Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.:ЮНИТИ, 2002.-699с.

4.  Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-508 с.

5.  Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год(анализ концепции) //Экономист, 2001. №11.-с.59-67.

6.  Российский статистический ежегодник 2006.

7.  Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

8.  Финансы, денежное обращение и кредит. Шелопаев Ф.М.: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт- Издат, 2005.-270с.

9.  Федеральный закон от 27.12.2000 №147- ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»// Российская газета, 28 декабря 2000, с.2-4.

10.  ФЗ « О федеральном бюджете на 2006 год»// Российская газета, 30 декабря 2005, с.2-4.


[1]«Финансы, денежное обращение, кредит». Шелопаев Ф.М.-М.: Юрайт- Издат, 2005.стр.-34.

[2] «Финансы, денежное обращение, кредит». Шелопаев Ф.М.-М.: Юрайт- Издат, 2005.стр.-35

[3]«Финансы, денежное обращение, кредит». Шелопаев Ф.М.-М.: Юрайт- Издат, 2005.стр.-35.

[4] « Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Поляка. Г.Б..- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2-изд. 2001.- стр.490.


Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.