рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социально-экономические последствия безработицы и пути их преодоления

предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или

юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и

осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые

собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения

от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий

безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как

возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть

свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и

зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не

может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся

бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих,

и, в конечном счете, - кризисом неплатежей по всем технологическим

цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие

предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не

может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор,

питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются

глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только

микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и

макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех

отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой

рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей,

продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для

экономики которой характерны глубокие диспропорции, такая перестройка

породит массовую структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших

условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы.

Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими

союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между

Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение

предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции,

что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для

бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно

гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит

весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем

более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на

практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что

на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах

концентрации военных заводов.

1.4 Социально-экономические последствия безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно.

Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с

проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых

глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить

большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования

структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств.

Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать

массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы,

которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение

"разумной меры" жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде

количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а

социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный

характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного

воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных

параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной

обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие

несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень

безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России

значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность

детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий

безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к

специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и

оценки последствий безработицы.

Подчеркну, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб

или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного

времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые

затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление

социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для России,

поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути

выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального,

экономического и политического развития страны на современном этапе.

Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной

сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и

копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное

логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также

использование адаптированных методов исследования социально-экономических

последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой

взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых

с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к

труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На

волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории

человечества политические режимы (примером может служить приход к

власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий

безработицы служит основанием для включения в число основных

макроэкономических функций государства политики регулирования ранка

труда и стабилизации занятости.

1.5 Пути преодоления безработицы.

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой

руководствуется правительство конкретной страны.

Современные мальтуазианцы предлагают поддерживать стабильность на

рынке труда с помощью государственной политике ограничения

рождаемости.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой

заработной плате, предлагают:

( содействовать снижению заработной платы;

( разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они

добиваются, оборачивается ростом безработицы.

( государству трудоустраивать работников, претендующих на

невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки

заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками.

Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже

при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

Кейсианские программы борьбы с безработицей предполагают

использование двух блоков мероприятий (см. схему).

| Тактические методы |Стратегические мероприятия |

|Организация |Государственные заказы |Снижение учётной |

|государством |частному сектору |ставки процента |

|общественных работ | | |

Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном

периоде, когда положительные сдвиги в экономике ещё не ощущаются.

Его содержанием становятся общественные работы, которые должно

организовать и оплатить государство за счёт своего бюджета.

Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования

производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог,

больниц и т.д.). Главное – занять население во имя социальной

стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского

спроса со стороны работников.

Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных

оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие

- потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной

массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага:

государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учётной ставки за

счёт увеличения государственных расходов (возможно при и росте

дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить

государственный заказ крупным фирмам, имеющих большую сеть

хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам

значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в

действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая

их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и

соответственно рассасывает безработицу.

Кейсианские программы успешно применялись после второй мировой

войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли

естественные объективные трудности для их претворения в жизнь.

Источниками финансирования этих программ всегда был государственный

бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно

разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведёт к

дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста

товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции

инвестиционный спрос снижается.

Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы,

которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса.

Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду.

Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей

название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в

условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне

инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно

уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях

государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что,

безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости.

Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует

здоровую денежную среду.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи

эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого

производства, разоряет производителей, продукция которых не

отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок

выполняет постепенно, но в условиях циклического спада

производства банкротства приобретают массовый характер. После этой

суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и

адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми

товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую

силу.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ

приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что

ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные

формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше,

когда страна быстро справляется с трудностями экономического

кризиса. Но в условиях России последовательное использование

монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада

и безработицы, специфические для стран, переходящей от

административно-командной системы к рыночной.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России

является снятие административных, правовых и экономических ограничений,

препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института

прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной

собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости

населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых

рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на

др. специальности и т.д.);

2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных

массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке

сельскохозяйственной продукции);

3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости

населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские

хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным

специальностям и профессиям

5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий

день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение

ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Глава II. Проблемы безработицы в России

2.1 Экономические реформы и рынок труда

Важнейшей компонентой рыночной экономики выступает рынок труда.

Развитый рынок труда позволяет наиболее полно и эффективно использовать

вещественный, научный и человеческий потенциал страны, преодолевать

сложившиеся деформации в сфере занятости, регулировать проблемы

безработицы.

Рынок труда в России в настоящее время характеризуется следующими

явлениями:

- быстрым сокращением численности экономически активного населения;

- сдвигами в структуре занятости – ее перераспределением в сферу услуг,

где работает более половины занятых, и частный сектор – 37% занятых. Вне

госсектора работает 63% занятых;

- высокой концентрацией занятости на крупных и средних предприятиях (67%

всех занятых);

- высокой трудовой мобильностью работающих (отношение суммы выбытий и

приемов на работу к среднегодовой численности занятых превышает 30%. Но

при этом миграция по трудовым мотивам низкая – 20% всех мигрантов);

- несоответствием роста и дифференциации реальной начисленной заработной

платы росту и дифференциации производительности труда;

- преобладанием латентных процессов над открытыми (неоплачиваемые или

частично оплачиваемые отпуска, вынужденные переводы на режимы неполного

рабочего времени, задержки с выплатой заработной платы, неформальная

занятость за счет основного времени);

- активизацией высвобождений в связи с сокращением численности работников

(до сих пор менее 10% среди причин безработицы);

- увеличением средней продолжительности безработицы.1

Безработица определяется соотношением двух основных сторон рынка

труда: спроса на рабочую силу и ее предложения.

Предложение рабочей силы, а следовательно, уровень и структура

безработицы, зависят прежде всего от воспроизводства населения,

рождаемости, смертности, миграции (определяющих численность населения в

трудоспособном возрасте в стране и регионах), а также от численности

различных демографических групп (женщин, молодежи, пожилых людей в

населении трудоспособного возраста).

Предложение рабочей силы определяется также социально – экономическими

и психологическими факторами: заработной платой и уровнем доходов,

отношениями распределения, потребностью в труде как средстве самовыражения,

уровнем образования и специальной подготовки, социальной политикой, т.е.

условиями, которые вынуждают потенциальную рабочую силу искать место на

рынке труда.

Особенно в сложном положении в переходных условиях оказались такие

демографические группы, как женщины, молодежь, многодетные родители или

родители-одиночки. Сложившийся уровень занятости женщин (всех женщин, а

также особенно многодетных и глав неполных семей) и молодежи в производстве

в нашей стране традиционно высок, что определяется низким уровнем жизни

населения, идеологическими факторами (особенно в отношении занятости

женщин), недостатками социальной политики. В настоящее время высокая

потребность в труде этих групп населения поддерживается невозможностью

существования семьи на доходы ее главы, что ведет к мультипликации спроса

на труд, поскольку один человек претендует на несколько рабочих мест при

высокой потребности в них всех групп населения.

При анализе ситуации на рынке труда и перспектив ее изменения, при

выработке приоритетов и мер государственной поддержки безработных

необходимо учитывать и потенциальные возможности домохозяйств, и

возрастающую посредническую роль семьи, членами которой являются

безработные.

Государственная поддержка безработных призвана сократить срок

безработицы и поддержать уровень жизни безработного. В обоих направлениях

этой политики необходимо учитывать роль семьи (домохозяйства). Так, рост

числа детей в семье обостряет для ее членов проблему безработицы, поскольку

при относительно низком уровне жизни многодетных семей безработица одного

из кормильцев ставит членов семьи на грань выживания. В то же время высокая

безработица среди женщин не всегда серьезно обостряет проблемы членов

семьи, если муж имеет возможность содержать семью (перераспределение

занятости на уровне семьи).1

2.2 Особенности безработицы в России

Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства

сокращаются в результате структурных изменений. Казалось бы, спад

производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и

адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.

Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся в

кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив.

Практикуется система длительных административных отпусков и использование

частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица.

Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.

Следует иметь в виду, что квалифицированные работники с таких

предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня

производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед

проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу

же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень

потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую

проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих

мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием

содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве.

По данным Росстатагентства, общая численность безработных в 1992-

1999гг. возросла почти втрое, составив в августе 1999г. 9,1 млн. чел.

Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, увеличился за тот же

период с 5,2 до 12,4%. Таким образом, сегодня можно констатировать, что

Россия перешла в категорию стран с высокой безработицей.

Обострение проблемы безработицы выражается в: усилении ее

региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении

продолжительности безработицы; расширении масштабов скрытой безработицы и

снижение эффективности системы государственной помощи безработным.

Однако, некоторое оживление российской экономики привело в тому, что

в 1999г. впервые за последние 9 лет отмечается рост численности занятых.

Она увеличилась на 1,8 млн. чел. и составила 65,1 млн. чел. (в 1998г.

численность занятых уменьшилась на 1,1 млн. чел.). Началось постепенное

сокращение общей численности безработных. Она уменьшилась в течение года до

8,7 млн. чел. Численность официально зарегистрированных безработных

совратилась за этот период на 34,5% и составила к концу года 1,26 млн.

(1,7% экономически активного населения).

Таблица 1.

Уровень безработицы по экономическим регионам РФ (апрель 2000г.).

|Северный |более 3,5% |

|Восточно-Сибирский |от 2,5 до 3,5% |

|Дальневосточный |от 2,5 до 3,5% |

|Волго-Вятский |от 2 до 2,5% |

|остальные |менее 2% |

Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с начала года с

6,6 до 2,5 чел.

Как и в 1998г., в наиболее кризисной ситуации на регулируемом рынке

труда находилось 15 регионов России, где уровень официальной безработицы

превысил средне российский в 2 и более раза.1

2.3 Основные демографические группы безработных в регионах России

Степень напряженности ситуации на рынке труда можно охарактеризовать

соотношением спроса и предложения рабочих мест со стороны предприятий. В

качестве показателя предложения рабочих мест используется заявленная

предприятиями потребность в рабочей силе. Показателем спроса на рабочие

места является численность безработных.

Если сгруппировать регионы России по показателю соотношения числа

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.