рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инфляция в отечественной экономике

резкое сокращение спроса, так как люди надеются на скорое снижение цен.

Производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация

возвращается в состояние равновесия. Такая ситуация пагубно сказывается на

большом бизнесе: психологическая стабильность бизнесменов сменяется

депрессивным ожиданием, что сковывает их инновационный потенциал.

К вышеприведенной классификации можно добавить еще несколько видов

инфляции.

Структурная инфляция – это по существу перемещение спроса. На товары,

пользующиеся повышенным спросом, цены растут. В то же время на товары,

спрос на которые невелик, цены либо не снижаются, либо снижаются

несущественно (из-за неэластичности предложения по отношению к спросу,

слабой мобильности факторов производства и др.). Это может произойти в

таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки.

Вследствие этого происходит: рост средних цен, сокращение или полное

прекращение выпуска дешевых товаров, снижение качества товаров при

стабильных ценах на них.

Данный вид инфляции выделен Л. Гайгером, и его точка зрения

представляется обоснованной. Ассортимент товаров постоянно растет, они

модифицируются, усовершенствуются, поэтому спрос действительно может

переключиться на более современные и престижные товары.

Л. Гайгер также склонен выделять в рамках инфляции издержек несколько

ее подвидов в зависимости от источника растущих издержек. По этому критерию

он выделяет:

Инфляция роста зарплаты – удельный вес заработной платы в цене товара

сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной

заработной платы может инициировать инфляцию.

Инфляция прибылей - промышленные предприятия и другие субъекты

экономики получают сверхприбыли, что ведет к повышению уровня цен, не

компенсируемому покупателю ростом качества товара. Этот вид инфляции

особенно опасен при условиях либерализации цен, отсутствии конкуренции,

высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров.

Инфляция налогов – ситуация, когда государство начинает интенсивно

повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление,

социальные программы. Это снижает возможности инвестиций, что сокращает

производство и, следовательно, предложения, что уже само по себе служит

исходной базой для инфляции.

“Товарная” инфляция – это ситуация, когда резко дорожают сырье и

материалы.

Тот факт, что деятельность естественных монополий, особенно в России,

в значительной степени регулируется государством, позволил В.

Андрианову выделить такой тип инфляции, как административная.

Административная инфляция – воля государственных органов, союзов и

объединений. Согласно этой воле взвинчиваются цены на железнодорожные

перевозки, плата за почтовые услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Эта

инфляция стимулирует инфляцию издержек.

1.3 Современные методы антиинфляционного регулирования.

Монетаристский и кейнсианский подходы

Теоретики современной экономической мысли по-разному подходят к

методам борьбы с инфляцией. Рассмотрения заслуживают те методы борьбы,

которые наиболее часто используются в практике. Можно выделить несколько

таких теоретических подходов.

Кейнсианская теория. Сторонники этого направления признают в качестве

методов борьбы с инфляцией параллельное проведение дефляционной политики и

политики доходов. Большая роль в проведении антиинфляционной политики

отводится государству.

Монетаристская теория признает действенными только меры, направленные

против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба только с

помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству при этом

отводится пассивная роль.

Сторонники теории “экономики предложения” признают только один

антиинфляционный путь – стимулирование развития производства и предложения

товаров.

Сторонники теории “структурной инфляции” в качестве антиинфляционной

меры предлагают определенную структуру экономики.

Не смотря на многообразие факторов, вызывающих инфляцию, вариантов

антиинфляционной политики на удивление мало. Опыт развитых стран позволяет

выделить 3-4 варианта. Все методы антиинфляционной политики укладываются в

политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и

политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования

предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, -

сферу денежного обращения.

Методы управления агрегатным спросом. Суть их состоит в воздействии на

отдельные элементы совокупного спроса, чтобы сформировать новое соотношение

спроса и предложения на товары и на деньги.

Для управления агрегатным спросом применяются инструменты бюджетной и

кредитно-денежной политики. Такими мерами являются: сокращение

государственных расходов, например, путем урезания различных социальных

программ, изменения условий госзакупок; ужесточение налоговой политики по

отношению к предпринимателям и потребителям. К мерам кредитно-денежной

политики относят воздействие на спрос и предложение денег с целью их

параллельного ограничения при помощи цены кредита.

Органами реализации дефляционной политики после принятия

соответствующих программ высшими государственными органами являются прежде

всего финансовые органы. Однако недостатком этой политики является ее

прямолинейность и отсутствие избирательного воздействия. К тому же

применяться она может только на стадии подъема экономики, т.е. эти методы

являются краткосрочными.

Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде

всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Их отличие от

дефляционной политики состоит в том, что использоваться они могут вне

зависимости от фазы циклического развития экономики. Кроме того, их

применение может быть дифференцировано и предусматривает отмену для

отдельных отраслей и секторов экономики. Однако максимальная эффективность

политики доходов, по мнению экспертов, достигается тогда, когда основной

причиной инфляции является увеличение издержек.

Суть политики доходов состоит в том, что государство ограничивает рост

цен и заработной платы. Это уменьшает рост издержек производства тех

товаров, в цену которых эти величины входят в качестве издержек. Тем самым

политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов. В то же

время ограничение роста цен на товары и заработной платы определяет

динамику доходов лиц наемного труда и в какой-то части предпринимательской

прибыли. В этом отношении политика доходов способствует ограничению

платежеспособного спроса. Поэтому, она часто используется в сочетании с

дефляционной политикой.

Существуют различные варианты политики доходов по степени жесткости

принуждения к соблюдению регулирующих мер. Самый экстремальный вариант –

это “замораживание” цен и заработной платы. В современных условиях он не

используется, т.к. приводит к появлению скрытых форм инфляции. Предпочтение

отдается гибким формам регулирования, таким как политика ограничения

зарплаты с помощью налогов. Эта политика предполагает введение

дифференцированных ставок налога на прибыль в зависимости от роста цен на

производимую продукцию и заработной платы.

Для проведения политики доходов создаются временные органы, например

управления Министерства финансов или используются традиционные. Однако

считается, что для эффективного проведения этой политики необходимо

сотрудничество трех сторон: государства, профсоюзов и предпринимателей. Так

же как и дефляционная политика доходов может применяться на ограниченном

временном периоде, поскольку для нормального развития рыночной экономики

необходима свобода ценообразования.

Вышеперечисленные варианты антиинфляционной политики направлены на

ограничение совокупного спроса. И в этом смысле использование политики

стимулирования предложения является новым вариантом борьбы с инфляцией. В

качестве методов антиинфляционного регулирования предлагается использовать

методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Налоговая

политика позволяет дифференцированно подходить к различным источникам и

суммам дохода. Сокращение ставок подоходного налога или налога с корпораций

параллельно с расширением диапазона доходов, подпадающих под определенную

ставку, позволяет ограничить рост бюджетного дефицита. В основе налоговой

политики может лежать также политика доходов. Решения о повышении цен на

продукцию и заработной платы принимаются предпринимателями. В основе же

этих решений лежат налоговые льготы и стимулы, предлагаемые государством.

Наибольшее распространение в мире получили два принципиально различных

подхода к преодолению последствий инфляции в переходной экономике,

кейнсианский и монетаристский.

Монетаристская концепция инфляции настаивает на том, что инфляция –

сугубо денежное явление, т.е. причиной усиления инфляционного процесса

является более быстрый рост номинальной денежной массы по сравнению с

объемом производимой продукции.

?P=?M??V/?Q

?P- прирост цен

?M- темпы прироста денежной массы

?V- темпы прироста скорости обращения денег

?Q- темпы прироста объема реального продукта

Данное уравнение показывает, что темпы инфляции прямо пропорциональны

росту денежной массы и скорости обращения денег и обратно пропорциональны

приросту реального продукта.

Денежная масса создается ЦБ. Сначала ЦБ увеличивает свои активы: он

предоставляет кредиты государству, коммерческим банкам, отдельным

предприятиям, а также увеличивает свои золото-валютные резервы. На второй

стадии ЦБ увеличивает свои пассивы, т.е. создает денежную базу из

количества наличных денег в обращении, обязательных и необязательных

резервов коммерческих банков.

Соотношение между денежной массой и денежной базой называется денежным

мультипликатором, т.е. это отношения денежной массы к общему размеру

резервов банковской системы. Мультипликатор показывает, какое количество

денег создается в результате “разрастания” денежной базы.

Поскольку основной причиной инфляции в монетаристском подходе является

избыток денежной массы, то последователи данной концепции ставят во главу

угла жесткий контроль за денежной массой, который должен привести к

изменению совокупного спроса.

Например, когда Федеральная Резервная Система США проводит продажу

ценных бумаг либо окончательную, либо с правом последующего выкупа, то в

банковской системе резервные депозиты уменьшаются на величину произведения

мультипликатора на объем продаж. Таким образом, наблюдается уменьшение

предложения денег.

Другим инструментом регулирования денежной массы может стать

номинальная ставка ссудного процента.

Последовательные монетаристы опираются исключительно на проведение

жесткой политики по отношению количества денег в обращении. Часть

последователей этой школы считает, что чтобы сделать этот процесс менее

болезненным для экономики необходимо сочетать его с политикой доходов.

Последовательные монетаристы же отвергают подобную возможность, т.к. верят

в свободный рынок и считают, что политика доходов препятствует

рациональному распределению ресурсов, и экономика начинает “задыхаться”.

Ключевым пунктом монетаристской стратегии преодоления инфляции

является установление ЦБ некоторого определенного темпа прироста денежной

массы. Таким образом, банк как бы направляет инфляцию в более спокойное

русло, появляется надежда, что резкого скачка цен не будет.

Провозглашая эту концепцию, монетаристы, тем не менее, видели ее

недостаток. Размер денежной массы очень сложно установить, т.к. постоянно

появляются новые типы платежных средств: платежные и кредитные карточки,

новые типы банковских счетов и государственных ценных бумаг. Поэтому,

сложно решить какие типы платежных средств следует включать в состав

денежной массы и отдавать под косвенный контроль ЦБ.

Кейнсианская теория инфляции исходит из анализа доходов и расходов

хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса, что приводит к

росту производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения

как непроизводительного явления приводит к росту инфляции. Избавиться от

этого негативного явления можно:

- стимулированием частных и государственных инвестиций;

- ограничением заработной платы.

Кейнсианцы видели способ разрешения инфляционных кризисов в активной

политике государства. Именно государство призвано было обеспечить такой

прирост инвестиций, который обеспечит прирост прибылей. Стимулировать

потребление можно только после того, когда достигнута стадия

инвестиционного насыщения.

Сам процесс государственного регулирования должен включать четыре

основных пункта. Таковыми являются:

а). Денежно-кредитная политика. Она должна способствовать

экономическому подъему такими путями, как обеспечение достаточного

количества денег в обращении, предельное снижение процентной ставки.

б). Расходы государственного бюджета. Кейнсианцы считали, что

бюджетная политика является главным инструментом государственного

регулирования, в том числе увеличения расходов на государственные

капиталовложения.

в). Перераспределение государственных доходов. Согласно взглядам

кейнсианцев национальный доход должен распределяться в пользу классов с

наибольшими доходами, а также предпринимателей, осуществляющих

производственные капиталовложения. К тому же эта теория ни в коем случае не

рекомендует повышать шкалу заработной платы. Эти меры, предпринимаемые

государством, способствовали бы увеличению склонности к потреблению, и

следовательно, увеличению эффективного спроса.

Протекционизм.

Таким образом, создавая систему государственного регулирования

экономики, основоположник этой теории во главу угла ставил спрос. Он

считал, что в экономике всегда существует отложенный спрос в виде

сбережений, а также пассивов. По Кейнсу сбережения должны превратиться в

элемент эффективного спроса. И управлять этим спросом должно государство,

используя инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Модель этого

процесса предельно проста: центральный банк размещает займы, распределяет

льготные кредиты. Одновременно проводятся государственные закупки товаров и

услуг.

Теория Кейнса создавалась в период тяжелейшей депрессии. К тому же

направлена она только на создание дополнительного спроса и не учитывает

появления других возможных форм, связанных с развитием производства,

инфраструктуры, изменением пропорций экономики. С точки зрения сегодняшнего

дня государственное вмешательство в процесс подавления инфляции

представляется правильным. Но само государственное вмешательство порождает

ряд противоречий, основным из которых является возможное несовпадение

интересов государства и собственников капитала в условиях свободы принятия

хозяйственных решений.

Основополагающее отличие изложенных выше теоретических подходов к

преодолению инфляции состоит в том, что сторонники монетаристской концепции

и прежде всего М. Фридман отводят государству в этой области пассивную

роль, в то время как кейнсианцы считают необходимым активное вмешательство

государства. Однако и кейнсианцы, и монетаристы сходятся в одном – в период

инфляции необходимо придерживаться правила сокращения денежной массы в

обращении, чтобы достичь умеренной инфляции.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены основные методы

регулирования инфляции, наиболее часто используемые в практике. Все они в

конечном итоге сводятся к управлению элементами совокупного спроса,

совокупного предложения или факторами денежного обращения.

2 Инфляционный процесс в Российской экономике

2.1 Исследование особенностей развития инфляции в реальном секторе

российской экономики

Теоретический аппарат изучения динамики цен в рыночной экономике

исходит из предпосылки о жестких финансовых ограничениях для производителей

и значит, их постоянном стремлении сформировать цены таким образом, чтобы

они отражали равенство предельного дохода предельным издержкам. Изменение

затрат или потребительского спроса воздействует на объем производства и

цены таким образом чтобы оптимальное для производителя условие не

нарушалось. В случае роста издержек ответной реакцией производителя

становится повышение цен и снижение объема производства (модель инфляции

издержек), а в случае роста потребительского спроса – увеличение объема

производства и цен (модель инфляции спроса). И это правило соблюдается

всеми предприятиями, что позволяет использовать для характеристики

инфляционных процессов индекс потребительских цен, поскольку последний в

силу неизменности правил ценообразования объективно отражает ценовые

процессы во всех секторах национальной экономики.

Однако для переходной экономики справедливость подобной предпосылки

представляется необоснованной. Это связано с тем, что при преобразовании

плановой системы в рыночную, происходят изменения на микроэкономическом

уровне. Происходит коренная трансформация мотиваций хозяйствующих субъектов

как необходимого условия для создания нового механизма координации в

экономике.

Важным элементом плановой системы была государственная поддержка

предприятий, производящих убыточную продукцию, более того, ее выпуск даже

планировался. Целью предприятий являлось не получение прибыли, достижение

запланированных показателей сбыта. В результате они старались

придерживаться неоправданного с точки зрения рыночной экономики объема

сбыта (правее точки пересечения индивидуальных кривых спроса и

предложения). Из-за высокой напряженности планов, в которые закладывались

жесткие ограничения материальных ресурсов, необходимых для выполнения

плана, в административной системе сложился несколько иной, чем в рыночном

хозяйстве тип ограничений. Директивному хозяйству была присуща высокая

жесткость ресурсного лимитирования, а не финансового.

Главным в процессе трансформации планового механизма в рыночный стало

отделения финансов государства от финансов предприятий. Общее сокращение

финансирования на макроуровне привело к обострению конкуренции на

микроуровне за право пользования внешними финансовыми ресурсами. Стоимость

их привлечения резко возросла. Непосредственным следствием этого должно

было стать сокращение убыточного производства. По опросу руководителей

предприятий на конец 1992г. – середину 1993г. хозяйствующие субъекты

осуществили переход, по крайней мере, формально к новой системе

лимитирующих их деятельность факторов. Опрос показал, что все меньше

директоров предприятий склонны считать факторами, ограничивающими их

деятельность, нехватку сырья, материалов и полуфабрикатов и все большее

количество руководителей признают ограничительную роль недостатка

финансовых средств. Однако создание формальных условий для возникновения

рыночного поведения предприятия еще не означает, что они функционируют

идеально согласно рыночным критериям. Объем выпуска убыточной продукции с

1990 до 1996г. возрос с 8% до 14%[7]. В этой ситуации можно предположить,

что субъекты экономики нашли способ, позволяющий нейтрализовать жесткость

финансовых ограничений, возникших после разрушения административной

системы. Таким инструментом являются низколиквидные денежные обязательства

предприятий, благодаря которым они имеют возможность приобретать

необходимые им комплектующие, оплата которых “живыми” деньгами

осуществляется далеко не всегда, а следовательно, изменение цен на них не

может оказать сколько-нибудь существенного влияния на уровень цен

продукции, производимой ими.

Взаимное кредитование предприятий в переходной экономике становится

средством борьбы отечественных производителей за рынок. Они получают

возможность увеличивать издержки, не увеличивая цен и при неизменном

характере производства. Это нетипично для рыночных экономик: производитель,

функционирующий при увеличивающихся издержках, вынужден сокращать их или

закрывать производство. Взаимное кредитование предприятий российской

экономики позволило сохранить им свою ориентацию на объем продаж как на

главную цель своей работы.

При почти полном отсутствии у производителей мотивации к повышению цен

на их продукцию из-за возможного сокращения сбыта возникает вопрос о тех

факторах, которые в конечном итоге вызывают повышение цен на продукцию в

реальном секторе экономики. В этой связи можно выделить две группы

предприятий в экономике: находящиеся в условиях жестких спросовых

ограничений (большинство предприятий) и не испытывающие ограничений спроса

(естественные монополии и экспортоориентированные предприятия).

Предприятия первой группы придерживаются в основном модели поведения,

описанной выше. Важнейшим их приоритетом является сохранение сбыта

безотносительно к тем убыткам, которые могут быть с этим связаны.

Повышение цен в данной группе инициируется только спросом. Процесс же

повышения цен происходит следующим образом. Увеличение покупательной

способности конечных потребителей приводит к смягчению спросовых

ограничений для предприятий, замыкающих технологическую цепочку. Это

стимулирует последних к расширению сбыта и увеличению цен на продукцию в

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.