рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления

История кредитных отношений России с МВФ показала, что далеко не всегда его рецепты были наилучшим средством для стабилизации эконо­мического и валютно-финансового положения страны-заемщика.

Перестав быть заемщиком МВФ, Россия полу­чила возможность продолжать реформы естествен­ных монополий, банковской, пенсионной, налого­вой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических интере­сов. Это, несомненно, будет способствовать росту доверия народа к политике правительства и по­вышению стабильности общества в целом.

На протяжении истекшего десятилетия креди­ты МВФ выполняли двоякую роль. Они выступа­ли источником пополнения доходной части бюд­жета и служили для внешних кредиторов гаран­тий принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стаби­лизацию платежного баланса. В свою очередь, улучшение состояния платежного баланса стра­ны и накопление валютных резервов должны бы­ли создавать условия для бескризисного обслужи­вания внешнего долга. Таким образом, экономи­ческие программы российского правительства, согласованные с экспертами МВФ, выступали своеобразной гарантией обеспечения платеже­способности страны и открывали путь к процессу реструктуризации внешней задолженности.

Существенные сдвиги во взаимосвязи между кредитами МВФ и системой реструктуризации внешней задолженности России означали эрозию уставной функции Фонда - содействовать путем выдачи кредитов повышению доверия к стране со стороны внешних кредиторов и международных финансовых рынков. В отношениях с Россией Фонд поставил выдачу кредитных ресурсов и за­ключение соглашения о "кредите предосторожно­сти" в зависимость от позиции основных кредито­ров Парижского клуба. Это обусловило прекра­щение действия применительно к РФ гарантийной функции кредитов МВФ и, соответственно, его стабилизационных программ. Решение руковод­ства страны прекратить переговоры с МВФ о "профилактической" программе и "кредите пре­досторожности" подтверждает утрату Фондом роли первой скрипки в реализации связи между его кредитами и схемой реструктуризации внеш­них долгов РФ.

Прекращение выдачи Фондом кредитных ре­сурсов России, отказ Парижского клуба от рест­руктуризации ее внешней задолженности в 2001 г. и осложнение  обслуживания выдвигают на пе­редний план проблему увеличения валютных ре­зервов страны, решение которой возможно лишь при условии постоянного актива платежного ба­ланса. Это означает необходимость стимулирова­ния экспорта и создания условий для формирова­ния тенденции превышения притока капиталов из-за границы над их оттоком.  

Финансовое содействие МВФ России

Таблица 5

Дата договоренности

Сумма

млрд.

долл.

Сроки погашения
5 августа 1992 г 1,0 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев (CCFF, EFF)
6 июля 1993 г. 1,5 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года (CCFF, EFF)
25 апреля 1994 г 1,5 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года (CCFF, EFF)
11 апреля 1995 г 6,8 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу (CCFF, EFF)
26 марта 1996 г 10,1 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу (CCFF, EFF)
20 июля 1998 г 11,2

1,5 года с отсрочкой погашения на 10 год по каждому отдельному траншу
5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев (SRF, EFF)

28 июля 1999 г. 4,5 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу (EFF)

CCFF – механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования.

EFF – механизм расширенного финансирования, отменен в марте 1999 года.

SRF –дополнительное резервное финансирование, начало действовать с декабря 1997 года и явилась реакцией МВФ на азиатский кризис

Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского клуба, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время.

          После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу  (к тому времени - 108 млрд. долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать свои обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.

          Переговоры с Лондонским клубов были начаты еще в 1991 г. Через два года полномочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были переданы Внешэкономбанку, а еще через два года, он был определен официальным должником перед Лондонским клубом. В 1995 г. во Франкфурте-на-Майне Правительство РФ и члены Банковского консультационного комитета клуба подписали меморандум о согласованных принципах реструктуризации долга бывшего СССР на сумму  32,3 млрд. долл. (основной долг - 24, проценты - 8,3) сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. Решено было реструктурировать  весь долг вне зависимости от даты погашения, и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 91-92, за 93-95, за 96 и 97 гг. В конце 1997 г. Россия подписала с Лондонским клубом и само соглашение о реструктурировании задолженности.

          В соответствии с достигнутыми договоренностями основной долг переоформлен в долгосрочный кредит (25 лет), агентом по которому выступает Bank of America. В частичную оплату процентов по основному долгу банкам-кредиторам выплачено более 3 млрд. дол. Для урегулирования оставшейся процентной задолженности осуществлен выпуск процентных ценных бумаг на сумму свыше 6 млрд. дол.. Эмитентом выступает Внешэкономбанк.

          Интересно, что Россия в списке должников клуба занимает 4 место - после Бразилии, Мексики и Аргентины. Вообще, основные методы решения долговых проблем у клуба следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. В последние годы Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, Бразилии и др. Польше и Болгарии, например, клуб просто списал значительную часть долгов, т.к. соотношение задолженности к экспорту в этих странах превышало  уровень в 600 % (критическая точка - 275 %). Россия реструктурировала свой долг одной из последних. После долгих колебаний было решено, что для нее более перспективно все же не списание задолженности (это возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а ее реструктуризация. На количество реструктуризаций никаких ограничений нет. В 2000 г.  Лондонский клуб списал  40% долга России и реструктуризировал оставшуюся часть (20 млрд. долл.), с окончанием выплаты в 2025 г.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран "под перестройку", продолжали действовать, продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялось только за счет средств РФ. В рамках базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18 странами-челнами клуба. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002 г. по 2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей.

Россия взяла на себя обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки задолженности предполагается гасить товарными поставками  (Словакия - 1,8 млрд. дол.,  Венгрия - 480 млн. дол., Республика Корея - 170 млн. дол., Болгария - 100 млн. дол., Польша - 20 млн. дол.)

Наиболее сложной с точки зрения урегулирования до последнего времени оставалась группа долгов - коммерческая задолженность перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира. Российское правительство признала эту группу задолженности позже всех - в октябре 1994 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно погашения им задолженности. Поскольку требования западной системы бухгалтерского учета не допускали "провисания" в течение такого длительного периода на балансе фирм просроченных обязательство, это вынуждало фирмы продавать задолженность про бросовым ценам (15-20 % номинала) или искать пути решения своих проблем в российском Правительстве.

Россию принято относить (во всяком случае, так делает МБРР) к "умеренно обреме­ненным внешним долгом странам со средним уровнем валового национального продукта (ВНП) на душу населения".

Очевидно, объясняется это избранными критериями: критическими лимитами, отра­жающими степень тяжести долгового бреме­ни, считаются 80 % для коэффициента "ОВД (обслуживание внешнего долга) / ВНП" или 200 % для коэффициента  "ОВД / экспорт това­ров и услуг (ЭТУ)". Применяются, как извест­но, и другие коэффициенты; "внешний долг / ЭТУ" и "внешний долг / ВНП"

"Нормой" для коэффициента ОВД/ЭТУ принято считать 20-25% (оценки колеблются).

Распределение внешнего долга РФ

Диаграмма 1

Внешний долг России на 01.01.2002

"Всеобъемлющие" реструктуризации 1995-1997 и 2001 гг. (соглашения с Лондонским и Париж­ским клубами) должны были в принципе не­сколько улучшить показатели России по ко­эффициенту ОВД/ЭТУ, хотя реструктуризация не уменьшает размер, а лишь отодвигает по времени расчет по внешнему долгу. Кроме того, международная практика учитывает сте­пень экономического развития страны, исходя из того, что один и тот же уровень коэффици­ентов может иметь разную тяжесть для раз­личных стран в зависимости от их экономиче­ского развития

Что касается России, то в ее случае в со­временной обстановке невозможно сопостав­ление внешнего долга и его обслуживания с ВНП ввиду трудностей достоверного исчисле­ния последнего в мировых ценах, и поэтому Россия продолжает делать займы в МФО, но уже на конкретные целевые программы. В основном это модернизация или переоснащение оборудования в государственных органах власти, помощь пенсионному фонду в проведении пенсионной реформы, реформ в социальной сфере, системе здравоохранения, программы переселения пенсионеров, инвалидов из районов Крайнего Севера, целевые программы субъектов Федерации. Всего в 2001 году были сделаны целевые займы у МФО на сумму 5,0349 миллиардов  долларов. Срок погашения колеблется от 2003 до 2017 года.

Ниже приведены таблицы с данными о задолженности России на 1 января 2001 и 2002 года с сайта Министерства Финансов.

Структура государственного внешнего долга по
состоянию на 01 января 2001 года

          Таблица 6

 (млрд. долларов США)

Наименование

01.01.01

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации) 143,4
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 47,5
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 19,5
Коммерческая задолженность 6,7
Задолженность перед международными финансовыми организациями 16,1
МВФ 8,8
Мировой банк 7,1
ЕБРР 0,2
Еврооблигационные займы 36,4
ОВГВЗ и ОГВЗ 10,8
Задолженность по кредитам Банка России 6,4

Структура государственного внешнего долга по
состоянию на 01 января 2002 года

Таблица 7

 (млрд. долларов США)

Наименование

01.01.02

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 130,1
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 42,3
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 14,8
Коммерческая задолженность 6,1
Задолженность перед международными финансовыми организациями 15,2

МВФ

7,7

Мировой банк

7,2

ЕБРР

0,2

Еврооблигационные займы 35,3
ОВГВЗ и ОГВЗ 10,0
Задолженность по кредитам Банка России 6,4

          Из приведенных выше таблиц видно, что в период с 01.01.01 по 01.01.02 государственный долг России сократился на 13 миллиардов долларов.

В 2003 году Россия намеривается погасить около 17 миллиардов долларов внешнего долга. На данный момент произведены следующие выплаты на сумму свыше 5,5 миллиардов долларов. Данные по выплатам приведены в таблицах ниже.

Январь 2003 г.

Таблица 8

млн. долларов США

Основной долг Проценты
Задолженность странам официальным кредиторам 267,999 78,397
Задолженность перед международными финансовыми организациями 404,411 15,318
Еврооблигации Российской Федерации 0,000 320,532
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года 0,000 0,000

Февраль 2003 г.

Таблица 9

млн. долларов США

Основной долг Проценты
Задолженность перед странами официальными кредиторами, банками и фирмами 825,587 987,302
Задолженность перед международными финансовыми организациями 124,953 53,780
Еврооблигации Российской Федерации 0,000 0,000
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года 0,000 0,000

Март 2003 г.

Таблица 10

млн. долларов США

Основной долг Проценты
Задолженность перед странами официальными кредиторами, банками и фирмами 491,502 68,729
Задолженность перед международными финансовыми организациями 159,344 30,1
Еврооблигации Российской Федерации 0,000 763,427
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года 0,000 0,000

Апрель 2003 г.

Таблица 11

млн. долларов США

Основной долг Проценты
Задолженность перед странами официальными кредиторами, банками и фирмами 147,207 21,156
Задолженность перед международными финансовыми организациями 363,315 29,955
Еврооблигации Российской Федерации 418,349 37,651
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года 0,000 0,000

3.   Основные направления политики Правительства РФ в области управления внешним государственным долгом.

3.1 Стратегия управления государственным внешним долгом                                                 Российской Федерации на 2003 – 2005 года.

 Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР.
        Специфика формирования внешнего долга России обусловливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами - членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долларов (около 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа - ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т. д.), весьма затруднительно.
        К началу 2003 года долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов согласно терминологии международных рейтинговых агентств соответствовал "среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами".

Кардинальное улучшение рейтинга и переход в инвестиционную категорию предполагают улучшение ряда макроэкономических индикаторов, отражающих долговую устойчивость экономики, до средних значений, характерных для стран с инвестиционным рейтингом в пределах Ваа1-ВааЗ (низшие пределы инвестиционного рейтинга по методологии агентства Moody`s).

В частности, в соответствии со сложившейся практикой оценки инвесторами платежеспособности суверенного заемщика и принятых в международной практике показателей долгового бремени страны отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту не должно превышать 40-42% ВВП, отношение общего внешнего долга страны (включая долг регионов и частного сектора) должно находиться на уровне 60% от ВВП, а коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение всех платежей по общему внешнему долгу страны к поступлениям по счету текущих операций) - на уровне 13- 14%. Последний показатель для России в настоящий момент составляет около 11,9% и увеличится до 14,3% в 2003 году. Вместе с тем показатель отношения общего объема долга к поступлениям по счету текущих операций пока превышает показатель стран с инвестиционным рейтингом (131% против обычных 80-90%).

По другим параметрам Российская Федерация превосходит значительное число стран с инвестиционным рейтингом. В целом при реализации базового сценария макроэкономического прогноза и сохранении позиции России в качестве нетто-плательщика по внешнему долгу предпосылки для перехода России в инвестиционную категорию кредитного рейтинга будут полностью сформированы к 2005 году.
        Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов станут минимальными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.