рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная политика государства в переходной экономике

- социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика

заболеваемости, рождаемости, смертности);

- показатели экономической активности населения (соотношение занятых в

различных секторах экономики, уровень занятости и безработицы,

самозанятость, миграция населения и ее причины, миграция интеллектуалов);

- показатели социальной напряженности (участие в политических

мероприятиях, забастовках, порог безработицы, динамика преступности,

коррупция и т.д.);

- показатели развития социальной сферы (уровень бюджетной обеспеченности

региона, доля государственных и коммерческих структур, внебюджетные

социальные фонды, соотношение платных, льготных и бесплатных услуг и т.д.);

доля затрат на экологию в ВВП.

Оценивая социально-экономическую ситуацию в России с помощью названных

индикаторов, можно сделать вывод о том, что проводимый курс реформ, о

котором подробно говорилось в предыдущих разделах, не сопровождался четко

определенной социальной политикой. Государство по существу прекратило

контролировать важнейшие социальные процессы, вместо этого время от времени

принимались конъюнктурные популистские решения, которые лишь усиливали

недоверие к власти и к проводимым ею преобразованиям.

Социально не обоснованный курс реформ и ослабление государственного

регулирования экономики обернулись тягчайший кризисом всей социальной

сферы. Социальная цена реформ оказалась очень высокой для большинства

населения России, которое понесло огромные, во многом невосполнимые потери.

Ликвидация товарного дефицита, которую принято относить к положительным

результатам реформ, произошла не вследствие развития отечественного

производства, а прежде всего из-за сокращения спроса на внутреннем рынке в

связи со снижением платежеспособности населения. Последнее же было

обусловлено повышением цен, снижением уровня заработной платы и пенсий,

сокращением сбережений, т.е. падением жизненного уровня населения.

На грани полного разрушения находятся практически все отрасли социальной

сферы — образование, здравоохранение, культура, общественный транспорт и

др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной

платы, материально-техническая необеспеченность привели к развалу многих

предприятий и систем жизнеобеспечения, оттоку квалифицированных кадров.

Значительно уменьшилась доступность социальных услуг для основной массы

населения в результате резкого расширения их платности.

Не меньшую опасность для России заключает в себе угроза депопуляции в

связи с ухудшением всех демографических показателей — рождаемости,

смертности, естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни. Так,

ожидаемая продолжительность предстоящей жизни сократилась с 70 лет в 1989

г. до 65 лет в 1995 г., а естественный прирост на 1000 человек в этот

период также уменьшился, т.е. началась убыль населения.[2] В основе этих

негативных процессов, сопровождаемых снижением репродуктивного потенциала,

ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические

закономерности, сколько социально-экономические факторы.

Для преодоления социального кризиса необходима разработка единой и

целостной социальной стратегии, ясной и понятной населению, рассчитанной на

его поддержку, способной восстановить доверие к государственной власти.

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на

длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является

выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные

на достижение крупномасштабных целей.

Стратегические цели социальной политики определяются комплексом условий

переходной экономики. Состояние социально-трудовой сферы при ограничении

финансовых ресурсов и изменении функций государства требует четкого

поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ран

жирования мероприятий по социальной защите населения, выделения

долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.

В долговременной перспективе, это приближение уровня и качества жизни

россиян к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе

научно-технической революции; в среднесрочном периоде - достижение

докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления; в

настоящий момент - обеспечение условий для социального и физического

выживания людей, предотвращения социального взрыва.

Достижение долговременной стратегической цели связано с формированием

среднего класса, обеспечением высоких жизненных стандартов, высокого уровня

качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих

понятий, ключевое для выработки социальной стратегии. К качеству жизни

относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия

труда, уровень образования и грамотности, обеспеченность жильем и его

благоустройство, система социального обеспечения, экологические условия

жизни. К показателям качества жизни тесно примыкают параметры качества

самого населения, состояние генофонда, которые включают не только

физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения

(мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).

Четкая классификация структурных элементов, характеризующих качество и

уровень жизни, — исходный пункт выработки научно обоснованной социальной

стратегии и политики, составной частью которой должна быть специальная

программа преодоления резкого снижения качества жизни российских граждан.

Важный стратегический ориентир социальной политики — всемерное

стимулирование мотивации экономической активности человека, создание

условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей

обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой

стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и

сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов,

привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей

долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной

справедливости.

Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для

всех граждан. В переходный период государство должно создать условия для

реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану

здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.

Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а

тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения,

обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в

равной мере способствуют утверждению социальной справедливости.

Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной

политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования.

Среди них наиболее важную роль играют:

- нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и

действующие как законодательно установленные и обязательные (величина

прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный

минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);

- социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределения

доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);

- налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест;

введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов; индексация доходов;

регулирование занятости.

Широкое развитие должно получить территориальное самоуправление.

Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения

социального согласия.

Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит

комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка

требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится

прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности

питания, своевременная выплата заработной платы и пенсий, замедление

расширения зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социальной

сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни,

здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения

необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств;

разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного

регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную

переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие

жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социальными

приоритетами) являются:

- достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

- обеспечение занятости населения, повышение качества и

конкурентоспособности рабочей силы;

- гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной

защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и

социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности

населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение

социальной инфраструктуры.

Эти цели социальной политики следует реализовывать поэтапно. Среди

первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем

задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование

системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных

нормативов); законодательное закрепление порядка определения и

использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики

его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение

минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до

уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр

системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого

их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав

граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования

системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.

В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого

экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производство

экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлетворение

потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого

социального развития, заметного улучшения материального положения населения

и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.

В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в

социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает

выравнивание регионов по уровню социального развития, поэтому при

разработке социальных приоритетов следует учесть потребности регионов в

бюджетных трансфертах.

Необходима разработка региональных программ занятости, социальной

защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит

сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.

В региональной социальной политике основное внимание должно быть

уделено следующим проблемам:

- выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых

расходов;

- поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

- адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время

регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так,

среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля,

используемая для материальной поддержки безработных.

Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является

резкая дифференциация доходов населения, разделение общества на бедных и

богатых; кроме того существенно изменилась структура бедных слоев

населения. На первом этапе переходной экономики возникла категория ''новых

бедных'' трудоспособных людей, которые готовы работать, но не могут

заработать достаточно средств для содержания семьи. Государственное

регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и

усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым

группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на

оплату жилищно-коммунальных услуг. Проводимая в России жилищно-коммунальная

реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот

только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. В ходе

проведения социальных реформ необходимо делать упор на преодоление

уравнительно-распределительных отношений, повышение роли трудового вклада

каждого человека, усилить адресный характер социальной помощи. Численность

лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации,

достигает 100 млн. человек.[3] Поэтому при значительных бюджетных

средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до

каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть

бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут

достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна

заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего

благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и

предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для

отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До

настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда,

соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют

экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по

охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на

производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за

соблюдением трудового законодательства в этой области. Плохо обстоит дело и

в госсекторе, где резко растет производственный травматизм. Основы

законодательства РФ об охране труда не дают необходимых гарантий

ра6отающим. Этот документ не предусматривает социальной защиты от

профессиональных рисков, не обязывает работодателей соблюдать правила

техники безопасности и гигиены труда.

Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении

ответственности работодателей за улучшение условий и охрану труда. Должен

быть предусмотрен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций

работникам за неблагоприятные условия труда к системе, способствующей

достижению высокого уровня его безопасности. Внедряемый при этом

экономический механизм будет выполнять две функции: наказания работодателя

за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда и поощрения

его при существенном улучшении этих показателей.

Социальная защита работников не может ограничиваться только

регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости

хотя бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости установить с

учетом демографической нагрузки увольняемого. Это относится и к системе

социальных выплат; в частности пенсионерам, ухаживающим за внуками,

необходимо установить надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу за

престарелыми и инвалидами.

В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия,

выполняющие функции социальной помощи, назначаются и выплачиваются

безадресно, без учета доходов семьи. Для обеспеченных слоев населения эти

пособия не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не

гарантируют необходимой социальной защиты.

В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных

выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому

человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу

которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в

ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.

Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать

установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех

групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за

счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в

Великобритании, Швеции и в других странах).

Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по

нескольким направлениям. При определении размеров социальных пособий

целесообразно отказаться от использования в качестве нормы минимального

размера оплаты труда и учитывать при назначении пособий, выплачиваемых в

порядке социальной помощи, среднедушевой совокупный семейный доход. Следует

законодательно закрепить право на получение только одного вида социальной

помощи, наиболее выгодного для получателя. В дополнение к пособиям и

компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, будет

развиваться система денежной и натуральной помощи малообеспеченным на

уровне субъектов РФ.

Размеры такой помощи намечается определять, учитывая сложившийся в регионе

среднедушевой доход семьи, прожиточный минимум и демографическую ситуацию.

Предусмотрено также поэтапно ввести в практику систему пособий по

нуждаемости, предварительно опробовав ее в трех субъектах Российской

Федерации, где высок уровень бедности. Важную роль при многообразии форм

собственности и хозяйствования должна играть социальная защита основных

прав человека в сфере труда. Экономика требует наряду с целевой поддержкой

социально незащищенных групп населения государственных гарантий в

определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства

населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение,

продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков,

регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех

наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования

предприятий и организаций.

В рамках социальной политики особое место занимает политика в области

образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется

противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить

конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и

высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть

государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент

учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава,

развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом,

образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора

социально-экономического развития России. В то же время реформы в сфере

образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического

объема финансирования отрасли.

Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе

гарантированное бесплатное, образование в пределах государственных

образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в

соответствии с законодательством; содействовать развитию сети

образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и

видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем);

повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в

выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы,

научной и финансово-хозяйственной деятельности. Особого внимания

заслуживают вопросы дальнейшего развития высшего и послевузовского

образования, что связано в первую очередь с введением платы за обучение при

равном доступе граждан к этим формам образования. В России в ближайшие годы

возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного

финансирования будут ограничены продолжающимся снижением жизненного уровня

населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством

подготовки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости

диплома. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочного

обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а возможности

кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в

условиях экономического кризиса. Поэтому необходима разработка новой модели

финансирования высшей школы.

Прежде всего, следует образовать федеральный внебюджетный фонд высшей

школы для финансирования прежде всего вузов, готовящих специалистов для

фундаментальных наук. Размеры (абсолютные и относительные) этого фонда

следует устанавливать в первоочередном порядке до утверждения других статей

бюджета. Такой порядок исключит возможность исполнительных властей

маневрировать ресурсами, направляемыми в высшую школу, урезать расходы на

высшее образование в связи с изменением бюджетных приоритетов.

Создание федерального внебюджетного фонда особенно важно потому, что в

последние годы сократился приток специалистов в науку. За счет данного

фонда может осуществляться контрактная подготовка студентов и аспирантов

для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся фундаментальными

исследованиями. Контрактная подготовка даст возможность в известной мере

решить и проблему повышения заработной платы.

Кроме того, следует придать вузам статус некоммерческих организаций, что

предполагает освобождение их от всех видов налогов, сборов и пошлин,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.