рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государство и экономика

вреда другим лицам, если это деяние повлекло за собой причинение

существенного вреда правами законным интересам граждан или организаций

либо охраняемым законом интересам общества или государства (статья 201);

. злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами. Речь идет

об использовании нотариусом или аудитором (ревизором, контролирующим

финансовую деятельность предприятия) своих полномочий вопреки задачам

своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и

других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило

существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций

либо охраняемым законом интересам общества или государства (статья 202).

Уголовное законодательство рассматривает в качестве преступлений против

государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах

местного самоуправления ряд деяний криминального характера, в частности:

. злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);

. незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);

. получение взятки (статья 290);

. служебный подлог (статья 292).

Подпольная («черная») экономика - это запрещенная законом деятельность.

Сюда относятся: наркобизнес, контрабанда, фальшивомонетничество и иные

преступные дела.

Теневая экономика пустила глубокие корни и значительно расширилась в нашей

стране особенно за последние годы. Первая причина этого явления - коррупция

(подкуп) государственных чиновников и должностных лиц, призванных

поддерживать законность в экономике (на их подкуп преступный мир тратит до

30-50% своих доходов). Другая причина состоит в том, что дельцы «черной»

экономики образуют строго организованные группы, хорошо оснащенные оружием

и современными техническими средствами. Эта организованная преступность

вместе с подкупленной частью государственного аппарата создает мафиозные

объединения, препятствующие разоблачению подпольных дел. Третья причина

заключена в получении очень высоких доходов, приходящихся в основном на

долю главарей мафии. Между тем, как подсчитали экономисты, большинство

воров, мошенников и грабителей получает средний доход (с учетом срока

тюремного заключения), который меньше заработка рядовых рабочих и служащих.

Уголовное законодательство нашей страны выделяет ряд криминальных деяний с

«черной окраской». К ним, в частности, относятся:

. контрабанда, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу

Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с

сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием

документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с

недекларированием или недостоверным декларированием. Признано также

уголовно наказуемым перемещение через таможенную границу

сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых

веществ, вооружения и т.п., если это деяние совершено с нарушением правил

таможенного контроля (статья 188);

. преступления против здоровья людей, связанные с незаконным изготовлением,

приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой или сбытом наркотических

средств или психотропных веществ (статья 228);

. вовлечение в занятие проституцией (статья 240) и организация или

содержание притонов для занятия проституцией (статья 241).

Рынок как социальный институт.

Под социальным институтом понимается определенная организация общественной

деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их

взаимоотношения.

Во второй половине XX столетия нормальный рынок - тот, который базируется

на совокупности определенных институтов. Крупный специалист по рыночной

экономике Р. Коуз (США) в речи при вручении ему Нобелевской премии (1992)

подчеркнул: без соответствующих рыночных институтов невозможно развитие

рыночной экономики любого уровня.[19]

Что же входит в систему рыночных институтов? Во-первых, сюда включена

правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи:

. организует правовое регулирование рынка: устанавливает для субъектов

рынка единые правила поведения;

. защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых

норм, а тем самым охраняет экономические интересы рыночных агентов.

Роль права состоит в том, что оно передает хозяйственной деятельности

следующие свойства:

. общеобязательность;

. точность и формальная определенность правовых норм;

. системность в процессе воздействия на человеческую деятельность;

. упорядоченность и стабильность.

Именно такие свойства позволяют обеспечить правовое регулирование всей

системы рыночных отношений. Основу этого регулирования составляет

Гражданский кодекс, который выполняет роль кодекса цивилизованного рынка.

С одной стороны, Гражданский кодекс отражает и законодательно закрепляет

коренную особенность рынка - экономическую свободу его субъектов. Так, в ГК

РФ с самого начала выражены основные требования такой свободы:

. равенство субъектов;

. неприкосновенность собственности;

. свобода договоров;

. недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,

. необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав;

. обеспечение восстановления прав;

. судебная защита прав (ГК РФ, пункт 1 статьи 1).

В Кодексе особо подчеркивается, что физические и юридические лица

приобретают и осуществляют свои гражданские нрава сноси волей и в своем

интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе

договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий

договора (статья 2).

С другой стороны, Гражданский кодекс, другие юридические законы

упорядочивают отношения рынка, содержат нормативно-законодательное

регулирование многообразных рыночных связей. Законодательное закрепление

экономической свободы и комплексы правовых принципов превращает ее в

стержень и источник развития цивилизованного рынка.

Это означает, что институт правового регулирования рыночных отношений ведет

наступление на два фронта. Один фронт - борьба с диктатом коррумпированного

чиновничества, которое подавляет нормальное развитие экономических свобод

агентов рынка. Другой фронт направлен против нравов базарно-жульннческой

стихни, договорной анархии, неплатежей, невыполнения контрагентами своих

обязательств.

Во-вторых, в систему рыночных институтов входят органы государственного

контроля и регулирования:

. учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю;

. налоговая система;

. органы финансово-кредитной политики государства. Выходит, что структура

современного рынка усложнилась. О и включает не только горизонтальные

отношения между физическими и юридическими лицами. В эту структуру входят

качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз - от

государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах

регулируют их поведение.

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей,

предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают

степень организованности, цивилизованности и эффективности действий

рыночных агентов.

Наконец, в систему рассматриваемых нами институтов включается особая

рыночная инфраструктура - совокупность предприятий, учреждений и

организаций, которые связывают производителей и потребителей, придают

рыночной системе целостность и завершенность. В эту инфраструктуру входят

торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные

бюджетные учреждения. Причем в каждом виде рынка имеется своя

инфраструктура. Так, на рынке товаров (потребительских и производственных)

и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, предприятия

оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые

посреднической деятельностью, службы сервиса и т.д.[20]

Итак, ознакомление с рынком как социальным институтом позволило нам выявить

тот внутренний механизм, который ныне прочно объединяет все цивилизованные

рыночные связи в единую целостность. Благодаря этой целостности рынок

приобретает способность к саморегулированию. Оно осуществляется на основе

объективных экономических законов, влияющих на поведение участников

договоров купли-продажи.

Законы спроса и предложения.

Всем, по-видимому, известно, что цена - это количество денег, которое дает

покупатель продавцу за приобретенный товар. Наиболее наглядно и убедительно

данное экономическое отношение складывалось в эпоху золотого стандарта. В

то время цена как меновая стоимость товара выражалась в виде определенного

количества благородного металла. Согласно трудовой теории стоимости,

пропорция товарно-денежного обращения означала одинаковую по величине

стоимость обмениваемых вещей, т.е. на производство товаров и денег

затрачивалось равное количество общественного труда. Значит, в

экономическом определении цены упор делался на ее объективное содержание.

Иначе трактуется цена с юридической точки зрения. В этом случае в центре

внимания оказываются правоотношения участников договора купли-продажи. Так,

при заключении возмездного договора одна сторона обязуется предоставить

другой стороне за исполнение ею своих обязанностей определенную плату (или

иное встречное предоставление). Исполнение договора оплачивается по цене,

установленной соглашением сторон (ГК РФ, пункт 1 статьи 424).

Следовательно, цена здесь предстает как важное средство и результат

урегулирования договорных отношений.

В зависимости от степени урегулированности сделок купли-продажи цены можно

подразделить на три вида.

1. Свободные договорные цены. Они формируются в зависимости от состояния

рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе

личной договоренности продавца и покупателя. Цены могут быть изменены после

заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором,

законом, или в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 424).

К свободным договорным ценам могут быть отнесены цены, установленные на

торгах - аукционе или конкурсе. Договор заключается лицом, выигравшим

торги. Таковым на аукционе признается человек, предложивший наиболее

высокую цену. А на конкурсе победителем становится лицо, которое по

заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.

2. Цены публичного договора. Публичным договором признается договор,

который заключен коммерческой организацией и устанавливает из обязанности

по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. В такие

обязанности входит выполнение запросов каждого, кто за ней обратился. Цена

товаров, работ и услуг устанавливается одинаковой для всех потребителей.

При этом не допускается отказ коммерческой организации от заключения

публичного договора, если имеется возможность предоставить потребителю

соответствующие блага (пункты 1, 2, 3 статьи 426).

3. Цены, санкционированные (установленные) государством (пункт 1 статьи

424). Уполномоченные на то государственные органы в предусмотренных законом

случаях могут применять два вида цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.):

регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает

верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной

экономики такое управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг

(стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта,

потребительских продуктов первой необходимости);

фиксированные (твердо установленные) цены. Государственные органы фиксируют

такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не

имеют права их изменять.[21]

Заключение.

Свободное предпринимательство и обмен товарами и услугами, свободная

продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования, но

очень осторожного, сдержанного, умеренного. Здесь не годятся жесткие меры

отжившей административной системы, диктаторские методы.

Итак, рынок, но регулируемый; регулируемый, но не командным способом;

регулируемый, но до известных пределов, в определенных рамках и строго

отобранных формах. Границы и способы правового регулирования - вот главная

проблема для законодателя, взявшего курс на рыночные отношения. В такой

ситуации относительно широкой свободы адресатов велений и дозволений закона

правоприменитель (суд, арбитраж) должен самостоятельно и свободно (но в

рамках закона) отыскивать то справедливое (правовое) решение, которое

всегда конкретно, всегда привязано к данным фактическим обстоятельствам,

конкретным участникам рыночных отношений. Иллюстрацией к этому может

служить норма Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей",

согласно которой возможно возмещение морального вреда, причиненного

гражданину, и размер его определяется судом (ст. 13)[22].

Возможности правового регулирования в разных областях социальной жизни

неодинаковы. Применительно к рыночному хозяйству основными функциями закона

являются статическая (закрепление сложившихся реалий) и охранительная. В их

свете можно выделить следующие направления в использовании правовой формы.

1. Установление целей экономического развития. Делать это можно по-разному.

Более уместен такой подход: не расписывать в законодательном порядке все

цели, а дать возможность поступать гражданам и их объединениям в

соответствии с принципом "что не запрещено, то дозволено". Запреты

устанавливаются на цели, которые по своей природе или по средствам

достижения антигуманны.

Было бы наивным полагать, будто рыночные отношения можно с успехом

насаждать сверху законодательными и административными мерами. В отношении

последних можно рассчитывать на эффект разве лишь там, где они снимают

преграды на пути к рынку, создают дополнительные экономические стимулы.

2. Закрепление экономической основы движения к рынку и рыночной динамики.

Сегодня уже признано (и в российских законах наиболее определенно)

равноправие всех форм собственности, включая частную.

3. Определение круга субъектов рыночных отношений. Разумеется, это не

означает расставить по ранжиру и правоспособности всех и каждого. Речь идет

о необходимости вывести из-под неоправданного покровительства закона строго

ограниченные категории лиц, вполне определенные организации и предприятия.

Особого внимания заслуживает вопрос об участии в предпринимательской и

коммерческой деятельности служащих государственного аппарата, работников

правоохранительных органов, депутатов. Так, законом США об этике в

деятельности государственных органов (1978 г.) для государственных

служащих, включая Президента, установлено ограничение на занятие должностей

вне государственного аппарата. Кодексом должностного поведения палаты

представителей конгресса США должностным лицам и служащим запрещено

получение каких-либо благ, вне зависимости от источника, если они окажут

воздействие на деятельность лица как члена палаты, должностного лица,

служащего. Избирательным кодексом Франции (ст. 146) для парламентариев

установлена несовместимость мандата с главенством в каком-либо коммерческом

предприятии и даже с иным личным участием в таком предприятии. То же

правило устанавливается для служащих госаппарата законом о правах и

обязанностях государственных служащих.

К сожалению, современная российская практика знает случаи создания и

регистрации мощных коммерческих организаций, учредителями которых являются

министерства и Другие государственные структуры, а должностные лица

государства занимают соответствующие посты в коммерческих образованиях.

Статическая функция права в части определения участников того или иного

рода рыночных отношений наглядно иллюстрируется регистрационной

деятельностью компетентных государственных органов. Министерством юстиции

Российской Федерации зарегистрированы, например, такие организации, как

Российский союз молодых предпринимателей. Союз потребителей Российской

Федерации, Российский союз частных собственников, Ассоциация женщин-

предпринимателей России. Сами наименования названных объединений

свидетельствуют о покровительстве со стороны юстиции (в полном соответствии

с российскими законами) предпринимательской и коммерческой деятельности.

4. Запрещение и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и

коммерции. Не только всеми признанные преступные формы и виды деятельности

должны исключаться из рыночной жизни, но и, казалось бы, правомерные. Так,

антимонопольное законодательство известно всему цивилизованному миру.

Борьба со злоупотреблениями рекламой, товарным знаком, наименованием фирмы

и другими - на этом зиждется нормальный рынок.

Принципиальная позиция по поводу способов регулирования экономических и

социальных отношений товарного производства такова: осторожность и еще раз

осторожность в инвестиционных мероприятиях, субсидиях, дотациях в

предпринимательстве; определенность и стабильность в отношениях

собственности, аренды, банковском деле, валютных операциях. И, конечно,

продуманная налоговая политика. Это едва ли не универсальный инструмент. Он

позволяет поощрять предпринимательство и обеспечивать его использование и в

социальных целях.

5. Регламентация порядка разрешения рыночных дел и споров о праве. Если

участники хозяйственных отношений хотят добиться справедливого решения, они

могут достигнуть цели только при стогом процессуальном порядке рассмотрения

споров. Можно допустить, что стороны вообще игнорируют при разрешении спора

государственные структуры и обращаются к своему суду - третейскому. Но

тогда они лишаются определенных видов государственной защиты.

6. Установление юридической ответственности. Справедливость требует

восстановления нарушенного состояния и возмещения вреда. Рыночная

справедливость требует материальной ответственности.[23]

Список литературы:

Алексеев С.С., Теория права. М., 1998 г.

Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М., 1997 г.

Комаров С.А. Общая теория государства и права., М., 1996 г., с.139-142

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. / Пер. с англ. М.,

1978 г.

Ленин В.И.. Государство и эволюция //Полн. собр. соч., Т. 33; Очередные

задачи Советской власти // Полн. собр. соч., Т. 36.

Ленин В.И. Х съезд РКП (б). 8—16 марта 1921 г. Заключительное слово по

докладу о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. / Полн. собр.

соч. Т. 43, 45.

Марксистско-ленинская общая теория государств и права. Основные институты и

понятия. М., 1970 г.

Российская газета. 1992. 7 апреля.

Экономические науки. 1990 г., №10.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. / Пер. с aнгл.

Т.2. М., 1992 г.

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридическая

литература ", 1993 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Патентный закон Российской Федерации.

Закон Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и

наименованиях мест происхождения товаров.

Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

-----------------------

[1] Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М., 1997 г., с. 12-13.

[2] Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935

г. с., 231.

[3] Алексеев С.С., Теория права. М., 1998 г., с. 119-122.

[4] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. / Пер. с англ.

М., 1978 г., с. 452.

[5] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. / Пер. с англ.

М., 1978 г., с. 453

[6] Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М., 1997 г., с. 85-88.

[7] Экономические науки. 1990 г., №10., с. 95.

[8] Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. / Пер. с

aнгл. Т. 2. М.. 1992 г., с. 331

[9] Марксистско-ленинская общая теория государств и права. Основные

институты и понятия. М., 1970 г., с. 427.

[10] Ленин В.И.. Государство и эволюция //Полн. собр. соч., Т. 33;

Очередные задачи Советской власти // Полн. собр. соч., Т. 36.

[11] Ленин В.И. Х съезд РКП (б). 8—16 марта 1921 г. Заключительное слово по

докладу о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. / Полн. собр.

соч. Т. 43. с. 70—71.

[12] Ленин В.И. Х съезд РКП (б). 8—16 марта 1921 г. Заключительное слово по

докладу о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. / Полн. собр.

соч. Т. 45. с. 376.

[13] Алексеев С.С., Теория права. М., 1998 г., с. 119-122.

[14] Алексеев С.С., Теория права. М., 1998 г., с. 119-122.

[15] Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М., 1997 г., с. 72.

[16] Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М., 1997 г., с. 73-75

[17] Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М., 1997 г., с. 75-78

[18] Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М., 1997 г., с. 140-142.

[19] Комаров С.А. Общая теория государства и права., М., 1996 г., с.139-

142.

[20] Комаров С.А. Общая теория государства и права., М., 1996 г., с.142-144

[21] Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М., 1997 г., с. 150-151

[22] Российская газета. 1992. 7 апреля.

[23] Алексеев С.С., Теория права. М., 1998 г., с. 124-127.

-----------------------

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Присвоение работником средств и продуктов производства

Присвоение единоличным собственником средств производства

продуктов чужого труда

ОБЩАЯ ДЕЛОВАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

ОБЩЕЕ СОВМЕСТНОЕ ПРИСВОЕНИЕ

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.