рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Налогообложение налогом на прибыль кредитных организаций

Небанковская кредитная организация осуществляет отдельные виды банковских операций, допустимые сочетания которых устанавливает Банк России и при наличии соответствующей лицензии Центрального Банка РФ: привлечение денежных средств во вклады на определенный срок, размещение привлеченных денежных средств, купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме, выдача банковских гарантий и др.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:

- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

- регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и Центральный банк РФ устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций[15]:

1. минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций (5 млн. евро в рублевом эквиваленте для банков, 500 тыс. евро в рублевом эквиваленте для небанковских кредитных организаций);

2. нормативы достаточности капитала;

3. нормативы ликвидности кредитной организации;

4. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

5.максимальный размер крупных кредитных рисков;

6. максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

7.максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией свои участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

8. максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9. нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

Развитие кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется экономической ситуацией в стране. В 2008 г. начался финансовый кризис в России, который являлся продолжением мирового финансового кризиса. Он крайне неблагоприятно повлиял на всю банковскую систему.

По данному вопросу в феврале 2009 г. Ассоциацией «Россия» была организована традиционная встреча руководителей Банка России и топ – менеджеров. Главным вопросом обсуждения стала текущая ситуация с регулированием деятельности кредитных организаций.

В своем выступлении президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков отметил, что «по мнению большинства аналитиков, текущий кризис продлится около трех лет. Вполне естественно, что все это время банки будут испытывать определенные сложности с выделением средств на увеличение капитала. Однако, подготовленная исходя из этих соображений и внесенная в Государственную Думу, поправка в закон о поэтапном увеличении уставного капитала, предусматривающая перенос сроков, указанных в законе, была отклонена».

Председатель Совета Ассоциации «Россия» Александр Мурычев считает, что «в нынешних условиях требовать увеличения уставного капитала – сути законодательно одобрить рейдерство на банковском рынке. Если государство объявило поддержку малого бизнеса, необходимо поддерживать и малые банки – ведь это тоже субъекты малого бизнеса. На время кризиса вообще необходимо ввести мораторий на увеличение налогов и повышение стоимости продукции естественных монополий. Однако все эти шаги будет очень тяжело принять».

Директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский утверждает, что «два года назад банки тоже сетовали на излишнюю жесткость надзора. Однако кризис наглядно показал, что надзор был даже излишне либерален. Далеко не все проблемы, возникшие у российских банков, вызваны негативным внешним фоном. Во многих они виноваты сами. В нынешней непростой ситуации на первый план выходит прозрачность. И политика Банка России будет направлена на усиление надзора за непрозрачными кредитными организациями, делая, таким образом, прозрачность конкурентным преимуществом. Мы готовы принять горькую правду, не надо только больше сладкой лжи».

Председатель комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ Глеб Фетисов обращает внимание, что «Репутация – главный капитал банков – зарабатывается десятилетиями. Поэтому нужно очень взвешенно подходить к регулированию банковского рынка. Если уж выдали лицензию и банк ведет экономическую деятельность, ему нужно помогать. По крайней мере, не нужно сейчас ужесточать правила игры. Наоборот, необходимо пересмотреть определенные нормативы, которые принимались в благополучное время, и соблюдать которые сейчас крайне сложно. Как можно требовать от российских банков соблюдения норматива по доходности, когда крупнейшие мировые кредитные организации несут миллиардные убытки! Необходимо также снизить требования по достаточности капитала и разрешить рефинансирование ссуд без пересмотра категории надежности».

Некоторые послабления в области надзора пообещал руководитель главной инспекции кредитных организаций Владимир Сафронов. Но не в плане проведения проверок – здесь изменения не планируются – а в плане применения надзорных мер, при назначении которых будет учитываться рыночная ситуация[16].

На мой взгляд, банковскому сектору нужно обязательно помогать государству особенно во время финансового кризиса.

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом. областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов.

2. Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли.

3. Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики.

4. Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

5. Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения.

6. Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России.

7. Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при определении доходов и расходов и т.д.

2.2 Особенности определения доходов и расходов кредитных организаций

В 1992-1993 годах налогообложение результатов деятельности банков осуществлялось в соответствии с Законом РСФСР " О налогообложении доходов банков", введенный в действие с 1 января 1992 г., и Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 7 апреля 1992 г. № 7 "О порядке налогообложения доходов банков".

Принятие данного закона свидетельствовало, во-первых, о том, что в России произошло становление двухуровневой банковской системы, на первом уровне которой находился Центральный банк РФ, а на втором - все остальные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на совершение соответствующих банковских операций. Действие закона распространялось только на второй уровень банковской системы.

Во-вторых, принятием закона законодатель отделил банки и другие кредитные учреждения, с точки зрения налогообложения, от других субъектов предпринимательства.

Налогообложение дохода (а не прибыли) объяснялось прежде всего тем, что данный закон носил явно временный характер и отражал период становления налоговой системы в целом. Как известно налогообложение прибыли является более гибким рычагом регулирования деятельности субъекта предпринимательства, так как прибыль представляет собой определенный результат его деятельности, и то время, как размер дохода может не учитывать произведенные затраты для прибыли.

C 1 января 1994 года Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней был отменен действующий порядок налогообложения доходов банков, кредитных учреждений и страховых организаций. Установлено, что налогообложение этих организаций производится в порядке и на условиях, определенных Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Он применяется начиная с результатов финансово-хозяйственной деятельности за первый квартал 1994 года предприятий, организаций, банков, кредитных учреждений и страховщиков.

Таким образом, объектом обложения налогом становится валовая прибыль, при этом следует учитывать особенности определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли банков[17]. На современном этапе развития данные особенности отражаются в Налоговом Кодексе РФ.

Так как кредитное учреждение является коммерческой организацией целью которого является извлечение прибыли, то, как и любая другая организация, она должна платить налоги. Получая прибыль банк должен платить, согласно гл.25 НК РФ, налог на прибыль. Как указывалось ранее ставка по налогу на прибыль (за исключением отдельных видов доходов) для организаций занимающейся любым видом деятельности начиная с 2002 г. приравнена к 20 %. Такая ставка значительно облегчает налоговое бремя, так как до 2002 г. ставка по налогу на прибыль для банков составляла 38%, а до 1.04.99- 43%[18].

Для выявления налоговой базы необходимо определить доходы и расходы кредитных учреждений.

К доходам банков, кроме предусмотренных ст. 249 и 250 НК РФ относят также доходы от банковской деятельности[19]:

1. в виде процентов от размещения привлеченных денежных средств (п. 1);

2. в виде платы за:

- открытие, ведение банковских счетов (п. 2)

- депозитное обслуживание клиентов (п. 8)

- перевозку и хранение драгоценных металлов (п. 11)

- выполнение функций агентов валютного контроля (п. 12);

3. доходы от банковских гарантий (п. 6);

4. от передачи в аренду помещений и сейфов для хранения документов и других ценностей (п. 9);

5. от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций (п. 16);

6. доходы от операций, связанных с иностранной валютой, драгоценными металлами, коллекционными монетами (Пп. 4, 5, 13, 19);

7. от инкассации денежных средств и других платежных, расчетных документов (п. 3);

8. другие доходы, связанные с банковской деятельностью (Пп. 7, 10, 14, 15, 17, 20, 21, 22);

Для определения налоговой базы не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков и страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика в пределах суммы его задолженности и начисленных процентов.

К расходам относят (для определения налоговой базы)[20]:

1. проценты по (п. 1):

- банковским вкладам и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц;

- собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам и другим ценным бумагам);

- межбанковским кредитам, включая овердрафт;

- приобретенным кредитам рефинансирования;

- займам и вкладам в драгоценных металлах;

- иным обязательствам банков;

2. отчисления в резерв

- на возможные потери по ссудам, подлежащие обязательному резервированию (п. 2);

- на возможные потери по ссудам (п. 19);

- под обесценение ценных бумаг (п. 20);

3. расходы от операций, связанных с иностранной валютой, драгоценными металлами (Пп. 4, 5, 18);

4. комиссионные сборы:

- за услуги по корреспондентским отношениям (п. 3);

- за проведение операций с валютными ценностями (п. 17);

5. расходы, связанные с переводом пенсий, пособий и других социальных выплат (п. 7);

6. расходы по аренде:

- автомобильного транспорта (п. 12);

- брокерских мест (п. 13);

7. расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций (п. 15);

8. расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями (п. 16);

9. другие расходы, связанные с банковской деятельностью (Пп. 6, 8, 9, 10, 11, 14, 21).

Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценке средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была исследована проблема налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций. Рассмотрев основные вопросы данной работы, раскрыв сущность и основные элементы налога на прибыль, а также роль налога на прибыль в формировании доходов в консолидированный бюджет, обозначив особенности налогообложения налога на прибыль кредитных организаций можно сделать ряд выводов.

В условиях рыночной экономики существенным методом воздействия государства на социально-экономическое развитие страны является налоговая система, регулирующая экономические взаимоотношения организаций с государством. Она должна строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпы экономического роста. Налоговая система должна быть гибкой, стимулировать развитие эффективных производств и, в то же время, не быть тяжелым бременем ни для предпринимателей, ни для населения.

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных прямых налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную на ставку процента. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков. Налог на прибыль организаций является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала. Налог на прибыль является одним из самых важных источников доходов государства. Поэтому от разработки оптимальной налоговой ставки и других условий уплаты налога будет зависеть не только размер чистой прибыли, но и размер дохода государства, так как меньше организаций будет скрывать свои доходы. Данный налог является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

Кризис, начавшийся как финансовый и превратившийся в экономический, задел все сферы экономики, произошло существенное снижение прибыли предприятий и организаций. Российские власти, которые призваны бороться с этим экономическим явлением, приняли в конце 2008 г. решение о существенном снижение ставки по налогу на прибыль с 24% до 20%.

Также не маловажным решением было изменение зачислений налога на прибыль в бюджеты: федеральный и региональный. Так произошло существенное снижение зачислений данного налога в федеральный бюджет с 6,5% до 2%, в региональные бюджеты наоборот произошло повышение на 0,5%, с 17,5% до 18%. Такие изменения оказали существенное влияние на консолидированные бюджеты субъектов РФ (данный налог увеличился в структуре бюджета) и на бюджет на федеральном уровне (произошло существенное снижение поступлений налога).

Важным регулирующим органом кредитных организаций является Центральный Банк РФ, который регулирует и контролирует деятельность банков и небанковских кредитных организаций, выдает лицензии, на основании которых возможно осуществление банковской деятельности и др.

Налогообложение прибыли банков и других кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность по лицензии Центробанка РФ, принципиальных отличий не имеет от других коммерческих предприятий, так как с 1995 г. порядок формирования налога на прибыль регламентируется общим Законом РФ от 27.12.91 №2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. При расчете налога на прибыль банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, особенности определения доходов и расходов, связанных со спецификой банковской деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф

2.О налоге на игорный бизнес: федеральный закон от 31 июля 1998 г. №142-ФЗ

3.О налоге на прибыль предприятий и организаций: федеральный закон от 27 декабря 1991 г. №2116 (в ред. от 06.08.2001)

4.Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи…: федеральный закон от 01 декабря 2007 г. №310-ФЗ

5.О порядке регулирования деятельности кредитных организаций: Инструкция Центрального Банка РФ от 30 января 1996 г. № 1

6.О Центральном банке РФ (Банке России): федеральный закон от 26 апреля 1995 года

7.Алиев А. Светлый путь [электронный ресурс]/А. Алиев, Е. Рыцарева, Е. Шохина // http://www.expert.ru

8.Башмакова Т.В. Регулирование деятельности кредитных организаций [электронный ресурс] / Т.В. Башмакова // http://www.pvlast.ru

9.Журавлев С. Бюджет всеобщего неблагополучия [электронный ресурс] / С. Журавлев // http://www.expert.ru

10.Майбуров В.А. Налоги и налогообложение/В.А. Майбуров.-М.:Владос, 2008.-516с.

11.Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение/ О.И. Мамрукова.-М.:МУФЭР, 2007.-303с.

12.Налог на прибыль организаций. Порядок уплаты. Ставки [электронный ресурс] // http://www.bishelp.ru

13.Налоги и налогообложение/Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врубилевского.-СПб.:-Питер, 2007.-490с.

14.Об обложении налогом на прибыль кредитных организаций/Р.Н. Митрохина, Д.В. Коновалов//Налоговый вестник.-2008.-№5.-с.119-125

15.Особенности налогообложения банковской деятельности [электронный ресурс] // http://www.erudition.ru

16.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение./ В.Г. Пансков.-М.:Финансы и статистика, 2007.-420с.

17.Полежарова Л.В. Налог на прибыль/Л.В. Полежарова//Налоговая политика и практика.-2008.-№3.-с.55-65

18.Пономарев В. Особенности определения налоговой базы/В. Пономарев//Финансовая газета.-2008.-20 марта(12).-с.6-7

19.Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 г. [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф

20.Практическое пособие по налогу на прибыль[электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф

21.Пулова Л.В. Кредитные организации. Виды кредитных организаций [электронный ресурс] / Л.В. Пулова // http://www.juristmoscow.ru

22.Регулирование деятельности кредитных организаций [электронный ресурс] // http://www.asros.ru

23.Романова М.В. О признании доходов и расходов банков для целей налогообложения прибыли/М.В. Романова//Налоговый вестник.-2007.-№11.-с.101-106

24.http://www.cbr.ru

25.http://www.consultantplus.ru

26.http://www.kapitalpress.ru

27.http://www.glossary.ru

28.http://www.minfin.ru,

29.http:// www.gks.ru

30.http://www.consultant.ru

31.http://www.gfu.ru/budget


[1] Майбуров В.А. Налоги и налогообложение/В.А. Майбуров.-М.:Владос, 2008.-516с.

[2] Ст.3 ФЗ “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи…” от 01.12.2007 №310-ФЗ ( вступает в силу с 1 января 2009г, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008г, и применяется до 1 января 2017г)

[3] ст. 34612 пп. 2 НК РФ

[4] ФЗ “О налоге на игорный бизнес” от 31.07.1998 №142-ФЗ(внесены изменения и дополнения 12.02.2001 №8-ФЗ)

[5] Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ

[6] ст. 284 гл.25 НК РФ

[7] Налоги и налогообложение/ Под. Ред. В.А.Майбурова.-М.:Владос,2008.-516с.(стр. 337-344)

[8] Налоги и налогообложение/ Под. Ред. В.А.Майбурова.-М.:Владос,2008.-516с.(стр. 337-344)

[9] Налоги и налогообложение/ Под. Ред. В.А.Майбурова.-М.:Владос,2008.-516с.(стр. 335)

[10] www.glossary.ru

[11] Составлено с использованием сайтов www.gks.ru, www.minfin.ru

[12] К итого раздела доходы (налоговые и неналоговые) за год

[13] Составлено на основе сайта http://www.gfu.ru/budget

[14] Пулова Л.В. Кредитные организации. Виды кредитных организаций [электронный ресурс] / Л. В. Пулова // http://www.juristmoscow.ru

[15] О порядке регулирования деятельности кредитных организаций: Инструкция Центрального Банка РФ от 30 января 1996 г. № 1

[16] Регулирование деятельности кредитных организаций [электронный ресурс] //  http://www.asros.ru

[17] Особенности налогообложения банковской деятельности [электронный ресурс] //  http://www.erudition.ru

[18] http://www.consultant.ru

[19] согласно статье 290 НК РФ

[20] согласно ст. 291


Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.