рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Денежная политика государства

государственные долговые обязательства, увеличивается спрос на

государственные облигации, следовательно, цена этих активов

повышается, и наоборот. Однако вполне вероятно, что после

первоначального повышения цен другие экономические факторы, такие,

как приток или отток мобильного капитала, отчасти или полностью

восстановит уровень цен.

2.2.2. Политика учетной ставки (дисконтное окно)

Банки могут обращаться в ЦБ с просьбой переучесть

коммерческие векселя. Учетная ставка является как бы ценой

обслуживания этого кредита ЦБ. Ставка зависит не только от условий

предложений коммерческих векселей и спроса на ликвидность; она

устанавливается с целью оказания регулирующего воздействия,

которое чаще всего оказывается решающим.

Причем ЦБ предоставляет этот кредит далеко не всем желающим.

А только тем банком, которые прежде хорошо себя зарекомендовали. А

теперь испытывают временные затруднения.

Учетную ставку устанавливает сам ЦБ. Если ставка уменьшается,

то большинство коммерческих банков стремятся получить кредит, что

приводит к формированию избыточных резервов коммерческих банков,

Следовательно, мультипликационно увеличивается количество денег в

обращении.

Кредит через дисконтное окно увеличивает денежную базу на

величину займа.

Увеличение ставки делает ее невыгодной, некоторые

коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить

их, т.к. они становятся очень дорогими. Опять же наблюдается

мультипликационное сокращение денежного предложения.

Однако следует отметить, что изменение учетной ставки ЦБ в

целом должно носить ясный, целенаправленный и логичный характер,

т. к. частые судорожные изменения процентной ставки препятствуют

подсчету перспективного эффекта и вносят фактор неопределенности в

принятие хозяйственных решений.

Почему же учетная ставка так важна?

Как уже было сказано она воздействует на экономическую

активность субъектов, но кроме этого она воздействует на общее

состояние экономики страны.

Изменение официальной учетной ставки осуществляется

небольшими шагами (0,25%- 0,5%). Если учетная ставка центрального

банка имеет устойчивую тенденцию к снижению, то коммерческие банки

и предприниматели понимают это как свидетельство курса

экономической политики правительства на стимулирование деловой

активности и планируют свою политику в отношении инвестиций,

закупок, сбыта и занятости. Кроме того, от учетной ставки зависят

издержки производства и конкурентоспособность продукции. Учетная

ставка оказывает определяющее воздействие на направление потока

иностранного и отечественного краткосрочного капитала (в страну

или из страны). А это, в свою очередь, отражается на состоянии

платежного баланса и национальной валюты.

Границы эффективности учетной ставки

Однако для применения данного способа существуют значительные

ограничения, появление которых вызвано следующими причинами:

1. Существуют противоречие в наличие свободного капитала и

потребности в нем в модели классической рыночной экономики.

Соответственно соотношению спроса и предложения ведет себя

учетная ставка в нерегулируемом хозяйстве.

2. Государство пытается регулировать уровень учетной ставки с

помощью ЦБ. Это ему удается в пределах финансовых

возможностей центрального банка кредитовать коммерческие

банки под процент, не определяемый спросом и предложением,

а устанавливаемый в соответствии с целями государственного

регулирования экономики. Однако возможны лишь его

корректировка и временные изменения ставки.

3. Существование крупных собственников капитала, деятельность

которых менее зависима от процента. Мало зависимые от

кредитов коммерческих банков компании и относительно менее

зависимые от кредитов центрального банка частные финансовые

институты не так чувствительны к изменениям учетной ставки,

как фирмы и банки, работающие в значительной степени на

заемном капитале. Изменение учетной ставки в стране, в

которой международная монополия строит какой-либо объект,

практически не оказывают воздействия на решении о

продолжении строительства.

4. Международная миграция капитала. Либерализация движения

капитала между странами и полная свобода его перемещения

внутри интеграционных межгосударственных объединений

противодействуют кредитной политике отдельного государства.

Реакцией на это, в частности, стало согласование действий

центральных банков по изменению учетной ставки в странах

ЕС.

Однако, несмотря на все это учетная ставка оказывает

значительное влияние на хозяйственную деятельность.

Частные банки стремятся получить кредит в двух целях:

1. Для корректировки уровня наличных денежных резервов в

стране в случае, когда они не достигают желаемого или

требуемого нормами регулирования ЦБ уровня;

2. Для получения средств, которые банк может в свое время

одолжить клиентам, если это принесет ему прибыль.

Принимая решение по займу, коммерческие банки руководствуются

многими факторами. Например, они могут сравнить учетную ставку со

ставкой которые, которые другие коммерческие банки взимают по

краткосрочному межбанковскому кредиту, и соответственно отдаст

предпочтение более дешевому источнику, далее учетная ставка должна

быть ниже той, которую они взимают со своих клиентов, покрывать

операционные издержки.

Следует отметить. Что некоторые аналитики предлагали

использовать банковскую ставку для осуществления весьма жесткой

ограничительной политики, т.е. установить учетную ставку выше

рыночной ставки процента, тем самым "наказав" банки. Нуждающихся в

займах (их резервы снизаться меньше требуемого уровня). Однако

многие страны не пользуются этой рекомендации. Учетная ставка, как

правило, устанавливается ниже рыночной ставки процента и с

запозданием присоединяется к ее колебаниям.

ЦБ может указать, в каком направлении будет влиять изменения

учетной ставки, и даже могут оценить результаты такого влияния.

Однако они, как правило, не могут знать точного влияния своей

дисконтной политики.

ЦБ часто использует метод операций на открытом рынке для

компенсации операций через дисконтную ставку. При продаже

государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения

денежного предложения ЦБ устанавливает высокую учетную ставку

(выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи

правительственных ценных бумаг населению, т.к. им становится

невыгодно восполнять свои резервы займами у ЦБ, и повышает

эффективность операций на открытом рынке. Этот механизм также

действует в обратном направлении.

Вообще среди инструментов денежной политики учетная ставка

занимает второе по значению места после открытого рынка.

В России Центральный банк также использует изменение учетной

ставки как инструмент ГРЭ. При кредитовании частных коммерческих

банков он устанавливает и периодически изменяет дисконт при

переучете векселей и процент на ломбардные кредиты, обеспечиваемые

государственными ценными бумагами.

2.2.3. Изменение нормы обязательных резервов

Другое важное направление политики ЦБ. Изменение нормы

обязательных резервов было введено, начиная с 30-х годов 20 века.

Правительство развитых стран, опасаясь социального недовольства,

цепной реакции банкротств, начинающихся с краха нескольких банков

- в те года они следовали одно за другим - ввело для банков

обязательные минимальные резервы.

Государство обязало все банковские учреждения держать

определенную часть собственных и депонированных у них средств на

счетах ЦБ, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей

государственного регулирования экономики периодически изменяет

нормы минимальных резервов. Это средство денежно-кредитного

регулирования решает следующие задачи:

1. Экономическая задача: в условиях свободы принятия решений и

возможности рискованных операций обеспечить минимальную

устойчивость банков, не допустить, чтобы из-за полного

краха одного или нескольких банков кризис неплатежей и

банкротство распространились по народному хозяйству

2. Социальная задача: обязательные минимальные резервы

представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков

3. Задача создания и поддержания резервов центрального банка:

обязательные резервы хранятся в ЦБ на бессрочных счетах. Т.

е. Это – ресурсы ЦБ, которые могут быть использованы в

долгосрочных целях, размеры этих ресурсов имеют тенденцию к

увеличению по мере роста активов частных банков.

4. Задача предоставления ЦБ мощного средства регулирования,

т.е. с помощью изменения минимальных резервов ЦБ может

изменять деловую активность.

Требования минимальных резервов используются практически во

всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании,

Канады и Люксембурга. Как уже было сказано выше, сущность этой

политики заключается в установлении центральным банком норм

обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде

определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на

беспроцентном счете в центральном банке.

Депозиты – это денежные средства или ценные бумаги, отданные

на хранение в банки на заранее определенных условиях

Рассмотрим вышесказанное на примере Германии. Законом о

Немецком федеральном банке 1957 г Бундесбанк было разрешено

устанавливать нормы обязательных резервов по текущим

обязательствам не выше 30%, по срочным депозитам — до 20% и по

сберегательным вкладам — до 10%.В этих пределах Банк может

варьировать нормы обязательных резервов: уменьшение ресурсов

банка, в то время как понижение, наоборот, способствует

стимулированию деловой активности в стране. При нарушении норм

обязательных резервов Бундесбанк применяет санкции в виде штрафа —

взимает процент, который на 3% превышает ломбардную ставку.

Немецкий федеральный банк систематически уточняет величину

фактически депонированных на его счетах минимальных резервов

кредитных институтов: она определяется как средняя величина

поддерживаемого данным банком уровня обязательных резервов в

течение месяца в Бундесбанке.

В некоторых странах установление норм обязательных резервов

происходит на основе переговоров между центральным банком и

коммерческими банками страны (например, в Нидерландах)

В разных странах Запада наблюдаются существенные различия в

механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по

которым они дифференцируются. Основной статьей при расчете

минимальных резервов служит величина вкладов небанковских

учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассивной

стороне баланса.

Существует значительные различия между нормами по минимальным

резервам в разных странах, которые объясняются степенью

применимости данной политики в той или иной стране.

- Великобритания - 0,45%,

- США - 12% по вкладам до востребования, 3% прочие,

- Франция - 5,5% по вкладам до востребования, 3%

прочие,

- ФРГ - от 4,15 до 12,1%,

- Швейцария - 2,5%,

- Япония - от 2,5 до 0,125%.

В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по

поддержанию обязательных резервов, что влечет за собой появление

новым законодательных поправок для этих инструментов денежно-

кредитной политики. Например, в США неоднократно вносились

поправки в действующий порядок о минимальных резервах, в

частности, в 1980 г. приняты поправки к акту о денежном контроле,

которые устранили стремление банков к выходу из ФРС (В 70-х годах

коммерческие банки начали выходить из ФРС в связи с тем, что тогда

предписания по минимальным резервам распространялись только на

банки – члены этой группы)

Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется

также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности

своих коммерческих банков.

Ставки по срочным и сберегательным вкладам, т. е. Этот банк

снизил нормы минимальных резервов для нерезидентов данной страны

в целях прекращения отлива иностранных средств из немецкой

экономики.

Я думаю, что эффективность этого инструмента денежно-

кредитной политики ограничивают те же факторы, что и изменения

учетной ставки: инфляция, растущая независимость крупных фирм от

кредита, возможность использования дешевых иностранных источников

кредита.

Выполнение требований центрального банка по нормам резервов

опирается на административные меры (мерами наказания могут быть

штрафы и лишение лицензии особо злоупотребляющих банков),

следовательно, по мнению многих экономистов, он является наиболее

мощным и действенным средство, но и наиболее грубым т. к.

затрагивает основы всей банковской системы (незначительное

изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительны

изменения в объёме банковских депозитов и кредита).

В основе действия изменения резервов лежит механизм влияния

банковских счетов через банковский мультипликатор:

1. При увеличении нормы обязательных резервов наблюдается

мультипликативное уменьшение денежного предложения в виду

сокращения избыточных резервов банка;

2. При уменьшении нормы обязательных резервов

мультипликативное увеличение денежного предложения;

Минимальные резервы в России

Россия недавно вступила на путь использования этого

инструмента ГРЭ. Хранение обязательных минимальных резервов в

Центральном банке РФ было введено в 1990 г. Позднее этот порядок

дорабатывался и совершенствовался. В связи с тем, что частные

коммерческие банки до сих пор играют относительно незначительную

роль в среднесрочном и долгосрочном кредитовании народного

хозяйства, рассматриваемый нами инструмент денежно-кредитной

группы выполняет в российской ГЭП в большой степени задачи

обеспечения экономической стабильности банковской системы и

гарантирования вкладчиков от возможного разорения. Эффективным

средством государственного регулирования экономики это средство в

России до сих пор не является.

Сравнительная значимость

Как уже было сказано выше, среди трех видов денежного

контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются операции

на открытом рынке

Учетная ставка менее важна в силу двух взаимосвязанных

обстоятельств. Во-первых, количество резервов коммерческих банков,

получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень

невелико. В среднем лишь 2 или 3% банковских резервов

приобретаются таким путем. Именно эффективность операций на

открытом рынке побуждает коммерческие банки брать ссуды в

федеральных резервных банках. Второе соображение состоит в том,

что если манипулирование резервами коммерческого банка через

операции на открытом рынке и изменения резервных требований

осуществляются по инициативе ЦБ, то использование учетных ставок

зависит от инициативы коммерческих банков

Однако изменение учетной ставки может иметь важный

"информационный эффект", то есть может послужить способом

информирования финансистов и экономики в целом о намеченном

направлении кредитно-денежной политики.

ЦБ использует свои полномочия менять резервные требования

лишь изредка, лишь когда в этом возникает крайняя необходимость (в

периоды дорогих денег), т. к. находящиеся в резерве деньги не

приносят процента, следовательно, более высокие резервные

требования могут в значительной степени негативно сказаться на

прибылях банка.

Операции на открытом рынке обладает в отличье от других

инструментов ЦБ преимуществом гибкости - государственные ценные

бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших

количествах, - и его воздействие на резервы банка осуществляется

достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных

требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и

опосредованно.

Кроме того, существуют и второстепенные селективные методы

регулирования.

2.2.4. Количественные ограничения кредита

Количественные ограничения кредита преследуют те же цели, что

и изменение учетной ставки центральным банком, но проводятся

частично административными средствами.

Количественное ограничение кредита — это установление

предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и

примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Этот инструмент

может соответственно вызывать деловой активности или ее

торможение.

Естественной границей предельной суммы кредитов являются

ресурсы центрального банка. Существует понятие инфляционного

кредита, т.е. предоставление кредитов на суммы, превышающие его

реальные ресурсы. Такой кредит подстегивает инфляцию, переполняя

каналы обращения.

Государство само определяет пределы кредитования коммерческих

банков, устанавливая максимально допустимый процент прироста суммы

кредитов частных банков в текущем периоде по отношению к

предыдущему.

Это может быть осуществлено с помощью административных,

экономических мер и добровольных соглашений.

Количественное ограничение кредитов - неэластичное и

ограниченно эффективное средство.

Если количественные ограничения не совпадут с реальной

потребностью в заемных средствах, скорее всего соблюдены не будут.

Возникнет «серый рынок» заемных средств, кредитные операции будут

осуществляться через банковские дочерние компании в оффшорных

зонах и по многим другим каналам и кредит реально станет дороже,

это затормозит деловую активность.

Более эффективны добровольные соглашения центрального банка с

коммерческими.

Побочный эффект от политики ограничения государственного

кредита в связи с ростом государственной задолженности

Побочный эффект, возникающий от использования политики

количественного ограничения кредита, имеет место в связи с

регулярным размещением задолженности государственных займов внутри

страны.

Если государство берет кредит у частных банков, то повышается

спрос на заемный капитал. Государство является приоритетным

заемщиком.

Оно выкачивает средства с рынка ссудного капитала, тем самым

повышая банковский процент. Деньги изымаются из народного

хозяйства для погашения дефицита задолженности. Автор книги

отмечает, что если бы внутренние государственные займы

расходовались исключительно на хозяйственные цели:

инфраструктурное строительство, инвестиции, НИОКР, это было бы с

точки зрения национального кругооборота капитала не опасно, просто

имело бы структурные последствия. В реальности в лучшем же случае

лишь часть прироста государственной задолженности направляется на

финансирование экономики.

Предписываемая законом маржа

Излишняя спекуляция может привести к серьезным проблемам в

экономике: к примеру, падение курса акций может уничтожить

состояние частных лиц или предприятий, имеющих значительное

количество акций. Это вынуждает их урезать свои потребительские

или инвестиционные расходы, что приведет экономику к спаду. В

качестве меры против излишней спекуляции ЦБ может устанавливать

предписываемую законом маржу (минимальный процент первоначального

взноса, который должен сделать покупатель акции).

2.3. ЭМИССИЯ ДЕНЕГ

Другим средством денежной политики является непосредственно

увеличение денежного предложения или эмиссия денег. Эмиссия может

осуществляться непосредственно путем печатанья денег или

посредством выпуска различного рода долговых обязательств. Эмиссия

становится опасной, если увеличение предложения денег происходит

для покрытия денежного дефицита, и она не обеспечивается

соответственным уровнем прироста ВВП.

Если в 17 и в 19 веках каждой развитой стране существовало

несколько институтов, получивших от государства право выпуска

денег, то с середины 19 в. монопольным правом эмиссии пользовался

один банк, что было вызвано необходимостью сосредоточить в одном

институте резервы золота, которые в то время обеспечивали покрытие

эмиссии банкнот и использовались в международных платежах; тем

самым ЦБ получает функцию и ответственность ссудодателя последней

инстанции.

Эмиссия денег имеет 3 функции:

1. Обеспечение экономики средствами обращения, платежа,

накопления, мировыми деньгами для нормального ее

функционирования - это главная функция.

2. Покрытие дефицита государственного бюджета в критической

ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать

государственные финансы необходимо, невзирая на последствия

(типичные ситуации: война, революция, послевоенная разруха,

глубокий и длительный кризис). Последствие избыточного

выпуска денег - инфляция, легко переходящая в само

воспроизводимую инфляцию, рост цен, дезорганизация

хозяйственной жизни, социальная напряженность. Выпуск

избыточного количества денег в обращение не единственная,

но

3. Путем увеличения или уменьшения эмиссии денег в разумных

пределах государство может способствовать оживлению

экономики путем вливания денежных средств, тормозить

перегрев конъюнктуры, бороться с ростом цен, сокращая эти

вливания, - это регулирующая функция.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.