![]() |
|
|
Реферат: Внешний долг Российской Федерации: проблемы управленияВместе с тем, как показывает практика, активное управление внешним
долгом, развитие внутреннего рынка государственных заимствований, наличие
значительного финансового резерва и достаточных золотовалютных резервов, а
также сбалансированность бюджета и высокая платежная репутация суверенного
заемщика позволяет успешно осуществлять международные займы на благоприятных
условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в
настоящее время всех этих условий у Российской Федерации создает необходимые
предпосылки для активизации внешней заемной политики в ближайший период с
одновременным сохранением тенденции к улучшению показателей внешней долговой
нагрузки России. 5) наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации;
6) проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью
сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею
инвестиционного рейтинга к 2005 году.
Кроме экономической целесообразности (оптимизация и улучшения управления
этой категорией задолженности Российской Федерации), подобная политика
диктуется и политическими причинами. В то же время такие государства, как Италия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма восприимчивы к предлагаемым российской стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями. Акцентированное приложение усилий на этом направлении позволит выйти на конкретные договоренности в самые сжатые сроки. Со странами, не являющимися членами Парижского клуба, основным
инструментом управления и погашения долга бывшего СССР должны стать операции по
ускоренному погашению долга путем прямого выкупа долговых требований со
значительным дисконтом, определяемым исходя из чистой приведенной стоимости
долга. В ряде случаев для продвижения на рынки этих стран военной техники и
высокотехнологической продукции машиностроения погашение долга бывшего СССР
могло бы осуществляться поставками товаров или посредством проведения других
видов операций по конверсии долга. При этом финансовая и бюджетная
эффективность указанных конверсионных операций должна соответствовать операциям
по прямому выкупу долговых обязательств Российской Федерации перед этими
странами. Вместе с тем стоимость "связанных" кредитов, привлекаемых от правительств иностранных государств, в настоящее время достаточно высока по сравнению с другими формами внешних заимствований. Кроме того, Российская Федерация несет значительные косвенные расходы по привлечению указанных кредитов, связанные в основном с нерыночным механизмом ценообразования на поставляемые в счет этих кредитов инвестиционные и другие товары. Предпринимавшиеся в последние годы попытки несколько ограничить объемы
использования таких кредитов сопровождаются процессом активного заключения
новых кредитных соглашений. В результате растет дисбаланс между общим объемом
юридически привлеченных, но еще не использованных кредитов (около 6 млрд.
долларов) и суммами их ежегодного расходования, разрешенными в рамках
соответствующих законов о федеральных бюджетах. - полный отказ от принятия новых решений о привлечении "связанных" кредитов начиная с 2004 года; - форсированное завершение использования в рамках бюджета на 2004-2005
годы уже одобренных Правительством кредитов. - ограничить (установить лимит) принятие новых обязательств по привлечению кредитов Всемирного банка на решение структурных проблем социальной сферы и сферы государственного управления; - в соответствии со сложившейся мировой практикой перенести акцент в работе с международными финансовыми институтами на финансирование крупных проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение; - расширять круг международных финансовых организаций, финансирующих проекты на территории Российской Федерации, включая активизацию сотрудничества с Европейским инвестиционным банком; - расширять сотрудничество с МБР в плане более активного и масштабного
использования финансовых инструментов, не предусматривающих суверенных
государственных гарантий, в том числе: 3) Предоставление гарантий от некоммерческих рисков, по которым Российская Федерация несет обязательства по выплате кредитору компенсации только в случае наступления оговоренных в соглашении событий (войны и гражданских беспорядков, незаконного отзыва или отказа в выдаче лицензий, введения дискриминационных налогов или ограничений на вывоз валюты, экспроприации), а коммерческие риски несет кредитор; 4)
Привлечение в качестве гарантов специализированных финансовых институтов -
Российский банк развития, Внешэкономбанк, Росэксимбанк и др.; Как представляется, реализация указанной политики позволит к 2005-2006
годам сократить количество реализуемых с участием и за счет средств
международных финансовых организаций (МФО) проектов до 5-10 эффективных и
успешно действующих программ. В частности, представляется целесообразным взаимодействие с МФО и координацию деятельности российских министерств и ведомств возложить на одно государственное ведомство, являющееся официальным представителем Российской Федерации по сотрудничеству с МФО, а также упорядочить процедуру принятия решений о начале подготовки и привлечении кредитов МФО. Модификация политики в отношении привлечения "связанных" кредитов и займов от международных финансовых организаций вызывает необходимость пересмотра практики жесткого закрепления в федеральном бюджете источников финансирования расходов бюджета, связанных с реализацией инвестиционных и других проектов с участием международных финансовых организаций или с поставкой оборудования из стран ОЭСР. Детальное закрепление таких источников в программе внешних заимствований в рамках соответствующих законов о федеральном бюджете противоречит принципам привлечения внешнего финансирования исключительно в качестве источника финансирования дефицита бюджета, а также приводит к увеличению стоимости обслуживания государственного внешнего долга. В этой связи полномочия Правительства по принятию решений об источниках финансирования этих проектов должны быть расширены. Взаимоотношения с Международным валютным фондом в целом и в области государственного долга в частности должны строиться на постепенном сокращении задолженности перед указанной организацией. В случае реализации благоприятного сценария экономического развития в среднесрочной перспективе и сохранения сбалансированности бюджета в повестку дня в 2005-2006 годах может быть поставлен вопрос о досрочном погашении части или всего долга Правительства Международному валютному фонду. Общий объем плановых платежей МВФ в 2007-2008 годах составляет 0,9 млрд. долларов США, что не превышает 2,5% от расходов на погашение и обслуживание долга в этот период. Расчетный объем экономии по расходам бюджета в 2007-2008 годах составит около 100 млн. долларов США. При этом акцент в отношениях с Международным валютным фондом будет
смещаться на расширение сотрудничества в области осуществления надзора и
стандартов, а также взаимодействия, связанного с участием России в деятельности
"большой восьмерки". Текущее состояние внешнего долга Российской Федерации в ценных бумагах
характеризуется резким ростом котировок российских обязательств в период 2000
2002 годов и соответственно сокращением доходности облигаций к погашению, а
также резким сужением "спрэдов" (превышения доходности к погашению
российских еврооблигаций к доходности к погашению казначейских векселей США со
сравнимыми сроками погашения), которые сократились с 1000-2000 процентных
пунктов в начале 2000 года до 250-500 пунктов на начало 2003 года. Параллельно должна решаться задача выстраивания репрезентативной кривой доходности ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте. При этом имеется в виду в зависимости от состояния рынка внешних заимствований осуществить в 2004-2005 годах выпуски еврооблигаций со сроками погашения не ранее 2011-2020. Начиная, с 2006 года, внешние заимствования посредством выпуска еврооблигаций будут также использоваться для управления этой категорией долга с целью сокращения стоимости его обслуживания и улучшения его структуры по срокам, в том числе для замещения наиболее дорогих заимствований в форме еврооблигаций на более дешевые с одновременным увеличением сроков погашения и общей дюрации задолженности в рыночных инструментах. С целью улучшения условий осуществления внешних заимствований и
поддержания доступа Российской Федерации на международные рынки капитала, а
также с учетом ориентации в среднесрочной перспективе на рыночные заимствования
требует совершенствования и институциональная структура взаимоотношений с
иностранными инвесторами. К числу основных направлений этой работы относятся: - сосредоточение функций координации в области взаимоотношений с
иностранными инвесторами в едином ведомстве, а также упорядочение указанных
взаимоотношений, в том числе путем создания механизма координации этой работы
между государственными министерствами и ведомствами. 3.2 Общие направления стратегии в области государственного
долг на период до 2008 года Активизация проведения структурных реформ в стране, диверсификация экономики, бюджетная реформа, формирование стабилизационного фонда вызывают необходимость существенной корректировки стратегии в области государственного долга на период до 2008 года. Наибольшее значение для долговой политики будут играть следующие обстоятельства: 1.
Продолжение налоговой реформы, предполагающей дальнейшее сокращение налогового
бремени и выпадающие доходы бюджетной системы; 4.
Проведение широкого спектра структурных реформ, вызывающих дополнительную
нагрузку на бюджетные расходы. 4.
Возможность возникновения внешних факторов, ограничивающих способность
Российской Федерации осуществлять внешние заимствования в объемах, необходимых
для рефинансирования долга. Реализация этой цели предполагает увеличение внешних и внутренних заимствований в ближайшие годы и, соответственно, проведение активной государственной заемной политики. Вместе с тем при увеличении государственных заимствований следует учитывать риски, связанные с возможностью обеспечения устойчивого рефинансирования государственного долга. В период 2004-2005 годов
объем погашения государственной задолженности составит более 29,3 млрд.
долларов США, в том числе внешнего долга - 18,9 млрд. долларов США (по
урегулированной части долга), внутреннего долга - около 10,4 млрд. долларов
США. Вместе с тем до достижения Российской Федерацией инвестиционного рейтинга
и необходимой емкости рынка внутренних заимствований Российская Федерация будет
в состоянии привлечь средства на внутреннем и внешнем рынках в период 2004-2005
годов не более 23-24 млрд. долларов США без значительного ухудшения стоимостных
условий заимствований и сокращения возможности доступа на рынки в последующие
годы. Объем привлечения средств с этого рынка в 2004 году предполагается в размере 260 млрд. рублей, что обеспечит чистое сальдо в сумме 87 млрд. рублей, в 2005 году - 290 млрд. рублей и 110 млрд. рублей соответственно. Расчет возможностей внутреннего рынка сделан из предположений, что средства накопительной пенсионной системы через управляющие компании будут инвестированы в государственные ценные бумаги в сумме, не превышающей 50% их величины, не будет либерализации доступа на рынок нерезидентов, а средства банковской системы будут инвестироваться в рынок госдолга в параметрах, сложившихся в 2003 году. Исходя из общего объема погашения внутреннего и внешнего долга в 2004-2005 годах в суммах 450 млрд. и 550 млрд. рублей при сбалансированности бюджета в 2004-2005 годах без профицита и дефицита при прогнозе поступлений от приватизации имущества и реализации госрезервов в размере до 50 млрд. рублей в год с внешнего рынка необходимо получить рефинансирование в сумме в 2004 году - 136 млрд. рублей (около 4 млрд. долларов США), в 2005 году - 212 млрд. рублей (около 6 млрд. долларов США). В связи с тем, что
погашение долга в этом варианте предполагает наличие значительных рисков
заимствований на невыгодных условиях, наиболее приемлемым сценарием долговой
политики является составление бюджета на рассматриваемый период с незначительным
профицитом, что позволит сохранить устойчивое равновесие бюджетной и долговой
ситуации и привлекать средства с внутреннего и внешнего рынка в объемах,
соответствующих реальному инвестиционному спросу. Многократное преобладание
долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска,
ставящего управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и
состояния платежного баланса, что предполагает необходимость постепенного
замещения внешнего долга внутренним. При этом следует учитывать сохраняющиеся
риски ограничения доступа на внешние рынки заимствований по независящим от
Российской Федерации причинам. 1. Объем государственных заимствований не должен превышать объем погашения государственного долга; 2. Размер государственного долга и его структура должны обеспечивать возможность гарантированного выполнения Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность рефинансирования долга, независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени; 3. Долговая политика должна обеспечивать возможность гибкого реагирования на изменяющиеся условия привлечения займов на различных сегментах внутреннего и внешнего рынков и обеспечивать возможность использования наиболее благоприятных на соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований; 4. Долговая политика должна быть
нацелена на постоянное активное управление государственным долгом с целью
снижения рисков, связанных со его структурой, и снижения стоимости его
обслуживания; Заключение С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Поначалу в соответствии с привычками недавнего советского прошлого припадали к печатному станку. Ценой этому была кратная годовая инфляция и в итоге "черный вторник" октября 1994 г., заставивший, наконец, осознать ядовитую сущность эмиссионного родника. Из других источников природа могла предложить только один - брать в долг. Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны, в основном, со стадией его погашения, новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран. Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствование. Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости. Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать вывод: - понятие и сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, кроме того, все это жестко регулируется финансовым правом; - понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте; -
причинами
возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для
экономики: войны, спады и т.д.; - отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть; - погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение; -
правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по
внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете
механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о
досрочном погашении обязательств перед кредиторами; Основываясь на сделанных выводах, следует предпринять следующие действия: - необходимо создание особого агентства по управлению государственным долгом. Эти функции не могут выполнять ни Центральный Банк, ни Министерство Финансов, у которых свои приоритеты - поддержание курса рубля, выполнение бюджетных назначений. И приоритеты эти, как уже показали десять лет реформ, плохо сочетаются со стратегическим управлением государственным долгом. Только независимый статус такого агентства позволит принимать решения по управлению государственным долгом страны оперативно и без политического давления. Кроме того, он затруднит принятие нереалистичных бюджетов, которые были одной из главных причин нашего кризиса. Главный финансовый документ страны действительно придется согласовывать. Продолжать практику приказного распределения средств будет попросту невозможно; - создать систему эффективного (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) управления государственным долгом; - по возможности использовать все имеющиеся методы управления государственным долгом, в том числе и такими как "долги на проведение природоохранной деятельности"; - дальнейшее совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга; - для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008 гг. При последовательном проведении указанных мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими. Список литературы 1.Закон РФ. - О государственном внутреннем долге Российской Федерации. - № 3877-1 от 13 ноября 1992 2.Закон РФ. - О государственном внутреннем долге Российской Федерации. - № 3877-1 от 13 ноября 1992 3.Закон РФ. - О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. - № 76-ФЗ от 26 декабря 1994 4.Закон РФ. - Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. - от 29 июля 1998 5.Закон РФ. - О бюджетной классификации Российской Федерации. - № 115 – ФЗ от 15 августа 1996 6.Федеральные законы РФ. - О федеральном бюджете 1993 – 2003 7.Приказ Минфина РФ. - О бюджетной классификации Российской Федерации. - № 1н от 6 января 1998 8.Минфин РФ. - Об основных направлениях политики правительства РФ в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и комплексе мер по ее реализации. - 2003 9.Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика - глобальный подход. - М.- Дело. - 1999 10. Социально-экономические проблемы России. – СПб. - Норма. - Справочник. –1999 11. Дробозина Л.А. Финансы. – М.- ЮНИТИ.- 2000 12. Макконнелл, К.Р. Брю С.Л. Экономикс. - 13 издание. - М.- Инфра-М.- 2000 13. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. - М. - Перспектива. - 2000 14. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации: теоретические и исторические аспекты. - СПб. – Норма. - 2000 15. Загладин Н. Новый мировой беспорядок и внешняя политика России. - Мировая экономика и международные отношения. - №1. – 2000. – с.6-9 16. Оболенский В. Внешнеэкономическая политика России на пороге нового века. - Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2000. – с.13-15 17. Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика. - Вопросы экономики. -№5. –2000. – с.25-27 18. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки. - Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2001. – с.6-15 19. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки. - Мировая экономика и международные отношения. - №3. – 2001. – с.5-13 20. Зевин Л. МВФ и Россия: 8 лет трудного диалога. - Мировая экономика и международные отношения. - №4. – 2001. – с.8-11) 21. Вавилов А., Ковалишин Е. Принципы государственной долговой политики. - Вопросы экономики. - №8. – 2001. – с.22-27 22. Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга. - Мировая экономика и международные отношения. - №1. – 2002. – с.5-7 23. Красс М., Цвирко С. Модель управления динамикой государственного долга. - Мировая экономика и международные отношения. - №4. – 2002. – с.3-9 24. Кузнецов В. Отношение России с МВФ. - Мировая экономика и международные отношения. - №67. – 2002. – с.37-41 25. Официальный сайт Министерства Финансов РФ. - minfin.ru 26. Официальный сайт Администрации Президента РФ. - kremlin.ru [1] «Финансы» Л.А. Дробозина |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |