рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации


4 Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации

политический право свобода гражданин

Политических прав и свобод граждан могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию или организацию из одного человека. В то же время не возбраняется шествие и пикетирование в одиночку с транспарантом в руках (если, конечно, такое «шествие» не будет нарушать общественный порядок).

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Наглядным примером служит вопрос о политических партиях, значение которого вряд ли кому-либо не ясно. В зарубежной конституционной практике (ФРГ, Франция, Македония и др.) партиям уделяется большое внимание, что важно для их дальнейшей законодательной институционализации. Но в Конституции РФ нет даже слов «политические партии», и только в 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях» (ныне действует в редакции от 30 декабря 2006 г.).

Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.[24]

Назначение политических прав и свобод состоит в том, что они обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных политических прав и свобод Конституцией РФ отнесены:

1) право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32);

2) право на объединение (ст. 30);

3)право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);

4) право на обращения (ст. 33).

От иных конституционных прав политические права и свободы отличаются тем, что они: связаны преимущественно с обладанием гражданством РФ; предназначены для активного и полнокровного участия граждан в управлении делами общества и государства; могут быть реализованы индивидуально: индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти, и коллективно: через объединения с другими гражданами. Гарантированность политических прав граждан, их реализуемость напрямую зависят от уровня демократизма государства, политического режима в стране, политической культуры, качества политической системы (наличия или отсутствия авторитетных политических партий, развитых институтов гражданского общества и др.)[25].

Право участвовать в управлении делами государства

Краткий анализ института политических прав и свобод естественно начать с права граждан участвовать в управлении делами государства, которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Это право, по логике классических концепций просветительской традиции, обусловлено естественным равенством и прирожденной свободой людей. Оно гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Не случайно гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического права является целый ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публичным функциям и должностям, а также на участие в отправлении правосудия. Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право на участие в управлении государственными и общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина.[26]

В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма касается и политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировал ось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу.

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется гражданами в различных формах как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие Граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает широкие гарантии реализации этих прав граждан.

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования.[27]

Законодательство различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам.

В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г; «О референдуме Российской Федерации» подробно определен порядок реализации инициативы. По сравнению с ранее действующим законодательством этот порядок стал значительно более сложным, что обусловлено необходимостью выявить реальную поддержку данной инициативы достаточно широкими слоями граждан страны.[28]

Право на объединение

Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы. Совокупность этих объединений отражает способность гражданского общества к самоорганизации, т. е. к решению общественных проблем без вмешательства государственной власти. Столь важная социально-политическая роль объединений, а также объективная возможность и опасность использования их в антиобщественных целях вызывают необходимость правового закрепления отношений, складывающихся между объединениями и государством. Конституции всех стран мира, как и международно-правовые акты, включают соответствующие принципы и порядок.

По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права.

1. Право на объединение принадлежит каждому человеку.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.[29]

Однако Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 2 ст. 22) все же предусматривает возможность законных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. В соответствии с этой нормой правомерна норма действующего Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении военной службы. Сохраняет силу также положение действующего законодательства, исключающего возможность вступления иностранцев в политические партии, хотя в то же время допускается создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ находится Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям. Федеральным законом о прокуратуре также ограничено такое право для прокуроров.[30]

2. Государство гарантирует свободу общественных объединений.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями возложен на прокуратуру Российской Федерации. В случаях нарушения законодательства об общественных объединениях соответствующее объединение несет ответственность согласно закону. Если общественное объединение своими действиями нарушает закон или свой устав, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим его устав, или прокурором. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельность объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении в течение одного года такого рода объединение может быть ликвидировано судом. В судебном порядке осуществляется и ликвидация объединения при наличии оснований, предусмотренных в ч. 5 ст. 13 Конституции.

За исключением ограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 13 Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Объединения создаются без предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах.

Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы — источники их доходов. Общественное объединение может быть ликвидировано только в двух случаях (и только по решению суда):

а) нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции, иные уголовно наказуемые деяния;

б) повторное в течение года совершение действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушение закона.

3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции). Следовательно, закон гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывания в нем, исключает какое-либо принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (в редакции от 2 февраля 2006 г.) устанавливает общие условия реализации гражданами права на объединение. Этим Законом регулируется порядок создания объединений, ответственность за злоупотребление этим правом.

Гражданин как член общественного объединения обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством.

Закон рассматривает общественное объединение в таких формах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений (и наоборот) не допускается. Законом установлены порядок создания (регистрации) общественных объединений, их права и обязанности, ответственность за нарушение законов об общественных объединениях[31].

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Но не могут быть таковыми иностранцы, в отношении которых в установленном порядке принято решение о нежелательности их пребывания в России, лица, указанные в федеральных законах «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г., «О противодействии экстремистской деятельности». Общественное объединение подлежит государственной регистрации; по ряду оснований в регистрации может быть отказано. Общественное объединение обязано информировать федеральный орган регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от международных и иностранных граждан, о целях их расходования и об их фактическом расходовании.

При нарушении этого правила деятельность общественного объединения может быть прекращена в судебном порядке. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Статья 30 Конституции РФ непосредственно не упоминает право на свободу граждан объединяться в политические партии, а говорит только о свободе объединений в целом. Но, как установил Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 декабря 2004 г., из этой статьи в ее взаимосвязи со ст. 1, 13, 15 (ч. 4), 17 и 32 Конституции РФ и ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что в Российской Федерации свобода объединений в политические партии является неотьемлемой частью свободы объединений и что свобода политических партий, включая свободу создавать их и участвовать в них, гарантируется. Наличие свободных политических партий, действующих в рамках закона, неотделимо от представительной демократии с ее идеологическим многообразием и политическим плюрализмом и необходимо для надлежащего ее функционирования, тем более что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

В Федеральном законе «О политических партиях» закреплены права членов партий. Установлено, что членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет (не могут быть членами партий иностранцы, лица без гражданства и недееспособные граждане). Члены политической партии имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом партии, они в соответствии с законом имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы партии, получать информацию о деятельности партии и ее органов, а также обжаловать решения и действия этих органов. Гражданин РФ может быть членом только одной политической партии, может состоять в одном региональном отделении данной партии — по месту последнего или преимущественного проживания. Запрещается требовать от граждан РФ, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в партии или отсутствие такового. Членство в партии или его отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод гражданина, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ[32].

Такой Федеральный закон "Об общественных объединениях" был принят в 1995 г. Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных).

Закон предусматривает принятие и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о политических партиях, профсоюзах, благотворительных).

В ст. 5 Федерального закона общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и соответствующими органами в субъектах Федерации.

Регистрация не является обязательной, но составляет необходимое условие для признания объединения юридическим лицом. Отказ в регистрации должен быть дан в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства, послуживших его мотивом, и может быть обжалован в суд. Отказ по мотивам нецелесообразности создания объединения не допускается[33].

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие заключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется. Перед объединением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах которых оно создается.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.

Взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в политические партии, особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации последних, регулируются Федеральным законом "О политических партиях" (2001 г.). Право на объединение включает в себя: право создавать на добровольной основе политические партии, вступать или воздерживаться от вступления в них, участвовать в их деятельности, а также право беспрепятственно выходить из партий.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование

Одной из политических свобод, входящих в правовой статус советского гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Что понимается под этими терминами.. Еще в начале века известный английский ученый А. В. Дайси писал, что,” право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и индивидуальную свободу слова”.[34]

Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.[35] (Ю. А. Дмитриев) Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.

В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения («признается право на мирные собрания» — ст. 21). Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право:

• собираться мирно, без оружия;

• проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности.

По существу, это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений. Главная трудность его реализации – в совместимости публичных мероприятий с общественным порядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для граждан и транспорта.

В настоящее время осуществление этого конституционного права граждан РФ регулируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан (демонстраций, шествий и пикетирований – с 18 лет, митингов и собраний – с 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по его организации и проведению. Не может быть организатором публичного мероприятия лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным; лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; политическая партия, другое общественное и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена, прекращена или запрещена в установленном законом порядке[36].

Организатор публичного мероприятия, в частности, обязан:

-  подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия;

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.