рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Юридические и финансовые аспекты хозяйствования

Реферат: Юридические и финансовые аспекты хозяйствования

1. Виды предприятий и разница между формами ведения бизнеса

Предпринимательскую деятельность можно осуществлять, используя достаточно большое количество организационно-правовых форм, а также их "подвидов" - видов статуса предприятия. Попробуем разобраться, какую же форму предприятия лучше выбрать для оптимизации бизнеса.

До сих пор употреблялся термин "предприятие". Мы оставляем за рамками данной работы обсуждение вопроса о том, насколько точен этот термин применительно к описываемым явлениям. Однако он явно предпочтительнее "сухих" терминов "юридическое лицо" или "налогоплательщик". Поэтому он, обозначающий единый хозяйственный комплекс, будет использоваться и в дальнейшем, однако с учетом всего того, о чем пойдет речь в этом разделе. Практика показывает, что учредители предприятия, или, точнее, лица, желающие учредить предприятие, сталкиваются с проблемой: какую организационно-правовую форму выбрать?

Под организационно-правовой формой предприятия понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущества, особенностей взаимодействия собственников (хозяев) и их ответственности перед друг другом и третьими лицами.

Однако для финансовых целей указанное определение необходимо несколько расширить, поскольку за его рамками могут остаться такие понятия как "постоянное представительство", "консолидированная группа налогоплательщиков", "контролируемое предприятие", "материнские", "сестринские", "дочерние" предприятия, "холдинг", "личное предприятие", "предприятия с иностранными инвестициями" и т.д. Для всех этих форм ведения бизнеса, которые, строго говоря, не представляют самостоятельных организационно-правовых форм предприятия, существуют определенные особенности исчисления и уплаты налогов, что может быть выгодно использовано налоговым (финансовым) менеджером. Поэтому в дальнейшем речь пойдет не только об отличии хозяйственных товариществ от хозяйственных обществ и иных предприятий, но и об особенностях налогового менеджмента структурных подразделений, дочерних предприятий, консолидированной группы и т.д.

Возможные формы ведения бизнеса

Действующее законодательство предусматривает следующие основные организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды. Мы рассматриваем только коммерческие организации. Условно говоря, их можно обобщенно представить в виде следующей схемы:

Изменение

Коммерческие организации

Хозяйственные товарищества

Полное товарищество

Может быть преобразовано в хозяйственное общество

Товарищество на вере

Может быть преобразовано в полное товарищество или в хозяйственное общество


Хозяйственные общества

Акционерное общество

Открытое акционерное общество

Может преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив

Закрытое акционерное общество

Общество с ограниченной ответственностью

Может быть преобразовано в акционерное общество или в производственный кооператив

Общество с дополнительной ответственностью

Производственные кооперативы

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Далее рассматриваются только хозяйственные товарищества и общества. Помимо финансовых последствий, выбор той или иной формы целесообразно осуществлять, исходя и из следующих соображений: размер ответственности, легкость и простота смены участников и т.д.. Вместе с тем, на наш взгляд, немаловажен (при равенстве прочих иных условий) следующий аспект: существуют ли различия по формированию себестоимости для указанных организационно-правовых форм? Да, в качестве примеров можно привести, как минимум, два случая "увеличения" себестоимости - оплата услуг сторонних организаций по управлению производством и оплата аудиторских услуг:

В себестоимость включаются:

Затраты, связанные с управлением производством - оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией в определенных случаях Затраты, связанные с управлением производством - оплата аудиторских услуг
Законодательством предусмотрено ведение реестра акционеров общества с числом акционеров более 1000 специализированными учреждениями Законодательством предусмотрено обязательное проведение аудиторской проверки хозяйствующих субъектов, имеющих организационно-правовую форму открытого акционерного общества, а также имеющих в уставном капитале долю, принадлежащую иностранному инвестору

Что означают приведенные выше правила?

В некоторых случаях налоговые последствия выбора организационно-правовой формы ОАО будут заключаться в увеличении расходов по производству и реализации продукции путем включения стоимости услуг держателя реестра акционеров в себестоимость. То же самое можно сказать и о предприятиях с иностранным капиталом: если у руководителя предприятия есть основания желать регулярного (как минимум, ежегодного) проведения независимого контроля и оценки финансовой деятельности предприятия, то учредителям предприятия можно пригласить в качестве совладельца иностранную компанию; при этом стоимость таких регулярных аудиторских услуг (под которыми понимается также выправление бухгалтерской отчетности, оценка пассивов и активов, оказание соответствующих консультаций) будет относится на себестоимость. Безусловно, два совершенно одинаковых во всем остальном предприятия (одно с иностранным акционером, другое - без) будут в таком случае различаться в части, касающейся размера себестоимости и, следовательно, размера чистой прибыли после уплаты налогов:

Показатели

Предприятие с иностранным учредителем (акционером) Предприятие без иностранного учредителя (акционера)
Валовая прибыль 1000 1000
Себестоимость 700 (в том числе - 100 стоимость обязательного аудита) 600
Налогооблагаемая прибыль 300 400
Налог на прибыль 105 140

Чистая прибыль

195

260 минус 100 (услуги аудиторов) = 160

С другой стороны, акционерные общества не только регистрируют выпуск акций ( в некоторых случаях - проспект эмиссии). Но и в некоторых случаях уплачивают (в отличие от хозяйственных товариществ, по крайней мере, по акциям) налог на операции с ценными бумагами. Как правило, уплата этого налога неизбежна при вторичной эмиссии акций, и при значительных суммах даже при незначительности ставки - 0,8% от заявленной эмитентом суммы выпуска (для вторичной эмиссии - от суммы разницы между планируемым размером акционерного капитала и первоначальным) - может составить существенную сумму. См. об этом далее, в разделе "Экономический статус".

2. Уставный капитал предприятия и интересы кредиторов и инвесторов. Регистрация предприятия

Уставный капитал - это вклады учредителей, первоначальные средства предприятия, за счет которых оно начинает деятельность. Уставный капитал вообще имеет важнейшее финансовое значение, которое может быть продемонстрировано, если мы рассмотрим основное бухгалтерское уравнение:

A = C + L

где

A - активы предприятия;

C - капитал предприятия;

L - обязательства предприятия.

Таким образом, уставный капитал необходим для (1) начала деятельности и (2) защиты интересов кредиторов. Неслучайно поэтому размер уставного капитала банков, страховых и инвестиционных компаний, т.е. всех предприятий, которые имеют дело со значительными средствами, устанавливается на высоком уровне.

Уставный капитал акционерного общества, предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместного предприятия независимо от его организационно-правовой формы), государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации. Размер уставного капитала (фонда) предприятий других организационно-правовых форм не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.

Регистрация предприятия представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством для регистрации юридического лица и придания его документам юридической силы. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В настоящее время вопросы государственной регистрации предприятий урегулированы Указом Президента Российской Федерации №1482 от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", который будет действовать до принятия соответствующего закона.

Для государственной регистрации предприятия необходимо представить следующие документы:

1. заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;

2. утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;

3. решение о создании предприятия или договор учредителей;

4. документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей;

5. свидетельство об уплате государственной пошлины.

Учредительные документы предприятия представляются в регистрирующий орган его учредителем (учредителями) или представителями учредителя (учредителей) либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

При регистрации предприятия к учредительным документам в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются следующие требования:

а) устав должен содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, местонахождении предприятия, размере его уставного капитала (фонда), составе, порядке формирования и компетенции его органов управления и контроля, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия;

б) для государственных и муниципальных предприятий, а также некоммерческих организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, обязательно указание в их уставах видов деятельности, осуществляемых предприятиями;

в) договор учредителей должен содержать сведения о наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей, их местонахождении (местожительстве), государственной регистрации (для юридических лиц) или личности (паспортные данные - для физических лиц), размере уставного капитала создаваемого предприятия, долях участия (паях, количестве акций), принадлежащих каждому учредителю, размерах, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций). В договоре учредителей полного или смешанного товарищества указываются также номера свидетельств о регистрации в качестве предпринимателей граждан, являющихся его действительными членами;

г) размер уставного капитала (фонда) должен быть не менее установленных норм.

д) при представлении для регистрации документов предприятия, размер уставного капитала (фонда) которого превышает величину, установленную антимонопольным законодательством Российской Федерации, учредитель (учредители) обязан представить документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия;

е) при представлении для регистрации документов предприятия, в число учредителей которого входят государственные и (или) муниципальные предприятия, необходимо представление документов, подтверждающих согласование соответствующим комитетом по управлению имуществом или иным уполномоченным органом величины и способа оплаты вкладов государственными и (или) муниципальными предприятиями в уставный капитал (фонд) регистрируемого предприятия, за исключением случаев внесения указанных вкладов в денежной форме за счет прибыли предприятий - учредителей;

ж) решение о создании индивидуального частного предприятия составляется в произвольной форме без обязательного нотариального удостоверения (в случае предъявления документов, удостоверяющих личность учредителя).

Помимо регистрации и внесения предприятий в государственный реестр, требуется еще один важный вид регистрации - в налоговых органах.

Учет налогоплательщиков осуществляется государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, районам в городах. При этом налоговыми инспекциями используется не только информация, которая была предоставлена руководителями предприятия при постановке на учет и заполнения соответствующих документов, но и сведения, которые предоставляются банками и регистрирующими органами.

Где становиться на учет?

Предприятия становятся на налоговый учет в налоговой инспекции по месту их нахождения. При этом законодательство устанавливает, что местонахождением юридического лица является место его государственной регистрации. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что указанное правило местонахождения юридического лица установлено гражданским законодательством, а налоговые органы могут признать приоритет иных норм (т.е. местонахождение юридического лица не всегда определяется местом его государственной регистрации). Во-вторых, необходимо помнить о планируемых новеллах налогового законодательства: Налоговый Кодекс, видимо, уточнит указанные и связанные с ними понятия. Наглядно это может быть представлено следующим образом:

Место деятельности предприятия

Место управления предприятием

(1) Место государственной или иной аналогичной регистрации предприятия, а при отсутствии такового - место, указанное в учредительных документах (уставе, договоре, положении) предприятия, если иное не предусмотрено ниже.

(2) При отсутствии государственной регистрации и указания на место в учредительных документах (отсутствии учредительных документов) - место осуществления основной деятельности этого предприятия. При этом место осуществления основной деятельности предприятия определяется органом налоговой службы на основе данных, представленных этим предприятием, а при непредставлении таких данных или представлении недостоверных данных - на основе имеющейся информации. При отсутствии достаточной информации и невозможности определить место осуществления основной деятельности предприятия местом деятельности признается место управления предприятием или место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этим предприятием).

(3) Местом деятельности хозяйственного товарищества или налогового партнерства (кроме паевого инвестиционного фонда и крестьянского (фермерского) хозяйства) признается место деятельности (место пребывания) того участника, на которого в соответствии с договором (соглашением) между участниками возложено ведение дел этого товарищества или налогового партнерства. Если одним из участников товарищества или налогового партнерства является российское предприятие или российская организация, ведение учета результатов деятельности такого товарищества или налогового партнерства в целях налогообложения должно осуществляться российским участником независимо от того, на кого возложено ведение дел товарищества или налогового партнерства.

(4) Местом деятельности паевого инвестиционного фонда признается место деятельности его управляющей компании (управляющего предприятия).

(1) Местом управления предприятием (кроме личного предприятия) признается место осуществления полномочий действующим в соответствии с уставом (иными учредительными документами) высшим органом управления предприятия (совет директоров или иной подобный орган), если иное не предусмотрено ниже.

(2) Местом управления хозяйственным товариществом или налоговым партнерством признается место деятельности этого товарищества или налогового партнерства.

(3) Местом управления личным предприятием признается место пребывания физического лица, являющегося владельцем этого предприятия. Местом управления личным предприятием, единственными участниками которого являются супруги, признается место их пребывания. Если супруги имеют различные места пребывания, местом управления личным предприятием признается место пребывания того из супругов, который фактически управляет этим предприятием.

(4) Если управление предприятием осуществляется управляющим (другим предприятием или физическим лицом), действующим в соответствии с договором или решением о назначении, местом управления предприятием признается соответственно место деятельности управляющего предприятия или место пребывания управляющего физического лица).

(5) При отсутствии высшего органа управления предприятия или постоянного места нахождения высшего органа управления предприятия, а также в случае, если управляющий не осуществляет непосредственного управления предприятием, местом управления предприятием признается место осуществления своих полномочий исполнительным органом управления предприятия (администрацией, дирекцией, правлением, централизованной бухгалтерией или иным подобным органом). В аналогичном порядке определяется место управления предприятием при невозможности определить место осуществления полномочий высшим органом управления.

Необходимо, в частности, обратить внимание на порядок определения местонахождения предприятия в том случае, когда функции исполнительного органа предприятия осуществляет другое юридическое лицо: не исключено, что предприятие с "корпоративным гендиректором" будет признано налогоплательщиком и по месту регистрации, и по месту нахождения управляющей компании.

О порядке учета филиалов и приравненных к ним структурных подразделений говорится ниже в разделе "Экономический статус". Однако здесь можно было бы отметить основное правило: предприятие должно стать на учет там, где создано структурное подразделение; если структурное подразделение создано в виде филиала со своим балансом и счетом, то на учет становится сам филиал.

Когда становится на учет?

Вновь созданное либо возникшее в результате реорганизации предприятие становится на учет в налоговой инспекции не позднее десяти дней после государственной регистрации или перерегистрации. Структурные подразделения становятся на учет не позднее тридцати дней после принятия распорядительного акта о создании либо реорганизации.

Какие представлять документы?

Для постановки на учет предприятие представляет:

1. Заявление по форме согласно Приложению N 1;

2. Карту постановки на учет налогоплательщика - организации с приложениями (3 экз.);

3. Копии заверенных учредительных и других документов, необходимых для государственной регистрации.

Налоговая инспекция не позднее пяти рабочих дней со дня подачи полного пакета документов обязана осуществить процедуру постановки ее на учет. По итогам процедуры предприятию присваивается ИНН - идентификационный номер налогоплательщика и выдается первый экземпляра Карты с подписью начальника или заместителя начальника, скрепленный гербовой печатью госналогинспекции. Советуем обращать внимание на то, чтобы Карты была именно подписана начальником, а не скреплена его факсимиле. Хотя действующие ГОСТы не запрещают использование факсимиле, на практике нотариусы отказываются заверять копии документы, подпись на которых проставлена таким образом. Это означает, что руководителю (либо юристу, осуществляющему постановку на все иные виды учета) придется представлять в фонды не заверенные нотариально копии либо приносить оригинал Карты "для показа" инспектору (выходом может быть заверение копии Карты директором предприятия).

Помимо Карты выдается информационное письмо с указанием ИНН и Справа о постановке на учет, которые необходимы для представления в банк и открытия счета (счетов).

Налоговые инспекции также осуществляют учет изменений сведений о предприятии: сведения об изменении полного и сокращенного наименования предприятия; адреса, указанного в учредительных документах; уставного (складочного) капитала, доли в нем государственного (муниципального) вклада, доли иностранного капитала; состава учредителей; представительств, филиалов и равно других обособленных подразделений юридического лица; сведений о регистрации (перерегистрации). По мере фактического возникновения подлежат учету следующие изменения реквизитов Карты: адрес и телефон постоянно действующего исполнительного органа; данные о кодах общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ), полное наименование, адрес и ИНН вышестоящей организации (если она имеется), данные об ИНН организаций - учредителей; сведения о руководителе и главном бухгалтере.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.