рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Безработица как социально-экономическое явление

особенно к женщинам. В данном случае речь идет о серьезном нарушении

законодательства. Так на заводе “Шар” около 40-60% тех, кто подлежал

увольнению по сокращению штатов, оставили на предприятии, однако перевели

на более низшие должности. Люди вынуждены были смириться с этим, чтобы не

потерять работу.

На заводе “Металлург” (Кемерово) в результате реструктуризации

производства, значительная часть работ, не требующих высокой

профессиональной подготовки, выполнялась квалифицированными специалистами.

По каждой операции число занятых рабочих сведено к минимально возможному с

технологической точки зрения. По всей вероятности, это вызовет сложности

даже при самом небольшом увеличении использования мощностей.

Структура занятых на предприятиях (т.е. соотношение численности

рабочих и служащих, занятых на основных технологических операциях и

неосновных) в целом стала более рациональной, хотя факты недоиспользования

трудового потенциала наблюдаются повсеместно.

2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и

самостоятельность предприятий.

Общее тарифное регулирование оплаты труда было отменено в 1992г.

Предприятия, за исключением бюджетных, могут устанавливать уровень оплаты

труда самостоятельно, причем Зарплата не может быть меньше установленного

законодательством минимального размера, т.е. в настоящее время это

составляет 83руб. 49 коп. в месяц. Конечно, изначально предполагалось, что

МРОТ будет соответствовать прожиточному минимуму, однако на протяжении

последних лет разрыв между ними постоянно увеличивается и в настоящее время

МРОТ не превышает 18-20% прожиточного минимума.

Генеральными, отраслевыми и региональными соглашениями, а также

коллективными договорами может устанавливаться минимальный уровень

заработной платы для данной отрасли, региона или предприятия, существенно

отличающийся от минимального размера оплаты труда в целом в РФ. Если

предприятие подписывает коллективный договор, оно должно установить уровень

заработной платы, исходя из зафиксированного минимума для данной отрасли.

Но, к сожалению, подписание коллективного договора не является

обязательным.

Коллективные договоры могут также предусматривать различные премии и

компенсации (по результатам года, за выслугу лет) и надбавки (например, за

высокую квалификацию, профессиональное мастерство, работу в особых

условиях).

А на бюджетных предприятиях уровень зарплаты устанавливается на основе

ЕТС.

Но реальность такова, что разница в уровне зарплаты как внутри

предприятий, так и между ними весьма значительна.

Вопрос о том, насколько эта дифференциация обоснованна и какими

способами она достигается, очень актуален и требует решения. Один из

способов регулирования дифференциации зарплаты – заключение различного рода

контрактов. Так, например, на заводе “Микрон” с руководителями высшего

звена, ведущими специалистами, главным бухгалтером и финансовым директором

администрация заключает трудовые договоры на ограниченный срок; - на

среднем уровне (т.е. с руководителями производственного подразделения или

отдела) подписываются так называемые условные контракты, согласно которым

заработная плата рассчитывается исходя из средней выручки данного

подразделения. Эта базовая зарплата обычно увеличивается с учетом

индивидуального коэффициента работника, устанавливаемого директором

предприятия. Например, для заместителя директора он составляет 0,8 – 0,9

зарплаты самого директора. Другие категории работников нанимаются на основе

бессрочного трудового договора; их заработная плата состоит из оклада и

надбавки (доля оклада в общей сумме зарплаты не превышает 20 %). Помимо

этого, существует категория рабочих, обычно высококвалифицированных,

которые получают оклады, установленные персонально. В последнее время такие

системы стимулирования, созданные с целью сохранения ценных кадров на

предприятии, получают все большее распространение. Причем надбавки и премии

выступают в качестве основного стимула. Однако принцип конфиденциальности

информации о размерах заработной платы еще не привился в российских

условиях. В большинстве случаев работникам известно, какую зарплату

получают их коллеги, что безусловно осложняет организацию дифференциации

зарплаты и провоцирует конфликты среди персонала.

Кроме того, в связи с распространением бартерных схем на предприятиях

широко используется различные неденежные формы оплаты и стимулирования

труда. Еще работники пользуются благами, которые обеспечивает социальная

инфраструктура предприятий (базы отдыха, стадионы, медицинские части,

столовые и т.п.), получают поддержку по содержанию детей в детских садах.

Процесс передачи жилого фонда и учреждений социально-бытовой сферы на

баланс муниципальных органов идет неравномерно и достаточно сложно.

2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и

безработицей.

Как свидетельствуют проведенные опросы, большинство работников не

удовлетворено уровнем оплаты своего труда. Тем не менее часть респондентов

согласилось бы получать меньшую зарплату, при условии гарантии их

занятости. Но есть и такие, кто предпочел бы гарантированной занятости

более высокую оплату труда. Вопросы, связанные с определением цены рабочей

силы с тем, как соотносятся зарплата и денежная масса, находящаяся в

обращении, как уровень оплаты зависит от состояния рынка труда и размеров

безработицы, являются весьма сложными и социально наиболее важными в теории

занятости.

Пожалуй, не в одной стране не отличалось столь высокой скрытой

безработицы, столь значительного снижения реальной зарплаты на фоне

повышения уровня безработицы, и такого явления, как длительные задержки

выплаты зарплаты.

Многие экономисты, как зарубежные, так и отечественные, считают

высокий уровень зарплаты или ее рост главными причинами сохранения спроса

на труд, а низкий уровень зарплаты или ее уменьшение – средством увеличения

занятости, ссылаясь на закон спроса и предложения. Действительно, чем выше

цена рабочей силы, тем ниже вроде бы спрос и наоборот. Так, в учебнике

американского экономиста Н.Г.Мэнькью подчеркивается, что “жесткость

реальной зарплаты уменьшает вероятность трудоустройства и повышает уровень

безработицы”. И в учебнике нашего ученого Кашаева В.Д. говорится, что

поскольку зарплаты включают в издержки производства, ее рост вызывает

повышение цен на выпускаемую продукцию, следствием чего может оказаться

снижение спроса, а значит сокращение объемов производства и занятости.

К сожалению, из теоретических положений об отрицательном влиянии

повышения зарплаты на рост безработицы делаются соответствующие выводы и

даются рекомендации относительно практической деятельности профсоюзов. Так,

К.Р.Макконели и С.Л.Брю утверждают: успех любого профсоюза в установлении

ставок зарплаты выше равновесной сопровождается уменьшением числа занятых

рабочих.

Но статистика свидетельствует, что вопреки всем утверждениям, что в РФ

увеличение безработицы шло одновременно с резким уменьшением зарплаты,

связанным главным образом со спадом производства.

Как видно из приведенных данных, в 1995 г. реальная зарплата составила

всего лишь 45% уровня 1991 г. По официальным данным за 1996-97гг.

начисленная зарплата как будто увеличилась, но огромные невыплаты, в

результате которых задолженность по зарплате к ноябрю 1997 г. составила

55,2 трлн. руб. , привели к дальнейшему падению жизненного уровня

большинства населения РФ.

Задержки выплат зарплаты – грубое нарушение Конвенции №95 “Об охране

заработной платы”, ст.12 которой гласит: “Заработная плата выплачивается

регулярно…сроки выплаты устанавливаются законодательством данной страны или

определяются договорами или арбитражными решениями”. В нашем КЗОТе ст.96

устанавливает, что зарплата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца;

только для отдельных категорий работников могут быть установлены иные

сроки.

Кроме того события 17 августа 1998 г. вызвали новое резкое падение

реальной зарплаты, которое происходило на фоне дальнейшего сокращения

занятости.

В сложившихся условиях повышение зарплаты поможет оживить экономику,

предотвратить ее дальнейший спад и деградацию рабочей силы. Ведь любое

снижение зарплаты сужает внутренний круг товаров, а значит способствует не

увеличению, а уменьшению занятости.

Так, Кейнс в полемики со сторонниками классической школы утверждал,

что рынок труда в отличие от рынка других товаров – специфический рынок, на

котором предложение рабочей силы мало зависит от уровня спроса на него,

т.е. от уровня зарплаты. В своей работе “Общая теория занятости, процента и

денег” он анализировал вопрос о том, ведет ли сокращение денежной зарплаты

при равных прочих условиях непосредственно или косвенно к увеличению

занятости, и пришел к выводу, что не ведет.

Кейнс издал собственную теорию занятости, согласно которой параметром,

с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса.

Отсюда, наиболее разумной политикой, ограничивающей оптимальные соотношения

оплаты с занятостью, достигается в конечном счете при условии удержания

устойчивого уровня зарплаты.

2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие

нарушения законодательства.

Действующее законодательство осталось практически неизменным с

советских времен с присущей ей установкой на полную занятость населения и

нормальной продолжительностью рабочей недели не более 40 часов. Для

отдельных категорий (работников не достигших 18 лет, учителей, врачей,

женщин, работающих в сельской местности; работников, занятых на вредных

производствах) рабочая неделя сокращается до 36 часов, а в отдельных

случаях (например, для подростков 15-16 лет) до 24 часов.

Сверх суточная работа допускается только по разрешению

соответствующего выборного профсоюзного органа и не должна превышать 120

часов в год или 4 часов в день в течении 2 дней подряд. Женщины, имеющие

детей в возрасте до 3 лет, не допускаются к сверхурочным или ночным работам

и не отправляются в командировку даже с их согласия. Дети в возрасте 14 лет

также не допускаются к сверхурочным работам и не могут направляться в

командировки.

Столь же детально регламентируется порядок предоставления основных и

дополнительных выходных дней, отпусков по уходу , а также ежегодно

оплачиваемого отпуска и административных отпусков.

Чрезмерная жесткость законодательства, регулирующего рабочее время,

ведет к его практически повсеместному несоблюдению, т.к. оно абсолютно не

соответствует существующему положению. В условиях дефицита рабочих мест и

низких пособий по безработице работники согласны трудиться столько, сколько

потребуется, чтобы удержаться на своем рабочем месте.

В связи с этим появилось еще одно распространенное явление:

неоплачиваемый административный отпуск, когда работодатели принуждают

работников “добровольно” брать такие отпуска на неопределенно долгий скор,

а люди, боясь оказаться в армии безработных, соглашаются с этими

серьезнейшими нарушениями законодательства.

Глава 3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости.

3.1 Закон о занятости населения

Принятый в 1991 г. и бесспорно прогрессивный с точки зрения

формирования новых социально-экономических ценностей Закон РСФСР “О

занятости населения в РСФСР” основан на общих представлениях об управлении

рынком труда в условиях рыночной экономики. В ходе экономических

преобразований неоднократно ставился в повестку дня вопрос о корректировке

отдельных положений закона “О занятости...” (но отнюдь не об отказе от его

“прорыночного” содержания). Чтобы приблизить действующий закон к

изменяющимся реалиям, в него дважды вносились достаточно серьезные

уточнения (в апреле 1996 г. и июле 1999 г.), многие из которых

действительно имели принципиальный характер. К таковым, например, можно

отнести ограничение размера пособия по безработице. Если в 1996-1999 гг.

его величина не могла превышать среднюю заработную плату в регионе

проживания и регистрации безработного, то теперь - прожиточный минимум. При

этом минимальное пособие по безработице не может быть меньше 20% величины

прожиточного минимума. В результате, если раньше максимальное и минимальное

значения составляли соответственно 1465 руб. и 83,5 руб., то в мае 1999 г.

- соответственно 924 и 184,8. Было уточнено понятие “занятые граждане”, к

каковым стали относить в том числе и лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам

(договорам подряда) и т.п. При ухудшении финансирования государственной

политики занятости ужесточились условия регистрации безработных.

Однако, несмотря на эти и другие новации, в целом

можно констатировать, что и ныне действующая редакция закона несовершенна.

Остановимся на наиболее крупных вопросах, которые целесообразно решить при

его очередной, и, заметим, неизбежной доработке.

Так, до начала реформ нельзя было предвидеть и количественно

описать такие явления, как значительная дифференциация населения по уровню

доходов и развитие в широких масштабах не облагаемого налогом сектора

экономики, снижающего реальную потребность в рабочих местах и социальной

поддержке части лиц, потерявших работу; простаивающие предприятия,

занятость на которых не дает гарантии получения заработной платы, что

увеличивает спрос на рынке труда; неденежные формы расчетов между

хозяйствующими субъектами, уменьшающие возможности финансирования

государственной политики занятости, а также целый ряд других социально-

экономических феноменов переходного периода.

Прежде всего, необходимо привести название закона (которое,

по нашему мнению, слишком широкое) в соответствие с содержанием: большая

часть его статей фактически посвящена не занятости как таковой, а

обязательствам, которые берет на себя государство по поддержке населения на

рынке труда. Так, в 11 из 39 статей закона в редакции 1999 г.

рассматриваются вопросы, связанные исключительно с предоставлением

зарегистрированным в органах государственной службы занятости населения

гражданам социальных гарантий и компенсаций. Во многих статьях речь идет о

других социальных обязательствах в области занятости, которые государство

либо берет на себя (реализация права граждан на труд, дополнительные

гарантии для отдельных - социально уязвимых - категорий населения,

профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка

безработных граждан, организация общественных работ), либо делегирует

работодателям. Что касается собственно политики занятости (а не ее

инфраструктурного обеспечения), то данному вопросу посвящена фактически

одна - четвертая - статья закона.

Если общая логика закона не изменится, целесообразно поменять его

название. В качестве рабочего можно рекомендовать, к примеру, такое - "О

государственных гарантиях населению в сфере занятости".

В пользу уточнения названия говорит и то, что действие многих статей

нынешнего закона охватывает только регистрируемый рынок труда и его

фигурантов (зарегистрированных в органах государственной службы занятости

безработных), а не рынок труда в целом. Вторая принципиальная проблема, на

решение которой необходимо обратить внимание при сохранении прежнего

названия закона, -включение в него положений, определяющих права и

ответственность различных органов исполнительной власти федерального

уровня, связанных с разработкой и реализацией государственной политики

занятости. В ныне действующей редакции закона вопросы, связанные с

институциональным обеспечением государственной политики занятости, решены

неудовлетворительно. Из структур исполнительной власти, которые должны

обеспечивать обязательства государства в этой области, в законе упомянута

лишь Федеральная государственная служба занятости населения (ст.15),

входящая сегодня в состав Министерства труда и социального развития России.

Что касается Правительства РФ в целом (упоминается в ст. 3, 13, 22, 24,

25), Центрального банка РФ - ЦБ (ст.22). Пенсионного фонда - ПФ (ст.32), то

их роль, согласно существующей редакции, сводится либо к утверждению

некоторых норм и нормативов (например, правительство устанавливает

механизм введения и размер квоты для приема на работу инвалидов), либо к

выполнению распределительных функций (так, учреждения ЦБ аккумулируют на

открытых в них счетах средства Государственного фонда занятости населения,

ПФ обеспечивает первичное финансирование расходов на выплату досрочных

пенсий).

Другие упоминаемое в законе структуры, включая координационные

комитеты содействия занятости населения (ст.20). профессиональные союзы и

иные представительные органы работников (ст.21). являются общественными, и

потому вырабатываемые ими решения далеко не всегда обязательны для

исполнения.

Что же касается Минэкономики и Минфина России - структур

исполнительной власти, без которых, на наш взгляд, действенная

государственная политика в сфере занятости вообще невозможна, то они в

законе вообще не упомянуты.

Далее, опыт построения федеративных отношений в современной России

свидетельствует, что успехи в данном направлении могут быть достигнуты

только в том случае, если в каждой предметной области права и

ответственность органов управления различных уровней административно-

территориальной иерархии будут четко разграничены и финансово обеспечены.

Между тем в законе соответствующие положения отсутствуют, что затрудняет

определение рационального деления бюджета ГФЗН на две части - федеральную и

субъектов Федерации. Поэтому положения о разграничении полномочий в области

государственной политики занятости между органами управления различных

уровней должны быть четко сформулированы.

Особого внимания требует вопрос о формировании и использовании средств

ГФЗН. Дело в том, что сегодня территории с относительно невысоким уровнем

регистрируемой безработицы обеспечены в целом ресурсами ГФЗН существенно

лучше, нежели те, где этот уровень высок. Такая ситуация, на наш взгляд,

обусловлена тем, что далеко не все расходы ГФЗН в регионах формируются на

нормативной основе. Так, на основе нормативного принципа в регионах могут

быть сформированы расходы бюджета ГФЗН фактически только на выплату пособий

по безработице, а Также стипендий гражданам в период их профессиональной

подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов

службы занятости. Расходы же по другим статьям бюджетов определяются исходя

скорее из качественных, а не количественных критериев. Поэтому механизм

распределения бюджетов ГФЗН субъектов РФ целесообразно унифицировать на

основе нормативного принципа расчета его расходов, закрепив это в законе.

Еще одна крупная группа проблем, требующая особого внимания,

связана с реализацией на практике так называемого адресного подхода в

работе органов государственной службы занятости с населением и отказом от

ныне практикуемого категорийного подхода.

Действительно, цель государственной политики занятости, как это

следует из действующей редакции Закона, - поддержка отдельных категорий

населения. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными,

выплачиваете пособие по безработице (ст.31), инвалидам, лицам,

высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата,

женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы,

предоставляются дополнительные гарантии занятости (ст.13) и т.д. Однако при

таком подходе не учитывается тот факт, что по своему социальному состава,

уровню душевых доходов и другим социально-экономическим показателям семьи

(домохозяйства), членами которых являются дачные категории граждан, могут

значительно различаться. Не принимать во внимание это обстоятельство при

дефиците бюджета политики занятости, на наш взгляд, неправильно. Необходим

более дифференцированный подход к поддержке лиц, относящихся к той или иной

категории, что идеологически соответствовало бы предпринимаемым в настоящее

время мерам по повышению эффективности социальной поддержки населения

страны и рационализации социальных расходов государственного бюджета.

Серьезной проработки требует вопрос об источниках пополнения

бюджета ГФЗН. В настоящее время граждане, формирующие предложение на рынке

труда, не участвуют своими взносами в социальном страховании на случай

безработицы. Их страхование обеспечивает работодатель. При этом

индивидуальные счета застрахованных не ведутся, а средства, поступающие в

фонд, обезличиваются. В такой ситуации дифференцированный подход при

назначении пособия по безработице (стипендии проходящим профподготовку,

материальной помощи и иных выплат) экономически и социально правомерен.

Другое дело, если в пополнении бюджета ГФЗН примет участие население.

Здесь может быть предложено два подхода - добровольное и обязательное

привлечение граждан к уплате страховых взносов в фонд занятости. В первом

случае речь должна идти об открытии индивидуальных накопительных счетов в

системе социального страхования по безработице и об установлении порядка

использования средств, аккумулируемых на этих счетах. Во втором -

предлагается обосновать и ввести в действие прогрессивную шкалу тарифов

обязательных страховых взносов работников в ГФЗН. При этом лица с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.