рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инфляция и методы борьбы с ней

борьбы с безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал

экономист Р. Липси.

Кривая Филлипса показывает обратную взаимосвязь между темпами инфляции

и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже уровень безработицы.

Также была создана модификация кривой Филлипса для разработок

экономической политики. Эту работу проделали американские экономисты Р.

Солоу и известный большинству студентов по одному из учебников П.

Самуэльсон. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп

роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным

рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и

производства и определенной стабильностью цен.

Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 (ему

соответствует темп роста цен P1) в стране как чрезвычайно высокий, то для

его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия

стимулирующие спрос. Это приводит к расширению производства и созданию

новых рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня u2, но

одновременно темпы инфляции возрастают до P2. Такие манипуляции могут

вызвать «перегрев» экономики и как следствие кризисные явления. Такая

ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить

расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных

действий правительства уровень цен снизится до уровня P3, а безработица

возрастет и ее норма составит u3.

Неоднократная практика экономического регулирования показала, что

этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в

долгосрочном плане (5-лет) несмотря на высокий уровень безработицы,

инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику совокупного спроса.

Стремление правительства ценой инфляции «купить» более низкий уровень

безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается

создать так называемые «ложные ожидания»: а попросту - обмануть. Так,

работающие по найму, наблюдая рост ставок номинальной заработной платы,

увеличивают предложение труда. И тогда ставок заработной платы по концепции

Филлипса увеличивают предложения труда. Однако со временем работники

распознают, что на все возрастающую заработную плату можно приобрести все

меньше товаров и услуг. Иллюзиям приходит конец - работающие по найму не

намереваются более увеличивать предложение вслед за увеличением заработной

платы. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60-е года

американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность

борьбы с безработицей путем «накачивания" совокупного спроса инфляционными

мероприятиями. Ведь в момент, когда население преодолевает свои ложные

ожидания, трезво оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно

повышению покупательной способности их заработной платы, тогда инфляция

будет сопровождаться не ростом предложения труда, а наоборот - его

сокращением - т.е. растущей безработицей.

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с

безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая

не работает при неожиданных потрясениях - темп инфляции возрастает также

неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами,

соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных

периодов времени. Переливание безработицы в инфляцию по этому методу опасно

для экономики из-за непредсказуемых последствий, вследствие этой негативной

черты ‘компромисса между инфляцией и безработицей’ правительства

большинства западных стран, в том числе США и Англии перешли к теории

естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.

Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень

инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный

уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с

учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить,

что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и

снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает

своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует

довольно-таки важный недостаток: при достижении естественного уровня

безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции

усиливаться - ее темпы не могут быстро сократиться. Также необходимо

заметить, что естественный уровень безработицы не всегда является социально

приемлемым.

V. Центральный банк и инфляция

1. Роль ЦБ во время инфляции.

В

условиях системы металлического обращения происходило стихийно-рыночное

саморегулирование количества денег в обращении. Сама природа металлических

денег (золотых и серебряных попытки увеличить эмиссию чеканкой медных денег

по цене серебряных, конечно, предпринимались) исключает возможность

увеличения денежной массы для покрытия государственных расходов за счет

бюджетного дефицита. Ликвидация свободного размена банкнот на золото по

номиналу в условиях резкого развития банковско-кредитной системы привели к

тому, что чисто рыночный механизм перестает регулировать объем денежной

массы.

Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность

денежной системы государства - непременное условие нормального

функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного

обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов,

экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании

нового механизма государственного контроля за количеством денег.

Значительное место в государственном регулировании денежного обращения

принадлежит Центральному банку в силу его ключевого положения в

национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по

контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на

денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах

коммерческих банков в Центральном банке) через предоставление своих

ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке,

рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности -

непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Возложенную на

него функцию контроля за денежным обращением Центральный банк может

осуществлять в нескольких формах.

Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить,

что для эффективного выполнения Центральным банком своих задач необходимо

исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других

государственных структур для осуществления своей политики или ведения

других операций, так как подобное вмешательство может вызвать

бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем

большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном,

Федеральном резервном, др. - от названия не меняется сущность) банке,

устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и

парламента. Но, естественно, мероприятия Центробанка проводятся по

согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

Во-вторых, Центральный банк осуществляет косвенный контроль над

денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных

обязательных резервов на счетах в Центральном банке для коммерческих

банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам

депозитов и кредитных институтов.

Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком

термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в

наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается

Центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на

долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве

залога). Таким образом, Центральный банк выступает в роли «последнего

кредитора в критической ситуации». Эта операция позволяет коммерческим

банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.

Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента, прежде всего,

расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны

частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и

услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть

оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому

увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению

ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как

конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

Для регулирования совокупной ликвидности Центральный банк в

соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы

процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое

финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя

операции на открытом рынке.

Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет

варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на

кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во

многом зависит от общего развития производства, конъюнктурного колебания

цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических

факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые

результаты лишь в долгосрочном плане.

В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого

уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что

долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут

колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает

количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов

лишь частично ее уменьшает.

В целом можно сказать, что влияние Центрального банка значительно, но

отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию

инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные

отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни

страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей

Центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного

действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение

минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно

в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению

инвестиций и объемов производства.

Тем не менее, повышение регулирующей роли Центрального банка важная

предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую

самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно

закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает

нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив

согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой

правительством.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений,

слабости денежной и кредитно-финансовой системы Центральный банк неизбежно

будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и

только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе

через установление целевых ориентиров, на чем, кстати, надо остановиться

подробнее.

2. Таргетирование.

Т

аргетирование - установление Центральным банком целевых ориентиров прироста

денежной массы. Фридмен, один из апостолов современного монетаризма,

например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в год за

оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно

сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается

экономический рост при высоком уровне занятости.

Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - Центральный банк

Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой

области. К настоящему времени подобная практика распространилась на

большинство экономически развитых стран.

В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности,

официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо

устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или

нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо

применяется так называемая «вилка» - устанавливаются верхний и нижний

допустимый предел.

Использование «вилки» объясняется рядом объективных причин, в том

числе краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим

воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной

массы. Широкая «вилка» в 3% (которую применял, например, тот же Бундесбанк

в 1979-1983 и 1986-1988 годах)[4] говорит об увеличении степени

неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.

Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним

пределами темпа роста денежной массы, Центральный банк сознательно создает

большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая

доверия к своей политике управления денежным обращением.

Надо, кстати, сказать, что сторонники монетаризма в экономической

теории утверждали, что Центральный банк не должен ни в коем случае

отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные

колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты

стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были

восприняты буквально. Следуя в общем в русле этого экономического учения,

Центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или

даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не

доказательство верности или ложности той или иной теории, а удовлетворение

национальных интересов и благосостояние своей страны.

Поэтому, несмотря на рецепты монетаристов, Центральные банки при

установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания

конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк

объявлял, какой именно из границ «вилки» он будет придерживаться.

Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно

отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно

потому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег,

Центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать

«неизбежного» темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о

неэффективности таргетирования.

И еще: неустойчивое общеэкономическое положение, внешнеэкономические

факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую

экономику и многое другое - вот те причины, благодаря которым правительства

развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную

политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных

ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда Центральные

банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году Центральный банк

Германии Бундесбанк - пошел на незапланированное понижение нормы процента,

что вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном

случае банк руководствовался теми соображениями, что в условиях

значительного экономического роста, повышения курса марки к другим твердым

валютам и интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были

бы полностью оправданы.

Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что значение

таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения

Центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и

наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать

решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким

образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость

проведения тех или иных изменений.

Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные

ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным

самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует

снижению инфляции. Безусловно, этот фактор возымеет действие только при

значительной степени доверия населения политике Центробанка и

правительства. Установление заранее невыполнимых целей - путь к усугублению

всех возникших проблем. Вообще, без веры жить трудно...

VI. Антиинфляционное регулирование

1. Мировой опыт борьбы с инфляцией.

Н

егативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают

правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.

Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной

массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых

разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ

стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три

общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного

кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает

налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако,

одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может

привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным

целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях

спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного

бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70-е годы,

может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают

правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в

экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное

регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству

Центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что

государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения

платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и

искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства

многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и

доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда

достигает объявленной цели.

2. Антиинфляция по-российски.

Н

еобходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции

зависит от конкретных экономических условий той или иной страны.

Становление рынка в нашей стране, в частности в значительной мере зависит

от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами

тотального или значительного административного контроля над ценами и

доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин,

негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности

экономики. Предложения по введению государственного заказа, обильному

инвестированию промышленности (за счет бюджетного дефицита), установлению

жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары - вызывают

сомнения в нормальности их авторов. Странно, почему подобные мероприятия

практикуются сейчас на Украине. В любом случае, это наглядный пример всем

странам СНГ.

Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть

мероприятий основывается в основном на «книжных» примерах, тогда как успех

в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей

ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый

монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным

результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает

инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается

именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те,

обусловленные местом и временем явления.

Несмотря на «табу», установленное Российским правительством на

признание факта гиперинфляции она реально существует. Россия, несмотря на

всю ее неординарность и уникальность существует во вполне конкретном мире,

экономические процессы которого описаны сотни и тысячи раз. Учебники по

Экономике называют цифру гиперинфляции на уровне 50-200% в год. В России

темпы инфляции составили около 800% в год. Это - гиперинфляция, все

признаки совпадают. Попытки правительства апеллировать к «стабильному»

курсу доллара могут обмануть лишь обывателя.

Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место быть,

невозможно, так как они сильно переплетены между собой. В случае инфляции

издержек, цены растут по причине желания производителей продать свою

продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель

продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба

эти случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов

считают, что, используя лишь один рычаг - регулятор денежной массы от

инфляции избавиться невозможно.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего

проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее

прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и

денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».

регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими

Центробанком.

обязательные денежные резервы коммерческих банков.

операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную

мощность по причине ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок ценных

бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а

соответственно Центральный банк не может воздействовать на денежную массу

через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы

включает в себя такие методы, как:

прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения

государством.

государственное регулирование цен.

государственное регулирование пределов заработной платы.

государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным

капиталом.

государственное регулирование валютного курса.

Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена

на западе. В 60-х - 70-х годах США неоднократно замораживали цены на многие

товары. Полтора десятилетия после второй мировой войны понадобилось странам

западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция

полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф.

Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30-х путем жесточайшего

государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали

специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.

Нормализация валютного курса является абсолютно необходимым для

прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций,

реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет

интервенций Центрального банка, следует сказать, что надежд на успех такой

политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет

скачкообразно - в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей

сдерживать курс и как бы его «прорывает». В последнее время Центробанк

научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До

тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для

удовлетворения импорта и других текущих платежей, политика «игры на

понижение» обречена.

В целом, надо отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по

настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией -

регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного

курса и внешней торговли. Однако подобные действия для правительства не

представляются возможными, они еще более пошатнули бы положение и так

потерпевшую поражение на выборах «правительственную» партию. Действия

правительства за последние полтора года заставляют его теперь метаться

между сдерживанием денежной эмиссии и раздачей кредитов после очередного

выступления промышленности.

Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия.

Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в России

сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам.

Дело в том, что в России, наряду с общими закономерностями, важнейшей

причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в

экономике, возникшую как следствие командно-административной системы.

Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного

времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП,

высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-

кредитной системы и другие особенности. Очевидно, что нарушение

народнохозяйственных пропорций невозможно устранить без определенной

структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми

административными мерами, в частности, сокращением военного производства и

расходов, а также рационализацией производственных капиталовложений,

обильным финансированием за счет акционерных и частных капиталов, широким

привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного

финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру советской

экономики.

Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную массу,

устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение валют,

а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае успех

будет достигнут.

VII. Заключение

П

ринципиально различаются два подхода к способам преодоления кризиса:

рыночный и коммунистический. Я убежден в том, что спад для экономики

периода реформ - дело абсолютно нормальное, на это указывает и весь мировой

опыт, и наш собственный времен 1920-х годов. Так же очевидно для меня, что

эти реформы были необходимы. Возвращение к командно-административной

системе (либо к политике доминирования административных методов ведения

хозяйства) просто невозможно.

Поэтому преодоление спада не может рассматриваться как вещь сама по

себе. Важно - к чему мы придем, что будет после. Для меня «построение»

рыночного, нормального, свободного государства - главная цель, и по

отношению к ней я сужу современных политиков и их программы.

Для достижения этой цели безусловный приоритет имеет, конечно,

финансовая стабилизация, и лишь в условиях сбалансированных финансов,

умеренной инфляции и положительных процентных ставок можно реабилитировать

накопления и сформировать инвестиционный капитал. Что же касается

«воздушных» централизованных капиталовложений, т.е. государственных

инвестиций, проводимых за счет увеличения бюджетного дефицита, то это лишь

усугубит проблемы: жить надо по средствам.

В оценке современного состояния нашей экономики существуют два

различных мнения: первое, что спад в производстве объясняется исключительно

структурной перестройкой экономики, и второе, что этот спад приобрел уже

тотальный характер. Никто не спорит с тем обстоятельством, что в

предперестроечный период никакого спада не наблюдалось, и в то же время

значительная часть произведенной продукции просто не востребовалась, то

есть, производилась зря. Однако если обратиться к опыту западных стран, то

можно убедиться, что там структурные изменения были ориентированы, прежде

всего, на модернизацию промышленности. В России же наряду со свертыванием

ряда «иррациональных» отраслей (больше всего, конечно, военное

производство) не наблюдается никаких надежд на начало процесса обновления

основного капитала промышленности.

Причины на это опять-таки две: во-первых, у государства для этого нет

средств, а частные и акционерные капиталы отпугиваются нерентабельностью

инвестиций и инфляцией. Если обратиться к мировому опыту и к собственной

истории времен НЭПа, то с источником денег там все вроде бы ясно.

Послевоенная Западная Европа получала помощь на восстановление индустрии от

Америки по плану Маршалла, сама Америка проводила индустриализацию на

деньги, вырученные от разработки месторождений техасской нефти и

клондайкского золота (не будучи при этом отягощенной грузом требующих

модернизации производств, как современная Россия). Нэповский нарком

Григорий Сокольников предельно четко видел источник финансирования

социалистической индустриализации: он, совершенно не стесняясь, использовал

ножницы цен на промышленную и сельскохозяйственную продукции и этим

оригинальным способом откачивал средства из села. Кроме того, Сокольников

весьма избирательно подходил к своей собственной финансовой стабилизации:

твердым червонцем тогда расплачивались отнюдь не со всеми, ведь параллельно

с червонцем какое-то время широко эмитировали и старые дензнаки. Это

значит, что и бюджетный дефицит эксплуатировался без излишней деликатности.

Вторая причина - даже если правительству удастся добиться финансовой

стабилизации, не обязательно это приведет к модернизации промышленности,

так как при нынешнем уровне спада в машиностроении, которое и является ее

источником, мы можем в недалеком будущем оказаться со стабильными

финансами, но без машин. И в то же время при нынешнем состоянии экономики

протекционизм применительно к внутренним товаропроизводителям абсолютно

бесполезен - а по отношению к потребителю просто опасен. Защита внутреннего

рынка хороша тогда, когда в народном хозяйстве страны развертываются какие-

то инвестиционные проекты, намечается рост производства. Этого ничего не

наблюдается, и при настоящем спаде увеличение импортных тарифов приведет

лишь к оскуднению и без того небогатого рынка и укрепит монополию многих

отечественных неконкурентоспособных, а подчас и просто нерентабельных

(обанкротившихся) предприятий.

Итак, не все так чудесно. Остается надеяться, что выход будет найден и

что новое поколение политиков будет действительно новым по отношению к этим

проблемам. Инфляция используется государством для покрытия

непроизводительных государственных расходов и финансирования затрат

предпринимателей в целях стимулирования деловой активности. Она обостряет

социально-классовые противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит

в расстройство весь процесс капиталистического производства, в результате

чего становится необходимым проведение денежной реформы и стабилизация

валюты. В России уже создана национальная валюта. Если правительство будет

пользоваться богатым теоретическим и практическим багажом знаний по

финансовой стабилизации, а есть основания предполагать, что оно будет, то

таковая стабилизация будет достигнута, и все мы заживем счастливо.

VIII. СПИСОК Используемой ЛИТЕРАТУРЫ:

Периодические издания:

1. «Деньги и кредит» №5/1993г.

1. The Economist

1. Финансовые известия

1. Financial Times

1. КоммерсантЪ - Daily

1. КоммерсантЪ

1. «Вопросы экономики» 12/1991г «Коммерческие банки и Центральный банк в

рыночной экономике»

1. Кучукова Н.С. «Поиск стратегии обеспечения финансовой «стабильности»

«Российский экономический журнал» №11/1992г.

Учебники и учебные пособия:

1. «Экономикс-принципы, проблемы, политика» Р. Макконел, С.Л. Брю

2. «Экономикс» реферат-дайжест учебника Р. Макконел, С.Л. Брю

3. «Экономика» П. Самуэльсон

4. «Экономика» С.Фишер Р.Дорнбуш Р. Шмалензи

5. «Курс экономической теории» Киров-1993г.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Архангельский государственный

технический университет

Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Контрольная работа № 1

Тема: Инфляция и антиинфляционное регулирование

Выполнил студент

Тищенко Д.А. 97-ИЭ-28

Проверил преподаватель

1998

-----------------------

[1] Большая советская энциклопедия

[2] Язык рынка - словарь. М.:Росс,1992

[3] Словарь банковско-биржевой лексики. М.:МаксОР,1992

[4] Цит. по «Российский экономический журнал» №11/1992г. В. Крылов

«Проблемы регулирования денежной массы (на примере Германии)».

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.