рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Системы и структуры Франции, Германии и Молдовы

Системы и структуры Франции, Германии и Молдовы

ФРАНЦИЯ

Площадь — 552 тыс. км2. Население — 57,7 млн. чел. (1994). Столица — Париж.

Состав территории и оценка экономико-географического положения. Территория

Франции включает континентальную часть (самая крупная и важная часть

страны), остров Корсика в Средиземном море, а также многочисленные

маленькие острова у берегов Средиземного моря и Атлантического океана.

Франции принадлежат и так называемые заморские департаменты (Гваделупа,

Мартиника в Вест-Индии, Французская Гвиана в Южной Америке) и заморские

территории (Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Сент-Перри и

Микелон, остров Реюнион (у берегов Африки).

Экономико-географическое положение Франции очень выгодное по отношению к

наземным, речным и морским видам транспорта. Она омывается с трех сторон

водами Атлантического океана на западе, Средиземного моря на юге и

проливами Ла-Манш и Па-де-Кале на севере. Через северные проливы и

Средиземное море проходят торговые морские пути международного значения.

Франция граничит с промышленно развитыми странами Европы, большинство из

которых являются членами Европейского союза, членом которого является и

сама Франция (Бельгия, Германия, Италия, Испания) и имеет морские границы с

еще одним членом ЕС— Великобританией. Наиболее экономически развитые

области Франции находятся в непосредственной близости от индустриальных

районов соседних стран, что способствует осуществлению тесных

производственно-экономических связей. Кроме того, Франция имеет

благоприятное географическое положение по отношению к сырьевым и топливным

ресурсам Северной Африки, Ближнего Востока и Северного моря.

Население

Франция — страна, сравнительно однородная в этническом отношении. Около

9/10 ее населения — французы. Государственный язык страны— французский,

принадлежащий к романской группе индоевропейских языков. Лишь окраинные

области страны населяют этнические группы, отличающиеся языком и культурой.

На северо-востоке в Эльзасе и северо-восточной Лотарингии живут эльзасцы

(1,3 млн.). Западные области полуострова Бретань населяют бретонцы (1

млн.). На севере Франции у границы с Бельгией живут фламандцы (100 тыс.).

Остров Корсику населяют корсиканцы (300 тыс.), и, наконец, в предгорьях

Пиренеев на западе расселены баски (130 тыс.), а на востоке— каталонцы (200

тыс.).

Во Франции преобладающая религия — католицизм. К католикам относится 84%

французов. Около 2% французов — протестанты, остальная часть верующего

населения принадлежит к другим религиям.

Промышленность

Несмотря на высокие темпы развития после 2-й мировой войны, значит,

обновление осн. капитала в пром-сти и развитие новейших отраслей, большое

значение сохраняют отрасли лёгкой и пищ. пром-сти (о структуре пром-сти см.

табл. 3), уступающие, одна-

Табл. 3.-— Структура промышленности

|Отрасли пром-сти |По стоимости|По числу|

| |валовой |занятых,|

| |продукции, %| |

| | |% |

| |1981 |1985 |

|Угольная |1.4 | 1,4 |

| |4,2 |2,2 |

| |5,3 |2,8 |

| |4,1 |3,6 |

| |0,8 |0,5 |

| |7,1 |7,4 |

| |31,9 |31,5 |

| | | |

| |13,6 |13,0 |

| | | |

| |9,5 |10,4 |

| |8,8 |8,1 |

| |12,3 |10,4 |

| |4,2 |4,7 |

| |6,6 |11,5 |

| |1,5 |2,3 |

| |3,2) 2,9) |6.7 |

| |4,0 9,4 |4,4 |

| | |10,6 |

|Нефтяная и газовая |4.2 |2.2 |

|Электроэнергетика |5.3 |2.8 |

|Чёрная металлургия |4.1 |3.6 |

|Цветная металлургия |0.8 |0.5 |

|Металлообрабатывающая |7.1 |7.4 |

|Машиностроение |31.9 |31.5 |

|В том числе | | |

|Общее |13.6 |13 |

|Транспортное |9.5 |10.4 |

|Электротехника |8.8 |8.1 |

|Химическая и резиновая |12.3 |10.4 |

|Строит. Материалы |4.2 |4.7 |

|Текстильная и швейная |6.6 |11.5 |

|Кожевенно-обувная |1.5 |2.3 |

ко, по многим показателям в силу большей раздробленности производства и

сохранения устаревшего оборудования отраслям тяжёлой промышленности. Св.

40% пром. предприятий имеет до 100 занятых (в США, Великобритании, ФРГ —

20—26% ; 1980). О концентрации пром. произ-ва см. табл. 4.

Табл. 4.— Концентрация промышленного производства (предприятия с числом

занятых более 5), 1981, %

|Предприятия |Число |Число |

|с числом |предприя|занятых |

|занятых |тий | |

|6 - 49 |73,0 |12,9 |

|50-499 |24,0 |30,0 |

|500 и более |3,0 |57.1 |

Добывающая промышленность и энергетика. Обеспеченность Ф. топливно-

энергетич. ресурсами недостаточна. Ок. 3/4 потребляемого в стране топлива

импортируется. Главные районы добычи угля – Лотаргинский 9 млн. т.,

Северный 7 млн. т. , Центр-Юг 3 млн. т.

Почти вся нефть импортируется 176 млн.т. Крупнейшие нефтеперерабатывающие

заводы размещены около Марселя и в устье Сены. Добыча природного газа

сосредоточена в р-не месторождения Лак; свыше 1/3 потребляемого газа

импортируется из Алжира, Нидерландов, России. О структуре производства и

потребления энергии см. табл. 5. Произ-во электроэнергии в 1984 (в %):

ТЭС — 69,1 (в т. ч. АЭС — 8,3), ГЭС -30,9. ТЭС работают на кам. угле, газе

и мазуте и находятся гл. обр. в уг. басс., крупных городах (Париж), мор.

портах. Крупнейшие ГЭС (по 300—500 тыс. квт) — на р. Рона и её альп.

притоках.

Таб.5 Структура потребления основных видов первичной энергии, %

|Виды энергии |1985|

|Уголь |17 |

|Нефть |61 |

|Природный газ |11 |

|Гидроэнергия |8 |

|Атомная энергия |2 |

Много ГЭС в Центр. Франц. массиве. В Бретани в устье р.Ране работает

электростанция (240 тыс. квт), использующая энергию мор. приливов. Имеются

10 АЭС (общей мощностью в 3,1 млн. квт в 1985), крупнейшие из них (по

450—540 тыс. квт) — Ле-Бюже, Сен-Лоран-1 и Сен-Лоран-2, Шинон-3. Атомная

пром-сть имеет собств. сырьевую базу (в 1983 получено 1,88 тыс. т урановых

концентратов ; 1-е место среди стран Зап. Европы). Осн. центры добычи: Ла-

Крузии, Форез, Лашо в Центр. Франц. массиве, Л'Экарпьер в Вандее.

Поблизости производится обогащение руды. Металлич. уран получают в г. Ле-

Буше (под Парижем) и на др. з-дах. Важные центры атомной пром-сти — гг.

Пьер-дат (произ-во обогащённого урана) и Маркуль (произ-во плутония).

Развита сеть электропередач, её гл. узел — Париж; в столицу поступает

значит, доля энергии, производимой в др. р-нах. Из рудного минер, сырья на

терр. Ф. добывают жел. руду (4-е место в капиталистич. мире; гл.

железорудный р-н — Лотарингия; центры: гг. Брие, Лонгви, Тионвиль и др.) и

бокситы (гл. р-н добычи на Ю., вдеп. Вар), в небольших кол-вах — цинк (13,9

тыс. m концентрата в 1985), свинец (21,7 тыс. m), вольфрам, золото. Из

нерудных минер, ресурсов — значит, добыча калийных солей (2,1 млн. m в

1985, в пересчёте на КгО), серы (Лак; побочный продукт очистки природного

газа), каменной соли, барита, талька, каолина, асбеста, плавикового шпата

(460 тыс. т в 1984), сырья для стройматериалов.

Обрабатывающая промышленность.

Большое развитие получили отрасли чёрной и цветной металлургии (выплавка

чугуна, стали, алюминия и др. металлов). Эти отрасли частично работают на

местном сырье, однако значит. часть более высококачественной жел. руды и

ряд цветных металлов (медь, кобальт, олово, вольфрам и др.) ввозятся из

неевроп. стран; в частности, на импортной руде работают новые крупнейшие

металлургич. комбинаты страны в Дюнкерке (производств, мощность 8 млн. т

стали в 1985) и Фос-сюр-Мер (1-я очередь; 3,7 млн. m стали). Гл. р-ны

чёрной металлургии — Лотарингия (производств, мощность заводов 15,9 млн. m

стали на 1985) и Северный (включая Дюнкерк; 12,6 млн. m стали в год). В

горных р-нах — Савойе, Пиренеях, Центр. Франц. массиве, в тех местах, где

находятся ГЭС, развита электрометаллургия, производится качеств. сталь

(Сент-Этьенн, Ижин, Ле-Крёзо) и выплавляется алюминий (глинозёмные з-ды в

Гарданне и Салендре; алюминиевые з-ды в Ногере, Сен-Жан-де-Морьенн,

Ланмезане). Выплавка меди (рафинированной 40 тыс. m в 1985) — в Ле-Пале

(деп. Верхняя Вьенна), свинца (рафинированного 151 тыс. m) — в Ну-айель-

Годо (деп. Па-де-Кале) и Лионе, цинка (181 тыс. т.) — в Нуайель-Годо и

Вивье (деп. Аверон), никеля — в Гавре, кобальта, вольфрама и др.

Машиностроение и металлообработка — гл. отрасли пром-сти (св. 1/3

пром. рабочих), особенно развито трансп. и общее машиностроение. Крупное

произ-во автомобилей, гл. обр. легковых (фирмы «Рено», «Пежо—Ситроен»,

«Крайслер-Франс»); почти 1/2 продукции экспортируется. Центры автомоб. пром-

сти: Париж, Сошо-Монбельяр, Лион. По авиаракетной пром-сти Ф. занимает

2-е и 3-е места среди капиталистич. стран. Она производит и экспортирует во

мн. страны воен. и гражд. самолёты разного типа, в т, ч. сверхзвуковой

франко-брит, самолёт «Конкорд», вертолёты, двигатели. Ф. выпускает

разнообразную ракетную и космич. технику, космич. спутники Земли и др. Осн.

центры авиастроения — Париж, Тулуза, Бордо. Видное место занимает

судостроение; центры — гг. Нант (Сен-На-зер), Дюнкерк, Марсель (Ла-Сьота).

Значит, произ-во локомотивов (144 шт.) и вагонов (9,6 тыс. шт. грузовых в

1985). Крупные отрасли машиностроения — станкостроение и произ-во

кузнечно-прессового оборудования, электротехнич. в электронной аппаратуры,

генераторов и двигателей, средств связи, бытовых электроприборов,

тракторов, оружия. Более 1/2 предприятий электротехнич. и электронной пром-

сти сосредоточено в Париже.

Химическая промышленность. Во Франции существуют несколько

специализированных районов в определенных отраслях химической

промышленности. В Эльзасе и Лотарингии развивается углехимия и производство

калийных удобрений; на юго-западе страны — производство азотных удобрений

на основе местных ресурсов газа; вблизи ГЭС Пириней, Альп, Центрального

массива — электрохимия; в крупных морских портах — нефтехимия; в Парижской

агломерации — тонкая химия (парфюмерная, косметическая, фармацевтическая

промышленность).

Лёгкая и пищевая пром-сть имеют крупные масштабы произ-ва. В текстильной и

швейной пром-сти занято 0.7 млн. чел. в 1983. Ф. даёт ок. 5% мирового проиэ-

ва текст. изделий. Основные районы текстильной промышленности:

Северный (гг. Рубе—Туркуэн, Лилль, и другие) -шерстяная, хл.-бум.,

льняная, джутовая; Вогезы и юж. часть Эльзаса — хл.-бум. пром-сть;

Лионский р-н — произ-во тканей из хим. волокна. Большое значение

имеет трикотажное произ-во (Париж, Труа). Гл. центр выпуска одежды и

галантереи—«законодатель мод» Париж. Ф. занимает одно из первых мест в

мире по выпуску кож. обуви (205 млн. пар, 1985). Пищ. пром-сть, как и

текст. пром-сть, имеет относительно медленные темпы роста. Однако в этой

отрасли происходят глубокие структурные преобразования. Известную роль в

этом процессе сыграл иностр., гл. обр.амер., капитал (преим. в произ-ве

варенья, сухарей, сгущённого молока, крахмала, специй, продуктов животного

происхождения и мн. др.). Пищ. пром-сть наиболее распылена в производств.

отношении и представлена многочисленными отраслями. Ф.—классич. страна

виноделия (в 1985 произведено 6,1 млн. т виноградных вин); вина Жиронды

(центр — г. Бордо), Шампани, Вургундии, коньяки и ликёры пользуются мировой

известностью. В числе др. отраслей пищ. пром-сти Ф.— муком., мясо-, молочно-

, рыбо-, плодоконсервная, сахарная. О производстве основных видов

промышленной продукции см. Таб.6.

Сельское хозяйство

С. х-во Ф. развивается в условиях жёсткой конкуренцией на рынке продоволь-

ствия стран Европ. экономического сообщества. Усилилась капиталистич.

концентрация с.-х. произ-ва, выросла его технич. оснащённость, потребление

минер, удобрений выросло в 6 раз, повысилась урожайность культур и

продуктивность скота. Этому способствовали как научно-технич. революция,

так и гос. – монополистическая политика, направленная на достижение т. н.

<макс. рентабельности труде и капитала» (закон 1960), стимулирование

индустриализации с.-х. произ-водства в целях завоевания рынка ЕС. Гос-во

активно поддерживает крупные х-ва, предоставляет им кредиты и субсидии, а

также налоговые льготы и т. д., расходует значительные средства на

регулирование цен и сбыт продукции, на развитие с.-х. науки, на

землеустройство. Ускорилось разорение мелких т. н. нерентабельных х-в; за

1956—74 их число сокра-

тилось на 1 млн., т. е. на 44%, а ср. площадь одного х-ва увеличилась с 14

до 23 га. Распространение получили капиталистич. аренда земли (55% с.-х.

площади обрабатывается арендаторами, 1977), снабженческо-сбытовая и

перерабат. кооперация. Однако в с. х-ве Ф. численно преобладают мелкие и

ср. х-ва (см. табл. 7), хотя осн. площади находятся в крупных х-вах, к-рые

широко применяют наёмную рабочую силу (из 2,3 млн. чел., занятых в с. х-ве,

0,4 млн.— наёмные рабочие, 1974) и дают осн. массу товарной продукции.

Таб. 7.- Распределение земли по категориям хозяйств

|Группы |Число |С.-х. |

|хозяйств по |хозяйств |площадь |

|раз-меру |% к итогу |% к итогу |

|с.-х. площади,| | |

|га | | |

|1- 5 |22 |2,8 |

|5-10 |17 |6,0 |

|10-20 |25 |16.8 |

|20-50 |26 |36,8 |

|Св. 50 |8 |37,6 |

Площадь с.-х. угодий составляет 2/3 терр. Ф. (35,5 млн. га в 1983); всё

более уменьшается доля пашни и растут площади, покрытые травами, что

связано с усилением животноводч. специализации с. х-ва. Пашня занимает

16,8 млн. га, многолетние насаждения — 2,2 млн. га (виноградники и сады),

пастбища и сенокосы — 13,9 млн. га, под лесом 14,5 млн. га (1982).

Структура с. х-ва по стоимости продукции в %: растениеводство 43,3, в т. ч,

зерновые 16,0, овощи и фрукты 9,0, виноград (на вино) 8,5; животноводство

56,7, в т. ч. произ-во мяса 26,1, молока 18,6, битой птицы и яиц 7,7.

Растениеводство среднеевроп. и средиземноморско-суб-тропич. типов. По

сборам зерновых Ф. среди капиталистич. стран уступает только США, Индии и

Канаде. Гл. зерновая культура — пшеница (ок. 1/2 всего сбора зерна), осн. р-

н её произ-ва — низменность на С. страны. Выросло значение кукурузы и

ячменя; в дельте Роны — рисоводство.

Посевы сах. свёклы, как и сах. з-ды, сосредоточены на С. Из-за уменьшения

продовольств. использования теряет своё значение картофель. Важное значение

имеет виноградарство (1-е место в мире по сбору винограда). Осн.часть

урожая используется для произ-ва вина, из-за перепроизва вина проводится

политика ограничения виноградарства. Виноградники распространены почти

повсеместно (за исключением сев. р-нов Ф.). Гл. р-ны произ-ва винограда и

виноделия: провинции Лангедок, Шампань, Бургундия, Турень, район г. Бордо,

Гасконь. В юж. р-нах распространена культура оливы (1,8 тыс. т оливкового

масла в 1984). Произ-во овощей и фруктов развито повсеместно. Эти отрасли

служат основой х-ва многих р-нов (долины pp. Рона, Гаронна и Луара, пров.

Рус-сильон, сев. побережье пров. Бретань), снабжающих овощами и фруктами

города и промышленные р-ны, в первую очередь Париж. Осн. продукция

плодовых— яблоки (сбор 3,5 млн. т в 1983, из к-рых св. 40% пошло на

изготовление сидра), груши, персики, цитрусовые (о. Корсика). О произ-ве

осн. с.-х. культур см. табл. 8.

Таб.8.- Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур

| |Площадь, тыс. га | Сбор, |

| |тыс. m |

|Пшеница | |

|Ячмень | |

|Овес | |

|Кукуруза | |

|Сах. Свекла | |

|Картофель | |

|Виноград | |

| |1987 |1987 |

| |4994 |28000 |

| |1997 |10563 |

| |286 |1148 |

| |1636 |11573 |

| |444 |26471 |

| |196 |6742 |

| |1772 |13322 |

Животноводство имеет мясо-молочное направление, усилилось значение

свиноводства и птицеводства. По произ-ву мяса Ф. уступает в Зап. Европе

только Германии, а по произ-ву молока занимает 1-е место. Разведение кр.

рог. скота особенно развито на С.-З. и в ropныx р-нах на альп. пастбищах;

свиноводство — в Бретани, Эльзасе, на С. и Ю.-З.— в р-нах, где кукуруза или

картофель, а также отходы пищ. пром-сти служат кормовой базой. Овцеводство

сохраняет значение гл. обр. на Ю. Центр. Франц. массива и в Юж. Альпах. В

Парижском и Сев. р-нах интенсивность животноводства выше, чем в др. р-нах.

Удойность коров (в среднем за год) 2808 кг. О составе поголовья скота и

продукции животноводства см. табл. 9 и 10.

Табл. 9.—Поголовье скота и птицы, тыс. голов

| |1984 |

| | |

|Кр. рог. | |

|скот в т. | |

|ч. коровы | |

| |24350 |

| |11900 |

| | |

| |10429 |

| |907 |

| |426 |

| |30 |

| |12042 |

| | |

| |203 |

|Овцы | |

|Козы | |

|Лошади | |

|Ослы | |

|Свиньи | |

|Птица, | |

|всего млн. | |

|шт. | |

Табл.10 – Производство продукции животноводства и птицеводства, тыс. т

|Вид |1985 |

|Мясо (все | |

|виды) |5358 |

|Молоко | 29704 |

|Масло Сыр|540 |

| |935 |

|Яйца, |13,2 |

|млрд. шт. | |

|Шерсть |21,7/10,6 |

|(не-мытая/| |

|мытая) | |

Лесное хозяйство. Основная часть лесов (72% лесопокрытой площади в 1985)

принадлежит частному сектору, меньшая коммунам (17%) и государству (11%).

Рыболовство. Гл. р-н лова – Атлантический Океан.

Улов рыбы 806 тыс. т. (1984). Гл. рыболовные порты:

Булонь и Лорьян, Ла-Рошель. Устричный промысел (до 70% мирового сбора

устриц).

Транспорт

Трансп. сеть имеет радиальную конфигурацию с единым центром - Парижем.

Франция располагает целым комплексом развитых отраслей транспорта,

оснащенных самыми современными средствами. Из наземных видов транспорта

большое значение играет железнодорожный и автомобильный. По длине железных

дорог и эффективности работы железнодорожного транспорта Франция занимает

одно из первых мест в мире, будучи одной из немногих обладателей скоростных

железных дорог. На скоростной трассе Париж — Лион пассажирский поезд

достигает скорость в 550 км/час. Много железных дорог электрофицированно.

Автомобильный транспорт дополняет железнодорожный и активно с ним

конкурирует. По шоссейным дорогам, которые отличаются хорошим качеством,

перевозится основная часть пассажиров, а также значительная часть

промышленной и сельскохозяйственной продукции. Большое значение имеет и

трубопроводный транспорт, обеспечивающий перевозку нефти и природного газа

во внутренние районы страны. Внешняя торговля, а также каботажные перевозки

обслуживаются торговым морским флотом. Основные морские порты Марсель,

Гавр, Нант, Сен-Назер, Бордо расположены в устьях крупных рек, по которым

привезенные по морю грузы перевозятся во внутренние районы. К морским

портам по рекам подвозят товары для экспорта. Такое сочетание этих двух

видов дешевого транспорта является очень выгодным. Особое значение имеет

подводный тоннель, построенный под Ла-Маншем (железнодорожный и

автомобильный), который обеспечивает связь между населенными пунктами

Черитон (Великобритания) и Фретум (Франция). Хорошо развит и воздушный

транспорт с главными международными аэропортами в Париже, который

обслуживает ежегодно около 25 млн. пассажиров.

Внешние экономические связи

Франция поддерживает экономические связи с более чем 100 странами мира. В

последнее время особых изменений в структуре внешней торговли Франции не

произошло. Примерно 1/2 импорта составляют сырьевые материалы и топливо, а

остальная часть приходится на промышленное обрудование, новые технологии,

полуфабрикаты. В экспорте основная часть (3/4) приходится на долю готовой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.