рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налогообложение России

Налогообложение России

Сибирский институт финансов и банковского дела

Кафедра Экономики

Курсовая работа

По дисциплине: Экономическая теория

На тему: Налогообложение в России

Выполнила студентка Руководитель:

Шиян

группы БШ-111

Елена Ивановна

Сенотрусова Ирина

Новосибирск

2000 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации

1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов…………………………….4

2. Классификация налогов………………………………………………………………………….6

3. Функции налогов……………………………………………………………………………………….9

4. Налоги как инструмент государственного регулирования………….11

Глава 2. Налоги Российской Федерации

2.1. Налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, объединений и

организаций…………………………………………………………….…………….14

2.2. Акцизы и другие федеральные налоги………………………………………………..19

2.3. Налоги республик в составе РФ и местные налоги с юридических

лиц………………………………………………………………………………………………………………………….21

2.4. Налоги с физических лиц………………………………………………………………………..26

2.4.1. Подоходный налог………………………………………………………………………………….28

2.4.2. Налоги на имущество……………………………………………………………………………30

2.4.3. Другие налоги с физических лиц………………………………………………………32

Глава 3.Перспективы развития налоговой системы Российской

Федерации……………………………………………………………………………….…………………………35

Заключение……………………………………………………………………………………………………43

Список литературы………………………………………………………………………………….45

Введение

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший

экономический эксперимент - переход от планового управления народным

хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.

Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами

предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании

субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством,

что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять

реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время

практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и

системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода

экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления

проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня

другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике

и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и

противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система

— это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех

экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям

о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы

необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную

отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и

финансов.

Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в

Российской Федерации.

Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ

налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и

функции, а также изучение налогов как инструмент государственного

регулирования.

Второй задачей является непосредственно анализ существующих налогов в

РФ. Среди них рассмотрение таких важных как налоги на прибыль предприятий,

акцизы, налоги на добавленную стоимость и другие налоги с юридических и

физических лиц.

Наиболее же важной задачей моей работы является анализ и прогноз

налогообложения РФ. Изучить мнения известных экономистов по поводу

налоговой реформы. А также анализ Налогового кодекса РФ.

Глава 1.Основы налоговой системы Российской Федерации

1.1.Принципы налогообложения и сущность налогов

Государство, выражая интересы общества в различных сферах

жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –

экономическую, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве

средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования

социально-экономических процесс-

-ов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу

формирования и использования финансовых ресурсов государства –

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную

реализацию социальной, экономической, оборонной и

других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-

бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества

на классы и появлением государства, которому требовались

средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», -

подчеркивал К. Маркс[12, 308]. В эпоху становления и развития

капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для

содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий –

рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные

средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости

валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет

сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства

валового внутреннего продукта:

. работники, своим трудом создающие материальные и нематериаль-

ные блага и получающие определенный доход;

. хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в

сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей

формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое соде-

ржание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих

субъектов и граждан, с одной стороны, и государства,

с другой стороны, по поводу формированию государственных финансов.

А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и

причинах богатства народа» считал основными принципами налогообложения

всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот

перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности

налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с

объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего

источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании

новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В

конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской

Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения,

корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом,

однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения

утверждались законодательными актами «задним числом».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и

других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой

внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных

участников общественного производства и государства как организатора

общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников,

прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги

в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием

первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного

распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных

доходов основных участников общественного производства в пользу

государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и

отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме

налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

. прибыль (доход);

. стоимость определенных товаров;

. добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

. имущество юридических и физических лиц;

. передача имущества (дарение, наследование);

. операции с ценными бумагами;

. отдельные виды деятельности;

. другие объекты установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз

за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством

юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан,

зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без

образования юридического лица, численностью граждан, уплачивающих

подоходный налог по месту получения заработной платы.

По данным Госналогслужбы РФ на 1 января 1997 г. в России

зарегистрировано более 2625 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, из

которых две трети (66,4) действующие предприятия, остальные – «неживые»

налогоплательщики (не представляют отчетность, не платят налоги, находятся

в розыске).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,

пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков

– юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы,

пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

1.2. Классификация налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин

и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям,

признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия

перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII в. был привязан

к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные –

косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля,

труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и

соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль

владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же

налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и

перелагаются таким образом на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-

расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки

степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы)

предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических

лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и

пользование которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов,

финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы

на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными

бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и

объектов социально-культурной сферы и др.

Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют

прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель

составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 %

(1995 г.).

Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной

системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В

федеративном государстве (России, США, ФРГ и др.) бюджетная система

представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В Российской

Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы

(вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных

образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3. налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;

4. налог на операции с ценными бумагами;

5. таможенная пошлина;

6. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

7. платежи за пользование природными ресурсами (в том числе платежи за

загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного

воздействия);

8. подоходный налог с физических лиц;

9. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов в том числе:

налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей

автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на

приобретение транспортных средств;

10. транспортный налог;

11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и

образование на их основе слов и словосочетаний;

12. лицензионный сбор за право производства, разлива и хранения алкогольной

продукции;

13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;

14. гербовый сбор;

15. государственная пошлина;

16. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Налоги субъектов РФ включают:

1. налог на имущество предприятий;

2. лесной налог;

3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем;

4. сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц).

К местным налогам относятся следующие налоги:

1. налог на имущество физических лиц;

2. земельный налог;

3. регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;

4. налог на строительство объектов производственного назначения в

курортной зоне;

5. курортный сбор;

6. сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового

талона или временного патента);

7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории,

на нужды образования и другие цели;

8. налог на рекламу;

9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и

персональных компьютеров;

10. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

11. сбор за парковку автотранспорта;

12. сбор за право использования местной символики;

13. сбор за участие в бегах на ипподроме;

14. сбор со сделок, совершаемых на биржах;

15. сбор за уборку территорий населенных пунктов (с юридических и

физических лиц – владельцев строений);

16. сбор с владельцев собак (кроме служебных);

17. сбор за право проведения кино- и телесъемок;

18. лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

19. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);

20. сбор за выигрыш на бегах;

21. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается

перечень, включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 –

1996 гг. благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О

некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях различных

уровней», налоговое творчество региональных и местных властей довело этот

перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1 – 2 местных

налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается

установить закрытый перечень налогов и сборов – 12 федеральных, 8

региональных и 12 местных.

Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует

отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный

характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью

закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по

нормативам либо путем расщепления ставки). Учетно-экономическая

целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий

и организаций:

. налоги, вносимые на издержки производства и обращения;

. налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);

. налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения

прибыли);

. налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении

плательщика.

1.3. Функции налогов

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ

выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется

общественное назначение данной экономической категории как инструмента

стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает

главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как

особого централизованного (фискального) инструмента распределительных

отношений в обществе.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное

назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства,

аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для

осуществления для собственных функций (оборонных, социальных,

природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на

основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само

государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что

появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и

их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового

механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов,

выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и

бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений

проявляется лишь в условиях действия распределительной функцией. Таким

образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность

налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в

известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы

налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном

объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы

налоговых органов показывает, что нарушения сроков и полноты уплаты

налогов – явление частое.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств,

характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов

носила чисто фискальный характер: наполнять государственную казну, чтобы

иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и

социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как

государство посчитало необходимым активно участвовать в организации

хозяйственной жизни в стране, у функции появилась регулирующее свойство,

которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании

возникло стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему

льгот, преференций (предпочтений).

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налога;

изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от

уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение

налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты

(отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Так, льготы по налогообложению прибыли предприятия направлены на

стимулирование:

. финансирования затрат на развитие производства и жилищное

строительство;

. малых форм предпринимательства;

. занятости инвалидов и пенсионеров;

. благотворительной деятельности в социально-культурной и

природоохранной сферах;

Установленные законом налоговые льготы учитываются при ежегодной

разработке областного бюджета.

Преференции, как правило, устанавливаются в виде скидок (отмены)

таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры,

которые на отечественных предприятиях не производят либо изготовляются в

недостаточных объемах. Преференциональный импортный режим распространяется

и в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран определяется

федеральным правительством.

Функцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за

пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на

воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги используются для

финансирования расходов из соответствующих бюджетных фондов, где они и

аккумулируются.

1.4.Налоги как инструмент государственного регулирования

Федеративный характер Российского государства, включающего 89

национально-государственных и административно-территориаль-

ных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии

субъектов Федерации демографической ситуации и экологической обстановке

объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме.

Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-

экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовой базы

регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в

федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется

между нижестоящими бюджетами – региональными и местными.

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы

страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных

налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.