рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства

Федерации доля только бедных слоев населения находится в диапазоне 25-50%

(см. таблицу 1).

При этом, наиболее массовую группу бедных (две трети) составляют

домохозяйства с работниками. Из них почти половина приходится на малодетные

семьи (1-2 ребенка) с двумя работающими родителями и одиноких

трудоспособных граждан, которые ранее (в дореформенный период) не

относились к малообеспеченным группам населения.

Следует отметить и низкий средний уровень доходов населения. Так, по

оценкам специалистов величина среднедушевого дохода 80% россиян составила

примерно 2,2-2,4 тыс. рублей в месяц, что соответствует только

физиологическому прожиточному минимуму. Это в свою очередь ограничивает

финансовые возможности бюджетов всех уровней, так как за счет населения

формируется около 70% всех налоговых поступлений.

Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с

позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является

оптимальная (и необходимая) доля заработной платы в ВВП, которая

законодательно резервируется на все виды обязательного социального

страхования.

Практика развитых стран использует несколько моделей распределительной

политики. Для одних стран (Германия, Франция, Швеция, Италия) это

соотношение следующее: 60-70% идет на текущую заработную плату (при этом

объем чистой без налогов заработной платы, выплачиваемой работникам,

составляет 22-30% ВВП), а 20-30% резервируется на всю совокупность видов

социального страхования (что составляет от 18 до 34% ВВП).

Таблица 1

Численность россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума по

регионам

(2003г.; в процентах от общей численности населения в каждом субъекте РФ,

по данным Госкомстата России)

|I группа (за чертой бедности - пятая часть жителей или меньше): |

|Тюменская область |16,1 |Карелия |20 |

|в том числе: | |Москва |21 |

|Ханты-Мансийский а.о. |11,8 |Санкт-Петербург |21,1 |

|Ямало-Ненецкий а.о. |7,6 | | |

|Российская Федерация (в целом) |25,0 |

|II группа (масштабы бедности в регионе -ниже или на уровне средних |

|показателей по России): |

|Ярославская область |21,4 |Татарстан |24,0 |

|Республика Коми |21,5 |Пермская область |24,1 |

|Тульская область |22,1 |Омская область |24,3 |

|Нижегородская область |22,9 |Мурманская область |24,5 |

|Башкирия |23,1 |Свердловская область |24,9 |

|Томская область |23,3 |Северная Осетия - Алания |24,9 |

|Кемеровская область |23,5 |Белгородская область |25,0 |

|Саха (Якутия) |23,8 | | |

|Аутсайдеры (более половины населения - за чертой бедности): |

|Республика Марий Эл |54,7 |Коми-Пермяцкий а.о. |70,4 |

|Читинская область |57,3 |Агинский-Бурятский а.о. |74,5 |

|Республика Калмыкия |57,4 |Усть-Ордынский Бурятский |82,7 |

| | |а.о. | |

|Ивановская область |67,4 |Ингушская Республика |87,6 |

|Эвенкийский а.о. |67,8 | | |

IV. Социальная политика государства. 4.1.Система

социальной защиты и ее развитие

Государственные программы стабилизации доходов имеют место

в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный

бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за

счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах

«государственного социализма» около 70% средств таких программ

формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за

счет прибылей предприятий).

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются

потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и

нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения

здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся

в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными

установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем

направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений,

получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом

принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не

имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер

потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти

выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким

матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание

детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации

зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их

часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению

непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения

непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего

рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими

нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без

учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и

возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся

вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой

потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени

обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать

медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей

в школьном возрасте.

Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить

различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами,

стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению

ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования

способностей к труду, развития личности, достижения более высокого

общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения,

пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает

интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то

государственная политика в этой области должна быть особенно активной

4.2. Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его

развитие в постсоветский период.

Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего

"среднего класса" как приспособления общества - большинства населения - к

рыночным условиям.

Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как

свидетельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того,

что реформы идут в правильном направлении и приобретают необратимый

характер. Большой удельный вес среднего класса в системе социальной

стратификации является одним из существенных признаков общества,

определяемого как "развитое", "цивилизованное". В то же время отсутствие

среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто

настаивает на радикальном изменении политического курса.

Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о

среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том. что в дореформенном,

постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был

"размыт", погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные

"элементы". Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно

должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной

экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило,

ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения

к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус).

Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в

социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных

признаков отнесения к этому тезису, есть и "классические" признаки и

функции среднего класса в обществе. Прежде всего - это основной

экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя

налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой

причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что

административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы

контроля, типа "народного контроля". К тому же система

уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные

принципы формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет,

принятие которого на полгода становится главным делом парламента, страна

узнала сравнительно недавно.

Другая важнейшая функция среднего класса - его ведущая роль в процессе

вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе

происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами

социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной

мобильности, ясные перспективы социального роста, базой которого выступают

образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень

благосостояния представителей среднего класса. В СССР, безусловно, был

высок престиж образования, его уровень обеспечивал достижение относительно

высоких профессиональных позиций. Но карьерный рост имел предел,

преодоление которого было связано с вступлением в партию, другими

демонстративными проявлениями лояльности к режиму, то есть факторами,

лежащими в иной плоскости, нежели профессионально-квалификационные.

В "экономике дефицита" величина дохода напрямую не определяла характер

потребления. Уровень престижного потребления достигался с помощью "блата",

связей или определялся статусом должности в виде пайков, ордеров и т. л.

Таким образом, была закреплена зависимость соответствующего социального

слоя от власти, не означавшая, впрочем, полной поддержки советского режима.

Речь, конечно, идет о внутренней поддержке, поскольку при формальной и

безальтернативной системе выборов внешняя поддержка была обеспечена на

99,9%. Поэтому существовавшая в СССР прослойка, хотя и обладала некоторыми

чертами классического среднего класса, не являлась им по своим социальным

функциям. Это был псевдосредний класс, который в плановой экономике не имел

никаких шансов превратиться в настоящий средний класс. .

Каковы же перспективы формирования среднего класса в нашей стране

сегодня? Во многом они зависят от успешной адаптации населения,

формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения,

адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса

адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим

ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация

населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные

типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов

социального действия. На смену прямому и непосредственному властному

хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные

регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты

поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они

не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми

санкциями.

В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание

законов вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей

и денег, причем деньги часто являются производной от связей.

Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, - факторы

второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым

условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность

только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование

-квалификация - доходы - долгосрочные сбережения - уровень потребления,

обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не

гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует

доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и

государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует

статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А

противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы

превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают

владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на

их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие

их безусловную "надежность". При этом доверие со стороны нанимателя и

лояльность со стороны работника поддерживаются жесткими санкциями в виде

"отлучения" от источников дохода или потери рабочего места.

Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы

нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой

политики, в экономической политике имеет место "чехарда законов", "законы

непоследовательны и противоречат друг другу", "существующая система не

стимулирует легальную деятельность". Отсутствие доверия к власти и ее

финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности

строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит

значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.

Также о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность

взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной идентичности, что

"выливается" в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность

реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний,

повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать

продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать

социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию системы

социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с

прочной фиксацией социальных ролей и функций.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального

среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на

стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация

заключается прежде всего в делегировании властных полномочий в форме

электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных

политических партий и движений, индивид должен сделать "осознанный выбор" в

пользу политической организации, в наибольшей степени выражающей его

интересы. В условиях, когда не "работает" традиционная политическая шкала

западноевропейского типа, а

рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача

поиска "работающего" индикатора политической идентификации. На наш взгляд,

прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности

населения и существующим спектром политических взглядов различных групп

населения. В этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально-

экономического развития страны, предлагаемых различными политическим

силами, фактически детерминируется успехом адаптации населения к новым

условиям жизни. Размах и темп социально-экономических реформ также

объективно диктуются адаптационным потенциалом населения.

Хотя в целом тенденции адаптации населения свойственны кризисные черты,

в обществе имеется социальный слой, характеризующийся сформированными

специфическими образцами социального поведения, обладающий устойчивостью,

которую он стремится закрепить и легитимизировать. Созданы жизненный стиль,

социально-культурное поле, элементы которого активно представлены в

обществе. Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых,

относительную немногочисленность этого слоя (примерно 7% всего населения);

во-вторых, его замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие

преимущественно в "своей" среде, своеобразную кастовость, символом которой

является "демонстративное потребление" (по Т. Веблену).

Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которому присущи

все основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции,

поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия,

практически завершившийся процесс оформления групповой идентичности и

связанный с последней образ жизни.

Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна

дисгармрния отношений между типом идентичности и занимаемой статусной

позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование

масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это

связано с механизмом приватизации, способствовавшим созданию крупных, но не

средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в

качестве основной "архитекторами" приватизации,

Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности.

Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает

примерно 15-20% населения, характеризуется адаптационными навыками,

реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического

поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества "классом в

себе", поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего

класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы массового

социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация,

которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в

виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки

адаптационных усилий.

Тем более нельзя говорить о "классе для себя", так как сегодня средние

слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические

и

политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие

последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых

горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных

организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой

потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система,

стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью

со стороны налогоплательщиков.

Структурное оформление среднего класса возможно при наличии

непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних

факторов. К числу . внутренних можно отнести развитие автономной

активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую

идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и

санкций, а к числу внешних - стабилизацию социально-экономических и

политических институтов и способность общества к воспроизводству этой

стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего

порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

4.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты

Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они

заключаются непосредственно в области перераспределения доходов в рамках

социальной защиты населения.

В соответствии с Программой социально-экономического развития

Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), в 2005

году реальные доходы населения увеличатся на 24-28 % по сравнению с прошлым

годом. При этом реальная заработная плата возрастет на 30-34% за счет

повышения производительности труда, повышения минимальных государственных

гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты

труда. Ускоренное развитие сферы социальных услуг и адресная социальная

защита позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления.

Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных

групп. Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных

обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости

пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен

принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки

нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов

на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.

В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и

реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-

экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до

2015 года». Она состоит из двух этапов:

На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по

уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим

показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже

прожиточного минимума будет снижена на 15%.

На втором этапе (к концу действия Программы в 2015

году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на

душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на

25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в регионах

принимаются свои законы и другие нормативные правовые акты по вопросам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.