|
Основы общей экономической теориинаходятся в движении. Первые монеты появились в Китае в VII в. до н.э., в Персии - в V в. до н.э. Бумажные деньги стали использовать значительно позднее: в Китае - в VI - VIII в.в.; в России впервые бумажные деньги были выпущены во времена Екатерины II в 1769 г. под наименованием ассигнаций. С появлением денежных суррогатов связана проблема инфляции. Если выпуск неполноценных денег, денег-символов превышает потребности товарооборота, то они обесцениваются, что является проявлением инфляции. Важной функцией правительства является выпуск (эмиссия) денег. Необходимое количество денег в обращении может быть интерпретировано с помощью следующего уравнения: M V = P Q, где: M - масса обращающихся денег; V - скорость обращения денег; P- цена товара; Q - количество обращающихся товаров. Представленное уравнение называют уравнением обмена. Из него следует, что любое изменение количества денег может обусловить изменение уровня цен, повлиять на реальный выпуск товаров, занятость. Следовательно, с помощью контроля за денежной массой правительство может воздействовать на ключевые макроэкономические показатели. Эту проблему мы будем анализировать в последующих вопросах темы. В истории дореволюционной России явления инфляции всегда были связаны с чрезмерной эмиссией. Так, в период войны с Турцией (1768 -1774 гг.) денежная масса возросла в 1,5 раза (со 100 млн. руб. до 150 млн. руб.). В 1810 г. М.М. Сперанский предложил уничтожить ассигнации и основать банк с правом эмиссии банкнот, размениваемых на серебро. Во время Отечественной войны 1812 г. была осуществлена 4-х кратная эмиссия, что вызвало 4-х кратный рост цен. В 1853 - 1856 гг. во время Крымской войны эмиссия увеличила дс нежную массу в 2,5 раза, рост цен был двукратным. Так, вплоть до денежной реформы Витте, Россия имела расстроенные финансы. Выполнение деньгами функции меры стоимости и средства обращения говорит о том, что они являются воплощением богатства. Постепенно, по мере развития товарно-денежных отношений деньги стали выполнять функцию средства накопления (сбережения). Средствами накопления могут быть и другие вещи: драгоценности, недвижимость и т.п. По сравнению с другими формами сбережения накопленного богатства деньги обладают одним существенным достоинством: они абсолютно ликвидны (могут быть быстро реализованы, обменены при необходимости на любой товар без дополнительных затрат средств и времени). Однако, у денег как средства сбережения есть существенный недостаток - они не приносят дохода, по крайней мере наличные. Более того, в условиях инфляции деньги обесцениваются, что приводит к обесценению сбережений в целом. Необходимость использования денег как средства сбережения и желание получать доход от этого обусловливает потребность в хранении денег в специальных финансовых учреждениях - банках, или использовать другие формы сбережения. Функция денег - средство платежа, обусловленное развитием кредитных отношений, продажей товаров в кредит (с отсрочкой платежа). Сущность продажи товаров в кредит состоит в том, что время покупки и время платежа различны: оплата товара осуществляется по прошествии определенного срока. Деньги как средство платежа используются и при погашении финансовых обязательств: займов, налогов. Из функции денег как средства платежа возникли кредитные деньги: векселя, банкноты, чеки. Вексель - это обязательство расплатиться в определенный срок за полученные в кредит товары. Первоначально вексель обращался только между должником и кредитором, но постепенно векселя стали использоваться в товарном обороте, то есть фактически превращаться в род денег. (В современной России векселя используются как средство разрешения проблемы неплатежей.) О современных формах денег почитать дополнительную литературу. В современном хозяйственном обороте большое значение имеют безналичные деньги. Они представляют собой записи на текущих счетах клиентов в банках. Эти деньги называют также банковскими деньгами. Функционирование этих счетов обеспечивается через чековое обращение. Чек - документ, содержащий безусловное указание владельца текущего счета в банке о выплате указанной в нем суммы определенному лицу, иначе говоря, это - переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению. В России вместо чеков в безналичном обороте используются платежные поручения. Безналичные деньги в отличие от наличных по существу не являются платежными средствами, но в любое время могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед ними. В самом деле, наличные деньги связаны с бумагой и металлом. Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны или подделаны. Эволюция денежного обращения обусловила процесс устранения денег в их традиционной непосредственной форме, расширением использования кредитных денег, причем из оборота постепенно уходят носители денежных функций - банкноты, чеки, которые замещаются кредитными карточками. Последние предназначаются для покупки товаров с использованием банковского кредита, а также для получения товаров в налично-денежной форме. Главная особенность этой карточки - открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически всякий раз, когда проводится покупка товара, или берется кредит в денежной форме. Кредитная линия действует в пределах установленного банком кредита. В нашей стране используются, к примеру, такие кредитные карточки, как “Виза”, “Мастеркард”. Они относятся к разряду возобновляемых и применяются в основном для расчета в магазинах, предприятиях обслуживания. При покупке товаров и услуг последние не оплачиваются, при этом как бы берется ссуда у банка, выпустившего эту карточку. Одновременно с покупкой отдается распоряжение перечислить полученные взаймы у банка средства на счет магазина. Карточка имеет заранее установленный лимит. После погашения задолженности карточка возобновляется. В системе электронных денег используются дебетные (дебетовые) карточки, позволяющие отказаться от наличности. Дебетные карточки внешне очень похожи на кредитные. Но, предъявляя дебетную карточку продавцу, вы даете непосредственное распоряжение банку перечислить средства с вашего счета на счет продавца. Если магазин связан с банком непосредственно системой электронных денег, то перевод осуществляется немедленно. Процесс развития электронных денег находит свое выражение в системе “SWIFT”. Это - система электронной передачи информации по международным банковским расчетам через спутниковую связь. Сейчас в ней участвуют более 60 государств Западной Европы и Северной Америки и др. Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Псковской области явилось идеологом и инициатором усовершенствования расчетов в области. Это потребовало значительных усилий и затрат, благодаря которым совместно с международной компанией “NCR” (“AT&T”) была создана автоматизированная система межбанковских расчетов в регионе. Региональная система расчетов (РСР) базируется на новейшем техническом и программном обеспечении, объединяет уже существовавшие локальные сети коммерческих банков и управления Центрального банка в единую систему. Она позволит уже в ближайшее время производить межбанковские расчеты в пакетном режиме и в недалеком будущем - в режиме реального времени. РСР дала возможность выйти региону и на международную систему межбанковских расчетов SWIFT, явилась основой для перехода ко второму этапу расчетов “банк - клиент”. а также развития расчетов с помощью кредитных и дебетных карточек. 4. Многокритериальный характер структуры рынка. Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Можно выделить следующие основные критерии для характеристики структуры рынка: 1. по объектам; 2. по субъектам; 3. по географическому положению; 4. по степени ограниченности конкуренции. Объектную структуру рынка характеризуют: 1) Потребительский рынок - рынок потребительских товаров и услуг. Он включает рынки продовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Рыночный характер, платность социальных услуг вызывает значительное неприятие в нашей стране, что связано с бесплатным их предоставлением в рамках советской системы. Однако повышение качества услуг социальной сферы в современных условиях невозможно без расширения платных услуг такого рода. 2) Рынок недвижимости до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач, и других владений такого же типа. Продавали и кооперативные квартиры. В связи с приватизацией государственного и муниципального жилищного фонда, а также с продажей квартир в новых домах постепенно формируется полноценный рынок жилья. 3) Рынок рабочей силы, вообще говоря, в России отсутствовал в связи отсутствием свободного найма (государственное распределение, оргнаборы) и увольнений, а также в связи с отсутствием свободы передвижения, рынка жилья и т.д. Нетоварная форма рабочей силы признавалась в качестве достижения социализма, однако в действительности это сковывало свободный перелив рабочей силы между производствами, отраслями и регионами, а, следовательно, было одним из факторов низкой эффективности советской экономики. 4) Рынок земли - один из самых регулируемых в современных рыночных системах рынок. Он требует тщательной спецификации прав собственности на землю, развитого земельного законодательства. 5) Рынок инвестиционных товаров (средств производства, движимых и недвижимых) - важнейшая составляющая рынка экономических ресурсов, необходимое условие формирования рыночной системы хозяйства. 6) Финансовые рынки: рынок денег (кредитный рынок), валютный рынок, фондовый рынок (рынок ценных бумаг: акций, облигаций, векселей и т.п.). Кредитный рынок в советской экономике был монополизирован государством, а валютного и фондового просто не существовало. Мы - свидетели трудного формирования национальных финансовых рынков. 7) Рынок интеллектуальных продуктов: инноваций, информационного продукта (научного, культурного, духовного, образовательного) находится в стадии формирования. У нас нет традиций реализации интеллектуальной собственности - самого ценного объекта собственности. Структуру рынка по субъектам можно рассматривать в самом общем виде как взаимодействие на рынках интегрированных субъектов: 1) домохозяйств - так принято условно обозначать потребителей, одновременно являющихся поставщиками необходимых для функционирования экономики ресурсов; 2) фирм (сектора бизнеса) - производителей товаров и услуг и потребителей экономических ресурсов. Современные экономические системы, характеризующиеся как смешанные, предполагают еще один активный экономический субъект: государство, являющееся, с одной стороны, самым крупным потребителем, с другой - самым крупным поставщиком и производителем товаров и услуг, часто совершенно особых. О роли государства подробно будем беседовать в связи с последним вопросом темы. Рассмотрев объектно-субъектную структуру рынка, мы можем представить воспроизводственную структуры рыночного хозяйства, использующего деньги, как упрощенную схему кругооборота продукта и дохода. [pic] Верхняя половина диаграммы дает картину рынка ресурсов. На нем домохозяйства прямо и косвенно (через находящиеся в их собственности фирмы) владея всеми экономическими, поставляют эти ресурсы фирмам, осуществляют предложение ресурсов. Предпринимательский сектор является здесь покупателем, то есть предъявляет спрос на ресурсы, с помощью которых производятся товары и услуги. В обмен на предложенные ресурсы домохозяйства получают денежные доходы в виде: . заработной платы - дохода от продажи рабочей силы; . ренты - дохода от предоставления земли, недвижимости; . процента - дохода от предоставления предпринимательскому сектору временно свободных денежных ресурсов; . прибыли как вознаграждения за предпринимательскую деятельность и т.п. На рынке продуктов роли покупателя и продавца меняются на противоположные. Домохозяйства предъявляют спрос, выступают теперь покупателями потребительских товаров и услуг, тратя денежные доходы, полученные на рынке ресурсов, а фирмы осуществляют предложение, становятся поставщиками и продавцами товаров и услуг, получают взамен проданных благ доходы. Взаимодействие спроса и предложения лежит в основе определения цен на товары. В результате взаимодействия домохозяйств и фирм на товарном и ресурсном рынках, в рыночном хозяйстве идет: 1) кругооборот ресурсов и продукта. Он на схеме изображен как движение против часовой стрелки. Это - реальный (или материальный) поток. 2) кругооборот доходов и расходов, изображенный как движение по часовой стрелке. Это - денежный поток. Это - одновременные и бесконечно повторяющиеся потоки. Поэтому мы говорим о кругообороте, а не об обороте. Территориальная структура рынка - это рассмотрение рыночной структуры по критерию географических и административных границ. В этой связи различают: 1) местный рынок; 2) национальный рынок; 3) мировой рынок. Местный рынок отличается не только локальным характером, но и специфическим характером продуктов, обмениваемых на нем. Товарами местного оборота являются трудно транспортируемые (кирпич, песок, торф) и скоропортящиеся товары (молоко, яйцо, клубника и т.п.). Специфику местного рынка определяют местные традиции, географическое положение, климатические особенности, а также система местных хозяйственных норм и местные особенности рыночной инфраструктуры. Национальный рынок - система рынков, складывающихся в рамках современных государств. Национальные рынки большинства государств являются составными частями мирового рынка. Однако мировой рынок - это не просто совокупность национальных рынков, но и качественно новый уровень. На мировом рынке действует специфическая система законов и связей, правил международной торговли и других форм рыночного обмена. По степени ограниченности конкуренции выделяют четыре типа рынков, на которых могут действовать хозяйствующие субъекты: 1) рынок чистой (совершенной) конкуренции; 2) рынок монополистической конкуренции; 3) олигополистический рынок; 4) монополизированный рынок. Для характеристики этих рыночных структур будем использовать таблицу, предложенную К. Макконнелом[15]: |Характеристик|Чистая |Монополистиче| |Чистая | |а |конкуренция |ская |Олигополия |монополия | | | |конкуренция | | | |Число фирм |Очень |Много |Несколько |Одна | | |большое | | | | | |число | | | | |Тип продукта |Стандартизов|Дифференциров|Стандартизиро|Уникальный, | | |анный |анный |ванный или |нет | | | | |дифференциров|заменителей | | | | |анный | | |Контроль над |Отсутствует |Слабый |Взаимная |Значительный | |ценой | | |зависимость | | | | | |(следование | | | | | |за лидером); | | | | | |значительный | | | | | |при тайном | | | | | |сговоре | | |Условие входа|Свободный |Сравнительно |Наличие |Блокировано | |на рынок |вход и выход|легкие |существенных | | | | | |ограничений | | |Неценовая |Отсутствует |Инструменты |Типична при |Public | |конкуренция | |маркетинга |дифференциа-ц|Relations | | | | |ии продукта | | |Примеры |Сельское |Розничная |Производства |Электрические| | |хозяйство |торговля, |стали, машин,|сети | | | |производство |компьютеров, | | | | |одежды, |автомобилей. | | | | |обуви, | | | | | |продовольстви| | | | | |я | | | 5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике. Даже в условиях раннего капитализма, господства свободного саморегулируемого рыночного хозяйства государство не стояло в стороне от экономических и социальных проблем. Государство формирует правовое поле для реализации экономических отношений; берет на себя функции эмиссии денег и регулирования денежного обращения; способствует достижению принципов социальной справедливости. В условиях современного развитого рыночного хозяйства вмешательство государства в экономику связано с необходимостью реализации триады функций: эффективности. справедливости, стабильности[16]. Эффективность. Государство призвано создать условия для эффективного функционирования экономики. Экономическая практика и ее теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях конкуренции. Именно конкурирующие производители минимизируют издержки и цены, стремятся произвести как можно большее количество продукции, соответствующей общественным потребностям. Вместе с тем развитие рыночного хозяйства, его эволюция приводят к развитию несовершенных форм конкуренции, ее ограничению и монополизации производства товаров и услуг. Государство поощряет и защищает конкуренцию с помощью мер антимонопольной политики. С проблемой эффективности связано производство так называемых “общественных товаров” и “внешние эффекты”. Экономистам известно. что рыночная система, по крайней мере, в двух случаях оказывается неэффективной, она: 1. либо производит “не те” товары и услуги, 2. либо не может выделить достаточно ресурсов для производства благ, входящих в структуру общественных потребностей. В первом случае речь идет о так называемых “внешних, или побочных эффектах”, то есть о побочных продуктах экономического развития. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классический пример отрицательного эффекта: строительство плотины в верховьях реки ухудшает условия рыболовства в нижнем течении реки. Пример положительного внешнего эффекта: строительство фермером дороги к своим полям позволяет улучшить сообщение с соседними поселениями без вложения капитала. Проблемы составляют, главным образом, отрицательные внешние эффекты, часто связанные с экологическим аспектом производства. Государство применяет для их нейтрализации корректировочные меры. Второй случай несовершенства рыночного механизма - недопроизводство “общественных товаров”. Особенностью общественных благ является неисключаемость из потребления, то есть они достаются всем потребителям (независимо от того, оплачены ими или нет) и часто потребляются коллективно. Классический пример общественного товара - маяк, который светит всем и предостерегает корабли от коварной мели. Услуга маяка дает значительную выгоду, но выделять на него ресурсы рыночная система не станет. Другая категория общественных благ - то, что является необходимым для всего общества, но не может оплачиваться отдельными людьми. Пример - школы, услуги здравоохранения. Чтобы общество могло получать эти необходимые блага, их производство должно обеспечить государство. Улицы и автомагистрали, библиотеки и музеи, медицинское обслуживание и общее образование - предмет не просто государственной заботы. Их создание, производство, финансирование - задача государства. Справедливость. Рынок обеспечивает формирование доходов населения на рынках товаров и экономических ресурсов. По законам рынка справедливы доходы тех, кто преуспел в конкуренции. Рынок не считается с другими принципами справедливости. В современном мире всякое государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых, безработных, гарантирует минимальный уровень доходов. Стабильность. Развитие экономики, основанной на рыночных принципах, носит циклический характер. Экономические спады, кризисы означают неполную занятость ресурсов, появление безработицы, в современных условиях дополняемой инфляцией. Государство берет на себя функцию поддержания макроэкономической стабильности, проводит антициклическую политику. Помимо этих глобальных проблем государство: . поддерживает некоторые сферы и сектора экономики, например, малый и средний бизнес, новые перспективные отрасли производства; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |