рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инфляция в отечественной экономике

пределах, соответствующих увеличению покупательной способности

потребителей. Такая сбытовая политика вынуждает предприятия, производящие

конечные продукты обращаться за дополнительными объемами комплектующих.

Чтобы стимулировать предприятия, производящие промежуточные товары,

наращивать выпуск конечные производители вынуждены либо предлагать более

высокую цену, либо увеличить объем “живых” денег в платежах. Процесс

увеличения цен таким образом захватывает всю технологическую цепочку. Так

продолжается до тех пор, пока весь “прибавок” ликвидности не распределится

между предприятиями согласно их неформальному положению.

При этом изменение цен на всех стадиях технологической цепочки зависит

от повышения цен на конечную продукцию. Это связано с ориентированностью

предприятий на сохранение сбыта. Причем эта установка действует на всех

стадиях, т.к. прекращение работы одного предприятия повлечет за собой

остановку всей технологической цепочки. Поэтому групповые интересы

рассматриваются наравне с личными.

Таким образом, увеличение большинства цен в промышленности России

представляет собой не инфляцию издержек в чистом виде, а эффект

распространения на реальный сектор ценовых импульсов инфляции спроса.

Иная ситуация наблюдается на предприятиях второй группы, спрос на

продукцию которых не только не сократился в ходе рыночной трансформации, но

в ряде случаев даже возрос. Ввиду того, что спрос на их продукцию

относительно неэластичен и увеличение цен на нее обычно не приводит к

уменьшению выручки, такие предприятия могут выступать в качестве источника

инфляции издержек. Однако таких процессов не наблюдается, что обусловлено

значительной вовлеченностью этих предприятий в процессы взаимного

кредитования.

Возможности данных предприятий увеличивать цены на свою продукцию

ограничены нехваткой у потребителей ликвидных денежных средств. В

результате повышение цен происходит в несколько иной форме, чем в рыночной

экономике: в поступающих к предприятиям платежах увеличивается доля

низколиквидных платежных инструментов.

Таким образом, в переходной экономике можно выделить три структурных

элемента инфляции: спросовая инфляция в потребительском секторе, открытая

инфляция в реальном секторе, вызванная изменением потребительских цен и

скрытая форма инфляции издержек в виде прироста задолженности предприятий.

Спецификой инфляции в переходной экономике являются две особые формы

реализации инфляции издержек. Первая отражает рост цен в реальном секторе

под воздействием факторов спроса и может рассматриваться как квазиинфляция

издержек. Вторая порождается на производствах, чья продукция является

“дефицитной” на внутреннем рынке, и проявляется в скрытой форме: увеличении

в обращении низколиквидных платежных средств, что выступает превращенной

формой инфляции издержек, т.е. рост задолженности предприятий.

Данные выводы подтверждаются статистическим материалом. В статье Н.

Райской, Я. Сергиенко и А. Френкеля “Исследование инфляционных процессов в

условиях переходной экономики” приводятся результаты исследования.

Последнее заключалось в том, что были построены взаимокорреляционные

функции между месячной динамикой потребительских цен, цен на промежуточную

продукцию и динамикой оптовых цен, т.е. цен производителей конечных

продуктов. Полученные в ходе исследования коэффициенты корреляции показали,

что цены на потребительском рынке и цены на основные производственные

ресурсы изменяются практически синхронно. Наличие временного лага от 1 до 4

мес. может быть объяснено неравным положением предприятий в рамках одной

технологической цепочки. Самое большое отставание в динамике цен

наблюдается в ценах на электроэнергию. Объяснением этому служит, очевидно,

то, что в отраслях естественных монополий преобладает административное

ценообразование, а также то, что электроэнергетика сильно зависима от

производителей. В свою очередь, цены на конечную промышленную продукцию

также не отстают от изменения цен на ресурсы, что подтверждается

полученными коэффициентами корреляции.

Во второй части исследования таким же способом получены данные,

которые подтверждают факт влияния цен естественных монополий на рост

взаимной задолженности предприятий, а не на уровень цен на конечной стадии

доведения товара до покупателя.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Инфляция в переходной экономике России – сложное социально-

экономическое явление. В этой связи нельзя с уверенностью утверждать, что

оно вызывается только лишь монетарными или исключительно затратными

факторами. В конечном итоге эти группы факторов оказываются

взаимосвязанными. Рост денежной массы, обусловленный необходимостью

покрытия бюджетного дефицита, а также возросшей потребностью хозяйствующих

субъектов в деньгах (вследствие выросших цен), вызывает повышение уровня

инфляции и ускорение ее темпов. Быстрое обесценение денег приводит к

переориентации предприятий и отдельных граждан на расчет наличными

средствами. Рост же удельного веса высоколиквидных активов в денежной

массе, как известно из практики, подпитывает инфляцию.

В то же время растущие издержки производства в условиях финансового

ограничения для предприятий приводят к росту взаимозадолженностей между

ними. Возникает кризис неплатежей и увеличение количества низколиквидных

платежных средств в сфере обращения. Сфера обращения принимает безденежный

характер. Этот факт позволяет некоторым специалистам говорить о снижении в

переходной экономике значения монетарных факторов инфляции. Это

представляется не совсем верным. Поскольку кризис неплатежей означает

уклонение от уплаты налогов, недопоступления в бюджет и как следствие,

появление бюджетного дефицита – первопричины инфляции. Неплатежи придают

инфляции скрытый характер, т.к. сопровождаются ростом цен, с которыми

заинтересованным сторонам приходится считаться из-за безысходности.

Возрастает потребность в деньгах, и если правительство идет навстречу и

включает печатный станок, то вновь уровень инфляции увеличивается

вследствие роста денежной массы.

Возможен и другой вариант развития инфляции. При повышающейся

внутренней задолженности государства, сохранении высоких процентных ставок,

отсутствии доверия к национальной валюте спрос на деньги не растет, а

уменьшается. Но тогда при прочих равных условиях повышается скорость

денежного обращения, что больше усиливает инфляцию.

Таким образом, нельзя говорить о приоритетности тех или иных факторов в

развитии инфляционного процесса в экономике России.

2.2 Антиинфляционная политика в России

Антиинфляционная политика экономического роста требует проведения

поэтапных мер, направленных на подавление инфляции. Для этого же сначала

необходимо выстроить “дерево целей” для сдерживания ее основных факторов.

Общеэкономические меры

Необходимо завершить начатые реформы предприятий, бюджетной,

налоговой, банковской систем в целях формирования цивилизованной рыночной

инфраструктуры.

Но реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем

невозможно без подъема национального производства. Поэтому первоочередной

антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем

оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных

проектах. Россия должна, во что бы то ни стало выбраться из “ловушки

ликвидности”, о которой говорил Кейнс. Мировая практика показывает, что

возможно добиться максимального привлечения капиталов из частного сектора

благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.

“Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций в экономику России” предусматривала рост доли

государственных инвестиций с 1,5 до 5%. Но жесткий контроль за ее

исполнением отсутствовал и за 6 лет не заработала ни одна схема по

поддержке инвестиций и НТП.

Важную роль в регулировании инвестиций должны сыграть комиссии по

инвестиционным конкурсам, рассматривающие проекты под частичные

государственные гарантии (от 40 до 85%)

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация капиталов,

переведенных за рубеж по нелегальным и легальным каналам.

Традиционно делается ставка на иностранные инвестиции. Но здесь Россия

не может рассчитывать на их большой приток, т.к. во-первых, мало реально

свободных капиталов ,во-вторых инвесторы обеспокоены социально-

экономической обстановкой в стране и заняли выжидательные позиции, и в-

третьих нас интересуют прямые вложения капиталов, а иностранные инвесторы

предпочитают портфельные инвестиции.

Сдерживание финансовых факторов инфляции

Ключевое место в антиинфляционном регулировании должно занимать

оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм

бюджетного кризиса в России. Последний проявляется в неисполнении бюджета,

секвестировании расходов незащищенных статей бюджета ради “пожарных” мер по

выплате пенсий и заработной платы, нецелевом использовании бюджетных

средств (предвыборная “черная касса”), слабом контроле за исполнением

бюджета. С 1995г.в Росси преобладала политика по покрытию бюджетного

дефицита, но за счет выпуска не денег, а государственных ценных бумаг,

которые размещались как среди резидентов, так и среди нерезидентов. Это

привело к тому, что Россия кроме внутреннего долга по ГКО приобрела и

внешний.

Поскольку чрезмерный внешний и внутренний долг выступают факторами

инфляции при отсутствии возможности для их погашения, то необходимо не

только устанавливать, но и соблюдать его лимит.

После финансового кризиса 1998г. возникла необходимость к возврату к

эмиссии денег в целях покрытия бюджетного дефицита. Поэтому встает

необходимость соблюдения лимитов денежной эмиссии и установления возврата

кредитов, выдаваемых государству ЦБ.

Неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита должна стать

разумная налоговая политика. Последняя должна ориентироваться не только на

фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. В российской же

налоговой системе сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек,

позволяющих уклониться от уплаты налогов.

Специфической для России мерой антиинфляционного регулирования

является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. В этой связи

актуальной задачей является нормализация денежных расчетов путем ликвидации

задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства

предстоит урегулировать задолженность путем клиринговых многосторонних

зачетов.

Регулирование денежных факторов инфляции

В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются

деньгами, поэтому диспропорции в экономике приобретают денежную форму.

Поэтому одним из элементов антиинфляционной политики является регулирование

эмиссии денег и скорости их обращения.

Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам

монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. “Коэффициент

монетизации (М2/ВВП) составляет 12-19% (против 80-120% на Западе)”[8]. Для

удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи

неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты.

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии,

очистить денежный оборот от суррогатов сомнительного юридического

происхождения и рассчитывать М2 с учетом реальных потребностей

хозяйственного оборота и прогноза экономического развития. Не менее важно

совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В нашей

стране велика доля наличных средств в обращении (30-40% против 5-10% на

Западе)[9]. Снижению потребностей оборота в наличных деньгах может

способствовать развитие различных платежных карточек, совершенствование

безналичных расчетов, выплата заработной платы через банкоматы.

В антиинфляционных мерах большая роль принадлежит также регулированию

скорости обращения денежной единицы, т.к. ее увеличение равносильно

дополнительной денежной эмиссии при прочих равных условиях.

Оздоровление банковской системы

Важным направлением антиинфляционной политики является санация и

реструктуризация банковской системы. С 1998г. деятельность крупных банков

была парализована вследствие “замораживания” 1/3 банковских активов,

вложенных в ГКО. Это в свою очередь привело к кризису неплатежей в

банковской системе, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и

валютные средства. Все средства хлынули на валютный рынок.

Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые

финансовые структуры, В итоге многие банки стали оказались банкротами,

количество их сократилось в 2 раза.

Для восстановления платежеспособности банков ЦБ принял меры. В их

числе проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда

обязательных резервов, стабилизационные кредиты, создание Агентства по

реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и

стабилизации.

Требует особого внимания регулирование и контроль ЦБ РФ за

деятельностью других звеньев банковской системы в целях ее ориентации на

обслуживание реального сектора экономики.

Банкирам предстоит провести трудную работу по возвращению доверия

вкладчиков особенно валютных. Для этого необходимо ввести реальные гарантии

вкладов с учетом мирового опыта.

Регулирование цен и заработной платы

Эта мера – составная часть многофакторной политики по преодолению

инфляции. Шоковая либерализация цен в 1992г. раскрутила инфляционную

спираль заработной платы и цен. Предприятия- монополисты предпочитают

увеличивать цены, а не расширять производство. Лишь с 1997г. наметился

позитивный сдвиг в этом направлении. Под давлением государства произошло

добровольно-принудительное снижение тарифов и ограничение роста

естественных монополий.

Учитывая зарубежный опыт подобное регулирование необходимо

распространять и на другие сферы хозяйственной деятельности в сочетании с

регулированием заработной платы в целях сдерживания инфляции издержек.

Практика же России еще раз показала, что в условиях несовершенной

конкуренции рыночное регулирование цен недостаточно и должно дополняться их

государственным лимитированием.

Состояние фондового рынка

Оно также влияет на инфляционный процесс. На российском фондовом рынке

особую опасность представляет пирамида ГКО, которая сравнялась с объемом

денежной массы. Бесспорно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в

частности, для покрытия дефицита госбюджета. Но в 1998г. выплата высоких

доходов по ним съедала 1/3 часть бюджетных расходов. Чрезмерный рост

сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным

последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.

Выход российских правительственных облигаций позволил привлечь

инвалюту по более низким ставкам, но не было обеспечено применение этих

денег для “латания” бюджета. И отсутствие реальных возможностей для

погашения этих заимствований еще более усугубили кризис

Только с октября 1998г. росли торговые обороты и ликвидность на этом

рынке. Проведены переговоры о реструктуризации задолженности по

государственным ценным бумагам. Предстоит преодоление кризиса на фондовом

рынке и налаживание контроля за его деятельностью.

Нейтрализация внешних факторов инфляции

Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии,

интеграция России в мировую экономику – все это открыло шлюзы для внешних

факторов инфляции.

Снижение курса рубля стало активным фактором роста цен, т.к. импортные

товары составляют половину потребительского рынка России. “Импортируемая”

инфляция проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие

инвалюты. С расширение валютных прав граждане и юридические лица активно

обменивают рубли на доллары. Практически это означает кредитование

экономики США, которые регулярно экспортируют доллары для наших банков.

Долларизация экономики – объективный процесс в условиях, когда

национальная валюта поло выполняет свои функции. Поэтому отменить хождение

доллара невозможно. Но возможно и целесообразно ограничить его функции,

оставив за ним функцию сбережения и накопления. Что касается функций меры

стоимости, средства обращения и средства платежа, то их должна выполнять

национальная валюта. Поэтому, вместо фиксирования цен в условных единицах

необходимо применять цивилизованные методы страхования инфляционного и

валютного рисков.

Для сдерживания “импортируемой” инфляции необходимо регулирование

валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Безусловно

предложения ввести фиксированный курс рубля противоречат устоям рыночной

экономики. Но в мировой практике преобладает регулируемое плавание

валютного курса. Поэтому целесообразно восстановить валютный коридор с

большей амплитудой колебаний курса рубля.

Инфляционным фактором является не только внутреннее “бегство” от рубля

к доллару, но и внешнее “бегство” российского капитала за рубеж. Таким

образом наша страна лишается одного из источников инвестирования.

Поскольку западные кредиторы угрожают арестовать известные им

банковские счета должников, то настало время для разработки программы по

сдерживанию бегства капиталов и их частичной репатриации. Программа

сдерживания бегства капиталов за рубеж и их частичной репатриации должна

включать меры против отмывания “грязных” денег(оставление части экспортной

выручки за рубежом, контрабанда, уплата авансов по фиктивным импортным

сделкам, уклонение от уплаты налогов в инвалюте и др.), а также меры против

бегства капитала по легальным каналам (чрезмерное увеличение зарубежных

активов российских банков, приобретение недвижимости за рубежом).

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное

регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование

экспортного и валютного контроля, принятие мер против долларизации

экономики.

Разработка валютной стратегии страны предполагает установление

минимума золотовалютных резервов. В России на конец 1998г. они были ниже

международного стандарта их достаточности (размер трехмесячного импорта).

Источником пополнения золотовалютных резервов может быть скупка золота

государством у производителей.

В ряду мер антиинфляционной политики особое место занимает проблема

урегулирования ситуации вокруг кредитов международных финансовых

институтов. Установленные этими организациями высокие ограничения и условия

для заимствования средств Россией снижает возможность использования этих

заимствований для оздоровления денежного обращения. К тому же международные

кредиты используются в основном для “латания” бюджетных дыр.

Разработка эффективного законодательства

Принятые в нашей стране законы обеспечивают лишь половину потребностей

экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности

необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

Законодательство должно быть рационально, устойчиво, не противоречиво,

вызывать доверие у предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю

Прописная истина гласит, сто доверие к правительству, выпускающему

деньги во многом определяет и доверие к национальной валюте. Поэтому для

восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис

государственности в стране. И прежде всего необходимо повысить

профессионализм управленческих структур, которые в недостаточной степени

обладают методами регулирования рыночной экономикой с учетом мирового

опыта.

Например, нигде, кроме нашей страны не принято в условиях инфляции

реклама повышения цен, курса доллара, изменений в денежной системе, т.к.

это ослабляет доверие к национальной валюте.

Сочетание государственного регулирования с рыночными механизмами

Как показал мировой опыт, инфляция может быть регулируемым и

контролируемым процессом. Важно признание необходимости государственного

регулирования в сочетании с рыночным. Как известно монетаризм,

утверждающий, что рынок лучше осуществит экономическое регулирование, в

чистом виде потерпел фиаско и ни в одной стране, кроме России не был

возведен в ранг официальной доктрины. Его постулаты сочетаются с

кейнсианскими методами регулирования.

2.3 Уровень инфляции и динамика цен на 2004 г.

В феврале 2004 г. темпы инфляции на потребительском рынке

составили 1%, закрепив тенденцию снижения инфляции для аналогичных периодов

предшествующих лет (в феврале 2002 г. – 1.2%, в феврале 2003 г – 1.6%).

Динамика инфляции на потребительском рынке

Основным фактором темпа роста потребительских цен в феврале 2004 г.

стало повышение цен на платные услуги населению на 1.6%.

В феврале 2004 г. темпы прироста цен на продовольственные товары

составили 1.1%, изменив тенденцию роста последних трех месяцев (ноябрь 2003

г. - 1.24%, декабрь 2003 г. – 1.47%, январь 2004г. – 1.6%). На

непродовольственные товары сохранилась тенденция медленного снижения

темпов прироста цен до 0.4%.

Сравнительная динамика цен в отдельных сегментах потребительского рынка

Структура индекса инфляции в разрезе основных групп товаров и услуг за

январь-февраль 2004 г. изменилась по сравнению с аналогичным периодом

прошлого года. Так, увеличился вклад в общую инфляцию роста цен на

продовольственные товары до 50% или 1.4 процентных пункта (за январь-

февраль 2003 г. – 46% или 1.9 п.п.), на платные услуги населению - до 39%

или 1.1 п.п. (за январь-февраль 2003 г. – 37% или 1.5 п.п.) и снизился - на

непродовольственные товары до 11% или 0.3 п.п. (за январь-февраль 2003 г. –

17% или 0.7 п.п.).

Вклад в инфляцию на потребительском рынке отдельных групп товаров и услуг

Уровень индекса базовой инфляции потребительских цен (БИПЦ) после

повышения в сентябре и октябре 2003 года, с ноября 2003 г. плавно

снижается. В феврале 2004 г. базовая инфляция составила 0.8% (при 0.9% в

январе 2004г. и 0.9% в феврале 2003 г.).

Динамика базового индекса потребительских цен

и денежного агрегата М2

Снижению темпов базовой инфляции способствовало ужесточение денежно-

кредитной политики во II полугодии 2003 года и продолжающееся укрепление

курса рубля, влекущее рост предложения импортной продукции.

В феврале 2004 г. темпы прироста цен на продовольственные товары в

основном, продолжали увеличиваться, что было связано с сохранением

относительно высокого роста цен на хлеб и другие изделия из зерновых

культур, ростом цен на муку на 6.6% (в январе 2004 г. – 2.9%), на

макаронные изделия на 2.6%. На остальные продукты темпы роста цен были

низкими (сохранились на уровне января) за счет высокой насыщенности

товарных рынков.

Прирост цен на плодоовощную продукцию в целом незначительно превысил

общее изменение цен на остальные продовольственные товары. В феврале 2004

г. отмечалось замедление динамики роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия

до 3% (в январе 2004 г. - 4.5%).

Темпы роста цен на непродовольственные товары в феврале 2004 г.

сохранились весьма низкими - 0.4%.

На большинство товаров повседневного спроса (одежда и белье,

трикотажные изделия для взрослых, обувь и др.) темпы прироста цен в феврале

2004 г. сохранились на уровне января 2004 г., составив 0.3-0.9%. Снижение

темпов прироста цен отмечено на моющие средства (0.4%), электротовары

(0.2%), медикаменты (0.4%).

Рост цен на платные услуги населению составил в феврале 2004 г. 1.6%,

что значительно меньше за аналогичный период 2003 г. (февраль 2003 г. -

4.2%). В феврале 2004 г. сохранились высокие темпы роста регулируемых

тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Средний рост тарифов на услуги

ЖКХ составил 2.8%.

В феврале 2004 г. заметно выросла плата за проезд в пригородном поезде

(на 4.3%). Увеличились темпы прироста цен на услуги дошкольного воспитания

– 4.4% (в январе – 2.7%).

В промышленности прирост цен производителей на внутреннем рынке в

феврале 2004 г. составил 3.4%.

В отраслях естественных монополий после увеличения в январе 2004 года

оптовых цен на газ для промышленных потребителей на 20%, тарифов на

грузовые железнодорожные перевозки – на 12.6% и на электроэнергию,

отпущенную с ФОРЭМ, - на 10%, в феврале и до конца 2004 года изменения

этих цен и тарифов не будет.

По данным Федеральной службы государственной статистики, прирост

тарифов на электроэнергию, отпущенную для всех категорий потребителей, в

среднем по России составил 7%, в том числе для промышленных потребителей –

7.8%. Существенно выросли тарифы для льготных категорий - на 3.6% для

населения и на 9.1% для сельскохозяйственных потребителей.

Средний прирост тарифов в электроэнергетике составил 6.5%. Тарифы на

теплоэнергию увеличились на 4.8%.

В остальных отраслях промышленности динамика цен была крайне

неоднородной и неравномерной ввиду существенного влияния на ее характер

динамики цен мировых рынков.

В феврале сохранилось увеличение темпов роста цен в отдельных

энергоемких производствах – в промышленности стройматериалов (2.4%), в

химической и нефтехимической промышленности (4.7%). Значительно увеличились

темпы прироста цен швейной промышленности (4.1%) и мукомольно-крупяной

промышленности (9.1%).

Сохранился с января 2004 г. значительный темп роста цен в легкой и

пищевой промышленности (1,6-1.9%) и в машиностроение (2.1%), что в

значительной мере связано с ростом цен на потребляемое ими сырье.

В нефтеперерабатывающей промышленности в феврале 2004 года цены

продолжали снижаться в среднем на 1.2%.

В феврале 2004 года прирост тарифов на грузовые перевозки в среднем по

всем видам транспорта был нулевым (с начала года прирост тарифов составил

2.9%).

Прирост цен в капитальном строительстве в феврале 2004 г. составил

1.5% (с начала года – 2.0% против 1.5% за соответствующий период 2003

года).

Динамика цен в январе-феврале 2004 года в отдельных секторах экономики

[pic]

2.4 Сценарий развития российской экономики с 2004г.

Чиновники разработали новый сценарий развития российской экономики.

Авторы сценария из Минэкономразвития прогнозируют снижение инфляции

с 10% в 2004 г. до 8–9 % в 2005 г., 7–7,5% в 2006 г. и 5,5–6,5% в 2007 г.

Этого снижения власти собираются достигнуть за счет двух факторов –

ограничения роста тарифов естественных монополий и финансовой политики

Центрального банка.

Ежегодное снижение роста тарифов на электроэнергию и

железнодорожные перевозки действительно позволило правительству добиться

уменьшения инфляции. Подобная политика должна быть продолжена, если власти

хотят достигнуть обозначенных в сценарии целей. Тем не менее правительство

Михаила Фрадкова, похоже, собирается ее изменить. Впервые за последние

несколько лет чиновники поддались давлению “Газпрома” и хотят повысить

тариф на газ не на 20%, как решили еще в мае, а на 23%.

Тарифы на газ всегда были исключением из правила антиинфляционной

политики. В то время как у других монополий потолок роста цен постепенно

понижался (для РАО, например, 14% в 2003 г., 13% в 2004 г., 9,5% в 2005

г.), у “Газпрома” он был стабильным и высоким – 20%. Это объясняется

стратегическим желанием властей увеличить внутреннюю цену на газ.

“Газпрому” мало этого исключения. Каждый год монополия требует

значительно более высокого роста, чем 20%, ссылаясь на необходимость

финансирования своей инвестпрограммы. Сложно сказать, почему менеджеры

монополии не в состоянии составить инвестпрограмму, которая исходит из

роста тарифов на 20%.

Но на этот раз им удалось убедить Минэкономразвития, что 20% – мало.

Тут же проснулись и остальные монополии, которые потребовали симметричного

роста своих тарифов, что может негативно сказаться на темпах инфляции.

Анекдотичен аргумент, которым “Газпром” убедил чиновников. Власти

повысили налоги на монополию, изымая пресловутую природную ренту ради

снижения налоговой нагрузки на остальные секторы экономики, а “Газпром”

потребовал компенсации. Тем самым выплата природной ренты перекладывается

на потребителей, ради которых она якобы изымается. Правительству следует

быть более последовательным в выполнении собственных планов. Иначе неясно,

зачем планировать.[10]

2.5 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ 2003-2004год.

|Показатели |2003 год |2004 год |

| |февраль|январь-ф|февраль |январь-ф|Справочн|

| | |евраль | |евраль |о: |

| | | | | |январь |

|Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года |

|ВВП1 |106.8 |106.6 |108.7 |108.3 |107.9 |

|Объем промышленной |106.5 |105.7 |108.7 |108.1 |107.5 |

|продукции | | | | | |

|Инвестиции в основной |110.9 |109.5 |113.2 |113.4 |113.7 |

|капитал | | | | | |

|Инфляция, прирост в % (на конец периода) |

|Потребительские цены |1.6 |4.1 |1.0 |2.8 |1.8 |

|Цены производителей в |1.4 |1.8 |3.4 |7.8 |4.2 |

|промышленности | | | | | |

| |

|Номинальная начисленная |4700.9 |4699.4 |59922) |59622) |5932.2 |

|среднемесячная зарплата,| | | | | |

|в руб. | | | | | |

|Реальная зарплата, в % к|110.7 |110.4 |113.92) |113.02) |112.1 |

|соответствующему периоду| | | | | |

|предыдущего года | | | | | |

|Реальные располагаемые |116.8 |115.7 |110.32) |115.32) |121.1 |

|денежные доходы, в % к | | | | | |

|соответствующему периоду| | | | | |

|предыдущего года | | | | | |

|Федеральный бюджет, в % к ВВП |

|Доходы |16.9 |17.5 |15.9 |17.0 |18.2 |

|Дефицит(-), профицит(+) |0.6 |4.4 |-4.7 |2.2 |9.6 |

|Первичный профицит(+) |4.6 |7.3 |-1.6 |4.3 |10.7 |

|Деньги и кредит |

|Денежная масса (М2) |+4.0 |-0.5 |+3.41) |+3.41) |0.0 |

|(изменение за период), в| | | | | |

|% | | | | | |

|Обменный курс, в руб. за|31.6983|31.7550 |28.5154 |28.7204 |28.9253 |

|1 долл. США (средний за | | | | | |

|период) | | | | | |

|Индекс реального курса |101.2 |103.3 |101.9 |105.1 |103.1 |

|рубля к доллару США, в | | | | | |

|%1) | | | | | |

|Внешнеэкономическая деятельность, в млрд. долл. США |

|Экспорт товаров3) |9.8 |19.4 |11.91) |22.71) |10.8 |

|Импорт товаров3) |5.2 |9.9 |6.21) |11.41) |5.3 |

|Золотовалютные резервы |+3.787 |+5.268 |+2.328 |+9.380 |+7.052 |

|(изменение за период) | | | | | |

1)Оценка Минэкономразвития России

2) Предварительные данные

| 3)По методологии платежного баланса |

Заключение

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем

со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Инфляция

как негативное явление распространяется на все сферы жизни общества,

затрагивая не только экономику России, но прежде всего российский социум.

Результатом этого влияния оказывается деградация общества. Нарушается его

нормальная структура. Огромные темпы роста цен привели к люмпенизации и

маргинализации больших слоев населения. Отсюда пораженческие настроения,

социальная напряженность, неприятие реформ и снова дальнейшая деградация

российского общества. В таком состоянии последнее не может стать опорой для

проведения последующих рыночных преобразований. Поэтому в последние годы

проблема борьбы с инфляцией обычно выдвигается правительством на первое

место.

Какие выводы можно сделать из данной работы?

Во-первых, исходя из причин инфляции, можно без особых затруднений ответить

на вопрос, реально ли вообще избавиться от этой глобальной проблемы? В

современной рыночной экономике инфляционный рост цен неистребим, ибо

невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как:

1. значительная монополизация экономики;

2. структурные кризисы, вызываемые НТР и другими обстоятельствами;

3. военно-промышленный комплекс;

4. долгосрочные инвестиции;

5. локальные войны;

6. государственный бюджетный дефицит и др.

Стало быть, остается одно: вести борьбу не столько с причинами

обесценения денег, сколько с их последствиями. Иначе говоря, более реально

сделать инфляцию управляемой, а её уровень - умеренным.

Во-вторых, необходимо проводить твёрдую антиинфляционную политику со

стороны правительства и эффективных совместных действий Центробанка и

Минфина по связыванию излишней рублевой массы. А также, необходимость

сочетания рыночных методов регулирования инфляции с государственными, а

именно сочетание монетаристского подхода с кейнсианским. Поскольку

недостаточность только лишь рыночного подавления инфляции уже сполна себя

проявила в первые годы российских реформ.

В-третьих, за последние годы отмечена тенденция снижения уровня

инфляции начиная с 2003г. – 12% , планируется , что уровень инфляции за

2004г. будет составлять 10% и в перспективе тоже будет снижаться, в 2005г.

– 8-9%. На сегодняшний день, условно достигнут уровень умеренной

(ползучей) инфляции, т.е. в целом является безвредной и соответствующей

нормальному экономическому развитию, но масштабы ее приводят к

непредвиденным нарушениям в распределении национального дохода между

различными социальными группами.

Список используемой литературы

1. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования//ЭКО. – 1999. - №7.

2. Афанасьев М., Вите О. Инфляция издержек и финансовая стабилизация//ВЭ.

- 1995. - №3.

3. Беккер А., Федорин В. Сценарий развития российской экономики с

2004г.//Ведомости. – 2004. - № 146(1186).

4. Белоусов Д., Клепач А. Монетарные и немонетарные факторы инфляции в

российской экономике//ВЭ. - 1995.- №3.

5. Березина М. О взаимосвязи платежной системы и инфляции в

России//Финансы. - 1999. - №6.

6. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.:

Инфра -М, 1996.

7. Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л.

Макроэкономика.- С-Пб.: Экономическая школа. - 1994.

8. Дж.Сакс., Ф. Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. - М.: Дело. –

1999.

9. Гранвиль Б. Инфляция: высокая цена и никакой отдачи//ВЭ. - 1995. - №3.

10. Красавина Л. Инфляция и антиинфляционная политика в России как

многофакторный процесс//АБЖ. - 1998. - №11-12.

11. Райская Н., Сергиенко я., Френкель А. Исследоание инфляционных

роцессов в условиях переходной экономики//ВЭ. – 1997 - №10.

12. Экономическая теория/Под ред. Булатова А. - М.: Бек, 1997.

13. Экономическая теория /Под ред. Камаева В. – М.: Владос,1999.

-----------------------

[1] Экономическая теория/Под ред. Камаева В. М.: “Владос”, 1999г.,с.414

[2] Экономическая теория/Пол ред. Хаустова Ю. Воронеж: Издательство

Воронежского государственного университета, 1998г.,с. 465

[3] Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л. Макроэкономика.

С.-Пб.: “Экономическая школа”, 1994г.,с. 210.

[4] Экономическая теория/Под ред. Булатова А. М.: “Бек”, 1997г., с. 381.

[5] Дж. Сакс., Ф. Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: “Дело”,

1999г., с.364.

[6] Экономическая теория/Под ред. Камаева В. М.: “Владос”, 1999г.,с.415

[7] Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А. Исследование инфляционных

процессов в условиях переходной экономики//Вопросы экономики.

1997г.,№10,с.154

[8] Красавина Л. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный

процесс//Аналитический банковский журнал. 1998г.,№11-12,с.17

[9] Красавина Л. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный

процесс//Аналитический банковский журнал. 1998г.,№11-12,с.18

[10]“Ведомости” №146(1186) от 17.08.2004

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.