рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ

аккумулирует средства в целевых фондах. Чаще всего это налоговые службы. В

Японии департаменты, ведающие вопросами занятости, формируют и содержат

соответствующие фонды. Существуют также неправительственные организации,

занимающиеся сбором таких налогов. Например, в Финляндии Центральный фонд

взимает налоги с заработной платы и координирует их распределение между

отдельными социальными фондами.

Сбор налогов в рамках добровольного страхования может осуществляться на

местном уровне. Так, в Нидерландах промышленные ассоциации собирают взносы

через свои местные отделения. В Швеции местные отделения профсоюзов

аккумулируют взносы по страхованию одновременно с профсоюзными взносами.

Наша практика сбора средств органами службы занятости может быть

признана противоречащей международному опыту. Однако, учитывая специфику

России, главным критерием в выборе такого варианта должен быть уровень

отчислений.

Не существует единой модели аккумулирования средств, используемых на

цели политики занятости.

В ряде стран исторически сложилось разделение функций выплаты пособий

по безработице и финансирования активных программ занятости: источником

страхования по безработице являются соответствующие взносы, меры активной

политики занятости (профессиональное обучение и т.д.) оплачиваются из

государственного бюджета (общее налогообложение). Страховые фонды по

выплате пособий по безработице иногда находятся в трехстороннем управлении

(государство, профсоюзы, работодатели). И выплаты по безработице и активные

программы, как правило, являются защищенными, переброска средств с одной

статьи на другую запрещена.

Существуют несколько моделей распоряжения средствами фонда (службы)

занятости населения (в соответствии со статусом руководителя). Первая:

служба занятости как политическое учреждение, за которым закреплены и

исполнительские функции. В Канаде, например, создано Министерство развития

людских ресурсов, в Ирландии – Министерство занятости и поддержки

предприятий. Вторая: служба занятости как подразделение министерства. В

Германии действует Федеральное ведомство по трудоустройству (выплата

пособий по безработице, трудоустройство, профессиональное обучение и т.д.).

Третья: трехстороннее управление. Служба занятости остается

правительственным учреждением. Возглавляет ее трехсторонний совет.

Оперативные функции выполняет дирекция.

Могут существовать и другие комбинации. В Швеции учреждение,

занимающееся вопросами обучения безработных, выведено из числа

правительственных и преобразовано в акционерное общество.

Как правило, меры политики занятости, реализуемые через службы

занятости, относятся к исключительному ведению правительства даже в

федеративных государствах. Основная причина – стремление обеспечить

гражданам равный доступ к средствам защиты от безработицы вне зависимости

от места проживания. В Австралии, например, территориальная структура

органов службы занятости не совпадает с административным делением

государства. В США действует более сложная система. Основная часть средств,

равно как и ответственность за их использование находится в распоряжении

штатов.

Средства российского Фонда занятости населения децентрализованы.

Большая их часть находится в распоряжении городов и районов, 20%

перераспределяется через федеральный уровень. В результате сформировалось

хорошо известное противоречие: финансовые ресурсы сконцентрированы там, где

безработных меньше, а, следовательно, и ниже потребность в государственной

поддержке граждан, вынуждено оставшихся без работы.

Глава 2.2. Социальное обеспечение: опыт Японии

Финансовая база расходов на социальное обеспечение в Японии

складывается из страховых взносов наемных работников и предпринимателей (в

1992 году – свыше 60 %), государственных средств (около 20 %), доходов от

активных финансовых операций (свыше 12 %) и прочее. Эта структура за

последние десятилетия не претерпела каких-либо существенных изменений за

исключением роста доходов от активных финансовых операций (за счет

увеличения пенсионного фонда) и снижения доли средств государственного

бюджета (при постоянном повышении удельного веса затрат на социальное

обеспечение в расходной его части).

Для реализации долгосрочного плана по увеличению расходов на выплату

пенсий, страхование здоровья, помощи нуждающимся в соответствии с

правительственной стратегией Японии планируется постепенное сокращение

подоходного налога и увеличение потребительского (с 3% до 5%).

Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения идут на социальные

выплаты: 1/3 обеспечивается средствами государственного бюджета, 2/3 –

различными страховыми пенсионными фондами (имеются, например, фонд базовой

пенсии по старости или фонд потерявших кормильца). Каждый вносит в тот или

иной фонд примерно 100 долларов в месяц. На создание пенсионных фондов

работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет.

Второй компонент системы социального обеспечения – страхование

здоровья. Существует 6 альтернативных систем, которые охватывают все

население страны.

Третий компонент системы – общественное вспомоществование – охватывает

тех, кто не может сам обеспечить минимальный уровень жизни.

Особого внимания в системе социального обеспечения Японии заслуживает

такие ее стороны, как массовый охват населения пенсиями и страхования

здоровья; постоянная коррекция всей системы социального обеспечения в

соответствии с изменениями ситуации в стране и определение приоритетов в

этой области.

Глава 2.3. Социальная политика Нидерландов

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством

система социального обеспечения Голландии включает:

o Всеобщее социальное обеспечение.

Им охвачено все население страны на случай наступления старости, смерти

родителей, инвалидности, а также затрат на серьезные медицинские риски, в

частности длительное пребывание в больнице. Все граждане, проживающие в

стране, имеют также право на пособия на детей до 18 лет.

o Социальное обеспечение занятого населения.

Оно распространяется на все работающее население в Нидерландах,

гарантируя получение пособия в случае болезни, безработицы и

дополнительно к всеобщему обеспечению – по инвалидности. Для работников с

доходом ниже определенного уровня существует обязательное медицинское

страхование.

o Социальная помощь.

Каждый, кто на законном основании проживает в Нидерландах и имеет

доходы ниже социального минимума, имеет право на получение пособия,

дополняющего его доход до уровня социального минимума.

Нидерланды – одна из немногих стран Европейского Союза, о которой можно

с уверенностью сказать, что в нынешнем 1999 году она будет отвечать всем

критериям для вступления в Европейский валютный союз. В стране отмечаются

экономический рост и увеличение числа рабочих мест. Не в последнюю очередь

это происходит по причине того, что удалось взять под контроль развитие

социального обеспечения.

В 1997 году всеобщее обеспечение по болезням было полностью заменено

обязательством работодателя выплачивать работникам в случае болезни 70 %

заработной платы в течение года. В 1999 году изменились размеры социальных

выплат на случай нетрудоспособности: каждый работодатель уплачивает взносы

в соответствии с установленными им самим размерами затрат на выплаты по

нетрудоспособности.

Эффективность этой политики оценить пока еще нельзя, но фактом остается

то, что число неявочных дней по болезни в 1997 – 1998 годах значительно

сократилось.

Если проводимая политика окажется даже более чем успешной, в любом

случае вряд ли удастся избежать значительных реформ в системе социального

обеспечения в последующие годы. Дело в том, что нельзя не учитывать

демографические изменения. Ожидается, что к 2010 году средний возраст

занятого населения резко возрастет, поскольку приток молодых относительно

мал. С 2025 года будет расти число людей преклонного возраста, а

следовательно, и потребность в уходе за ними.

Уже сейчас увеличивается риск утраты трудоспособности по причине

старения населения, производительность труда с годами сокращается, а

количество различного рода выплат растет. Особенно много придется уделять

обеспечению старости.

Перед системой социального страхования Нидерландов стоят следующие

задачи:

o обеспечить каждому жителю с 65-летнего возраста пособие на уровне

минимальных социальных выплат. Для этого был издан закон о всеобщем

пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании еще в 1957 году;

o дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную

пенсию, с тем, чтобы конечный результат отражал уровень доходов,

получаемых человеком;

o с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность

каждому покупать различного рода услуги по социальному обеспечению.

Эти цели, может быть, кажутся очевидными, однако, они существенно

отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или

Германии. В Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного

обеспечения сведено до минимума. Работник вынужден сам заботиться о себе.

Даже в том случае, если работодатель предложит ему стать участником

пенсионной системы, работник не обязан соглашаться на это. В Германии же

пенсия является делом работодателя. Если человек уходит с предприятия, то

он не может взять с собой средства, накопленные на пенсию. В то время как в

Нидерландах это гарантируется законом.

Три цели пенсионной политики в Нидерландах привели к образованию

«системы трех основ». Первая основа – выход на пенсию в 65 лет. Прожив 50

лет в стране, человек получает право на пенсию по старости, причем, для

женатых в размере 100% месячной заработной платы, для одиноких – 70%. Закон

о всеобщем пенсионном обеспечении по старости финансируется на основе

распределения; источник выплачиваемых пенсий в 1999 году – взносы,

уплачиваемые работающими в этом же году. Одновременно будет создан

накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 года) справиться с ситуацией,

связанной со старением населения.

Вторая основа. Более 80 % семейств в Нидерландах имеют право и на

дополнительную пенсию. Речь идет о системах социального обеспечения

отдельного предприятия или отрасли. Если внутри отрасли стороны

договариваются о пенсионном обеспечении, то министр социального обеспечения

по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и

работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного

обеспечения.

Пенсионные фонды в Нидерландах огромным капиталом. Взносы частично

оплачиваются работодателями (2/3), частично работниками (1/3).

Третья основа – индивидуальные виды страхования жизни и капитала,

предлагаемые страховыми компаниями, где вмешательство государства

ограничивается введением налоговых льгот на взносы до определенных

размеров.

Главное преимущество нидерландской пенсионной системы – в смешанном

финансировании. Главной проблемой является старение населения: все меньшее

число занятых в трудовом процессе должны платить за все большее количество

пенсионеров. Поэтому в Нидерландах собираются предпринять две акции:

установить максимальный размер взносов и создать накопительный фонд.

Создание этого фонда предполагает внедрение системы финансирования с полным

покрытием. Применительно к этой системе старение не является проблемой:

каждый человек копит свой капитал. Проблемой здесь становится инфляция,

которая для такой системы может стать катастрофой. В целом же система

пенсионного обеспечения отличается относительной прочностью и

стабильностью.

Глава 2.4. Социальные платежи в Швеции и США

Самые значительные отчисления на социальное страхование и обеспечение

(2-е место в структуре налогов своих стран) производят налогоплательщики

Нидерландов, Швеции и США.

Ежегодно одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции являются

социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда. Установлены

следующие виды начислений к заработной плате (в %):

. На пенсионное обеспечение – 13,0;

. На медицинское страхование – 8,43;

. На народную пенсию (для обеспечения тех, у кого нет выслуги лет) – 5,86;

. На пенсионную страховку – 0,2;

. На страхование от производственного травматизма – 1,38;

. На превентивную защиту сотрудников – 0,17;

. На выплату пособий по безработице, финансирование переквалификации

потерявших работу – 2,12;

. На гарантию заработной платы при банкротстве компании – 0,2;

. На страхование жизни – 0,61;

. На групповую страховку – 0,95;

. На пособия при увольнении – 0,28;

. На дополнительную пенсию – 3,1;

. На страховку от травматизма – 1,0;

. В гарантийный фонд – 0,06%.

Общая сумма начислений составляет 38%. Если речь идет не о наемном

работнике, а о владельцах фирмы, то несколько меняется структура социальных

платежей, но общий удельный вес их даже несколько выше, а именно 39,3%.

Финансовый год в Швеции начинается с 1 июля.

Отчисления на социальное страхование, вторая по величине статья доходов

федерального бюджета США, уплачиваются как работодателем, так и наемным

работником. В отличие от многих европейских стран (в том числе и от

России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он

делится пополам (за исключением платежей на формирование бюджета на

политику рынка труда). Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В

начале 90-х годов общая ставка была 15,02% фонда заработной платы, причем

работодатель и наемный работник вносили поровну, по 7,5%. Но облагается не

весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тысяч долларов в год в

расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение.

Тенденция здесь – к повышению ставок.

Таким образом, системы социального страхования и обеспечения развитых

государств помимо фискальной функции наполнения бюджета выполняют функции

регулирования социально-экономического развития. Опыт западных стран вполне

применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а

перенимать лучшее, обязательно учитывая особенности сложившейся ситуации в

экономической и социальной сфере России.

Глава 2.5. Пенсионная система Франции

Французская пенсионная система является одной из старейших в мире. Эту

систему сейчас называют системой распределения, когда социальные взносы

работодателей и работающих, собранные в течение года, распределяются среди

пенсионеров в том же году. Эта система носит государственный

централизованный характер, т.к. ее невозможно создать на уровне предприятий

или отраслей, обеспечивая социальную защиту наиболее бедных слоев

населения.

В целом организация пенсионного обеспечения во Франции довольно сложна:

в стране действуют более сотни базовых и свыше трехсот дополнительных

режимов выплаты пенсий. Рассмотрим пять важнейших типов режимов:

1. Базовые режимы для наемных работников промышленности, торговли и

сельского хозяйства. Пенсии по старости по общему режиму финансируются за

счет взносов предпринимателей, которые составляют в среднем 8,2%

выплачиваемой заработной платы.

2. Для работников отдельных отраслей (военных, государственных чиновников,

моряков, шахтеров, железнодорожников и др.) действуют специальные системы

пенсионного обеспечения. В целом пенсии государственных служащих (кроме

управленческих кадров) на 20% выше, чем наемных работников частного

сектора. Это объясняется тем, что взносы работодателей на выплату пенсий

по специальным режимам также существенно выше.

3. Помимо базовых, во Франции действуют обязательные режимы пенсионного

обеспечения, большая часть которых сосредоточена в рамках АРРКО – для всех

категорий трудящихся и АЖИРК – для административно-управленческих кадров.

Пенсии АРРКО финансируются за счет обязательных взносов работодателей,

которые установлены на 1999 год в размере 6% заработной платы. Взносы в

систему АЖИРК равны 12% от заработной платы, из которых 8% платят

работодатели и 4% - работники. В будущем эта ставка может быть увеличена до

14-16%.

4. Обязательные базовые режимы для работников, не относящихся к

категории лиц наемного труда, действуют под эгидой отраслевых национальных

касс по выплате пенсий. Размеры взносов определяются в каждой отраслевой

кассе специальными соглашениями.

5. Во Франции в последнее время начинают использоваться и различного рода

добровольные режимы: в рамках отдельных предприятий, отраслевых

пенсионных касс, страховых компаний, касс взаимопомощи и т.д., которые

являются первыми ростками новой для Франции, но, преобладающей, например,

в США и Великобритании, либеральной модели пенсионного обеспечения. В

этом случае действует так называемый «страховой принцип», в соответствии

с которым работающие в течение всей трудовой жизни вносят средства в

частные пенсионные фонды или страховые компании, а по достижении

пенсионного возраста получают от них пособия.

Кроме того, с 1994 года во Франции действует Фонд солидарности по

старости, главной задачей которого является предоставление пенсионерам

отдельных льгот, не связанных с их взносами в систему социального

обеспечения, выплатами минимального пособия по старости лицам, не

получающим пенсию, и надбавок к пенсиям на содержание детей или супругов,

находящихся на иждивении пенсионеров, а так же обеспечение пенсионных

взносов (он составляет 2,4% любых доходов), и части акцизов и пошлин на

алкогольные и безалкогольные напитки. Если этих средств окажется не

достаточно, то правительство может обратиться к парламенту за разрешением

выделить суммы из госбюджета или других источников.

Опыт Франции в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь

полезный урок: любое механическое заимствование моделей социальной защиты

населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета

конкретных социально-экономических и политических условий нежелательно и

невозможно. Если даже Франция с ее достаточно устойчивой экономикой и

развитой инфраструктурой считает для себя не приемлемым поспешное

реформирование пенсионной системы, то тем более осмотрительной и взвешенной

должна быть политика российских властей в области социального

реформирования, в том числе и пенсионного обеспечения.

Глава 2.6. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт

Пенсионное обеспечение – одна из серьезнейших проблем, которые

постоянно находятся в поле зрения правительства любой из развитых стран.

Обострение внимания к этому аспекту социальной политики связано с общими

для большинства государств причинами: демографическими изменениями,

выражающимися в увеличении продолжительности жизни и постарении населения;

ростом «пенсионной нагрузки» на работающее население, которая подошла во

многих случаях к грани, за которой любая экономическая деятельность

становится нецелесообразной, расширением теневого рынка труда, занятые в

котором, по сути дела, являются иждивенцами во всяком государстве.

Существующая система тарифов пенсионного страхования по старости,

инвалидности и потери кормильца, по мнению законодателей различных развитых

стран, не отвечает требованиям современного развития социального

страхования и обеспечения.

Реформы пенсионных систем уже начались в Германии, США, Италии,

Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии. Они сводятся к различным

комбинациям следующих мер:

плавное повышение пенсионного возраста;

снижение размеров отдельных видов пенсий;

увеличение размеров страховых взносов и периодов страхования;

обособление институтов социального страхования социальной помощи;

ограничение практики досрочного выхода.

РАЗДЕЛ III. Особенности формирования фонда оплаты труда и

отчислений во внебюджетные социальные фонды на предприятии «Строительно-

монтажный поезд № 368»

Практическая часть данной работы написана мной на базе «Строительно-

монтажного поезда № 368» (СМП–368). Основным видом деятельности этой

организации является строительство. Кроме того, в СМП–368 созданы

структурные подразделения - лесоперерабатывающий цех, цех железобетонных

изделий, - осуществляющие выпуск различных видов материалов, как для нужд

основного производства, так и для реализации на сторону.

Среднесписочная численность персонала данного предприятия на 1-й

квартал 1999 года составляла 121 человек.

Учёт труда и заработной платы в СМП-368 ведётся в соответствии с

Основными положениями по учету труда и заработной платы в промышленности и

строительстве, Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях»,

Отраслевым тарифным соглашением на 1999 год (по Министерству путей

сообщения РФ) и другими нормативными актами.

Трудовые отношения, в том числе и в области оплаты труда работников,

регулируются коллективным договором предприятия, в котором зафиксированы

все условия оплаты труда, принятые в строительно-монтажном поезде № 368.

Учетом личного состава персонала занимается отдел кадров. Основными

документами по учету численности персонала и его движении являются приказы

о приеме, увольнении или предоставлении отпуска.

Учет использования трудового времени ведется в табелях учета рабочего

времени, которые открываются по каждому подразделению предприятия (на

рабочих завода железобетонных изделий, рабочих отдела главного механика,

рабочих лесоперерабатывающего цеха) и по категориям работников (подсобные

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.