рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Технополисная концепция развития экономики

здесь технополиса. Экологическая ситуация в городе хотя и противоречива,

но пока нет признаков необратимого разрушения окружающей среды, а, значит,

поправима и в число неблагоприятных городов Набережные Челны не входит.

Пригородная зона отличается своими живописными местами, в ней расположены

базы отдыха, летние лагеря, заповедники.

В географическом положении Набережные Челны расположен достаточно

далеко от Казани, чтобы не подавляться ею и развиваться самостоятельно, и

в то же время достаточно близко, чтобы использовать ее научный и

производственный потенциал. Набережные Челны, к тому же расположены в

близости с такими городами Татарстана, как Елабуга, Нижнекамск,

Альметьевск и соединены с ними авто- и железной дорогой.

Также не мало важно, что нефть, газ, электричество находятся в черте

города. Сельскохозяйственная пригородная зона является одной из самых

развитой в Татарстане.

3.3 Цели и задачи

Цель Челнинского технополиса - стимулирование региональной экономики,

то есть решение актуальных для данной территории экономических, научно-

технических и социокультурных задач.

Основные задачи Челнинского технополиса:

1. Использование имеющегося научно-производственного потенциала

территории для разработки и внедрения инновационных экологически чистых

высоких технологий.

2. Организация производства конкурентоспособной на мировом рынке

высокотехнологичной продукции и широкое сотрудничество с этой целью с

зарубежными партнерами.

3. Создание необходимых условий для производства наукоемкой

продукции, развитие рыночной инфраструктуры.

3.4 Этапы реализации проекта

Первым этапом реализации проекта “Челнинский технополис” должно стать:

1. Создание оргкомитета.

2. Выявление источников финансирования.

3. Открытие расчетного счета.

4. Формирование учредительного капитала.

На последующих этапах необходимо создание правления Челнинского

технополиса, исполнительной дирекции, экспертного совета, инновационного

банка, а также социально-бытовой, культурной и производственной

инфраструктуры технополиса, целесообразно также создание крупных научно-

исследовательских организаций или научно-исследовательских комплексов, на

первых этапах как филиалов ведущих институтов, а на последующих - как

самостоятельных организаций.

После решения организационных вопросов, представителями учредителей

технополиса должна быть определена долгосрочная стратегия развития.

Затем объединенными силами НИИ и Вузов будут разрабатываться проекты

модернизации, технического перевооружения производства и управление в целях

обеспечения его конкурентоспособного уровня. Экспертным советом будет

проводиться экспертиза и отбор научно-технических проектов. Причем анализ и

отбор проектов должен осуществляться в соответствии с приоритетами

государственной научно-технической политики и с учетом процессов

реформирования экономики. При этом, кроме принципиальной новизны,

учитываются соответствие созданных объектов передовому опыту, возможность

быстрого и эффективного применения новшества, научный задел, обеспеченность

квалифицированными кадрами, необходимая материальная база, соблюдение

экологической безопасности. Вложение в них начнут окупаться после передачи

разработанных технологий малому и среднему бизнесу.

В технополисе малое предпринимательство будет занимать важное место в

развитии науки и техники. Осваивая и внедряя новую технику и технологию

малые инновационные предприятия станут связующим звеном между научно-

исследовательским комплексом и производством.

Итак, общую последовательность действий при реализации проекта можно

представить следующей схемой:

Таблица 2

Последовательность этапов при реализации проекта

|Основные |Суть этих этапов |

|этапы | |

|создания | |

|технополисов | |

|1 |2 |

|Формулировка |Содержание основных направлений |

|основных |1. Определение районов (пространств), которые могут |

|направлений |быть использованы для развития наукоемких производств.|

|деятельности | |

| |2. Формулировка целей и задач развития этих |

| |производств. |

| |3. Отбор коммерческих проектов, которые способствуют |

| |развитию технополисов. |

| |Требование к размещению технополисов |

| |1. Наличие пространств, где нет чрезмерной |

| |концентрации промышленности. |

| |2. Наличие пространств вне или поблизости от городов, |

| |которые могут стать центрами промышленного развития |

| |или уже существуют как таковые реально. |

| |3.Наличие пространств поблизости от университета(ов), |

| |в котором(ых) читаются курсы по новейшим технологиям. |

| |4.Наличие значительного количества коммерческих |

| |предприятий. |

| |5. Местоположение, которое гарантирует быструю и |

| |легкую доставку и транспортировку грузов, пассажиров и|

| |т.д. |

|Подготовка |Содержание программы |

|программы |1.Определение районов (площадей) для технополиса. |

|развития |2.Формулировка целей и задач индустриального развития,|

|технополиса |основанного на новейших технологиях. |

| |3.Планирование, сооружение и поддержка (изыскание |

| |средств) для промышленной зоны, службы водного |

| |обеспечения, жилой зоны, дорог и т.д. |

| |4.Разработка юридических положений (постановлений), |

| |способствующих созданию условий для финансирования |

| |коммерческих предприятий и других служб, необходимых |

| |для развития технополиса. |

|Утверждение |Условия для утверждения программы |

|программы |1.Определить, подходит ли для размещение технополиса |

| |предлагаемый район или нет. |

| |2.Выяснить, соответствует или нет предлагаемая |

| |программа основным направления развития региона. |

| |3.Определить, обеспечат ли реализацию программы |

| |технополиса в экономическом отношении территории |

| |(города), на базе которых будут создаваться эти |

| |технополисы. |

|Государственн|Меры государственного содействия |

|ое содействие|развитию технополисов |

| |1.Списание налогов корпорациям на юридической основе. |

| |2.Льготная налоговая система. |

| |3.Финансовая помощь коммерческим предприятиям |

| |4.Помощь в создании необходимой инфраструктуры. |

|1. Создание стимулов для привлечения в технополисы коммерческих |

|предприятий, расположенных поблизости и содействующих развитию |

|наукоемких производств. |

|2. Оказание помощи коммерческим фирмам, способствующим развитию |

|высокотехнологичных отраслей. |

3.5 Государственная научно-техническая программа “Технологии, машины и

производства будущего” - основа проекта “Челнинский технополис”

Важным направлением технической реконструкции и дальнейшего развития

промышленности является коренное преобразование, осуществляемое путем

создания нового поколения гибких автоматизированных производственных

систем, реализующих передовые идеи и разработки в области организации

производства, перспективных материалов и технологического оборудования.

Целью государственной научно-технической программы “Технологии,

машины, производства будущего” является разработка научных основ и научно-

технического задела для принципиального изменения характера промышленного

производства, то есть переход от фрагментарной к комплексной автоматизации

и компьютеризации отдельных производственных систем.

Главным итогом реализации программы будет создание отечественных

образцов гибких высокоавтоматизированных и компьютеризированных

производств, используемые новые поколения эффективных энерго- и

ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, машин и оборудования.

Результаты работ обеспечат переход ряда предприятий к технологиям, при

которых все операции от получения заказа до сбыта готовой продукции связаны

в единое целое высоко интегрированными вычислительными системами.

Такая организация позволит резко сократить время производственного

цикла, снизить затраты на разработку и освоение новых видов продукции,

оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка и существенно снизить

незавершенное производство.

В результате выполнения программы должен быть создан научно-

технический задел на 15-20 лет для широкомасштабной реализации

прогрессивных разработок в различных отраслях народного хозяйства.

Программа состоит из 105 проектов и охватывает 3 основных направления:

1. “Технология будущего”;

2. “Техника новых поколений”;

3. “Компьютеризированные интегрированные производства”.

3.6 Организационно-правовое и финансовое обеспечение проекта

3.6.1 Масштабы проекта “Челнинский технополис”

Одним из основных вопросов является вопрос о масштабах деятельности

Челнинского технополиса.

По этому поводу может быть предложено несколько проектов развития

Челнинского технополиса.

Наиболее масштабным будет бизнес-проект Челнинского технополиса как

республиканской структуры. В этом случае в бизнес-проект могут быть

вовлечены ресурсы республиканского бюджета и прибыльных отраслей экономики

Татарстана (например, нефтедобычи, нефтепереработки и т.д.), и возникает

необходимость создания законодательной базы технополисного развития.

Возможен бизнес-проект Челнинского технополиса, ориентированный на

Нижнекамский регион. Это расширяет инвестиционный потенциал проекта за счет

финансовых средств крупных городов региона Нижняя Кама (Нижнекамска,

Елабуги, Менделеевска, Заинска и т.д.)

Наконец, возможен бизнес-проект Челнинского технополиса только на базе

города Набережные Челны. Прединвестиционный этап реализации проекта в этом

случае будет существенно сокращен.

Наиболее оптимальным вариантом является создание Челнинского

технополиса на базе города Набережные Челны с последующей (по мере

развития) трансформацией проекта городского масштаба в проект

республиканского уровня.

3.6.2 Потенциальные заказчики проекта

Ими могут быть:

муниципальные и республиканские власти;

объединения предпринимателей;

торгово-промышленная палата;

инвестиционные фонды и другие институциональные структуры (страховые,

пенсионные, экологические);

3.6.3 Юридическая основа

Челнинский технополис должен быть хозрасчетным объединением на основах

акционерного сотрудничества в соответствии с уставом, утвержденным в

установленном законом порядке. В составе его учредителей должны быть:

Камский Политехнический институт, местные органы власти, ряд крупных

предприятий города, известные местные радиостанции и телевидение.

3.6.4 Структурно-функциональные элементы технополиса

Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса представлена

рисунком 3.1.

1.

Рисунок 0.1. Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса

В ней можно выделить четыре основных блока:

1. Научно-исследовательский сектор.

В него войдут крупнейшие Вузы региона, научно - исследовательские и

научно-технические центры, конструкторские бюро, призванные выполнять

исследовательские работы по поддержанию научно-технического потенциала

предприятий на уровне мировых стандартов.

2. Производственно-технологический сектор.

Сюда войдут крупнейшие промышленные предприятия и фирмы региона, а

также вновь создаваемые фирмы для производства наукоемкой продукции.

Структура производственно - технологического сектораприведена ниже:

Рисунок 0.2. Структура производственно - технологического сектора

3. Сектор обслуживания.

Данный сектор должен осуществлять различные виды услуг,

способствующих оптимальному функционированию технополиса: финансовые,

маркетинговые, посреднические, юридические, экспертные, патентные, и

т.д.

На рисунке 3.3. представлены некоторые службы данного сектора

технополиса.

Рисунок 0.3. Структура сектора обслуживания

4. “Инкубатор”

“Инкубаторские“ организации, предназначенные в оказании финансовой,

материальной, научно-методической и иной консалтинговой деятельности

начинающим фирмам.

В задачи “Инкубатора” входит:

5. Выборочное кредитование инвестиционных проектов под залог

(продвижение на рынок той или иной наукоемкой продукции, за счет

предоставления целевых кредитов под вексельное обеспечение

имуществом предприятия или пакетом акций);

6. Сдача в аренду основных фондов и оборудования (для многих наукоемких

предприятий эта мера могла бы принести большие доходы, так как они

имеют сравнительно новое оборудование. Возможна продажа части

основных фондов предприятий с длительным производственным циклом);

7. Создание фондов поддержки малого инновационного бизнеса (эти фонды

могли бы также создаваться на региональном уровне при местных

органах власти за счет взносов предпринимателей, отчислений от

прибыли крупных предприятий);

3.6.5 Структура управления

Управленческим органом технополиса является правление, куда входят

руководители основных структурно-функциональных секторов (подразделений):

Вуза, компаний, делового центра, представители местных и республиканских

органов власти, банков и т.д. В роли управляющего должен быть

руководитель главного научно-исследовательского подразделения или основной

научно-производственной компании.

Правление технополиса должно осуществлять следующие основные функции:

1. Планирование, включающее в себя выработку общей стратегии развития

технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых

программ, распределение финансов и др.

2. Создание необходимой организационно - функциональной структуры и

подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций,

компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами

технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между

подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих

между ними, налаживание контактов с Вузами по поводу подготовки,

переподготовки и повышения квалификации специалистов.

3. Установление необходимых контактов с местными органами власти,

банками, поставщиками, деловыми партнерами и т.д.

Функции дирекции “Челнинского технополиса”:

1. Обеспечение скоординированной деятельности всех подразделений,

контроль за их деятельностью и выполнением решений правления.

2. Постоянный контакт с участниками технополиса, информирование

правления о состоянии дел внутри фирм, их проблемах и трудностях с

одной стороны, и о возможностях и решениях этих проблем, с другой

стороны.

3. Решение хозяйственно - организационных задач, связанных с

материально - техническим обеспечением технополиса, развитием его

инфраструктуры, эксплуатацией зданий, руководством сбытом.

Организационным принципом управленческих структур технополиса является

программно-целевое управление, планирование и проектирование с обязательным

самоуправлением, самоокупаемостью и самофинансированием всех программ.

Целевые программы являются организационной основой технополиса. Они

подразделяются в зависимости от характера решаемых задач на:

социально-экономические;

производственно-экономические;

научно-технические;

территориальные;

экологические;

организационно-хозяйственные.

Социально-экономические программы будут направлены на решение проблем

повышения благосостояния населения, улучшения условий и преобразования

характера труда и т.д.

Производственно-экономические программы будут направлены на решение

крупных межотраслевых проблем повышения эффективности и качественных

характеристик общественного производства, улучшение использования ресурсов,

создание и развитие новых отраслей и видов производств и других аналогичных

проблем.

Научно-технические программы будут направлены на решение важнейших

научно-технических проблем, широкое применение в народном хозяйстве

достижений науки и техники.

Территориальные программы будут направлены на функционирование и

развитие территориально-производственных комплексов.

Экологические программы направлены на осуществление крупных

природоохранных и природообразовательных проектов.

Организационно-хозяйственные программы будут направлены на

совершенствование организации управления отдельными хозяйственными

системами.

3.6.6 Источники финансирования

Для осуществления любого проекта, необходимы инвестиции. Источниками

привлечения финансовых ресурсов могут быть:

1. Субсидии местных и региональных программ развития.

2. Привлечение государственных инвестиций за счет других отраслей и

федеральных программ, а также из централизованных источников

отраслей.

3. Привлечение кредитов коммерческих банков.

4. Частные, корпоративные внутренние инвестиции из прибыли и

собственных средств предприятий.

5. Выпуск специальных тиражей государственных и региональных ценных

бумаг.

6. Использование части выручки от продажи приватизируемой

государственной собственности.

7. Использование механизма ускоренной амортизации.

8. Ипотечное кредитование.

9. Средства, сэкономленные от использования лизинга.

10. Сбережения населения.

11. Средства из внебюджетных фондов.

12. Иностранные инвестиции.

13. Инвестиционные налоговые кредиты.

Остановимся немного по подробнее на некоторых из них.

Залоговое кредитование

Как свидетельствует мировой опыт, залог является одним из наиболее

надежных способов обеспечения кредитных обязательств. Предметом залога

может быть имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности:

дома, строения, земельные участки, автотранспортные средства, а также

ценные бумаги, депозиты в банках и т.д. Возможен особый вид - залог товаров

в обороте и переработке, а также и залог имущественных прав.

Статистические данные показывают: в 80 - 90 годы ссуды под залог

населению относились к числу наиболее рентабельных операций крупных банков.

Неуклонно расширялся и спектр кредитных услуг - особой популярностью

пользовались ссуды для оплаты обучения, покупки в рассрочку компьютерных

систем и другой дорогостоящей электронной техники, жилья и т.д.

Сбербанк РФ работает со всеми видами залогов, но залоги под товар

предпочитает залогам недвижимости. В отличие от большинства коммерческих

банков, которые опасаются кредитовать предприятия, Сбербанк предоставляет

инвестиционные кредиты сроком на 3 - 5 лет (они дают существенные льготы по

налогообложению).

Потребность в ипотеке становится все более насущной во многих областях

народного хозяйства.

Но к сожалению в Российской Федерации ипотечное кредитование

применяется лишь в отношении движимого имущества. Операции кредитования под

заклад недвижимости пока практически отсутствуют, поскольку нет правовой

экономической базы, прежде всего свободной купли-продажи земли.

Собственность на строения по объему весьма незначительна, но по мере

углубления процесса приватизации государственных и муниципальных

предприятий доля ее будет расти.

Проблемы в области ипотеки, требующих скорейшего разрешения:

1. Важнейшим для формирования ипотечных отношений является

установление реальных гарантий соблюдения договорных условий. Необходимо

четко определить круг субъектов договорных отношений. Требуется

государственный контроль за осуществлением ипотеки коммерческими

учреждениями.

2. Одна из актуальных проблем ипотечного кредитования - обеспечение

разумной сбалансированности интересов участников ипотеки. Значительную

роль здесь могут сыграть государственное страхование ипотечного

кредитования земли под залог, финансирование из фондов, создаваемых за счет

части поступлений от земельного налога.

3. Необходимо избегать противоречивости, способствовать обеспечению

системности законодательства о залоговом кредитовании недвижимости,

страховании, жилье, земле и т.п., должны быть согласованы между собой и

иметь единую цель: предоставить возможность заемщику финансировать покупку

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.