рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства

назначенных месячных пенсий. Их уровень составляет 41% и 37%,

соответственно, от уровня 1990 г. Парадоксальный, на первый взгляд,

результат, заключающийся в том, что , казалось бы, определяющие компоненты

душевого дохода понизились более существенно, чем сам доход, объясняется

просто. Действительно, в 1990г. суммарная доля оплаты труда и социальных

трансфертов составляли 88,8% денежных доходов населения : 74,1% - оплата

труда и 14,7% - социальные трансферты. К 1995 г. суммарная доля оплаты

труда и социальных трансфертов понизилась до 50,9% (из них 37,8% - оплата

труда и 13,1% - социальные трансферты) и стабилизировалась на уровне 51% -

55%. В 1998 г. эта доля составила 52,9% (38,7% - оплата труда и 14,1% -

социальные трансферты). Снижение в денежных доходах населения удельного

веса оплаты труда и социальных трансфертов связано целиком и полностью со

снижением доли оплаты труда с 74,1% в 1990г. до 38% - 40% в 1998 - 2000г.г.

за счёт роста за тот же период времени долей доходов от собственности - с

2,5% до 7,4%, от предпринимательской деятельности - с 3,8% до 14,5%, и

"других" доходов с 4,9% до 26% - 27% (удельный вес социальных трансфертов

оставался, практически, стабильным, варьируясь в диапазоне 13,1% - 16,3%).

Начиная с 1 кв. 1999г. в показатель "оплата труда" включён объём

скрытой заработной платы, ранее учитываемый в статье "другие доходы ". В

результате пересчёта доля оплаты труда в денежных доходах населения "

возросла " в 1998, 1999, 2003 гг. до 64,8%, 64,2% и 63,5%, соответственно.

После пересчёта доля оплаты труда "возрастёт "и в 1990г., составив (по

аналогии с 1999 и 2003 гг.) 77% - 78%. Таким образом, если до пересчёта

удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения за период с 1990г.

по 2003г. уменьшился почти вдвое (в 1,95 раза), то с пересчётом - только в

1,18 раза. Другими словами, при учёте скрытой заработной платы в показателе

"оплата труда" реальная начисленная заработная плата в 2003 г. будет

составлять 65,0% её уровня в 1990 г.

Таким образом не столь значительное (за 13 лет социально

-экономических преобразований) снижение реальных располагаемых денежных

доходов населения РФ (в 1,8 раза), по сравнению со снижением реальной

среднемесячной, начисленной заработной платы (без учёта скрытых форм

заработной платы - в 2,5 раза) и снижением реального размера назначенных

месячных пенсий (в 2,7 раза), объясняется компенсирующим воздействием роста

суммарного удельного веса доходов от собственности, доходов от

предпринимательской деятельности и "других доходов" в денежных доходах

населения. Суммарная доля первых двух видов дохода возросла в 3,5 раза - с

6,3% в 1990 г. до 21,9% в 2003г, а доля "других доходов" выросла в 5,4 раза

- с 4,9% до 26% - 27%, что и позволило (после включения почти полного

объёма

этого вида доходов в виде скрытой заработной платы в состав показателя

"оплата труда") значительно увеличить показатель "реальная среднемесячная

начисленная заработная плата" в 2003г. по сравнению с 1990 г., подняв его с

41% до 65%. Тем самым значительно увеличивается доля заработной платы и в

ВВП

Абсолютного минимума реальные располагаемые денежные доходы населения

достигли во втором квартале 2002г. - 51% от уровня 1990гг. Первое полугодие

2003 года, также как и второе полугодие 2002 года, характеризовалось

стойким ростом как номинального, так и реального располагаемого денежного

дохода населения. Так денежные доходы на душу населения в апреле 2003 г.

составили 1934 руб. в месяц, на 28,7% превысив номинальные среднедушевые

денежные доходы населения в апреле 2002 г. и на 108% - среднедушевые

денежные доходы населения в апреле 2001 г.

Иная картина возникает в результате анализа динамики реальных

располагаемых денежных доходов населения. Несмотря на то, что с апреля

2002. г. по апрель 2003 г. наблюдался постоянный (за исключением обычных

скачков в декабре-январе, связанных с окончанием финансового года) рост

реальных располагаемых денежных доходов населения, который составил за

последние 12 месяцев 8,0%, процесс преодоления последствий

резкого

падения реальных располагаемых денежных доходов населения, имевший

место в 2002 г. и первом квартале 2003 г., далёк от завершения. Так в

апреле

2003. г. реальные располагаемые денежные доходы населения составили лишь

81% от их величины в апреле 2002 г. и только 73% их значения в декабре

(сезонный фактор элиминирован) 2001 г.

Основными макроэкономическими факторами роста реальных денежных доходов

населения в течение последних 12 месяцев являлись:

* рост валового внутреннего продукта на 5,4%; снижение

уровня

инфляции - индекс потребительских цен в апреле 2003 г. по отношению

к апрелю 2002 г. составил 120%

* (для сравнения: индекс потребительских цен за 12 месяцев с апреля 2001

г. по апрель 2000 г. был на уровне 213%), более того в первые четыре

месяца 2003 г. средняя месячная инфляция не превышала 1% ( была на

уровне 0,8%)

Денежные доходы средней российской семьи составляют 85,9% её валового

дохода, который включает и натуральные поступления (из личного подсобного

хозяйства, от государства, предприятий и организаций: плодов и предметов

для личного потребления (9,1%) и в виде дотаций, льгот и субсидий (1,3%)).

В первом квартале 2003 г. доля населения с душевыми доходами на уровне или

ниже прожиточного минимума составила 41,1% . Как показали исследования,

семьи, душевой доход которых не превышает 40% прожиточного минимума (р,

голодают не в смысле невозможности питаться на уровне рекомендаций

продовольственной корзины прожиточного минимума (ПМ) (продовольственная

корзина ПМ включает достаточно разнообразный социально приемлемый набор

продуктов, сбалансированный по энергетической ценности, белкам, жирам,

углеводам, микроэлементам и витаминам), а в самом прямом смысле этого

слова, т.е. семьи не могут

позволить себе не только потребление большинства товарных групп продуктов

питания (мясопродукты, фрукты, кондитерские изделия), но и полностью

утолить голод за счёт потребления хлеба, картофеля и крупяных изделий. И

это не удивительно - весь душевой денежный доход в среднем по таким семьям

не превышает 60% продовольственной корзины ПМ. Если до кризиса доля

населения в таких семьях составляла по регионам от 1,2% до 4% населения, во

время кризиса она подскочила до величины в 16,9% населения. Действие

адаптационных механизмов населения и меры, предпринятые государством и

региональными администрациями по социальной поддержке населения, позволили

снизить долю голодающего населения до привычных 2,9%.

Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть

будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой

неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное

неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни -

денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать

регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены

на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём

говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного

минимума. Так, например, стоимость ПМ в Чукотском АО в 5,4 раза выше, чем в

Ульяновской области, и 2,3 раза - чем, например, в Москве. А в Москве

стоимость ПМ более чем в 2 раза превышает стоимость ПМ в Татарстане.

Различия в стоимости ПМ определяют различия в стоимости, практически,

одного и того же набора благ и услуг (или мало различающихся наборов), т.е.

различия в покупательной способности рубля. Тогда отношения региональных

среднедушевых денежных доходов к прожиточным минимумам представляют собой

индикаторы, которые создают базу для сравнения регионов по реальному

содержанию душевых доходов, по их покупательной способности. Назовём эти

индикаторы нормированными среднедушевыми денежными доходами (НСДД). Чем

больше величина НСДД, тем больше прожиточных минимумов можно купить на

среднедушевой денежный доход, тем выше его реальное содержание при

пространственном, т.е. межрегиональном сравнении.

Дифференциация регионов по НСДД, т.е. по скорректированному в сторону

единой покупательной способности рубля среднедушевому доходу населения -

одной из важнейших характеристик уровня жизни, крайне велика. Так величина

НСДД в Москве (самый высокий уровень НСДД) в 13,4 раза больше величины НСДД

в Агинском Бурятском А.О. Если исключить из рассмотрения эти крайние точки,

как, по каким - то причинам, не представительные, то следующий по величине

уровень дифференциации - 7,5 , во столько раз НСДД в Ханты Мансийском А.О.

больше НСДД в Корякском А.О. . После исключения и этих вторых по порядку

крайних точек, максимальная дифференциация составит почти 5 - таково

соотношение НСДД в Тюменской и Читинской областях. Таким образом, крайне

высокая дифференциация регионов по уровню жизни не является исключительным

случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных

регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к

которой все уже привыкли и воспринимают как должное. Резюмируя сказанное в

настоящем разделе можно сделать следующие выводы:

Одним из результатов последних десяти лет социально - экономических

преобразований в РФ стало снижение реальных располагаемых доходов населения

в 1,8 раза. Во втором квартале 2003 г. они составили 55% от уровня 1990г.

Абсолютного максимума реальные доходы населения достигли в 1997г., когда

они составляли 73% от уровня 1990г., абсолютного минимума - во втором

квартале 1999г. - 51% от уровня 1990г. Последние 12 месяцев характеризуются

невысокими, но устойчивыми темпами роста реальных располагаемых денежных

доходов населения. Однако, докризисный уровень ещё далеко. Отсутствие какой

бы то ни было стратегической линии в социальной политике по поддержке

доходов населения привело к тому, что доля малообеспеченного населения (

малообеспеченными считаются все, чьи душевые доходы ниже стоимости ПМ),

снизившаяся было с 1992г. когда она составляла 33,6%, до 20,8% в 1997г., за

последние 2 года и три месяца возросла до 36% (41% по новой методике

исчисления ПМ).

Несмотря на принятый Федеральным собранием РФ 2 июля и подписанный

Президентом РФ 17 июля 1999г. Федеральный закон " О государственной

социальной помощи" помощь по признаку малообеспеченности ещё практически

(за исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в

соответствии со своим региональным законодательством) оказывается мало.

3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная

дифференциация

В апреле 2003г. среднемесячная номинальная начисленная заработная

плата в экономике равнялась 323,4 руб., что в реальном выражении составило

41% от уровня 1990 г. Доля оплаты труда в денежных доходах населения за

этот же период времени снизилась почти вдвое - 74,1% в 1990 г. до 38%-40% в

2003. Соответственно снизилась доля оплаты труда в валовом внутреннем

продукте. Так в 1990г. она составляла 42% ВВП, а с 1993г. варьировалась в

диапазоне 29% - 32%. В 2003г. доля оплаты труда в ВВП составила 31%.Следует

отметить, что сам ВВП за этот период снизился почти вдвое и в 2000г.

составил 55% от уровня 1990 г. С 1 кв. 1999г. в показатель "оплата труда"

включается объём скрытой заработной платы, учитываемый раньше в статье

"другие доходы". В этом случае доля заработной платы в денежных доходах

населения увеличивается до 63,5% - 65%, что уже не так сильно отличается от

этого показателя в 1990г. (77%-78%), пересчитанного соответствующим

образом. Более приемлемым становится и удельный вес оплаты труда в ВВП. В

1996 - 1998гг. он уже составляет 49%, снижаясь в 2003г. до 42%. Совершенно

очевидно, однако, что скрытые формы оплаты труда, которые так улучшили

отчётные макроэкономические показатели, имеют место в

негосударственном секторе экономики, где зачастую в

отчётности отражаются фиктивные ставки заработной платы, ориентирующиеся на

уровень оплаты труда в бюджетной сфере. Сама заработная плата, на порядки

превосходящая эти фиктивные ставки, не фиксируется ни в какой отчётности.

Часто бывает и так, что работник вообще не включается в списочный состав

организации и его заработная плата никак не отражается в бухгалтерской

отчётности, даже на фиктивном уровне. Всё это свидетельствует о том, что,

по крайней мере, работники бюджетной сферы ощущают снижение удельного веса

оплаты труда в ВВП именно до 31%, а работники негосударственного сектора

экономики - более чем пятикратное увеличение доли статьи "другие доходы" в

денежных доходах населения.

Номинальная среднемесячная заработная плата работника за последние два

года более чем удвоилась (выросла на 102%), однако реальная среднемесячная

заработная плата в апреле 2003 г. составила лишь 79% её величины в апреле

2002

Вместе с тем в течении последних 12 месяцев сложилась тенденция роста

реальной среднемесячной заработной платы одного работника (за

исключением обычных её скачков, связанных с концом финансового года в

декабре - январе каждого года). Годовой прирост реальной среднемесячной

заработной платы одного работника составил 23,6%. Много проблем связано с

различиями в заработной плате работающих в частном секторе экономики и

работников бюджетного сектора. Заработная плата в бюджетном секторе

экономики составляет около 60% средней по РФ заработной платы. Это

соотношение связано, в первую очередь, с заработной платой работников

социальных отраслей экономики, таких как: образование, здравоохранение,

культура и искусство, наука и научное обслуживание.

Несколько особняком располагается государственная служба, средняя

заработная плата работников которой на 30% выше средней заработной платы в

частном секторе экономики и почти в два раза превосходит среднюю заработную

плату работников социальных отраслей. Так средняя заработная плата

работников образования составляет 41%, здравоохранения - 45%, культуры и

искусства - 49%, науки и научного обслуживания - 60% от средней заработной

платы работников государственной службы. Правда, если принять во внимание

все источники заработной платы, в том числе вторую, третью и т.д. работы,

коммерческие источники получения доходов, то уровень заработной платы

отдельных отраслей социальной сферы существенно приблизится к уровню оплаты

труда работников государственной службы. Так, например, в отраслях культуры

и искусства средний уровень оплаты труда составит уже 80%, а в

здравоохранении -58% от среднего уровня заработной платы государственных

служащих. Однако, в науке и научном обслуживании и образовании прирост

средней заработной платы за счёт дополнительных источников не превышает 2%

- 3%

Во втором квартале 2003. реальный размер начисленной среднемесячной

заработной платы работника составил 41% от уровня 1990г. За эти годы период

доля оплаты труда в ВВП снизилась с 42% до 31%. При учёте скрытой

заработной платы из статьи "другие доходы" в статье "оплата труда" доля

оплаты труда в ВВП в 2003. "возрастает" до 42% , а в 1996, 1997 и 1998гг.

составляет даже 49%. Но для работников государственного сектора экономики

"скрытая заработная плата" является скорее исключением, чем правилом, в

связи с чем для них доля "оплаты труда" в ВВП составляет именно 31%.

Последние два, два с половиной года средняя заработная плата работников

более высоких децилей в ряду распределения численности работников по

заработной плате росла более высокими темпами, чем средняя заработная плата

более низких децилей. В связи с этим увеличивалось расслоение населения по

уровню душевого дохода и во втором квартале 2003. удельный вес

малообеспеченного населения достиг 41%

3.4. Доходы населения

Бюджетные проектировки 2004 года определяют рост реальных денежных

доходов населения на 7-8% (по сравнению с 2003 годом), что позволит

несколько превзойти уровень 1997 г. и составит 70-75% уровня 1991 г. При

этом прирост зарплаты составит 8,0-9,5%.

Предложенные показатели их увеличения в проекте федерального бюджета

основаны на следующих проектировках:

* минимальный размер оплаты труда на 2004 год планируется в

размере 600 рублей в месяц;

* прогнозируемая среднегодовая величина прожиточного минимума

трудоспособного населения в 2004 году (по данным Минэкономразвития

России) составит 2730 рублей, пенсионеров - 1900 рублей, детей - 2445

рублей; в 2004 году предполагается пересмотреть потребительскую корзину,

что повысит величину прожиточного минимума ориентировочно на

10

процентных пункта;

* расчетное соотношение между минимальным размером оплаты труда

и среднегодовой величиной прожиточного минимума трудоспособного

населения на 2004 году составит 22,0%; это несколько выше, чем в 2003 году,

но значительно ниже, чем в 2002 году (24,4%);

* доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного

минимума в 2004 году прогнозируется примерно на уровне 20,5 - 21,5% от

общей численности населения (по сравнению с ожидаемой величиной 22,5% в

2003 году). В случае же законодательного пересмотра

потребительской

корзины можно ожидать увеличения показателей бедности примерно на 5

процентных пункта.

На повышение тарифных ставок (окладов) ETC работников федеральных

государственных учреждений в проекте федерального бюджета на 2004 год

предусмотрено свыше 42 млрд.рублей в расчете на год, а бюджетам субъектов

Российской Федерации и местным бюджетам потребуется изыскать дополнительно

к 2003 году порядка 90,2 млрд. рублей.

Однако в Фонде софинансирования социальных расходов федерального

бюджета на 2004 год, через который в предыдущие годы

выделялась

финансовая помощь субъектам Российской Федерации на повышение

заработной платы работникам организаций бюджетной

сферы, соответствующие средства не предусмотрены.

В целом доля расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение

оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда единого социального

налога) всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из

федерального бюджета, в общих расходах федерального бюджета, составит в

2004 году 19,1%.

Предполагается, что реализация данных бюджетных проектировок позволит

компенсировать рост цен на товары и услуги в 2004 году. Это означает, что

достигнутый в 2003 году уровень покупательной способности заработной платы

работников бюджетной сферы сохранится в 2004 году, а поэтому сколько-нибудь

серьезного снижения уровня бедности данной категории населения не

произойдет. Кроме того, по-прежнему сохраняются существенные различия в

уровнях заработной платы по отраслям экономики. Средняя заработная плата

работников образования, здравоохранения, культуры, органов социального

обеспечения в 2004 году не превысит 60% от средней заработной платы в

промышленности и сохранит свою крайне низкую покупательную способность.

Более того, в проекте федерального бюджета на 2004 г. не предусмотрен

очередной этап повышения ставок и окладов работников бюджетной сферы при

постоянном отставании их заработков от роста прожиточного минимума.

В этой связи важно отметить следующие принципиальные моменты. Размеры

заработной платы, пенсий и социальных выплат в связи с временной или

постоянной утратой трудоспособности, безработицей, виды и качество

доступной медицинской помощи определяют базовые характеристики социальной

политики государства, эффективность ее бюджетных механизмов, типы

воспроизводства населения: простого, суженного или расширенного.

При этом определяющее значение для формирования бюджетов

государственных внебюджетных социальных фондов имеет заработная плата. Это

связано с тем, что заработная плата является базой исчисления единого

социального налога и страховых взносов в Пенсионный, медицинские фонды и

Фонд социального страхования.

В этой связи характеристики заработной платы (ее доли в ВВП и в

доходах населения), динамика роста и показатели распределения по группам

населения позволяют оценить возможности и перспективы роста величины пенсий

и пособий, виды и объемы медицинской помощи.

Благоприятные тенденции в экономике страны в последние четыре года

положительно сказались на общих макроэкономических показателях доходов и

уровне жизни населения. В течение 2000-2003 годов отмечен реальный рост

денежных доходов населения, включая заработную плату, который составил

около 10% в год. Однако данная тенденция во многом объясняется опережающими

темпами доходов у состоятельных граждан, доля которых составляет примерно

только пятую часть населения. На другом полюсе значительная по численности

бедная часть населения, доходы которого ниже прожиточного минимума, а

также нуждающиеся группы с доходами,

незначительно превышающими прожиточный минимум.

С апреля 2002 года по апрель 2003 года в группе состоятельных граждан

рост средней месячной прибавки составил 3300 рублей, а в группе бедной

части населения величина прибавки составила всего 116 рублей в месяц.

Поэтому для группы бедных и нуждающихся граждан, доходы которых в полтора-

два раза меньше средних по стране (а они составляют большую часть

населения) размеры пенсий и пособий, которые находятся в зависимости от

заработной платы и частично ее замещают, также будут ниже уровня

прожиточного минимума или незначительно его превышать. Это является

основной причиной консервации замкнутого круга проблем: низкая заработная

плата может воспроизвести только низкие по размеру пенсии и пособия.

Особенно обостренна проблема низкой заработной платы, пенсий и пособий

в региональном разрезе. Так, в 2002 году в Ивановской области, Ингушской

Республике, Агинско-Бурятском, Коми-Пермском, Эвенкийском и Усть-Ордынском

Бурятском автономных округах подавляющая часть населения (70-90%) имела

доходы ниже прожиточного минимума. В целом по стране в 58 субъектах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.