![]() |
|
|
Учебное пособие: Государство и право, их типология, формы и значениеакт применения права направлен на реализацию требований юридических (правовых) норм, так как конкретизирует общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксирует их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняет функции индивидуального регулирования. Он является обязательным не только для его адресатов, но и для других субъектов, которые призваны исполнять его или так или иначе учитывать его юридическое значение (бухгалтерия организации – удерживать алименты, исправительно-трудовые учреждения – исполнять приговор и т.д.). правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании уголовно-правовых норм. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен. акты применения права издаются в установленной форме и имеют точное наименование (постановление, приказ, решение, приговор и т.д.). 3акон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления (кроме названия вида акта должны быть следующие реквизиты: название органа, издавшего акт, место и время его принятия, подписи соответствующих должностных лиц) наиболее важных индивидуальных правовых актов. Структура правоприменительного акта: Вводная часть Описательная (констатирующая) часть Мотивировочная часть Резолютивная часть К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры, милиции и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы: 1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта, название и состав органа, издавшего его, место и время издания, предмет разбирательства, конкретный адресат. 2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования. 3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в ходе правоприменения, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение. 4. Резолютивную часть, в которой излагается содержания решения – вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта. Классификация актов применения права 1. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на: регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии); охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными субъектами правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении в качестве обвиняемого, протест прокурора). 2. В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на: акты представительных органов (постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ); акты органов управления (приказ об увольнении конкретного лица); акты судебных органов (приговор суда); акты контрольно-надзорных органов (постановление санитарной инспекции о наложении штрафа); акты органов местного самоуправления (распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации). 3. По содержанию и значению в механизме реализации права, акты применения права можно классифицировать на: Конкретизирующие (регламентирующие) акты подтверждают наличие права у конкретного лица, применительно к нему индивидуализируют (регламентируют) объем этого права, форму и порядок его реализации (например, различные должностные инструкции, распоряжения руководителя о выполнении каких-либо работ с определением исполнителей и ответственных лиц, назначение пенсии и т.п.). Регистрационные акты, которыми удостоверяется законность определенных состояний личности, ее действий и т.д. Например, внесение в списки избирателей, постановка на регистрационный учет по месту жительства, удостоверение нотариусом подписи и т.п. Акты о признании, посредством которых признаются такие состояния личности, как признание безвестно отсутствующими, умершими, недееспособными, отцовства и т.п. Разрешающие (разрешительные) акты, в которых выражено дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств времени, места, условий, порядка реализации и т.д. К таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п. Следует отличать разрешительные акты от регистрационных. Облеченные в практически одинаковую форму, они выполняют сходные функции, однако при вынесении регистрационных актов компетентный орган проверяет соответствие фактических условий и обстоятельств предусмотренным законом и лишь удостоверяет этот факт. Компетентный орган не вправе отказать в регистрации, если формальные условия соблюдены. Акты же разрешительные помимо учета формального соответствия фактических условий и требований закона, оценивают соответствующую ситуацию и с учетом целесообразности такой реализации, специально дозволяя совершение определенных действий. Это проявляется в тех случаях, когда вопрос о разрешении не связан с исчерпывающим перечнем условий либо, когда сами условия сформулированы через оценочные понятия, а также в случаях возможности предоставления какого-либо права «в виде исключения». Учреждающие (учредительные) акты, содержание которых сводится к учреждению факта, в результате чего он приобретает юридическое значение. Например, акты о назначении на должность, об образовании комиссии, об учреждении (утверждении устава) предприятия и т.п. Запрещающие (запретительные) акты, содержание которых связано с запретом реализации права, носящим сугубо индивидуальный характер (применительно к данному праву, субъекту его реализации, условиям места и времени, порядку реализации и т.д.). Примером могут служить отказ окружной избирательной комиссии в регистрации лица в качестве кандидата в депутаты, отказ в выдаче заграничного паспорта и т.п. Правовосстановительные акты (решение о восстановлении незаконно уволенного на работе). Акты-санкции, определяющие меры ответственности за правонарушение. 4. По форме: отдельный документ (приговор суда); резолюция на материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения); устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте); акты-действия (задержание преступника, конвоирование в зал суда); акты-сигналы (сигнал регулировщика, сигнал инспектора ГАИ). Таким образам, акты применения права являются важнейшим средством реализации предписаний правовых норм. 3. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права Постоянное развитие общественных отношений предполагает оперативное реагирование правотворческих органов, которые призваны регламентировать эти отношения. Однако отставание законодательного закрепления возникающих общественных отношений от их развития – явление вполне нормальное. Многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования, также может явиться причиной отсутствия их законодательного закрепления. Правотворческие органы не в силах охватить формулировками нормативно-правового акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования Сходная ситуация может явиться и следствием недостатка компетентности членов правотворческих органов. Следовательно, в ходе правоприменения возможна ситуация, когда имеющие юридическое значение обстоятельства не находятся в сфере правового регулирования. В таком случае налицо пробел в праве. Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует о недостатках правовой системы. Однако они объективно возможны и неизбежны. Пробел в праве – полное или частичное отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, необходимость которой обусловлена развитием общественных отношений и потребностями правоприменения. Это такая ситуация, когда имеется факт, по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования, требующий правового разрешения, однако норма права, его предусматривающая, отсутствует. Пробел в праве – это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования). Способы устранения и восполнения пробелов. Пробелы должны восполняться путем правотворчества. Идеальным способом устранения пробелов в праве является принятие полномочным органом нормативно-правового акта, закрепляющего недостающую норму или группу норм права. В гражданском праве пробел может быть устранен и условиями заключенного сторонами договора. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом правотворчества. Суд не может отказать в правосудии, правоприменитель обязан вынести решение по конкретному делу независимо от наличия или отсутствия соответствующей нормы в законодательстве. Тогда он сталкивается с проблемой разрешения дела при отсутствии соответствующих норм права. Конечно, вначале орган, применяющий право, должен определить место рассматриваемой ситуации в системе общественных отношений. И если данное отношение находится в сфере правового регулирования, то дело должно быть разрешено. Для этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления пробелов - аналогию закона и аналогию права. Аналогия закона применяется в случае отсутствия нормы права, регулирующей рассматриваемые общественные отношения, но при наличии в законодательстве другой нормы, регулирующей сходные с ним отношения. При аналогии закона складывается следующая ситуация: 1) имеется факт (отношение), требующий правового разрешения; 2) отсутствует норма его предусматривающая; 3) отсутствует обычай делового оборота, рассчитанный на данное отношение; 4) отношение не урегулировано соглашением сторон; 5) имеется в наличии норма, предусматривающая сходные аналогичные факты (отношения). Дело решается на основе нормы, регулирующей сходное отношение. Например, в УПК РСФСР не предусмотрен отвод общественного обвинителя. Однако решение об отводе этого участника уголовного процесса решается судьей на основе статьи того же кодекса, предусматривающей отвод прокурора; в банковской практике до принятия в 1995 году ГК РФ к трастовому договору применялись правовые нормы, регламентировавшие договор комиссии или поручения; при обнаружении недостатка в вещи, полученной как выигрыш по лотерее, обнаружен недостаток, то порядок их устранения определяется по аналогии с нормами, регулирующими порядок устранения недостатков вещей, полученных в результате заключения договора купли-продажи. Аналогия права применяется при отсутствии в законодательстве как нормы права, регулирующей рассматриваемую ситуацию, так и нормы права, регулирующей сходный случай. В таком случае дело решается на основе общих принципов права (справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др.), закрепленных в Конституции и других законах. Так, применение аналогии права в гражданском законодательстве должно основываться на «основных началах» этой отрасли права, к которым ГК РФ относит: признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений; неприкосновенность собственности; свободу договоров; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав. По аналогии решаются только дела, которые рассматриваются в порядке гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В уголовных делах и делах об административных правонарушениях аналогия не применяется. Согласно ст. 14 УК РФ преступлением является лишь такое деяние, которое предусмотрено этим кодексом, а административным правонарушением является лишь то виновное деяние, которое предусмотрено КоАП РСФСР. Ст. 3 УК РФ запрещает применение уголовного закона по аналогии. Аналогия закона и аналогия права – исключительные средства, с помощью которых возможно решение конкретного юридического дела. Применение права по аналогии требует соблюдения ряда условий, обеспечивающих правильное их применение. Для использования аналогии необходимо: 1. Установить, что данная ситуация имеет юридический характер (порождает юридические последствия) и требует правового решения. 2. Убедиться, что в данной отрасли права отсутствует конкретная норма, регулирующая подобные случаи (установить пробел в праве). 3. Установить, не запрещено ли применять аналогию закона или аналогию права в данном случае. Прямой запрет на применение уголовного закона по аналогии содержится в ч. 2 ст. 3 УК РФ, поскольку Конституцией РФ в ст. 54 закреплен принцип недопустимости ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В административном праве не допускается аналогия в отношении правонарушений. В других отраслях права аналогия не запрещается, а в гражданском праве ее допустимость закрепляется в ст.6 ГК РФ. 4. Отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона). Причем сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных найденной нормой, должно быть установлено в существенных признаках (т.е. позволяющими судить о равенстве, равнозначности обстоятельств в правовом отношении). 5. При отсутствии сходной нормы установить общие принципы права (или отрасли права) и на их основе решить дело (аналогия права). “Если такие принципы не выражены в законодательстве, они выводятся с соблюдением логических правил дедукции”. Общие принципы права могут быть сформулированы и в научных трудах ведущих ученых-правоведов. В этой связи с особой остротой может встать вопрос о содержании принципов естественного права, которые являются (должны являться) основой позитивного законодательства. 6. Дать в решении по делу мотивированное объяснение причин и оснований применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Это обеспечивает возможность проверки правильности решения дела вышестоящими или контрольно-надзорными органами. Применение права по аналогии – не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения или в общих принципах права. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом, а преодолен – аналогией закона и аналогией права. 4. Понятие и необходимость толкования права В процессе применения права возникают ситуации, когда понимание смысла правовой нормы невозможно без ее дополнительного анализа. Процесс интерпретации (толкования) правовых норм и призван привести к соответствию смысла и содержания правовой нормы с одной стороны, и ее текстовое выражение с другой. Толкование (интерпретация) права является необходимым элементом деятельности любого субъекта по реализации правовых предписаний. Прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и разъяснить. Интерпретационная деятельность (толкование права) – это сложный волевой процесс (деятельность различных субъектов), направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права и обнародование его для всеобщего сведения. Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Стадии толкования права. Данный процесс состоит из двух стадий: 1. Толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать; 2. В целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам. Неотъемлемым элементом интерпретационной деятельности является вынесение акта толкования права (интерпретационного акта). Акт толкования права – это один из видов правовых актов, имеющих свои особенности: не содержит норм права; не имеет самостоятельного значения и действует в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы; зависит от нормативно-правовых актов, обслуживают их и разделяют их судьбу; адресован правоприменительным органам; не может лежать в основе решения юридического дела. Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как результат – устное или письменное разъяснение смысла правовой нормы. Акт толкования как действие представляет собой процесс последовательного уяснения и разъяснения смысла и содержания правовой нормы. Устный акт толкования представляет собой разъяснение, не имеющее юридической силы, а лишь способствующее пониманию каким-либо субъектом смысла правовой нормы. Письменная форма акта свойственна, прежде всего, официальной их разновидности. Такой акт толкования – это официальный документ, имеющий вспомогательное юридическое значение, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права и рассчитанный на постоянное или единовременное использование. Значение толкования права заключается в обеспечении полного и точного раскрытия воли правотворческого органа, выраженного в нормативно-правовых актах, в оптимизации процесса применения права, в эффективности реализации интерпретированных правовых предписаний. 5. Способы (приемы) толкования права Первая стадия интерпретационной деятельности – уяснение смыслового содержания правовой нормы. Уяснение характеризует гносеологическую (познавательную) природу толкования, направленного на познание права. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, толкующего правовое предписание. Объектом толкования-уяснения являются любые правовые нормы, смысл которых требуется уяснить либо в процессе применения права, либо в процессе правотворчества. Нельзя отрицать возможность уяснения смысла правовой нормы для применения ее в будущем и даже как самоцель. Процесс толкования осуществляется не произвольно, а с помощью определенных способов. Так интерпретатор достигает наиболее точных результатов. Способы толкования дополняют и обусловливают друг друга. Они дают положительные результаты лишь при их использовании в совокупности. Уясняя смысл и социальное назначение правовой нормы, интерпретатор исследует: 1. Саму норму (посредством языкового и логического способов толкования-уяснения). 2. Ее правовые связи, то есть взаимоотношения с другими юридическими предписаниями и правовыми принципами (систематический способ толкования). 3. Ее внеправовые связи с другими общественными явлениями (историко-политический, функциональный способы толкования-уяснения). Приемы (способы) толкования: Грамматический (языковой) Систематический Историко-политический Логический Специально-юридический (юридический) Функциональный Общепризнанными являются три первых. 1. Грамматическое (языковое) толкование начинается с осмысления соответствующего текста нормативного акта. При уяснении смысла правовой нормы всегда используется этот способ. Объектом в данном случае выступает текст интерпретируемой нормы, закрепленный в нормативно-правовых актах. Анализируя текст, интерпретатор: а) проводит лексико-морфологический анализ текста, где выясняет значение отдельных слов, взятых изолированно. Вначале выясняется общеупотребительное значение слов, затем специальное и, наконец, юридическое. По общему правилу при различии в содержании указанных терминов следует использовать термины в юридическом значении. Так, юридическая трактовка термина «хулиганство» несколько уже общеупотребительной. Среди юридических предпочтение отдается «легальным» (закрепленным в законодательстве) терминам над научными, то есть отраженными в различного рода справочной литературе, комментариях, монографиях и т.д.; б) осуществляет синтаксический анализ, рассматривая словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, характер и виды взаимодействия; Языковое толкование имеет особое значение и должно осуществляться особенно тщательно в случае, если правовая норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т.д.). 1. Систематическое толкование способствует выяснению правовых связей интерпретируемой нормы. Это такие связи, как: субординация (юридическая сила акта), координация (отраслевая обособленность и группировка), связи управления (общая норма и специальная), связи происхождения (первичная и производная нормы). В результате выявляются внешние противоречия нормы: например, норма закреплена в нескольких нормативно-правовых актах, один из которых утратил силу. Способствует точному уяснению смысла нормы права и сравнение ее с нормой другой отрасли права, регулирующей сходные отношения (например, ст.152 ГК РФ и ст.130 УК РФ). Уяснить суть конкретной нормы можно лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию, развивающие, детализирующие ее, выяснив, в каком по значимости акте она сформулирована, какое место в этом акте занимает. Это и составляет содержание систематического толкования. Например, статья 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда. Но в этой статье ничего не говорится о том, в чем эти правила заключаются. Таких правил много, они содержатся в законах и иных нормативных актах, и их нельзя не учитывать при толковании статьи 143 УК. При толковании изучается связь конкретных норм с общей частью той же отрасли права. Такое сопоставление помогает уточнить и раскрыть смысл толкуемой нормы, более четко определить ее общую направленность, сферу действия. 3. При историко-политическом толковании исследуются: 1) состояние общественных отношений во время издания нормативного акта. Так, в момент принятия УК РСФСР 1968 года режим государственной и личной собственности несколько отличался. Отсюда и различия в размере наказания – считалось, что государственная или общественная собственность имели более высокую ценность, нежели личная. Изменение общественных отношений способствовало установлению равнозначимости государственной и частной (уже не личной) собственности. Исходя из такой предпосылки, законодатель посчитал необходимым внести изменения в УК РСФСР и объединил нормы об ответственности за преступления против собственности в одну главу – «Преступления против чужой собственности». Здесь толкование осуществлялось в процессе правотворческой (скорее правоподготовительной) деятельности; 2) цели, которые преследовались при издании акта; 3) практика применения соответствующей правовой нормы. Хотя источником права в романо-германских правовых системах юридический прецедент не является, в процессе толкования решения судебных и административных органов используются достаточно широко. При толковании посредством этого способа интерпретатор изучает: - документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации; - литературу, отражающую политику государства во время принятия акта; - современное и устаревшее официальное и неофициальное толкование; - тексты отмененных актов по тому же вопросу; - материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы; - материалы применения исследуемой нормы; Историко-политическим толкованием выявляются нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |