рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Административная ответственность как вид юридической ответственности

Проблема в том, что понятие вины применительно к юридическим лицам трактуется совсем иначе, чем в отношении физических лиц. Выяснение характера вины юридических лиц через призму умысла или неосторожности, через интеллектуальный и волевой моменты в ряде случаев может оказаться бессмысленным, поскольку юридическое лицо не обладает рассудком и психикой, которые есть у физического лица.

В административном праве существует двоякое понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы. Объективная вина – вина организации в зависимости от характера конкретного противоправного деяния юридического лица, то есть это вина, обусловленная объективной стороной состава правонарушения.

Субъективная вина – отношение организации в лице её представителей (работников, администрации, должностных лиц и т.д.) к противоправному деянию, совершённому этой организацией.

В настоящее время в соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП вина юридического лица признаётся в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст. 5.3 устанавливает наложение штрафа на юридических лиц за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; ст. 14.7 предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа за обман потребителей.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Особенности административной ответственности юридических лиц устанавливаются ст. 2.10 КоАП РФ.

Таким образом, единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

2.3 Отличие административного правонарушения от иных правонарушений

Разграничение административного правонарушения от иных правонарушений является одной из первых задач лица, применяющего нормы административного права.

Сложность решения этой задачи обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения. Все они являются опасными или вредными для общества и государства, и все они нарушают те или иные нормы, но они различаются по иным существенным признакам.

По основному признаку – общественной опасности все правонарушения делятся на: представляющие общественную опасность – преступления; не представляющие общественную вредность, но являющиеся общественно вредными – административные правонарушения.

Различие проводится в основном по двум признакам: общественной опасности и противоправности.

Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Таким образом, основным критерием, позволяющим отграничить административное правонарушение от преступления, является общественная опасность, признак, которым административное правонарушение не обладает. Преступление – деяние, закреплённое уголовным законом, а административное правонарушение – деяние, запрещённое административным и некоторым другим законодательством.

Кроме того, уголовное наказание, назначаемое за совершённое преступление, воздействует, прежде всего, на личность правонарушителя, ограничивая его личные права и свободы и, лишь как исключение, на его имущественную сферу. Административное наказание воздействует, прежде всего, на имущественную сферу нарушителя (штраф) и, лишь в самых крайних случаях ограничивает его личную свободу (административный арест) или права (дисквалификация, лишение специального права и т.п.).

Административные правонарушения необходимо отличать от дисциплинарных проступков. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок конкретной организации, а также на отношения трудовой служебной или военной дисциплины. Такие отношения не являются объектами административного правонарушения. Если административные правонарушения закреплены нормами административного права, то описание дисциплинарных проступков содержится в нормах права лишь в общем виде, т.е. без указания конкретных признаков такого деяния.

Административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, регулирующих поведение всех граждан вне зависимости от их принадлежности к тому или иному коллективу. А дисциплинарный проступок – это неисполнение лицом обязанностей, возложенных на него, именно как на члена данного коллектива.

За дисциплинарные правонарушения применяются дисциплинарные взыскания. Они отличаются от административных наказаний характером содержащихся в них лишений (правонарушений); правовыми последствиями применения; порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право их применения.

Дисциплинарные взыскания могут налагать только руководители предприятий, учреждений, организаций на своих подчинённых, административные наказания назначают указанные в законе органы административной юрисдикции.

Административное правонарушение по ряду признаков отличается от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают гражданско-правовые деликты значительно уже. Сюда относятся только имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица, административный проступок представляет собой, как правило, нарушение объективного права.

Гражданско-правовая ответственность в некоторых случаях (ответственность за вред, причинённый источником повышенной опасности) может наступить и без вины, в то время как вина является неотъемлемым средством административного проступка.

Итак, административное правонарушение отличается от иных правонарушений. Например, отличие налоговой ответственности от других видов ответственности, в том числе и от административной, заключается в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса РФ. Эти процедуры отличаются от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.

Административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, регулирующих поведение всех граждан вне зависимости от их принадлежности к тому или иному коллективу.

Основным критерием, позволяющим отграничить административное правонарушение от преступления, является общественная опасность, признак, которым административное правонарушение не обладает.

2.4.  Понятие и система административных наказаний

Определение наказания дано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, законодатель отказался от определения административного наказания как государственного принуждения. Вместе с тем, по своей сути административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения.

Во-первых, оно назначается во всех случаях от имени государства специально уполномоченными на то органами и должностными лицами – судьёй, мировыми судьями, уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Во-вторых, оно применяется только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Это вытекает из смысла и содержания ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ.

В-третьих, административное наказание заключается в том, что лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения. Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административное наказание выражается, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, дисквалификация и др.).

Вместе с тем, административное наказание как мера юридической ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному виновным по обвинительному приговору суда за совершённое преступление, как по характеру, так и по содержанию санкций. Исключение составляет, пожалуй, штраф, который применяется как универсальный вид наказания, как в уголовном, так и в административном праве.

Кроме того, административное наказание следует отграничивать от других мер административного принуждения. К ним относятся:

административно-предупредительные меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки). Они применяются при определённых условиях, например, при стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель их применения – предотвращение и предупреждение правонарушений;

меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств). Они направлены на принудительное прекращение противоправных действий, на предотвращение их вредных последствий, на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.[28, c. 168]

Административные наказания следует отличать и от мер воздействия принудительно-воспитательного характера, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К числу этих мер относятся следующие: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей.

Сущность наказания как меры административной ответственности определяется и целями его применения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершённого правонарушения, тем не менее, содержит в себе предупредительную и профилактическую направленность. Это относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение (в отличие от прежнего закона), не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка. Степень достижения целей зависит от экономических, социальных, психологических и иных факторов и находит своё выражение в комплексе мер со стороны, как государства, так и общества в целом.

Как следует из ч.2 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Данная норма впервые находит своё закрепление в КоАП. Она вытекает из положений Международного пакта о гражданских и политических правах, Конституции РФ. Статья 10 пакта гласит: «Все лица имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности».

Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются на основе этических норм. При этом достоинство определяется не только самооценкой физического лица, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (нравственные установки, уровень знаний, обладание социально-полезными навыками). Под деловой репутацией понимается оценка его профессиональных качеств. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация.

Унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего правонарушение, могут вызвать незаконные и неэтичные действия должностных лиц органов административной юрисдикции при осуществлении процессуальных действий, связанных с применением административного наказания. Поэтому в ряде норм КоАП законодатель запрещает уполномоченным должностным лицам проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить вред достоинству личности. Так, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

В соответствии с данной статьёй запрещается в качестве наказания причинение физических страданий лицам, совершившим административное правонарушение, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица, независимо от обстоятельств, в которых они находятся. Это означает, что юридическое лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности порочащих его деловую репутацию сведений, имеет право на помещение ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке факта несоответствия распространённых порочащих сведений действительности, а также на возмещение причинённого в связи с посягательствами на деловую репутацию имущественного вреда.

При этом административное наказание по своей природе может объективно причинить как физический, так и психологический дискомфорт.

Перечень административных наказаний закреплён в ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности. Административные наказания различны по своему характеру, содержанию и правовым последствиям.

Административные наказания, перечисленные в ст. 3.2 КоАП РФ, образуют систему. По расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из наказаний в соотношении между собой.

Впервые законодателем фиксируются виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридического лица. К ним относятся: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное приостановление деятельности, перечисленные в п. 1-4, 9 ст. 3.2 КоАП РФ.

В статье 3.2 не содержится указания и на возможность установления иных видов административных наказаний, предусмотренных другим законодательством. Это означает, что указанный перечень является исчерпывающим, и новые виды могут быть введены только КоАП.[28, c. 178]

Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения наказания. В зависимости от этого критерия в данной статье административные наказания классифицируются на основные и дополнительные.

Основными являются административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно п.1 ст.3.3 КоАП предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания, как и прежде, законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Необходимость применения дополнительного наказания обусловлена характером правонарушения, личностью виновного. Оно может быть назначено только в том случае, если это прямо предусмотрено в санкции применяемой нормы.

В тех случаях, когда дополнительное наказание имеет альтернативный характер, назначение его является правом должностного лица, судьи. При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Применение дополнительного наказания должно быть продиктовано характером правонарушения, личностью, обстоятельствами дела.

Что касается законодательства субъектов РФ, санкции могут предусматривать только основное наказание в виде предупреждения или штрафа, поскольку в соответствии с п.3 ч.1 ст.3.2 КоАП эти виды могут устанавливаться не только КоАП. Очевидно, законодательство субъектов РФ об административной ответственности в части установления и применения административного наказания должно быть приведено в соответствие со ст. 3.2 и 3.3 КоАП РФ.[28, c. 188]

Итак, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Административные наказания различны по своему характеру, содержанию и правовым последствиям. Систему административных наказаний образуют: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

административный правонарушение юридический наказание


2.5 Правила назначения административных наказаний

Большое значение с позиции соблюдения законности, прав и свобод граждан, интересов организаций имеет порядок назначения административного наказания.

Общие (основные) правила назначения административных наказаний определены в ст. 3.10 КоАП РФ в виде основополагающих начал (принципов), которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение.

Административное наказание должно назначаться с учётом всех положений Общей части КоАП. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость, принцип презумпции невиновности и др.).

Основополагающим правилом наложения наказания является законность его применения. Это означает, что административное наказание налагается в пределах, установленных КоАП. Пределы для каждого административного наказания определяются путём указания их в санкции нормы, устанавливающей конкретный вид и размер наказания. В КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от наказания. Такая ситуация возникает при малозначительности совершённого административного правонарушения. Как правило, к разряду малозначительных административных правонарушений могут быть отнесены правонарушения, за совершение которых закон предусматривает административное наказание в виде предупреждения или минимального размера штрафа.

Санкция может содержать указание на возможность применения как основного, так и дополнительного наказания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершённого им административного правонарушения. Характер административного правонарушения является категорией качественной. При определении данного вопроса имеют значение способ и мотивы совершения правонарушения, формы вины, квалифицирующие признаки, социальная значимость охраняемых общественных отношений, а следовательно и степень общественной опасности.

Степень общественной опасности зависит от противоправного деяния и определяется обстоятельствами, связанными с признаками данного правонарушения, которые в конкретном случае могут быть выражены по-разному. На степень общественной опасности оказывают влияние квалифицирующие признаки административного правонарушения, имеющие большое значение при назначении наказания в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП. К таким признакам относится повторность, длительность.

Наказание назначается конкретному лицу. Индивидуализация административного наказания зависит от многих факторов. При назначении административного наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства смягчающие административную ответственность указаны в ст.4.2 КоАП. Таковыми признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причинённого ущерба или устранение причинённого вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжёлых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребёнка.

При этом, в ч.2 ст. 4.2 КоАП содержится важное положение о том, что в качестве смягчающих могут признаваться обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность перечислены в ст.4.3 КоАП РФ. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истёк срок, предусмотренный ст.4.6 КоАП; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.