рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная политика государства в переходной экономике

предоставление в распоряжение вузов всей валютной выручки от их

внешнеэкономической деятельности. В вечное пользование без права отчуждения

вузам необходимо передать землю и другие ресурсы территории, на которой они

расположены.

Наиболее гибким способом направления бюджетных средств для высшей школы

является образовательный ваучер, предполагающий предоставление кредита на

получение высшего образования. Система централизованного кредитования

получения студентами высшего образования может быть разнообразной:

безвозвратный кредит, льготный кредит, возвратный кредит.

Коммерциализацию высшего образования следует проводить наряду с

обеспечением государственных гарантий его получения, в сочетании с

развитием негосударственных учебных заведений. При создании новых вузов

допустимы любые формы собственности, но существующие институты

приватизировать нецелесообразно.

Государственная Дума в январе 1995 г. приняла законопроект «О сохранении

статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и

моратории на их приватизацию», в соответствии с которым в течение трех лет

запрещена приватизация учебных заведений. Необходимо предусмотреть, чтобы

для строительства новых вузов земельные участки выделялись государственными

органами бесплатно на приоритетной основе.

Коммерциализация системы высшего образования может осуществляться путем

передачи функций владения и использования вузовской инфраструктуры через

арендно-лизинговые отношения. При этом государство продолжает оставаться

собственником этой вузовской инфраструктуры, а вузы получают финансовую и

экономическую самостоятельность. Чтобы исключить возможность вмешательства

властных структур в деятельность вузов и сохранить их автономию,

целесообразно создавать независимые от правительства экспертные советы по

высшей школе, которые имели бы право самостоятельно расходовать

направляемые на развитие и функционирование высшей школы средства.

Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с

осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются:

децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы

отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от

жесткой регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка

медицинских услуг; введение многоканальности финансирования; финансирование

основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством

осуществляемых медицинских услуг; внедрение социальных и экономических

стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг;

государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в

области медицины на конкурсной основе. Соблюдение конституционных гарантий

по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-

эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных

и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:

- устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет

изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

- приоритетность в государственной и муниципальной системах

здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и

смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированию здорового образа

жизни;

- повышение эффективности использования финансовых, материальных и

кадровых ресурсов здравоохранения;

- защиту права пациента на получение своевременной и качественной

медицинской помощи.

Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов

усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского

обслуживания населения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации,

оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и

осуществляющие научные исследования в области здравоохранения, освобождены

от налогов, сборов, пошлин при использовании собственных средств на

развитие их материально-технической базы. Важным направлением реформы

здравоохранения является разграничение функций центра и регионов.

Целесообразно, чтобы и в дальнейшем на федеральном уровне решались многие

вопросы организации и финансирования здравоохранения. Но федеральным

органам следует сосредоточить усилия на выполнении функций государственного

заказчика по федеральным программам здравоохранения, координатора всех

федеральных программ, касающихся охраны здоровья населения. Эти функции

особенно важны для обеспечения рационального взаимодействия министерств и

ведомств, организаций и учреждений в деле охраны здоровья населения.

Развиваясь как медико-индустриальный комплекс, система охраны здоровья

требует проведения единой научно-технической политики в производстве

оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим

центр должен играть особую роль в обеспечении развития медицинских

технологий, подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных

государственных служб сосредоточится на стратегических направлениях

развития медико-индустриального комплекса и финансирования федеральных

программ.

Экономическая самостоятельность регионов позволяет им выбирать

оптимальные региональные программы в части изменения структуры медицинской

помощи. В связи с этим необходимо разработать научные основы селективной

политики в здравоохранении, систему показателей, позволяющих обосновывать

приоритеты развития.

Прежде всего, требуется увеличение доли финансирования первичного,

амбулаторно-поликлинического звена. По ориентировочным расчетам, в

настоящее время на стационарную медицинскую помощь в России тратится

примерно 80—85% средств, а на амбулаторно-поликлиническую — 15—20%.

[4]Между тем часть услуг, которые сейчас оказываются населению в условиях

стационара, возможно обеспечить в амбулаторно-поликлиническом звене. Доля

последнего в использовании ресурсов может достигать 2/5 без какого-либо

ущемления интересов пациентов. Это направление реформы уже реализуется

путем ускоренного развертывания новых видов медицинской помощи.

Переход к финансированию учреждений здравоохранения в расчете на одного

вылеченного пациента является основой экономической реформы в этой сфере.

Он требует изучения действия медицинских, экономических, социальных и

организационных факторов, и, прежде всего, определения фактических и

разработки нормативных значений стоимости лечения одного больного по

группам с учетом сложности лечения, проведения расчетов цен, экономического

анализа, поиска путей минимизации издержек.

Необходимо разработать экономический механизм функционирования

медицинских учреждений, обеспечивающий приоритет потребителя, контроль

эффективности и качества медицинской помощи. Этому может способствовать

аккредитация медицинских учреждений, т.е. определение их соответствия

установленным профессиональным стандартам. Многие медицинские учреждения

пока еще не отвечают этим требованиям, поэтому предстоит большая работа по

их модернизации, техническому переоснащению и организационному

совершенствованию. В этом же направлении будет действовать и развивающаяся

система добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг.

Финансовое положение в здравоохранении может облегчить более активное

использование помощи организаций благотворительности и милосердия, а также

спонсоров, в том числе состоятельных предпринимателей.

Личные доходы населения в переходной экономике имеют весьма сложную

структуру. Это определяется, прежде всего, наличием в ней различных форм

собственности, активно воздействующих на процесс образования, распределения

и перераспределения доходов. Система денежных доходов населения включает

оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и

другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского

хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным

бумагам дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью,

а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и

другие доходы. Сложность анализа этой системы усугубляется тем, что доходы

практически каждого домашнего хозяйства, каждой семьи, да и каждого

человека складываются из нескольких видов указанных доходов. Важнейшим

видом дохода для большинства населения является заработная плата.

Заработная плата — это основной доход для семей рабочих и служащих

предприятий всех форм собственности, включая и работников организаций,

финансируемых из государственного бюджета. Среди самодеятельного населения

России около 40 млн. человек, или примерно половину, составляют наемные

работники, в первом полугодии 1996 г. заработная плата наемных работников,

включая выплаты социального характера, составляла 43,4 % общего объема

денежных доходов населения.[5] Рассмотрим проблемы государственного

регулирования заработной платы наемных работников, хотя оно

распространяется, конечно, в той или иной степени на все формы доходов

населения. Таким образом, проблемы заработной платы лиц наемного труда в

большей или меньшей степени, прямо или опосредованно, но обязательно

затрагивают все население страны.

Заработная плата призвана обеспечивать оптимальное жизненное

функционирование и развитие трудовых ресурсов. При этом заработная плата

выполняет три функции:

- стимулирование трудовой деятельности работников всех должностных

уровней и квалификаций;

- обеспечение прожиточного минимума для наименее квалифицированных или

утративших современную специальность групп трудоспособного населения;

- не только материальное обеспечение жизни работника и его семьи,

адекватное возможностям экономики вообще и трудовому вкладу работника, но -

и это стало сейчас уже объективной необходимостью - материальная поддержка

развития рабочей силы, повышения квалификации работников и т.д. в

соответствии с потребностями экономики.

Искусственно заниженная оплата труда – это важнейший фактор деградации

трудовых ресурсов. Десятилетиями при мизерной по международным меркам

заработной плате выращивался беспрецедентный тип работника, привычный к

низкой производительности труда, с низкой самооценкой личности, равнодушный

к элементарно неблагоприятным условиям труда и отсутствию нормативной

техники безопасности. Из сознания работника в большинстве своем, как

считают российские социологи, вытравлено отношение к собственному здоровью

как к одной из первостепенных жизненных ценностей. В период реформ

трудящиеся в массе своей не устремились к реализации потенциальной роли

участников создания эффективной рыночной экономики, а скатились на

унизительную позицию "просто выжить".

Отношение большинства работодателей к рабочей силе и сегодня отражает

удобный для них курс на низкую производительность и низкую заработную

плату, отсутствие заботы о безопасных условиях труда, безразличие к

здоровью работника. Очевидно, что это в стратегическом отношении расходится

с интересами экономики и общества, если иметь в виду построение

высокоэффективного, социально направленного, процветающего хозяйства.

Именно трудовые ресурсы являются сегодня основным источником и

реализатором разнообразных идей по развитию народного хозяйства. В подобной

ситуации реальная заработная плата просто не может быть низкой и не

проявлять, как правило, тенденции хотя бы к малому, но постоянному

приросту. Чтобы хоть как-то хотя бы внешне привести в стоимостное

соответствие снижающиеся физические объемы товаров и услуг с

потребительским спросом на них населения и скорее замаскировать, чем

разрешить возрастающий в этой области дисбаланс, потребовалась уникальная,

редко встречающаяся в мировой практике в таких масштабах политика инфляции.

Важно отметить, что современная рыночная экономика не имеет проблем

наподобие российских. Более того, она находит всё новые формы материальной

поддержки работников. Оплата труда все чаще носит комплексный характер,

включая в себя не только основную заработную плату (тарифный заработок,

должностной оклад) и переменную часть заработной платы (различные премии и

приплаты), но и социальные доплаты по установленным льготам и некоторые

выплаты того же характера.

Социальный раздел трудовых доходов получает все большее распространение.

Социальные приплаты заметно привязывают работника и его семью к фирме.

Темпы роста социальных доплат не уступают, а часто превышают увеличение

основной зарплаты, составляя от четверти до трети общего пакета трудовых

доходов на предприятии. Таким путем фирмы стремятся сохранить на долгое

время работников, хорошо знакомых с технологическими проблемами предприятия

и успешно участвующих в его совершенствовании.

Социальные, доплаты, которые производятся за счет не облагаемых налогом

отчислений от прибыли, компенсируют общее количество праздничных дней в

году, временную и длительную нетрудоспособность, медицинское, пенсионное

страхование и страхование от несчастных случаев, в основном, за счет

предприятия, помощь в строительстве дома, обучение детей в вузах и разного

рода переезды семьи. Сюда же входит участие в прибылях, помощь в покупке

акций. Работникам обеспечивается страхование во время отпуска в горах,

предоставляется бесплатная возможность пользоваться объектами отдыха и

развлечений и т.д.

Собственно заработная плата тоже эволюционирует: практикуются премии без

верхнего предела, зарплата инидивидуализируется в зависимости от

эффективности труда, стимулируя технологическое и организационное

творчество, высокое качество товаров и услуг. Трудно представить

благоприятными социальные перспективы в России, если ее гражданская

экономика в ближайшее время не станет объектом интенсивных научно-

технических и структурных преобразований, в которых достойное место займут

творчески активные высокооплачиваемые, работающие и живущие в благоприятных

условиях трудовые ресурсы. Страна должна освободиться от господства так

называемой негативной концепции заработной платы, неведомой современной

рыночной цивилизации. Негативная концепция заработной платы предполагает:

- заниженную до предела, за некоторым исключением, оплату труда;

- отсутствие, как правило, связи между заработной платой, образованием,

квалификацией и качеством работы;

- возрастание в доходах населения денежных поступлений, не относящихся к

заработной плате (до 60% в первом полугодии 1995 г.).

Последнее обстоятельство не приближает, а удаляет нас от рынка, в мире

которого доля зарплаты в общих доходах населения не опускается ниже 60-70%.

Важно отметить, что при сравнительно устойчивой доле различных социальных

выплат (пенсии, пособия) в структуре доходов населения России уменьшение

удельного веса оплаты труда происходит за счет увеличения доходов от

перераспределения государственной собственности, предпринимательской

деятельности и особенно разного рода финансовых спекуляций.

Впервые в современной истории мы наблюдаем именно в России два

сопряженных социально-экономических явления: практическое исчезновение

категории стоимости рабочей силы и утрату зарплатой в большинстве случаев

социальной и экономической (стимулирующей) функций, превращение ее в своего

рода вспомоществование для бедных.

По данным Министерства труда РФ на сентябрь 1995 г., минимальная зарплата

составляла около 19% прожиточного минимума, в пересчете на долларовый

эквивалент минимального часового заработка в США 4,25 долл. она равняется

примерно полутора дням неквалифицированной работы в этой стране.[6]

Минимальная заработная плата в Латвии и Эстонии примерно в два раза выше,

чем в России. Напомним, что минимальная заработная плата в США составляет

около 680 долл. в месяц. Таким образом, минимальная заработная плата

потеряла свое социально-экономическое значение, ибо она не обеспечивает не

только воспроизводства рабочей силы, но и простого биологического

выживания.

Что касается средней заработной платы, то в сентябре 1995 г. она

составила 565 тыс. рублей (1,8 прожиточных минимума), по сравнению с

сентябрем 1994 г. ее реальное значение снизилось на 29%, а за время реформ

ее покупательная способность упала более чем в 2,5 раза, и она по существу

опустилась до уровня минимальной заработной платы, окончательно вытеснив

последнюю с российской экономической арены.[7]

Вывод здесь может быть, пожалуй, только один: в России сохраняются основы

сверхжесткой системы наемного труда. "Средняя" зарплата, став

"минимальной", по оценке департамента стратегии международного фонда

"Реформа" обеспечивает воспроизводство способностей к труду лишь рабочей

силы низшей квалификации, включая затраты на содержание детей, их

минимальное образование и некоторые другие расходы.

Отсутствие радикальных рыночных реформ способно привести население к

бедности на уровне социальной катастрофы. Учитывая низкий жизненный

стандарт, утвердившийся в России в прошедшие десятилетия, можно с

уверенностью говорить о дальнейшем неизбежном распространении бедности, уже

охватившей сегодня значительную часть населения. Отметим, что население США

существенно меньше тратится на товары первой необходимости - питание,

одежду, обувь - меньше 24% индивидуального и семейного бюджета. B России

расходы на товары первой необходимости, по оценкам социологов, практически

у всех слоев населения, исключая, может быть, "новых русских", переваливают

за 50%, а чаще всего достигают 75-85%. Расходы, связанные с выплатами за

собственное жилье (и жилье вообще) и коммунальные услуги, в России быстро

приближаются к американскому удельному весу - 27%, особенно у беднейших

слоев населения, пенсионеров, в частности, при существенной разнице в

качестве жилого фонда. После того, как в России стали быстро возрастать

цены на лекарства, а медицинские услуги во многих случаях стали платными,

расходы на лечение и лекарства в нашей стране во многих случаях

приблизились к американским по своему уровню - 15%, но не по качеству и

фактическому потреблению. Затраты, связанные с культурой, развлечениями,

отдыхом, получением образования в России в настоящее время, как считают

специалисты, зачастую не ниже, чем в США - около 10%. Но получаемый за это

вещественный и духовный эквивалент в большинстве случаев заметно ниже, в

частности, в силу быстро растущей в последние годы дороговизны в России

практически всех товаров и услуг, в том числе духовного содержания.

Таблица 1

Сравнение распределения доходов по группам населения в России и США[8]

| |РОССИЯ |РОССИЯ |РОССИЯ |РОССИЯ |США |США |

|Группы |1991 |1991 |1994 |1994 |1991 |1991 |

|населения | | | | | | |

| |Доходы |% |Доходы |% |Доходы |% |

| |населен|отклонени|населения|отклонени|белого |отклонени|

| |ия – |е от |–100% |е от |населения|е от |

| |100% |пятой | |пятой |- 100% |пятой |

| | |(самой | |(самой | |(самой |

| | |богатой | |богатой | |богатой |

| | |группы | |группы | |группы |

| | |населения| |населения| |населения|

| | |) | |) | |) |

|Первая |9,4 |26,5 |5,3 |41,0 |17,7 |3,7 |

|Вторая |14,0 |21,9 |10,2 |36,1 |19,8 |1,6 |

|Третья |17,9 |18,0 |15,2 |31,1 |20,3 |1,1 |

|Четвёртая |22,8 |13,1 |23,0 |23,3 |10,8 |0,6 |

| |35,9 |- |46,3 |- |21,4 |- |

|Пятая | | | | | | |

В России в 1991 г. 20% населения, составлявшие самую богатую его часть,

превосходили по уровню доходов 20% населения, охватывавшие наименее

доходные слои, в 4 раза, менее бедные 20% - в 2,5 раза, третью по счету в

этом отношении группу - в 2 раза, а четвертую - в 1,6 раз. За последующее

трехлетие, т.е. к 1994 г. контраст в доходах населения возрос настолько,

что можно говорить о быстром продвижении куда-то вглубь истории прошлого.

Самая бедная часть населения теперь стала беднее самой богатой ухе в 8,7

раза, вторая по бедности - в 4,5 раза, следующая - в 3,0 раза. а четвертая

- в 2,0 раза. По расчетам специалистов, уровень жизни более половины

населения за последние 5 лет (1991-1995) значительно снизился, опустившись

ниже нормального прожиточного минимума. В числе низкодоходных оказалась

подавляющая часть работников образования, здравоохранения, культуры, науки

- стратегических отраслей, формирующих личность человека, интеллектуальный

и физический потенциал общества на перспективу. Основные продукты питания,

которые можно приобрести на среднемесячный душевой доход с каждым годом

уменьшаются в объеме. Любой из них, взятый нами в качестве измерителя,

свидетельствует об одном снижении покупательной способности рубля, которым

оплачивается труд в народном хозяйстве. Покупательный потенциал страны

свертывается до предела. Если тенденция сокращения доходов сохранится еще 5-

10 лет, то развитие полнокровных рыночных отношений вряд ли окажется

осуществимым, как, впрочем, и любых других производственных созидательных

отношений. В связи с этим следует отметить две негативные тенденции. Во-

первых, трудовое участие в современном российском хозяйстве, особенно в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.