рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы приватизации

За их регулирование в отличие от ЧИФов и ПИФов, контролирующихся ГКИ и

Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку соответственно,

отвечал Минфин. Всего на начало 1996 года в России действовало около 10

открытых инвестиционных фондов. Такие фонды, как Московский

инвестиционный (МИФ) по структуре были очень похожими на ПИФы, только

вместо паев фигурирует понятие акций, которые фонды и покупают, и продают

населению с определенной маржей. На основании рекомендаций ЦБ РФ были

созданы и общие фонды банковского управления типа фонда АКИБ "Церих".

Фонд для индивидуальных вкладчиков фактически работал как механизм вклада

до востребования. Вкладчик в любой момент мог забрать свою долю

(предупредив за неделю).

Американская компания "Стандарт Оверсиз Партнерз" и фонд "Финансовые и

промышленные партнеры" создали Российско-американский фонд взаимных

вложений "Большой". До 1996 года он оставался единственным подобным

фондом. "Большой" жестко специализировался на вложениях в государственные

долговые обязательства. Первая эмиссия фонда составила 50 млрд. руб. К

сожалению, на февраль 1996 года было размещено акций всего на 50000 руб.,

притом, что только расходы на рекламу превысили 700000 долл. США.

Генеральный директор управляющей компании И.Никонова так

прокомментировала этот факт: "Весь нигилизм населения, который накопился

по отношению к финансовым структурам, вылился на нас"[41]. При этом

начало его работы пришлось на завершение работы над документами о

регулировании ПИФов. Наличие обоих типов фондов в дальнейшем вызывает

сомнения, хотя, в известном смысле, положение открытых фондов лучше, чем

ПИФов.

Схемы типа ЭЗОП (планы владения акциями сотрудниками - по английской

аббревиатуре, они часто называются ЭЗОП- Employee Stock Ownership Plans)

с использованием механизма Leveraged Buy-Out (LBO), вообще говоря,

предполагают приобретение государственной компании ограниченной группой

инвесторов - работниками и руководителями предприятий - или же покупку

какого-то отделения компании его работниками с последующим отделением от

материнской компании. Его характерной чертой является то, что средства на

приватизацию представляют собой заем, который обеспечивается активами

самого предприятия. Эффективность схем типа ЛБО обеспечивается так

называемым "эффектом рычага", который состоит в том, что, если

рентабельность предприятия превышает среднюю ставку по кредитам, то

привлечение заемного капитала, при прочих равных условиях, резко

увеличивает рентабельность его собственных средств. Таким образом, чем

больше размер ссуды, тем большая эффективность выкупа предприятия за счет

заемных средств.

Во Франции, например, такая приватизация представлялось наиболее

эффективной, так как, по мнению Совета по социальным и экономическим

вопросам при Правительстве республики, "довольно часто такие процессы,

как слияние, поглощение, продажа нерентабельных предприятий за бесценок,

заканчиваются весьма плачевно - увольнением части сотрудников

предприятия. И почти половина предприятий, изменивших социальный характер

своего капитала, через некоторое время оказываются в затруднительном

положении, что зачастую вызвано распылением капитала и отсутствием

контрольного пакета акций у его руководителей"[42]. "Однако, было бы

неверно, - отмечает С.Н.Надель, - представлять такую или подобную форму

участия наемных работников в прибылях предприятия как свидетельство

превращения трудового коллектива в хозяина предприятия. Ни расширения

правомочий работников в области управления делами компании: ни усиления

контроля за деятельностью администрации эта форма не

предусматривает"[43]. Даже лучшая женщина Франции не может дать больше

того, что она может дать.

Исходя из этого, видно, что разгосударствление может принимать

принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду

признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих;

осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или

специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур

предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и

институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В

реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в

совокупности.

1.2 Специфические и общие черты страны как среды преобразования

экономики

Для глубокого проникновения в сущность рассматриваемых явлений,

необходимо выделение в них общего и особенного, без чего невозможно

выявить самые общие тенденции этих явлений. Решая эту задачу

применительно к процессам приватизации в АРЕ и РФ необходимо подчеркнуть,

что особое место в практике реформирования экономического пространства

Египта и арабских стран вообще занимают вопросы либерализации

экономических систем, проблемы разгосударствления и приватизации

собственности, создания современных финансовых институтов, в том числе и

рынков корпоративных ценных бумаг, свойственных современным рыночным

экономикам.

В известном смысле это соотносимо с тем, что происходит в России.

Схожесть процессов, вызванная необходимостью структурной перестройки

экономики, преодоления застоя, реформирования архаичных форм социальной

организации общества заставляет присматриваться к опыту стран Востока,

особенно в тех его сегментах, где успех достигается при относительно

слабом финансовом обеспечении реформ, скрытом недовольстве властью и

традиционалистском социально ориентированным типе общественного сознания.

Попытки рассмотреть приватизацию как чисто экономический феномен

позволяют утверждать об относительном характере приватизации как

инструмента повышения эффективности экономики. Прежде всего необходимо

проводить четкое различие между приватизацией в странах с рыночной

экономикой и сильным государственным сектором, к которым безусловно

относится Египет, и странами с преобладающей централизованно планируемой

экономикой, список которых возглавлял СССР. Рецепты для двух моделей

должны быть существенно различными, что связано прежде всего с тем, что в

бывших социалистических странах приватизация, как правило, вызывает

острый социальный протест.

Приватизационный процесс в бывших социалистических странах и особенно

государствах СНГ строился на применении особых приемов, которые отражали

особые условия, существовавшие там. Необходимые для поддержки

приватизации политические и экономические предпосылки отсутствовали,

например, устоявшееся право частной собственности, соответствующая

законодательная система, рынки капитала. Специфическими чертами России

являлись также уникальные огромные территории, природно-климатические и

географические условия. Серьезными проблемами являлись и субъективные -

слабое понимание или полное незнание рядовыми гражданами, политическими

лидерами и руководителями государственных предприятий законов рыночной

экономики. Достаточно вспомнить "рыночную эйфорию" в средствах массовой

информации в последние годы перестройки.

Одновременно и более глубокие пласты национального сознания

препятствовали проведению реформ буржуазного характера. Национальный

менталитет практически всех народов СССР (за исключением, может быть,

прибалтийских) и ряда стран реального социализма включал представления о

социальной справедливости коллективистского и во многом уравнительного

характера. Культурные архетипы ориентировали на не стяжательство и

самоотречение. Кроме того, характер экономического базиса "реального

социализма" определял идеологические представления и социальные

установки, господствовавшие в советском обществе - неограниченность

экономической власти государства и его ответственность за все,

происходящее в экономике. Фактически в советском общественном сознании

такой экономический порядок воспринимался, как безальтернативный.

Его пережитки влияли и на приватизацию, и на развитие фондового рынка.

Г.Дилигенский отмечал, что, "когда российский акционер становится жертвой

несостоятельности компании и теряет свои деньги, он чаще всего не видит в

своем проигрыше результат собственного неудачного решения, стихийных

рыночных процессов или неспособности данной компании обеспечить надежные

дивиденды, а винит в нем государство"[44]. Решить задачу "быстрого

перевода страны на рельсы рыночной экономики западного типа... было

невозможно, не подорвав принципы экономического этатизма, как на

практике, так и в общественном сознании"[45]. В подобной обстановке

"демократические" реформаторы были вынуждены неоднократно призывать

"загонять людей в капитализм железной рукой", мизантропы стали

утверждать, что "либерализм могут себе позволить только богатые люди"

(стыдливо добавляя "и богатое общество"), а Пиночет чуть ли не стал

любимым героем некоторых средств массовой информации.

В большинстве развивающихся стран даже в тех, где этатистские

настроения достаточно сильны (традиционно к ним относят мусульманские

страны, входившие в состав Османской империи[46]), все-таки они не носили

настолько законченный характер. Весьма вероятно, что это связано с

аграрным сектором, который практически нигде в развивающихся странах не

прошел испытания, аналогичного сталинской коллективизации, или

самоликвидации в результате аграрного кризиса начала ХХ века (как в

Западной Европе или США). Он обеспечивал возможность вести мелкое

хозяйство, относительно слабо интегрированное в государственную

экономику, тем самым, ослабляя этатистские настроения в социальном

сознании масс.

Внешние факторы вообще играют существенную роль в инициализации

приватизационных программ. Снижение доступности международных займов,

нехватка иностранной валюты, уменьшение возможностей для экспорта товаров

традиционных общественных предприятий, изменения в мировом общественном

мнении общеэкономических и общеполитических оценок роли госсектора

накладывались на внутренние трудности развивающихся стран и государств

"реального социализма", вставших на путь рыночных реформ. Х.Б. Нанкани в

этой связи отмечал: "Для правительств стало необходимым обеспечивать

проведение приватизации в своих странах на уровне секторов и на

макроэкономическом, чтобы конкурентные силы - как внутренние, так и

иностранные - получили возможность создавать эффективное производство,

обеспечивая этим возможность экономического роста".

Крупнейший экономист - марксист конца ХХ века Эрнест Мандель отмечал,

что "это не Маргарет Тэтчер отменила всесилие государства, а

транснациональные силы"[47]. Внешние факторы, связанные с мировым

капиталистическим хозяйством, как бы начинают играть независимую сильную

роль как социальный фактор внутри стран. Его нередко поддерживает средняя

буржуазия финансового, торгового и компрадорского характера, которая

находит в приватизации средство упрочить свое положение за счет

государственного сектора. На самом деле именно она и получает

максимальную выгоду от приватизации. Чиновничество же получает

возможность приобрести в собственность управляемую им государственное

имущество. Этот момент является общим для России и Египта.

1.2.1 Экономика СССР перед реформой

До начала реформ экономика СССР представляла собой жесткую

упорядоченную систему, защищенную от влияний извне (то есть от

экономических и социальных условий, определяемых глобальным характером

экономики конца ХХ века вообще и мировым рынком в частности) монополией

внешней торговли. В рамках этой системы предприятия, по крайней мере

крупные, практически находились под контролем системы планирования и

хозяйственного управления, осуществлявшегося центральными органами -

Госпланом, Госснабом, Совмином и опосредованно ЦК КПСС.

Ключевой системообразующей чертой централизованно планируемой части

экономики СССР была максимизация использования имеющегося

производственного потенциала - нереализуемая часть его носила

узкоспециальный или стратегически оборонный характер. В этих условиях

перед органами, принимающими решения, вставала задача крайне точного

планирования, когда баланс накопление - потребление должен быть рассчитан

предельно точно, оптимизируя развитие технологий в условиях НТР, притом,

что практически отсутствовали неиспользуемые резервы. К сожалению,

планирующие органы не справились с этой задачей, и во второй половине

столетия зачастую наблюдалась устойчивая тенденция технологического

отставания советской экономики от западной и, имея в виду социальную ее

ориентированность (принципиальное нежелание идти на повышение цен),

перманентно возникали кризисы предложения (т.н. "дефицита").

Таким образом, проведенное в СССР огосударствление экономики, с одной

стороны, позволило сделать мощный рывок в развитии науки, наукоемких

производств, образовании, создании широкого слоя высокообразованного

пролетариата, избежать экономической судьбы полуколоний типа Египта или

Бразилии, а с другой, вело с 60-х гг. к снижению эффективности всего

народнохозяйственного механизма (или, по крайней мере, сопутствовало

ему).

Параллельно государственному сектору в СССР и особенно союзных странах

существовал кооперативный сектор и теневая экономика. Кооперативный

сектор играл очень важную роль. В этой связи интересным представляется

подход, предложенный рядом марксистских теоретиков, которые предполагают,

что системные истоки кризиса социалистических экономик следует искать в

противоречии между государственным и колхозно-кооперативным секторами и

многоукладности экономики стран "реального социализма"[48]. По их

убеждению, появление социальных групп, активно участвовавших в

приватизации, может быть связано именно с кооперативной сферой. В такой

точке зрения безусловно имеется рациональное зерно.

Теневая экономика представляет собой другой феномен, также тесно

связанный с процессом формирования класса собственников, принявшего

активнейшее участие в приватизации. Принято считать, что теневая

экономика существует во всех странах, но особое распространение получило

в развивающихся странах и странах с централизованно планируемой

экономикой. Она представляет собой достаточно сложное явление, вокруг

которого идут серьезные научные дискуссии. В общем можно отметить, что в

мировой экономической науке термин "теневая экономика" и его синонимы

объединяет по крайней мере четыре разных явления, имеющих некоторые общие

черты. Формальным критерием выделения теневой экономики, является тот

факт, что она не находит отражения в национальных системах экономической

статистики. Очень важным свойством теневой экономики является то, что она

использует практически исключительно наличные деньги.

Прежде всего это экономическая деятельность внутри домашнего

хозяйства. Традиционно в СССР под ней понимались сферы деятельности,

которые в рыночной экономике таковыми не являются, и на первом этапе

перестройки именно она впервые получила поддержку со стороны государства.

Но даже в расширенном понимании этого понятия, включая и индивидуальную

трудовую деятельность, представляется, что этот сегмент не принимал

существенного участия в создании класса новых собственников в России в

связи с предшествующей и идущей параллельно приватизации гиперинфляцией,

которая наиболее серьезный удар нанесла именно мелким собственникам.

Далее идет криминальная экономическая деятельность: контрабанда,

торговля наркотиками, проституция, в известном смысле рекет. Согласно

информации из МВД РФ, например, солнцевская преступная группировка

активно инвестировала средства, полученные от криминальной деятельности в

приватизацию, главным образом, в сфере услуг, строительства и пищевой

промышленности. К 1993 г. 40% оборота товаров и услуг в России, по оценке

МВД, контролировала организованная преступность. Она не могла бы этого

сделать без активного участия в приватизации.

Наконец, очень важную роль сыграли в появлении новой буржуазии в

России и так называемые традиционные "теневики", то есть представители

делового мира СССР, занимавшиеся нелегальной экономической деятельностью.

Размер нелегальной, нигде не зарегистрированной экономики превосходил все

разумные пределы. Достаточно отметить, что в Средней Азии не территории

Каракалпакии самый большой "колхоз" с многомиллионными оборотами не был

нигде зарегистрирован и действовал вне рамок систем Госплана и Госснаба.

Системы "теневой экономики", колхозно-кооперативный и общественный

(например, "деньги КПСС", ВЛКСМ или профсоюзных организаций) сектора

официальной экономики в условиях быстрого обесценивания сбережений

населения фактически представляли собой единственные инвестиционные

ресурсы в денежной форме, которые смогли бы участвовать в приватизации.

Безусловно, их не хватало в условиях форсированной приватизации притом,

что иностранный инвестиционный капитал недостаточно динамичен для

немедленного реагирования в соответствии с темпами, предложенными

российскими реформаторами. В практике наиболее развитых стран действует

правило монетизации ВВП. Стоимость ВВП либо равняется массе денег,

находящихся в обращении (в Западной Европе), либо меньше ее на 20% (США).

В России же . в условиях ваучерной приватизации уровень денежного

обеспечения снизился с 76% от ВВП в 1991 г. до 8,5% в 1995 г.

К началу реформ фактически на официальном уровне была признана

неэффективность нерыночной системы СССР как экономико-политической

системы, находящейся в противостоянии с остальным миром. Вместе с тем

неэффективность экономической системы в реализации, поставленной перед

ней задачи, начинала проявляться и ранее в виде структурной

разбалансированности, неэффективности денежной системы, в виде

возникновения и углубления кризиса потребления, роста внутреннего и

внешнего долга, а также изменения структуры обмена с внешним миром -

"сырьевого" экспорта, "проедания" золотого запаса, исчерпания природных

ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Усугубляла ситуацию и

нереалистическая, несоответствующая внутренним ресурсам позиция СССР в

"холодной войне".

В самом начале реформ пошел демонтаж системы управления народным

хозяйством. Кроме того, ранее закрытую систему превратили в открытую,

обеспечив доступ в нее мирового рынка. М. Барабанов описывает сложившуюся

ситуацию следующим образом: "К началу 1992 г. уцелевшие элементы системы,

существовавшие до перестройки, представляли собой частично упорядоченное

множество хозяйственных и иных структур, прежняя целостность которых была

нарушена, а новые системообразующие и управляющие связи не установлены и

даже конкретно не определены. Система нерыночного хозяйства, основанная

на государственной (общественной) собственности и централизованном

(детерминированном) управлении, оказалась в глубоком кризисе. Однако она

еще не была полностью ликвидирована, поскольку преобладающая часть ее

первичных элементов (предприятий) формально представляли государственную

собственность. Кроме того, сохранялся некоторый контроль над ценами и

доходами"[49].

После начала процесса неолиберальных реформ пошел процесс создания

системы, принципиально отличной от существовавшей до перестройки,

основанной на внедрении механизма рыночных связей и частной

собственности. При этом предполагалось, что мировое хозяйство должно

послужить генератором преобразований. В момент начала приватизации

требовалось определить границу предельного разгосударствления.

Безусловно, производства, требующие усилий всего общества через

долговременные программы научных исследований, подготовки

высококвалифицированных кадров, огромных капиталовложений, в принципе не

могли быть осуществлены в рамках частного капитала. Весь мировой опыт

свидетельствует об этом. Требовалось просто выработать новые методы

управления и организации.

1.2.2 Общественное отношение к приватизации

В самом начале 90-х годов в России по отношению к приватизации

сложилось определенная общая позиция. Самые разные партии от либеральных

до называвших себя коммунистическими выступали за приватизацию и

смешанную экономику. Однако в отношении подходов существовали разные

мнения. Проще всего провести водораздел между либеральными течениями,

выступавшими за приоритет частной собственности, и движениями

этатистскими, которые ратовали за примат государственных форм

собственности. На самом же деле можно утверждать, что за теми или иными

концепциями стояли не идеологические соображения, но гораздо более

прозаические. Размежевание общества на разные элитные группы и слои,

вступившие в борьбу за раздел общенародного достояния, вызывало

необходимость соответствующей идеологической поддержки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.