рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Правовое регулирование лесопользования

С заготовкой древесины тесно связана заготовка живицы, которая осуществляется в форме предпринимательской деятельности. Заготовка живицы осуществляется только в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины (ч. 2 ст. 31 ЛК РФ). В подсочку отводятся спелые и перестойные сосновые, еловые, лиственничные лесные насаждения, предназначенные для заготовки древесины в соответствии с их целевым назначением, а также средневозрастные, приспевающие и спелые пихтовые лесные насаждения, предназначенные для заготовки древесины.

Живица - это сиропообразное смолистое вещество цвета светлого янтаря, выделяющееся при поранении хвойных деревьев - ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы[56]. Заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Правила заготовки живицы утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21 июня 2007 г. N 156 «Об утверждении Правил заготовки живицы»[57].

Заготовка живицы осуществляется гражданами и юридическими лицами в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов на основании договора аренды лесного участка. Как и при осуществлении других видов предпринимательской деятельности по использованию лесов, правоустанавливающим документом является договор аренды.

Проведение подсочки лесных насаждений включает выполнение следующих видов работ: подготовительные, основные производственные и заключительные.

Подготовительные работы осуществляются в целях обеспечения безопасных условий труда и включают уборку зависших, сухих, усыхающих, пораженных вредными организмами деревьев, расчистку мест для работы вокруг деревьев, проводку желобков, установку оборудования и др.

Основные производственные работы включают периодическое нанесение на стволы деревьев специальных надрезов - подновок, сбор живицы с прочисткой желобков, упаковку живицы в тару и организацию ее хранения в лесу, транспортировку живицы из леса.

Заключительные работы включают снятие со стволов деревьев оборудования для подсочки, его ремонт и складирование, уборку объектов лесной инфраструктуры.

Пункт 13 указанных Правил запрещает проведение подсочки следующих категорий лесных насаждений:

а) лесных насаждений в очагах вредных организмов до их ликвидации;

б) лесных насаждений, поврежденных и ослабленных вследствие воздействия лесных пожаров, вредных организмов и других негативных факторов;

в) лесных насаждений в лесах, где в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается проведение сплошных или выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений в целях заготовки древесины;

г) постоянных лесосеменных участков, лесосеменных плантаций, генетических резерватов, плюсовых деревьев, семенников, семенных куртин и полос.

Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных (целевых) пород (ч. 1 ст. 42 ЛК РФ). Данный вид деятельности не следует смешивать с лесовосстановлением. К лесным насаждениям определенных (целевых) пород относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками. Данные лесные культуры создаются с целью получения конкретной продукции - определенных сортиментов (балансовой древесины, пиловочника и др.), новогодних елок и др.

«Плантационное лесовыращивание представляет собой специализированное высокоэффективное лесохозяйственное производство, направленное на создание и выращивание высокопродуктивных культур - плантаций для получения в большом количестве и в сокращенные сроки заданного вида древесного сырья по сравнению с традиционным ведением лесного хозяйства»[58]. Это новый перспективный вид использования лесов, который появился впервые в действующем ЛК РФ. Он может позволить решить не только экономические, но и экологические проблемы, возникающие в результате вырубки лесов.

В зарубежных странах довольно большое распространение получило плантационное лесоразведение, прежде всего хвойных пород. Площади, занятые ими, постоянно увеличиваются, например, в странах Латинской Америки. Импорт хвойной древесины дорого обходился Новой Зеландии и Австралии. По этой причине в Новой Зеландии еще в 1920-х г. были заложены первые плантации хвойных пород деревьев. В Венгрии и Болгарии на лесных плантациях выращивают белую акацию. В странах Восточной и Юго-Восточной Африки, в Австралии на плантациях выращивают некоторые виды эвкалиптов[59].

В настоящее время лесные плантации создаются в Нижегородской и Ульяновской областях во исполнение положений Киотского протокола. До 2010 г. планируется расширить не только географию, но и увеличить финансирование создания «лесов Киото» - до 1,5 млрд. руб.[60] Особенностью данного вида использования лесов является то, что согласно ч. 5 ст. 42 ЛК РФ на лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускаются без ограничений.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут осуществляться как предпринимательская деятельность, регулируемая ст. 32 ЛК РФ, либо гражданами для собственных нужд в потребительских целях (ст. 33 ЛК РФ).

Согласно ст. 32 ЛК РФ заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса. К ним относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

Название для данного вида использования лесов представляется неудачным, на что обращено внимание в специальной литературе. «Довольно трудно назвать недревесными пни, бересту, которую сдирают с деревьев, кору других деревьев, лапник деревьев хвойных пород, ели «для новогодних праздников»[61]. Название данного вида использования лесов по Лесному кодексу РФ 1997 г. является предпочтительным - заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.). Думается, целесообразно вернуться к старому названию.

Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках (ч. 3 ст. 32 ЛК РФ).

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 апреля 2007 г. N 84[62]. В соответствии с ними заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, являющихся порубочными остатками при заготовке древесины по договору аренды лесного участка или договору купли-продажи лесных насаждений, не требуют оформления дополнительного договора и не считаются отдельным видом использования лесов. Лица, которым предоставлено право использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, обязаны применять способы и технологии, исключающие истощение имеющихся ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 20 ЛК РФ заготовленные недревесные лесные ресурсы являются собственностью арендатора лесного участка. Требования к использованию лесов при осуществлении заготовки и сбора отдельных видов недревесных лесных ресурсов установлены разд. III указанных Правил.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут быть ограничены или запрещены в установленном порядке в районах, загрязненных радиоактивными веществами[63]. Кроме того, рассматриваемый вид использования лесов может ограничиваться в соответствии со ст. 27 ЛК РФ.

Разделом II упомянутых Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов установлены права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. Лица, арендующие лесные участки для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, имеют право:

- осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды;

- создавать согласно ч. 1 ст. 13 ЛК РФ лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другие);

- возводить согласно ч. 3 ст. 32 ЛК РФ на предоставленных лесных участках навесы и другие временные постройки;

- иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства России.

Арендаторы несут обязанности:

- составлять проект освоения лесов;

- осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом;

- соблюдать условия договора аренды лесного участка;

- не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;

- осуществлять использование лесов способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

- соблюдать правила пожарной, санитарной безопасности в лесах, а также правила ухода за лесами (ч. 2 ст. 11 ЛК РФ);

- в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществлять в соответствии со ст. 55 ЛК РФ санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

- представлять ежегодно лесную декларацию (ч. 2 ст. 26 ЛК РФ), а также отчет об использовании лесов (ч. 1 ст. 49 ЛК РФ), отчет об охране и защите лесов в установленном порядке (ч. 1 ст. 60 ЛК РФ);

- предоставлять в обязательном порядке документированную информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 91 ЛК РФ;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 34 ЛК РФ заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса. Фактически одна статья ЛК РФ объединяет два разных вида использования лесов. В ч. 2 ст. 34 перечислены виды пищевых лесных ресурсов: дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. Как и при заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов, граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков.

Согласно ЛК РФ граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, имеют право на предоставленных им лесных участках размещать сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки (ч. 4 ст. 34 ЛК РФ).

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений осуществляются на основе Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 апреля 2007 г. N 83[64]. Важно обратить внимание на то, что п. 1 данных Правил не регулирует отношения при заготовке пищевых лесных ресурсов и сборе лекарственных растений для собственных нужд граждан.

Запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации или которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[65]. Кроме того, запрещена заготовка деревьев и кустарников, включенных в Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15 марта 2007 г. N 162[66].

В целом порядок заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений незначительно отличается от порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, который был рассмотрен выше. Например, при этих двух видах использования лесов почти совпадает круг прав и обязанностей арендаторов. При этом требования, установленные разд. III Правил, к заготовке отдельных видов пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, конечно, полностью отличаются от требований, предъявляемых к использованию лесов при осуществлении заготовки и сбора отдельных видов недревесных лесных ресурсов. Так, заготовка дикорастущих плодов и ягод осуществляется в строго установленные сроки. Сроки заготовки дикорастущих плодов и ягод зависят от времени наступления массового созревания урожая. Запрещается рубка плодоносящих ветвей и деревьев для заготовки плодов (п. 15 указанных Правил).

Порядок заготовки орехов иной. Способы заготовки орехов указываются в договоре аренды. При заготовке орехов запрещается рубка деревьев и кустарников, а также применение способов, приводящих к повреждению деревьев и кустарников. Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду для заготовки орехов, обеспечивают сохранность орехоплодных насаждений (п. 16 Правил).

Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту (ч. 1 ст. 36 ЛК РФ). Иными словами, данные услуги оказываются для охотников на возмездной основе. Данный вид использования лесов носит комплексный характер - регулируется не только лесным законодательством, но и законодательством о животном мире. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире». ЛК РФ устанавливает лишь правовые основы использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Это позволяет учесть региональные особенности ведения охоты - видовой состав охотничьей фауны, сезонные условия и другие природные особенности.

Специальные законы, устанавливающие правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, приняты во многих субъектах Российской Федерации[67]. В них предусмотрено, что лесные участки для ведения охотничьего хозяйства предоставляются на основании договора аренды. Лесные участки для данных целей должны использоваться в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов. Ведение охотничьего хозяйства осуществляется способами, исключающими негативное воздействие на природные ресурсы.

Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями. Они должны быть обособлены от угодий общего пользования. В соответствии с ч. 4 ст. 36 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков. При этом данной статьей не определены критерии временности постройки, не определено, в чем именно может заключаться осуществление благоустройства участка земель лесного фонда. Это создает условия для различных злоупотреблений, когда под видом временных построек на землях лесного фонда могут строиться капитальные строения, дачи.

Как и при осуществлении других видов предпринимательской деятельности по использованию лесов, лесные участки предоставляются для ведения охотничьего хозяйства гражданам и юридическим лицам на праве аренды (ч. 5 ст. 36 ЛК РФ)[68].

Таким образом, в соответствии с ЛК РФ использование лесов может осуществляться юридическими лицами и гражданами как для предпринимательских целей, так и в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отметим также, что действующим ЛК РФ в отличие от Лесного кодекса РФ 1997 г. установлены виды использования лесов, которые признаются предпринимательской деятельностью, и определено содержание каждого из видов предпринимательской деятельности. Кодекс предусматривает, что данные виды деятельности осуществляются на основании договора аренды лесного участка.

Перечисление в ЛК РФ действий предпринимателя, которые в совокупности составляют содержание предпринимательской деятельности (заготовка древесины, живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов), дает возможность установить круг обязанностей арендатора.

2.3 Договорные формы лесопользования

2.3.1 Договор аренды лесного участка

В ЛК РФ предусмотрены следующие виды договоров по передаче имущества: договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; договор купли-продажи лесных насаждений. «...Все договоры, регулируемые Земельным, Водным, Лесным кодексами, законодательством о недрах и других природных ресурсах, отвечающие требованиям ст. 1 ГК РФ (т.е. построенные на началах равенства), надлежит относить к числу гражданско-правовых», - отмечает М.И. Брагинский[69]. Вместе с тем указанные договоры обладают значительными особенностями, обусловливающими необходимость их специального регулирования ЛК РФ, и поэтому нуждаются в изучении и теоретическом осмыслении.

Значение договора аренды лесного участка трудно переоценить, поскольку подавляющее большинство видов использования лесов осуществляется путем предоставления лесных участков в аренду (заготовка древесины, живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных средств, использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, переработки древесины и иных лесных ресурсов, осуществляемые в предпринимательских целях, и др. Договор купли-продажи лесных насаждений является новым договором, который заключается в случаях заготовки древесины без предоставления лесных участков. Введение данного вида договора, как отмечается в специальной литературе, окончательно закрепило рыночный характер лесных отношений[70].

В настоящее время значение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, очень велико. Данный договор является основанием осуществления большинства видов использования лесов, перечисленных в ст. 25 ЛК РФ. Лес как природный объект обладает многими существенными особенностями, например длительностью сроков достижения спелости древесины (80 - 100 лет), в связи с чем частному собственнику, осуществляющему такой основной вид предпринимательской деятельности в сфере лесного хозяйства, как заготовка древесины, приватизация лесных участков невыгодна. Поэтому оптимальной правовой формой использования лесов в рыночных условиях является договор аренды лесного участка.

Данный договор позволяет предпринимателю получить прибыль, но при этом обеспечиваются и публичные интересы, поскольку лесовосстановительные работы возлагаются на арендатора. Как отмечает проф. С.А. Боголюбов, включение лесных участков «...в гражданский экономический оборот направлено на привлечение инвестиций в лесной сектор экономики, расширение налогооблагаемой базы, демонополизацию прав пользования и собственности, создание конкуренции и преодоление коррупции»[71]. В упомянутой выше Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 гг. в целях развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами в качестве одной из основных задач предусмотрено развитие долгосрочных арендных отношений, стимулирование привлечения инвестиций в освоение лесов, обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов[72].

Определение договора аренды содержит ст. 606 ГК РФ. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Пункт 2 ст. 607 ГК РФ гласит, что законом могут быть предусмотрены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. В действующем ЛК РФ развернутое регулирование договора аренды лесного участка отсутствует; Кодекс предусматривает лишь некоторые особенности, связанные с арендой лесных участков. Квалифицирующие признаки договора аренды имеются и в договоре аренды лесного участка. Во-первых, арендодатель передает арендатору лесной участок во временное пользование; во-вторых, лесной участок передается за плату. Согласно п. 3 ст. 71 ЛК РФ к рассматриваемому договору применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Арендатору лесного участка, помимо права пользования лесным участком, принадлежит право владения лесом[73]. В специальной литературе отмечается, что наделение арендатора статусом титульного владельца позволяет оптимально решить проблему защиты его прав и законных интересов, связанных с арендованным имуществом. Здесь имеется в виду предоставление ему как титульному владельцу вещно-правовых способов защиты от посягательств со стороны третьих лиц на арендованное имущество[74].

Профессором М.И. Васильевой высказано мнение о том, что институт лесной аренды нуждается в специальном рассмотрении с точки зрения целесообразности введения отраслевых условий, отражающих особенности леса как природного ресурса[75].

Исследование арендных правоотношений по использованию лесов, как будет показано ниже, позволяет сделать вывод о наличии существенных особенностей договора аренды лесного участка, позволяющих рассматривать данный договор как один из видов договора аренды, которому присущи наряду с частноправовыми элементами в значительной мере и публично-правовые элементы.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. ст. 72 - 74 ЛК РФ, а также рядом других норм ЛК РФ[76] и Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324, утвердившим Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форму примерного договора аренды лесного участка[77]. В специальной литературе еще до принятия ЛК РФ (2006 г.) было высказано мнение о необходимости принятия отдельного федерального закона об аренде участков лесного фонда для решения всех вопросов арендных отношений вместо решения данных вопросов в подзаконных актах[78]. Думается, в этом нет необходимости, поскольку особенности лесных арендных отношений по сравнению с арендой других видов имущества предпочтительнее закрепить в ЛК РФ, который предназначен для регулирования лесных отношений.

Согласно ст. 9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Следовательно, приоритет в регулировании арендных правоотношений имеет ЛК РФ. Прежде всего следует отметить, что основанием возникновения арендных отношений служит протокол о результатах аукциона и заключенный в соответствии с ним договор аренды лесного участка. Давая характеристику договора аренды лесного участка, необходимо раскрыть его элементы, под которыми понимаются стороны договора, форма, предмет, содержание договора (права и обязанности сторон)[79].

В соответствии со ст. 608 ГК РФ арендодателями являются собственник имущества либо лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. В качестве арендодателей лесных участков выступают полномочные государственные органы, которые выполняют также функции организаторов аукциона по продаже права на заключение договора аренды. В соответствии с упомянутыми Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодателями лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются арендодателями лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ передано им. Федеральное агентство лесного хозяйства выступает арендодателем в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых не передано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данные Правила соответствуют п. 1 ст. 82 ЛК РФ о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ о предоставлении лесных участков в пределах земель лесного фонда в аренду; п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ о полномочиях органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению лесными участками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.