рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Антиинфляционная политика государства

"накачивания" совокупного спроса инфляционными мероприятиями. Ведь в

момент, когда население преодолевает свои ложные ожидания, трезво

оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно повышению

покупательной способности их заработной платы, инфляция станет

сопровождаться не ростом предложения труда, а наоборот - его сокращением -

т.е. растущей безработицей.

Именно М. Фридману принадлежит идея построения "вертикальной кривой

Филлипса". В случае если государство пытается поддержать уровень

безработицы на высоком уровне, повышаются инфляционные ожидания и

требования к зарплате - кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает

инфляция, снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их

требования к зарплате.

Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх. Теперь при всяком

уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что графически

отображается "вертикальной кривой Филлипса" (см. рис.4).

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с

безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая

не работает при неожиданных потрясениях - темп инфляции возрастает так же

неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами,

соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных

периодов времени.

Итак, взаимосвязь между безработицей и инфляцией, которую иллюстрирует

кривая Филлипса, оказалась крайне нестабильной, так, в 60-е и 70-е годы во

многих странах мира одновременно росли как безработица, так и инфляция

(стагфляция). Переливание безработицы в инфляцию опасно для экономики из-за

непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты -

"компромисса между инфляцией и безработицей", - правительства большинства

западных стран, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая

используется по сей день.

Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень

инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. "Естественный

уровень безработицы - это доля безработных, которая соответствует

целесообразному уровню полной занятости в экономике"[11]. Идея того, что

при полной занятости должна быть некоторая безработица, кажется странной до

тех пор, пока мы не вспоминаем, что экономика постоянно изменяется,

создаются новые рабочие места, а старые ликвидируются, люди пополняют рынок

труда и покидают его. Естественный уровень безработицы должен определяться

структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в

различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е.

обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до

умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех

положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный

недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция

продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться - ее темпы не

могут быстро сократиться. Также необходимо заметить, что естественный

уровень безработицы не всегда является социально приемлемым, и, как

показывает опыт западных стран, постоянно повышается.

Почему нужно боятся инфляции?

К

аковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под

контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает

на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных,

негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности,

ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков.

Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную

дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей

доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает

возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично

принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между

потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону

потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо

оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление

государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные

средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост

недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях

увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается

доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым

правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском

рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

V снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте

номинальных доходов);

V обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады,

как правило, не компенсирует падение реальных размеров

сбережений);

V потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных

товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества,

сокращается производство относительно дешевых товаров);

V усиление диспропорций между производством промышленной и

сельскохозяйственной продукции;

V ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения

заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

V ухудшение условий жизни преимущественно у представителей

социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих,

студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Антиинфляционная политика

Н

егативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают

правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.

Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной

массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых

разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ

стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три

общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного

кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает

налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако,

одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может

привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным

целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада.

При недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного

бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы,

может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают

правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в

экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное

регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству

центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что

государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения

платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и

искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства

многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и

доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда

достигает объявленной цели.

Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся странах,

а также в тех, где экономика носит переходный характер, показывает, во-

первых, необходимость осуществления смешанных антиинфляционных программ,

включающих меры как монетаристского, так и немонетаристского плана; во-

вторых, целесообразность сочетания долговременной (стратегия) и

краткосрочной (тактика) политики.

Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных

инфляционных ожиданий. Решение этой задачи требует существования

правительства, которое придерживается курса на постепенное искоренение

неуправляемой инфляции и пользуется доверием у населения.

При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в течение

достаточно продолжительного срока начинает действовать так называемый

эффект обновления. Это весьма эффективный элемент антиинфляционной

стратегии в таких странах, как США, германия, Великобритания. Он технически

прост и требует лишь твёрдости и уверенности в правильности своих действий

Центрального банка и правительства.

Правительство должно постоянно предпринимать шаги, способствующие

укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:

. установление конкурентно-рыночного климата в стране, включая всемерную

либерализацию внешней и внутренней экономической деятельности,

систематический контроль за состоянием рынков и пресечение фактов

монополистического поведения;

. отказ от государственных мер по поддержке и защите малоконкурентных

отраслей (в том числе и от международной конкуренции), а также

переориентацию усилий государства на поощрение малого бизнеса;

. стимулирование диверсификации производства и продаж и т.д.

Уже с середины 70-х годов в странах Запада широко применялась политика

таргетирования, предложенная монетаристами и направленная на введение

целевых ориентиров и установление жёстких лимитов прироста денежной массы.

Она предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации

денежного обращения выступает контроль над изменением денежной массы со

стороны Центрального банка (ЦБ). Последний должен регулировать её,

воздействуя на денежную базу. Однако следует учитывать, что последствия

такого регулирования неоднозначны. Сокращение темпов роста денежной массы

может привести к снижению цен, особенно в условиях монополистической

структуры рынка.

Уменьшения расходов государственного бюджета можно добиться, прибегая к

таким «классическим» методам кредитной политики, как изменения учётной

ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба метода сокращают ресурсы

коммерческих банков и общую ликвидность банковской системы, что

способствует «отсасыванию» лишних денег из обращения и его стабилизации.

Мероприятия по регулированию учётной ставки обычно сопровождаются

операциями ЦБ на открытом рынке, которые влияют на размеры свободных

ресурсов банковской системы. Причём наряду с продажей государственных

ценных бумаг ЦБ может также продавать валюту коммерческим банкам, с одной

стороны, с целью сокращения их кредитных возможностей, а с другой – с целью

стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

Однако повышение процента имеет пределы, так как его следствием

является сокращение инвестиционной активности и производства. Кроме того,

высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные

средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции.

Противодействие ей и ослабление влияния внешних факторов в целом – ещё одна

стратегическая задача антиинфляционной политики.

Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые неденежные

элементы, оказывающие понижающий эффект на цены со стороны предложения.

Среди них стоит выделить:

. государственное стимулирование научно-технического прогресса и

структурной перестройки производства;

. переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие

товарами потребительский рынок;

. демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики.

Однако в отдельных случаях ситуация в экономике требует немедленных

шагов по снижению темпов инфляции, на что направлена краткосрочная политика

(антиинфляционная тактика). Используя её методы, можно ослабить

инфляционное давление на цены и подготовить экономику к более радикальным

антиинфляционным мерам. Главной задачей в данном случае является сокращение

инфляционного разрыва между спросом и предложением. Этого можно добиться,

либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса,

либо снижая текущий спрос без соответствующего уменьшения предложения. В

первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые

диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и

оказывают дополнительные услуги.

Внушительный антиинфляционный потенциал может иметь приватизация

государственной собственности. Если её умело организовать, то она способна

оказать положительное влияние на состояние государственного бюджета, причём

сразу по двум направлениям: с одной стороны, пополнится его доходная часть,

а с другой – ослабнет напряжение в расходной части. Кроме того, появление

на фондовом рынке акций приватизируемых предприятий приведёт к оттоку

свободных ресурсов с денежного рынка.

На начальных этапах оставить раскручивание маховика инфляции спроса

помогает массированный импорт потребительских товаров, а также реализация

предприятиями и государством товарно-материальных запасов, скопившихся в

предыдущие годы.

Целью антиинфляционной тактики является повышение процентных ставок по

вкладам, удлинение их сроков, уменьшение уровня ликвидности сбережений в

целом. В крайних случаях вводится временное замораживание вкладов до

востребования или проводится реформа той или иной степени жёсткости.

III. Инфляция для экономики России, её анализ, причины и особенности

борьбы с ней

Анализ инфляции и принятых антиинфляционных мер

В

условиях шокового перехода России к рыночной экономике произошли

структурные изменения. В результате приватизации сформировался частный

сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были вовлечены в массовую

спекулятивную игру на повышение курса ценных бумаг, а также доллара США и

снижение курса рубля. Возникли сомнительные финансовые пирамиды типа МММ на

частном уровне и ГКО-ОФЗ на государственном. Нарождающуюся рыночную

экономику периодически сотрясают финансовый, биржевой, валютный, банковский

кризисы в условиях экономического спада. Скрытая инфляция, проявлявшаяся

прежде в товарных дефицитах, стала явной. Неэффективные рекомендации МВФ в

духе либерализма и монетаризма без учета специфики России стимулировали

длительный спад производства и сильную инфляцию.

С 1992 г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание

экономического спада - стагнации - с инфляцией). Розничные цены выросли в

1992 г. в 26,1 раза, в 1993 г. - 9,4 раза, 1994 г. - 3,2 раза, 1995 г. -

2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и

инвестиций[12].

Спад производства в России (в 1992 - 1996 годах) почти вдвое превысил

рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Доля убыточных

предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 г.),

строительстве - 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое банкротство

производственного сектора и разбалансированность экономики стали

фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение

рубля.

Новое явление в России - снижение темпа инфляции с 1996 г. до конца

августа 1998 г. (21,8% в 1996 г., 11% в 1997 г.) Инфляция была подавлена,

но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее

воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект

антиинфляционной политики состоял в том, что в России впервые в мировой

практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях

экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем

самым государство переложило свои финансовые трудности на население. За

рубежом дефляционная политика обычно проводится в условиях «перегрева»

экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста

заработной платы. Дефляция в России способствовала резкому обострению

социально-экономических противоречий, которые в конечном счете усугубили

инфляционный процесс.

Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг

официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета

трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных

стран. Там давно отказались от безоглядного либерализма и чистого

монетаризма и

комбинируют их постулаты с рецептами кейнсианства о необходимости

государственного регулирования.

Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую

интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег,

бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса и преувеличивали

эффективность рыночного регулирования (рынок якобы лучше проведет свою

работу, чем государство).

В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика

осуществлялась тремя методами:

1) ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ,

2) сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных

расходов,

3) сдерживание колебания курса рубля по отношению к инвалютам путем

установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но оказалось, что монетаристскими методами невозможно подавить

неденежные факторы инфляции, коренящиеся в сфере воспроизводства. Поэтому

снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой

стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис

неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а

главное - застой в экономике и инвестициях.

Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политика

усугубила экономический спад, разрушение производственного и научного

потенциала, экспроприацию народа. В 1998 г. Россия заняла 72-е место (среди

174 стран) по качеству жизни, которое зависит не только от доходов

государства, но и способов перераспределения национального дохода в

интересах большинства народа, а не привилегированной кучки[13]. Валютно-

финансовый кризис, разразившийся вслед за другими странами в России в

августе 1998 г, Обнажил эфемерность официально объявленной финансовой

стабилизации и победы над инфляцией, вызвал глубокие экономические и

социальные потрясения. В их числе: замораживание выплат по внутренним и

внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных бумаг и

финансовых пирамид, включая ГКО-ОФЗ; блокирование вкладов в крупных банках,

кризис банковской системы и безналичных расчетов; приостановка или

прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение безработицы; удвоение

темпа «бегства» капитала за рубеж; девальвация рубля; паника на

потребительском рынке. Следствием разбалансированности экономики и

политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до

84,4% в 1998 г.

В январе 1999 г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале -

4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением

платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных

доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997

г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов

относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь

месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%. Но не

смотря на то, что в 2000 году инфляция составила 20,2%[14] не стоит

считать, что инфляция побеждена и находится под контролем. Для сдерживания

инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с

учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией

воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами.

Антиинфляционная модель для России

Ц

ель предлагаемой антиинфляционной модели - не подавление инфляции любой

ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными

методами) в интересах подъема национального производства и экономической

безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция,

если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует

экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились

регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких критериев

вступления стран ЕС в зону евро с января 1999 г. относится согласованный

низкий Уровень инфляции.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.