рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Международное кредитование в РФ

срок погашает его обязательство перед экспортером.

Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и

иностранным экспортерам. Например, до Первой мировой войны, когда мировым

финансовым центром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслуживали

внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран. После Второй мировой

войны большие масштабы приобрели акцептные операции американских банков.

2. Акцептно-рамбурсный кредит — акцепт векселя банком при условии

получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего

импортера.[18] В таком случае импортер до истечения срока тратты должен

внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их

иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает

ее экспортеру в установленный срок.

С конца 50-х — первой половины 60-х гг. распространились новые методы

финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых

ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию иностранных

покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между

банковским и фирменным кредитованием: первое сосредотачивается главным

образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов

покупателям продукции страны-кредитора; второму отводится сфера

краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы. Если в начале 60-х гг.

соотношение между фирменными и банковскими кредитами в общем объеме средне-

и долгосрочного кредитования, например, в Великобритании и Франции

равнялось 2:1, то в последние годы на долю банковских кредитов (кредиты

покупателю) приходится свыше 3/4 экспортных кредитов данной

продолжительности.

Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого

банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и

преференций по экспортным кредитам, прибегая в случае необходимости к

рефинансированию своих заграничных активов в государственных кредитных

институтах по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем

предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков.

Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем

«связывания» кредита с разовой внешнеторговой сделкой. В последнее время

широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных

линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок.

Кроме того, в 70-е гг. появились новые формы кредитно-финансового

стимулирования экспорта.

Возобновляемая, или роли/верная, кредитная линия (разновидность

кредитной линии, которая обычно применяется в кредитных операциях

евровалютного рынка).

Факторинг — факторинговая компания является специализированным

финансовым учреждением, оказывающим экспортеру, продавшему товар на

условиях кредита, разнообразные услуги. Она берет на себя обязательства

экспортера по взысканию задолженности, учету экспортных операций, контролю

и т.д. При этом фирма обязуется либо вручить деньги клиенту по мере

взимания их с должников, либо выплатить ему наличными при заключении

сделки. Взимая долги с покупателя и принимая на себя риск по кредиту,

факторинговая компания выполняет функции экспортного отдела промышленной

фирмы, коммерческого банка и страховой компании одновременно. Стоимость

факторинга дороже, чем обычной банковской ссуды. В процентном отношении к

размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 20%.

Следует учитывать, что в нее входит не только оплата получаемого кредита,

но и цена других услуг. Таким образом, система факторинга расширяет

возможности экспортеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.

Операции по форфейтингу. Они развились на базе так называемого

безоборотного финансирования, появившегося в конце 50-х гг. в Западной

Европе. В США этот метод менее развит и известен как «рефинансирование

векселей». Суть операции заключается в передаче экспортером прав по

требованиям, выставленным им на импортера, банку-форфейтору, который может

держать их у себя или продать на международном рынке. В обмен на

приобретенные ценные бумаги банк выплачивает экспортеру эквивалент их

стоимости наличными за вычетом фиксированной учетной ставки, премии

(forfait), взимаемой банком за принятие на себя риска неоплаты

обязательств, и разового сбора за обязательство купить векселя экспортера.

Техника и финансовые инструменты, используемые в операциях по

форфейтингу, аналогичны тем, которые применяются при традиционном учете

торговых векселей банками. Отличие заключается в том, что векселедатель,

т.е. экспортер, не несет при форфейтинге никаких рисков, в то время как при

обычном учете векселя ответственность за его неоплату должником, согласно

вексельному законодательству многих стран, сохраняется за ним в любом

случае.

Сделки по форфейтингу позволили значительно удлинить сроки кредитования

экспортером покупателя на условиях вексельного кредита, доведя их до пяти,

а иногда восьми и более лет, поскольку принятие на себя риска солидным

банком-форфейтером повышает заинтересованность инвесторов в длительном

помещении своих средств. Источником средств для банков, участвующих в

форфейтинговых операциях, служит рынок евровалют. Поэтому учетная ставка по

форфейтингу тесно связана с уровнем процента по среднесрочным кредитам на

этом рынке. Основными валютами сделок являются: марка ФРГ — 50%,

американский доллар — 40% и швейцарский франк — 10%.[19]

Лизинговые операции становятся все более важной формой международной

торговли машинами и оборудованием. Лизинг — одна из разновидностей арендных

операций, при которых не происходит передачи юридического права

собственности потребителю товара. Путем периодических отчислений средств

арендодателю в течение срока договора он оплачивает право временного

пользования товарами. Лизинг подразумевает предварительную покупку

оборудования специальным кредитно-финансовым обществом — лизинговой

компанией, которая затем вступает непосредственно в прямые отношения с

потребителем сдаваемого внаем товара. Как правило, объектом таких операций

является различное оборудование, средства транспорта, ЭВМ и т.д. Расходы по

страхованию лизинговых операций ложатся на арендатора.

Аренда выступает своеобразной формой получения кредита и во многих

случаях существенно облегчает продвижение продукции экспортеров на внешние

рынки. С обычным товарным кредитом лизинг сближают условия проведения

арендных операций. Арендатор избавлен от необходимости мобилизовывать

денежные средства. Оплата аренды производится по частям в течение всего

периода использования оборудования. Однако целью лизинга является не

получение права собственности на товар, а приобретение права использовать

его потребительские качества.

Увеличение объема арендных операций в международной торговле требует

привлечения значительных финансовых средств. Поэтому не случайно крупные

коммерческие банки многих стран активно участвуют в финансировании

лизинговых компаний, которые затем переходят часто в их собственность.

В последние годы отчетливо проявилась тенденция к интернационализации

национальных систем финансирования экспорта как в сфере фирменного

кредитования (например, развитие операций на рынке форфейтинга), так и в

области банковского кредитования. Характерным стало предоставление банками

долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам, которые основаны на

взаимных поставках товаров на равную стоимость. В этом случае страна-

заемщик, получая в кредит на 15—20 лет машины, оборудование для создания и

реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого

кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных предприятий.

Отличительными чертами компенсационных соглашений являются крупномасштабный

долгосрочный характер, а также взаимная обусловленность экспортной и

импортной сделок.

Широкое распространение получили так называемые мультинациональные

контракты на огромные суммы, в выполнении которых в качестве

самостоятельных подрядчиков принимают участие фирмы различных стран. Такие

контракты совместно страхуются и финансируются банками и национальными

страховыми институтами экспортного кредитования участвующих в них стран. В

связи с этим можно отметить создание временных международных банковских

консорциумов для финансирования определенных контрактов, выполняемых

фирмами нескольких стран.

Проблемы финансирования решаются внутри консорциума, который выступает

перед заемщиками в качестве единого института. С категорией экспортных

кредитов данную форму финансирования сближает то, что она носит целевой, а

не чисто финансовый характер, и в гарантировании этой операции принимают

участие правительственные институты заинтересованных стран.

§2. Международный долгосрочный кредит

Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного

капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы

различаются прежде всего по субъектам кредитных отношений. В качестве

должников по внешним займам выступают: промышленные и другие частные

предприятия; правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые

учреждения. Кредиторами по внешним займам могут быть: частные капиталисты и

банки, приобретающие облигации займов; государства, представляющие займы

другим странам; международные валютно-кредитные организации.

В соответствии с этим международный долгосрочный кредит подразделяется

на частный, государственный и частно-государственный.

Международный частный кредит становится одной из неотъемлемых основ

международных кредитных отношений с конца 50-х гг., когда почти все

развитые страны ввели полную обратимость валют. Они и раньше практиковали

международные финансовые кредиты, но в большинстве случаев

эпизодически.[20]

Быстрому развитию международных финансовых кредитов в послевоенный

период способствовала прежде всего экономическая разруха большинства стран

Западной Европы и Японии. Необходимость восстановления разрушенного войной

хозяйства требовала крупных материальных затрат. Единственным

платежеспособным государством в то время были США. Первоначально страны-

заемщики получили кредиты в США с условием покупки там же товаров.

Постепенно все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в

других странах, что привело к оседанию долларов на счетах

западноевропейских банков и других стран. Так возник рынок евродолларов, а

на его основе — институт частных финансовых кредитов и займов.

Главными источниками международных частных финансовых кредитов и займов

являются межбанковские депозиты и вклады под евродолларовые депозитные

сертификаты. Большинство депозитов и вкладов носит краткосрочный характер,

поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация.

Долгосрочные ссуды обычно осуществляются в форме выпуска облигаций и

подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные

займы. Последние получили большое развитие в 60-е гг. и заняли лидирующее

положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов. Они проводятся на

базе евровалютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными, причем

прослеживается тенденция к их росту. Так, по данным Института мировой

экономики и международных отношений, если в 1985 г. объем облигационных

займов составил 167,8 млрд. долл., то в 1989 г. он возрос до 254 млрд.

долл., или на 51,4%.[21]

Межправительственные займы получили широкое развитие в годы Первой

мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу.

Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период

11 млрд долл.

Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Германия,

Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В

связи с этим во время Второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли

поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в

аренду).

После Второй мировой войны до середины 50-х гг. США были монопольным

кредитором по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г.

объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2

млрд. долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной

Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании

в сумме 3 750 млн. долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа

сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена

валютных ограничений и других преград для проникновения американского

капитала в стерлинговую зону.

В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере

650 млн долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы

на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во

Франции.

Однако межгосударственные кредиты представляются за счет средств

государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены

крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в

послевоенное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 г.

общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд

долл.[22]

Количество государственных займов как составной части программ помощи

постепенно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В

70—80-е гг. межправительственные займы предоставлялись в основном

промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением

межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной

интервенции.

После Второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по

линии международных валютно-кредитных организаций.

§3. Международные вашютно-кредитные организации

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации

- это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью

регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и

финансовых отношений.[23] К таким организациям относятся:

Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный

банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк,

который был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк

центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии,

Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во

главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам

Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных

банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных

банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет

центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР

производит расчеты между странами — участницами Европейской валютной

системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и

стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней

стран.[24]

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-

продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи

заподноевропейским международным банком, БМР осуществляет

межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная

организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был

создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе

(США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ

находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из

пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и

Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной

торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования

валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы

платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам —

членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных

балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968—1969 гг. была внесена первая серия

поправок, вызванная введением СДР, и в 1976—1978 гг. — вторая серия

поправок, которая отражала замену Бретгон-Вудской валютной системы новой,

Ямайской валютной системой.[25]

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в

соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой

зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой

капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ

входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд долл. К 30 июня

1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181

страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из

этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США —

1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из

размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах

МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые

100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% —

развивающимся.[26]

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается

раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным

органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых

странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому

признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета

управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран. В устав

МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были

ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в

капитале фонда снизилась в период 1947—1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем

количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето

при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и

квот развивающихся стран, главным образом стран — экспортеров нефти.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов.[27]

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ.

Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в

Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до

трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством

покупки через определенный срок национальной валюты на свободно

конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без

ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте,

предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после

предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и

выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних

кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов

экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами

страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на

крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-

кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед

Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е.

регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте

или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты

валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций

отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на

базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим

операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных

ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими

странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами —

членами МВФ.

Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву

основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к

сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были

отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих»

валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной

системой, введенной с апреля 1978 г.

Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных

золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного

баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные

используются частными банками для определения платежеспособности стран-

заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным

условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а

также для получения льготных кредитов в его дочерней организации —

Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное

учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный

одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-

финансовой конференции в Бретгон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР,

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.