рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие и размещение транспортного комплекса РФ

предложение.[58]

Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты Ил-62, Ту-

154, Ту-134, Як-40, разработанные в 60—70-х годах и устаревшие морально и

физически (26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30

лет).[59] В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы

составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам — не более 50%. Износ

основных фондов оценивается в 70%.[60] Поэтому остро стоит вопрос

технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы

отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие

летные и эксплуатационные характеристики.[61]

Прочие виды транспорта

Одним из прочих видов транспорта является электронный транспорт.

Передача электроэнергии на расстояние является специфическим,

узкоспециализированным и высокоэффективным видом транспорта.

Передача электроэнергии на расстояние по высоковольтным линиям

электропередач (ЛЭП), как правило, обходится намного дешевле перевозки

топлива на электростанции. Исключение составляют лишь транспортировка газа

по трубопроводам большого диаметра. Электронный транспорт даёт возможность

объединения разрозненных электростанций в энергосистемы, что значительно

повышает экономическую эффективность работы отрасли электроэнергетики в

целом.[62]

Развитие и размещение транспортного комплекса РФ

Наличие разнообразных видов транспорта на конкретной территории

принято называть транспортной сетью. Конфигурация транспортной сети зависит

от размещения производительных сил, рельефа, природно-климатических условий

конкретной территории. Плотность же путей сообщения зависит от уровня

развития всех элементов производительных сил. Это и определяет

классификацию районов:

1. Районы сплошного экономического освоения, следовательно, и с густой

транспортной сетью, объединяющей все или большинство видов транспорта.

2. Районы выборочного экономического освоения со слабо развитой

транспортной сетью, представленной одним или несколькими видами транспорта.

3. Районы интенсивного земледелия со слабо развитой транспортной

сетью.

4. Районы освоения лесных ресурсов со сравнительно редкой освоенной

транспортной сетью.

5. Курортные зоны.

Транспортная обеспеченность территорий определяет их место в

классификации транспортных пунктов и транспортных узлов.

Под транспортными пунктами понимаются железнодорожные станции, речные

пристани, речные и морские порты. Они выполняют следующие функции:

экономические, транспортные, технические, политические, культурные и

функции международных связей.

Транспортный узел — это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий

одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути

сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко

прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных

транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка

пассажиров.[63]

Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и

местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по

назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по

транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные

узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-

речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-

автомобильные.[64]

Уровень развития транспортной системы экономических районов

неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по

плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз.

Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный,

Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы;

наименее развитой — Дальневосточный, Восточносибирский, Западно-Сибирский,

Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре

грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие

полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки

осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика

доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные

ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах,

специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит

железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе

преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного

транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется

по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный

транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья,

топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей

промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.[65]

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и

зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы

страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и

обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с

использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление

«север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном

железнодорожными путями.

3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-

юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее

Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки

страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют

железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта.

Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная

сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они

образуют Единую транспортную систему России. По мере развития

производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная

система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении

рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня:

обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-

управленческой системы, использовании новейших достижении научно-

технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации

направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения

страны транспортными услугами.[66]

1 Развитие и размещение различных видов транспорта

Железнодорожный транспорт

Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне

неравномерно. Это связано не только с огромной территорией страны, но и с

большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе

хозяйственного освоения.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 148 тыс. км, из

них 87 тыс. км приходится на дороги общего пользования, а 61 тыс. км — на

ведомственные.(1996 г.)[67]

Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала — 5 км на 1000

км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.[68]

Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в

европейской части страны. Здесь, за исключением Северного экономического

района, густота железных дорог общего пользования в несколько раз выше

среднеевропейского уровня (51 км на 10 000 км2): она изменяется от 136 км в

Волго-Вятском до 276 км в Центрально-Черноземном районе.[69]

Конфигурация сети, расположенной в европейской части страны, —

радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного

узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа,

Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-

Петербурга, Архангельска и других городов.[70]

Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая

плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и

их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах.

Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 70— 80-х годах

снизило контраст в уровне насыщенности ее территории железнодорожными

сетями (36 км на 10 000 км2, в том числе в Тюменской обл. — 17 км).[71]

Здесь железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление

с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с

Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная

дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск —

Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-

Амурская магистраль Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для

России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали,

проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении

действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.[72]

В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и

отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не

ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных

проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали:

Лабытнанги—Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений

Ямала, а на востоке — Амуро-Якутской магистрали: Беркатит— Томмот—Якутск

для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.[73]

Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного

хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются

поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов

с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имели

тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через

территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о

Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные

магистрали, обслуживающие связи "восток—запад" России. Участок дороги через

Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии

пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов

Среднесибирской и Южносибирской железных дорог.[74] Всё это требует решения

ряда неотложных проблем, связанных с новым железнодорожным строительством

для обеспечения надежных транспортных связей на направлениях Центр—Северный

Кавказ и европейская часть страны—Сибирь, проходящих по территории

Российской Федерации.[75]

Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются,

так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во

многих отраслях хозяйства страны.

Основные направления развития железнодорожного транспорта

разрабатываются в рамках комплексной программы "Транспорт России".[76]

Автомобильный транспорт

Составной частью автомобильного транспорта являются автомобильные

дороги, представляющие собой систему сложных инженерных сооружений, которые

обеспечивают эффективное функционирование всей системы.

Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и

ведомственного значения. Дороги общего пользования классифицируются на три

типа: магистральные, рассчитанные на движение без ограничения скорости и

предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на

которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на

замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей.[77]

Все дороги имеют федеральное, республиканское, краевое, областное,

автономных образований и местное значения.

В зависимости от качества, технической оснащённости дорог определяется

их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги

делятся на пять категорий:

1 категория: более 7000 автомобилей в сутки;

2 категория: от 3000 до7000 автомобилей в сутки;

3 категория: от1000 до 3000 автомобилей в сутки;

4 категория: от 200 до 1000 автомобилей в сутки;

5 категория: до 200 автомобилей в сутки.[78]

Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным

показателем развития транспорта в стране.[79]

Основу автодорожной сети России общей протяженностью 929 тыс. км (из

них длина шоссейных дорог общего пользования — 574 тыс. км, ведомственных —

355 тыс. км) формируют дороги с твердым покрытием, доля которых составляет

3/4. Автодороги общего пользования составляют более половины (62%) от всей

автодорожной сети. Остальные дороги — ведомственные.[80]

В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей

сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11%

автодорог — грунтовые, 1/3 дорог, имеющих твердое покрытие, — гравийные,

щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим

нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях

экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.[81]

Однако протяженность автодорог соответствующего современным

требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч

километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается

для России одной из наиболее актуальных.

Территориальная дифференциация в размещении автодорожной сети,

особенно автодорог с твердым покрытием, в России огромна: при средней

густоте 365 км на 10 тыс. км2, различия между ранее освоенными районами

европейской части страны и восточными районами «пионерного освоения»

достигают десятков и сотен раз.

Конфигурация автодорог во многом повторяет радиально-кольцевой рисунок

железнодорожной сети: крупнейшие автомагистрали (12 дорог) лучами

расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу (Ленинградское шоссе), Риге

(Рижское шоссе), Минску (Минское шоссе), Киеву (Киевское шоссе),

Симферополю (Симферопольское шоссе) и т.д., а на некотором отдалении от

Москвы они соединяются кольцевыми и хордовыми структурами. Однако к востоку

от Урала число автодорог резко сокращается. До настоящего времени еще не

построена сквозная автодорога в широтном направлении, соединяющая западные

и восточные районы страны.[82]

Морской транспорт

Развитие морского транспорта России определяется географическим

положением, характером морей, омывающих территорию страны, уровнем развития

производительных сил, международным разделением труда.[83]

Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет

60,5 тыс. км. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск,

Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи

с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока

обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь

наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.[84]

Резко сократили возможности использования морского транспорта в

международной торговле изменения в геополитическом положении России, так

как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского

и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам.[85]

Сейчас в России расположены 216 перегрузочных комплексов сухогрузов и

26 — наливных судов, но после распада СССР страна осталась без комплексов

по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без

железнодорожных переправ в Германию и Болгарию. Остался только один

припортовый элеватор по приемке импортного зерна и один специализированный

комплекс по приемке импортного сахара-сырца.[86]

Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в

которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому

из них тяготеют конкретные экономические районы.[87]

Исторический фактор обусловил концентрацию основной работы морского

транспорта бывшего СССР в крупных портах Черноморско-Азовского и

Балтийского бассейнов: на их долю приходилось 2/3 всего грузооборота

морского транспорта СССР. Переход под юрисдикцию других государств

крупнейших портов — Одесского, Ильичевского, Рижского, Новоталлинского,

Клайпедского, Вентспилсского и других — привел к тому, что мощность морских

портов России только на 1/2 удовлетворяет собственные потребности.[88]

Первое место в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (46,5%

всех отправленных грузов в 1994 г. морским транспортом России),

охватывающему значительную территорию Дальневосточного экономического

района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингового

пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет

малый и большой каботаж, а также международные перевозки.[89]

Через порты Дальневосточного бассейна (Александровск-Сахалинский,

Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский,

Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск)

осуществляются внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского региона, а

также обеспечиваются транспортно-экономические связи с прибрежными

регионами Дальнего Востока. К наиболее крупным здесь относятся морские

порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, расположенный около

нее новый порт Восточный с крупными угольным и лесным терминалами, а также

порт Ванино на линии железнодорожной морской паромной переправы

Ванино—Холмск (о. Сахалин).[90]

На втором месте — Черноморско-Азовский бассейн (23,7% отправленных

грузов), занимающий выгодное географическое положение и имеющий выход в

страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-

Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и

Поволжского экономических районов.[91]

Через оставшиеся у России порты Черноморского бассейна (Азов, Ейск,

Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе и др.) ведется в основном экспорт

нефти. Здесь находится самый крупный по грузообороту в России нефтяной порт

Новороссийск с глубоководным нефтепирсом «Шесха-рис», позволяющим

обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. т. Меньшее значение имеет

также нефтяной порт Туапсе. Реализация крупных нефтедобывающих проектов в

Казахстане и Азербайджане, а также потребности России в экспорте сжиженного

газа создали предпосылки для строительства на Черноморском побережье России

ряда новых нефтяных и газовых портов и причалов. Предполагаются также

развитие Таганрогского порта и строительство на Азовском побережье нового

крупного морского порта.[92]

Третье место занимает Северный бассейн (или бассейн Северного

Ледовитого океана — 15,0% отправленных грузов), перевозящий грузы четырёх

прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-

Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют

перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего

Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими

портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом

Певек.[93]

В бассейне Северного Ледовитого океана выделяются два порта —

Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск в Белом море. На их долю

приходится более половины грузооборота всего бассейна. Архангельск —

специализированный лесоэкспортный порт России. Мурманск — единственный

незамерзающий порт России на севере.[94]

Важное значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют

порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, расположенные на трассе

Северного морского пути. В наиболее грузонапряженном западном секторе

Севморпути (Мурманск—Дудинка) с помощью атомных ледоколов налажена

круглогодичная навигация. На восточном участке (от Диксона до бухты

Провидения) навигация ведется эпизодически.

Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению

грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5%). К нему тяготеют

Северо-Западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и

Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-

Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью

промышленности и внешними связями ряда отраслей.[95]

Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг,

Калининград и самый крупный и универсальный российский порт на Балтике —

Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт. Однако его

значение для обеспечения транспортных связей анклавной Калининградской

области с основной территорией России трудно переоценить. Для обеспечения

внешнеторговых транспортных связей России через Балтийское море около Санкт-

Петербурга в Лужской губе запроектировано строительство нового крупного

морского порта.[96]

К Каспийскому бассейну (всего 0,4% отправленных грузов) примыкают

Северо-Кавказский и Поволжский экономические районы. Посредством судоходных

рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами

Европейской части России.[97] Здесь действуют два относительно крупных

порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной Астраханский.

Возведена первая очередь глубоководного порта Оля. В связи с повышением

уровня Каспийского моря в работе каспийских портов, особенно

Махачкалинского, наблюдаются значительные трудности.[98]

Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.