рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Европейская система центральных банков: организация и задачи деятельности

Для того, чтобы облегчить задачу распознавания номиналов новых банкнот слепым и слабовидящим людям, предусмотрено ввести следующие отличия:

·     все семь номинаций банкнот будут иметь различные размеры;

·     в каждой номинации четко распределены различные доминирующие цвета: серый, красный, синий, оранжевый, зеленый, желто-коричневый и пурпурный;

·     нарицательная стоимость каждого наименования указывается ясным изображением и крупными рельефными цифрами, которые расположены в стандартном месте на обеих сторонах банкнот.

Особенно строгие требования предъявляются к организации защиты банкнот от подделок: предусмотрено изготовление бумаги с флюоресцирующими волокнами и многоцветными водяными знаками, специальным «волокном безопасности», светоотражающей или светооталкивающей фольгой и т. д. Кроме того, на банкноты будут нанесены специальные скрытые знаки для машинного распознавания подделок.

Теперь о европейских монетах (Приложение 4).

Монеты восьми разновидностей (1 цент, 2 цента, 5 центов, 10 центов, 20 центов, 50 центов, 1евро, 2 евро) отчеканят на монетных дворах государств – участников ЕЭВС. Чеканка монеты будет производиться в период с 1998 по 2001гг.

В июне 1997г. Европейский Совет, заседавший в Амстердаме, выбрал эскизы, представленные Люком Люйксом, программистом Королевского монетного двора Бельгии. Монеты будут иметь общую и национальную сторону. На лицевой (общей) стороне монеты будут изображены цифры, характеризующие номинал монеты, очертания западной и центральной частей Европейского континента в качестве символа общеевропейского характера и слово «Евро» («Euro») или «Евро цент» («Euro cent»), а обратную (национальную) сторону монеты украсит национальный символ (например, профиль монарха).

В Германии, в частности, на обратной стороне монет евро изображается дубовая ветвь, Бранденбургские ворота и орел, символ немецкого государства. Это никак не влияет на область хождения монет. Например, в Италии будут приниматься монеты с изображением национальных мотивов Франции, а в Германии – с изображением национального герба Финляндии и т. д. Изображения на монетах достоинством 1 и 2 евро должны символизировать Европу без границ и ее будущее.

Специально для удобства слепых и слабовидящих людей все монеты имеют различную величину, вес, цвет, толщину и изготовлены из различного материала, края монет будут сделаны неодинаковыми, что позволит на ощупь распознавать их достоинство.

Для изготовления монет решено использовать:

·     сталь, анодированную медью (для монет достоинством 1, 2 и 5 центов);

·     так называемое «нордическое золото» – сплав, считающийся наиболее безопасным с экологической точки зрения (для монет в 10. 20 и 50 центов);

·     никелевые сплавы для монет в 1 и 2 евро (содержание никеля в каждой монете будет не более 8%, что связано с тем, что, по мнению некоторых специалистов, никель может провоцировать аллергическую реакцию).

В 1998г. Совет Управляющих Европейского центрального банка одобрил заключительные проекты и в июле 1999г., после необходимой технической подготовки началось производство euro банкнот.

Эмиссия наличных евро в различных странах Европейского Экономического Сообщества и координация их деятельности полностью ложится на плечи Европейской системы центральных банков. В настоящее время 13 из 15 европейских государств имеют собственные возможности по эмиссии денежных знаков евро. в Бельгии, Дании, Греции, Франции, Ирландии, Италии, Австрии и Великобритании эмиссионные институты являются структурными подразделениями Национальных центральных банков. В Швеции и Финляндии эмиссионные учреждения имеют форму ООО с полным участием НЦБ. В Испании монетный двор представляет собой публичную организацию, не зависящую от НЦБ (Fabrica National de Moneda y Timbre). В Голландии печать денег находится в частных руках (Enschrede). В Германии Бундесбанк имеет двух поставщиков: общественную организацию Bundesdruckerei в Берлине и частную компанию Giesecke & Devrient в Мюнхене.

К моменту введения банкнот в обращение (01.01.2001г.) для 11 стран – участниц «зоны евро» должны быть напечатаны 13 миллиардов euro банкнот: 9 миллиардов банкнот, чтобы заменить национальные банкноты и 4 миллиарда банкнот в качестве запасов. Общая номинальная стоимость этих банкнот составит около 600 миллиардов евро. Прибыль от эмиссионной деятельности будет поступать стране-производителю.

Особого внимания требует информационное обеспечение операций с евро. Позитивное отношение европейской общественности к новой валюте может оказать существенное влияние на кредитоспособность последней, что, в свою очередь, позволит ЕЦБ поддерживать уровень инфляции в странах ЕЭВС на низком уровне. Сознавая это, консультанты по общественным связям Европейского центрального банка рекомендуют включать элементы эскизов банкнот евро во все образовательные программы, а также проводить другие информативные мероприятия для широких слоев населения государств – участников Европейского экономического и валютного союза.

Раздел 2. Функционирование Европейской системы центральных банков.

2.1 Организационная структура и функции подразделений Европейской системы центральных банков.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества.

Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза.

По своей структуре она отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка.

Национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения.

Рассмотрим подробнее организационную структуру ЕСЦБ, основные задачи и принципы деятельности структурных подразделений и системы в целом.

Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро» (Приложение 6).

В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих (Приложение 7).

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

·     адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

·     определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС. К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

·     осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

·     сбор и обработка статистической информации;

·     подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

·     разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;

·     принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;

·     разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;

·     организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка (Приложение 8).

Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института. Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями. Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

·     Комитет внутренних аудиторов;

·     Комитет по банкнотам;

·     Бюджетный комитет;

·     Комитет внешней коммуникации;

·     Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;

·     Юридический комитет;

·     Комитет по рыночным операциям;

·     Комитет по денежно-кредитной политике;

·     Комитет международных отношений;

·     Статистический комитет;

·     Комитет банковского надзора;

·     Комитет информационных систем;

·     Комитет платежно-расчетных систем.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

·     в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;

·     в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;

·     финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);

·     контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии.

2.2 Цели и принципы организации деятельности Европейской системы центральных банков.

«…Основание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) является логическим продолжением решения государств о переходе на единую валюту. Единая европейская денежная единица не может существовать без единой системы центральных банков, включающей в себя Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Центральные банки европейских стран…

…ЕСЦБ основан…с целью разработать основы для проведения единой денежной политики, начиная с 1 января 1999г., отработать все системы и процедуры в рамках разработанных основ и обеспечить плавный переход от национальной денежной политики отдельной европейской страны к будущей единой европейской денежной политике…»

В. Дуйзенберг, президент ЕЦБ

(из речи на церемонии открытия ЕСЦБ,

Франкфурт-на-Майне, Германия,

30 июня 1998г.)

Главной целью создания Европейской системы центральных банков, в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности цен.

В октябре 1998г. Совет Управляющих ЕЦБ уточнил главную цель денежно-кредитной политики ЕЭВС, указав, что понятие «стабильность цен» предусматривает возможность роста гармонизированного индекса цен на потребительские товары до 2% в год, одновременно определив и его структуру применительно к потребительским товарам и услугам.

Структура гармонизированного индекса цен

на потребительские товары в зоне евро, %.

Совокупный индекс 100

Товары

65,4

в том числе:

продукты питания

22,9

из них:
обработанные 13,5
необработанные 9,4

промышленные товары

42,5

из них:
неэнергетические промышленные товары 33,7
энергия 8,8

Услуги

34,6

Установлено, что стабильность цен должна поддерживаться в среднесрочной перспективе, причем недопустимы рост цен сверх установленной величины и дефляция, т. е. длительное снижение их уровня, отражаемые гармонизированным индексом цен на потребительские товары. Установление стабильности цен в рамках ЕЭВС соответствует принципам, которыми руководствовались Национальные центральные банки большинства стран до их объединения в Союз, чем обеспечивается преемственность в проведении денежно-кредитной политики.

Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи, определенные в статье 3 его Устава:

·     определение и проведение единой денежно-кредитной политики.

Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую Национальные центральные банки внедряют децентрализованным и гармоничным образом. Оперативные рамки единой денежно-кредитной политики должны удовлетворять следующим принципам: соответствие рыночным принципам, равноправный режим для всех, простота, поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости, децентрализация, непрерывность, согласование и соответствие с управленческими решениями ЕСЦБ.

В основном для проведения денежно-кредитной политики используются те процедуры и инструменты, которые использовались большинством центральных банков до становления Европейского экономического и валютного союза.

·     хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций.

Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц ЕЭВС. Взнос каждого Национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка.

Согласно уставу ЕЦБ центральные банки должны передать ему (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд. евро (в дальнейшем эта сумма по решению Совета Управляющих может быть увеличена). Объем резервов, переведенных одиннадцатью центральными банками стран – участниц ЕЭВС 1 января 1999г. в Европейский центральный банк, составил 39,46 млрд. евро. Из них 85% суммы - в валюте, остальные 15% - в золоте.

Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках ЕЭВС.

Валютные резервы могут быть использованы Европейским центральным банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций. Это, однако, не означает, что ЕЦБ намерен добиваться установления каких-либо курсовых ориентиров в отношении любой чужой валюты, так как подобный подход может привести к противоречию с приоритетной задачей обеспечения стабильности цен. Тем не менее, Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне Европейского Экономического Сообщества.

·     обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.

Для обеспечения успеха новой валюты на третьем этапе становления ЕЭВС крайне важно наличие эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база полезна для содействия формированию общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, при посредстве которой основные крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня.

Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов: ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов - RTGS (Real Time Gross Settlements) и ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).

ТАРГЕТ - это система межбанковских расчетов для евро, функционирующая в режиме реального времени. ТАРГЕТ состоит из связанных между собой 15 национальных автоматизированных систем оптовых расчетов в режиме реального времени - RTGS, размещенных в каждой из стран-участниц ЕЭВС и действующих на базе общей инфраструктуры, процедур, и платежной системы Европейского центрального банка в виде механизмов взаимного кольцевания этих центров (Interlinking System). Правительства стран – участниц ЕЭС, не вошедших на данный момент в «зону евро», также сочли необходимым создание на базах своих Национальных центральных банков центров RTGS.

Основной целью системы является обеспечение универсальной основы для осуществления межнациональных расчетов в евро. По мнению ее разработчиков, ТАРГЕТ представляет собой не просто платежную инфраструктуру, а является механизмом снятия противоречий в платежных системах отдельных стран ЕЭС.

ТАРГЕТ был разработан для решения трех основных задач:

·     обеспечения безопасности и надежности межнациональных банковских расчетов в евро в режиме реального времени;

·     повышения эффективности межбанковских операций в рамках ЕЭВС;

·     создания технической основы для осуществления Европейской системой центральных банков своих функций.

Предпосылкой создания системы ТАРГЕТ явилась необходимость организации безналичного оборота единой европейской валюты, для которой не существует национальных границ. Использование национальными кредитными учреждениями различных форм банковских документов, разработанных для национальных валют, не могут быть применимы при введении евро, поскольку условия обращения евро значительно отличаются от условий обращения национальных валют. Так возникла идея создания интегрированной платежной системы, позволяющей разрешить национальные противоречия и обеспечить эффективное осуществление межнациональных банковских расчетов в евро.

Начало работы над ТАРГЕТ относится к 1995г. В июне 1997г. ТАРГЕТ была поставлена на испытания, а в июне 1998г. работа над ее созданием была полностью завершена В июле того же года для нее началась симуляционная отладка с прицелом на операционную готовность к началу третьего этапа плана ЕЭВС, т. е. к 1 января 1999г.

Центры RTGS спланированы как расчетные палаты, где дебетовые и кредитовые зачисления балансируются не в конце дня, а обрабатываются по мере поступления. В тоже время, система кольцевания, связывающая эти национальные центры, состоит из телекоммуникационной сети, выходящей в каждой стране на местный интерфейс. К преимуществам системы относят скорость расчетов (они проводятся в рамках ЕЭС в течение одного дня), а также увеличение длительности осуществления расчетов для НЦБ. Часы работы системы ТАРГЕТ общие для всех стран-участниц: расчеты осуществляются с 7.00 до 18.00 по среднеевропейскому времени. Принятие клиентских переводов прекращается в 17.00 по среднеевропейскому времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.