рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История политических и правовых учений

все были одинаково счастливы. Господствуют здесь установки на аскетизм,

авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается (так, хоть

граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль

статистов), даже имена детей подбираются "не случайно, но подбираются

Метафизиком" Над городом Солнца царит дух однообразия: у всех одинаковые

жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, строй мысли, обыкновения и пр.

Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц существуют

постольку, поскольку все они являются частичками единого государственно-

общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной

жизни, скрытых от всевидящего ока государства и лично Метафизика.

28.Политико- правовые ученияТ. Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679), виднейший представитель естественно-правового

учения, был убежденным сторонником абсолютной монархии. Среди трудов Т.

Гоббса следует выделить: "Защита власти и прав короля, необходимых для

сохранения мира в государстве", Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть

неограниченного монарха.

Государство распоряжается силами и способностями отдельных лиц в интересах

общего блага. Общественным договором люди отказались от своих естественных

прав в пользу государства. Власть государственного суверена является

абсолютной.

Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. Т. Гоббс

рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан

(библейское чудовище). Верховная власть – душа государства. Судьи и

чиновники – его суставы. Советники – его память. Законы – его разум и воля.

.

Организация государственной власти может быть различной: монархия,

аристократия, демократия. Эти формы отличаются друг от друга лишь

количеством власть предержащих. При этом наилучшей формой правления Т.

Гоббс считает, естественно, монархическую.Государственная власть никем и

ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна

человеческой душе в государственном теле. Только верховная власть вправе

решать, что хорошо, а что хорошо для государства. Власть государственного

суверена является абсолютной. По мнению Т. Гоббса, даже мысли и религиозные

чувства подданных должны быть подчинены воле суверена. Подданные – рабы

государства.

29.Учение Дж. Локка о государстве и праве.

Основным трудом Джона Локка (1632-1704) являются "Два трактата о

государственном правлении" (1689-1690). Дж. Локк – непоследовательный

материалист, он допускал существование Бога как некоей основы мира. Дж.

Локк был последователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что

феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих

ценностей естественного состоянии Дж. Локк называл свободу и равенство. В

отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк не считал естественное состояние войной

"всех против всех".

По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до

государства и существует независимо от государства. Свобода включает

свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда

проистекает частная собственность.

Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано

государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по

отношению к своим подданным как бы остается в естественном состоянии.

Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей. Нужно различать

три ветви власти (по Дж. Локку): исполнительную, законодательную, союзную

(федеративную), последней должны быть подведомственны вопросы внешней

политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя

т.о. суд от администрации.

Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная –

парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная –

монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. Монарх имеет

право смягчить силу закона, если он может причинить вред народу. Народ

имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими

прерогативами.

Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии,

естественно-правовой концепции.

31.Политико- правовые учения Монтескье.

Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье и основная

ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых

условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая

организация государственности.

Объединение людей в обществе необходимо, только в общественном состоянии

они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними

в естественном состоянии равенство, начинаются войны двоякого рода – между

отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны, -

писал Ш.Л. Монтескье, - побуждает установить законы между людьми" Далее

Ш.Л. Монтескье отмечает: "Общество не может существовать без правительства.

"Соединение всех отдельных сил, - как прекрасно говорит Гравина, - образует

то, что называется политическим состоянием (государством)" Позитивные

законы обязательно должны соответствовать естественному праву.

Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и

принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает

три образа (формы) правления: республиканский, монархический и

деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в

руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия

– это правление одного человека, но посредством твердо установленных

законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне

всяких законов и правил.

Применительно к демократии Ш.Л. Монтескье отмечает, что здесь народ

является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою

волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие

право голосования. Законодательная власть в демократии принадлежит народу.

32.Политико- правовые учения Руссо.

Одним из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и

политических учений является Жан-Жак Руссо (1712-1778). Происхождение и

основания неравенства между людьми описаны Ж.-Ж. Руссо в "Рассуждении о

происхождении и основаниях неравенства между людьми" В естественном

состоянии, по Ж.-Ж. Руссо, все равны. Неравенство здесь вначале лишь

физическое, обусловленное природными различиями людей. Социальное

неравенство возникает с появлением частной собственности, начинается

перманентная борьба между бедными и богатыми. В итоге бедные вынуждены были

согласиться на создание государства, которое, тем не менее, закрепило

социальное неравенство. Неравенство частной собственности, дополненное

политическим неравенством, привело, согласно Ж.-Ж. Руссо, в конечном счете

к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все

равны в своем рабстве и бесправии.

Только благодаря общественному договору, предлагаемому Ж.-Ж. Руссо.

В основе общественного договора (в трактовке Ж.-Ж. Руссо) и правомочий

формируемого суверенитета лежит общая воля. Ж.-Ж. Руссо при этом

подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет ввиду общие

интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму

изъявленной воли частных лиц. Отстаивая господство в государстве и его

законах общей воли, Ж.-Ж. Руссо резко критикует всевозможные частичные

ассоциации, партии, группы и объединения, которые вступают в неизбежную

конкуренцию с сувереном.

Суверен (Народ) создает законы. В своей идеализированной конструкции

народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий

защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью.

Однако соответствующие гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить

выполнение ими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное

соглашение, по словам Ж.-Ж. Руссо, дает политическому организму

(государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть,

направляемую общей волей, он и именует суверенитетом.

Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли, по Ж.-Ж. Руссо,

"может быть представляем только самим собою". Тем самым Ж.-Ж. Руссо, по

существу, отрицал как представительную форму власти (парламент или другой

законодательный орган в форме народного представительства), так и принцип и

идеи разделения верховной, суверенной власти в государстве на различные

ветви.

Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть

может и должна, по Ж.-Ж. Руссо, осуществляться только самим народом-

сувереном непосредственно. Исполнительная власть (правительство) создается

не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве

посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном.

Народ, по Ж.-Ж. Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и

вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе

естественную свободу.

25.Учения Г. Гроция о государстве и праве.

Гроций Гуго (1583-1645) – голландский юрист и политический мыслитель,

основатель раннебуржуазного учения о государстве и праве,

рационалистической доктрины естественного и медународного права Нового

времени. Делит право на:

естественное – должное или недолжное по самой природе, а не в силу

волеустановленного предписания людей или бога. Источником естественного

права является не воля и интерес, а разумная природа человека, как

социального существа, которому присуща общительность к себе подобными.

Волеустановленное право – право в более широком смысле – является правом,

поскольку не противоречит разумной человеческой природе.

Международное право – права, возникающие путем взаимного соглашения между

государствами возникают в интересах совокупности всех сообществ, а не

каждого в отдельности.

Государство – следствие из естественных начал, проистекающее из требований

естественного права справедливости и пользы, совершенный союз свободных

людей, заключенный ради соблюдения права и пользы. Догосударственная стадия

жизни людей – естественное состояние людей, без частной собственности. По

развитию ремесел, изысканного образа жизни развились пороки, справедливость

и приязнь людей ослабли, появилась частная собственность. Люди объединились

в государство не по божественному велению, но по собственной воле,

убедившись в бессилии отдельных семейств. Т.е. государство – чисто

человеческое установление, выступающее по социальному смыслу союзом

большинства слабых и угнетенных против меньшинства – сильных и

могущественных.

Сущность верховной власти – суверенная власть, которая не подчинена другой

власти. Общий носитель верховной власти – государство в целом. Носитель

власти в собственном смысле – несколько лиц согласно законам и правам

народа. Его классификация форм правления – царская (единодержавная), власть

вельмож, свободная гражданская община, демократическая республика. По его

мнению форма не имеет существенного значения – народ может выбрать любую.

Отрицательно относится к тирании и отдает предпочтение единаличной и

аристократической власти, не отвергает демократическую форму.

Не отрицая суверенитета народа, опровергает мнение что власть везде и всюду

принадлежит ему. В вопросе права подданных сопротивляться верховной власти

- поротивопоставляет закон о непративлении, отступления от которого только

в случае крайней необходимости (в случаях, если вооруженное сопротивление

подданных не причинит величайшего потресения государству и гибели

невиновных.

24.Политические идеи И.Пересветова.

Политико-правовые взгляды Пересветова. В 1549 г. И.Пересветов подал Ивану

IV две челобитные (малую и большую) с проектами различных государственных и

социальных преобразований. Пересветов анализирует причины падения Византии,

а в качестве положительного примера приводит государство Магмет-салтана

(возможно, вымышленного). Основная причина гибели Византии -

бесконтрольность вельмож, которые грабили государство, вершили неправильный

суд, попирали веру. Искоренить подобные недостатки может сильная

центральная власть. Магмет-салтан построил свое государство на следующих

принципах:

- все доходы поступают в царскую казну; - ликвидируются крайние формы

рабского состояния (холопство); - в управлении необходимо опираться не на

бояр, а на дворян; не на родовитость, а на преданность; - войско предано

царю и от него получает жалованье; в войско набираются представители низших

слоев, за преданность их возвышают; - регулярное войско, основанное на

дисциплине; - жестокие наказания за воровство и трусость в войске,

коллективные наказания; - суд осуществляется особыми лицами, назначаемыми

царем; суд беспошлинный и равный для всех сословий;

26.Политико-правовое учение Б. Спинозы.

Спиноза был пантеистом – не признавал одного Бога, обожествлял всю

природу. Был иудеем, а затем кальвинистом.

Государству передаются права в области управления, экономики,

распределения. Государство имеет абсолютное право регулировать религиозные

отношения – законы государства в этом плане являются абсолютными.

Государственные образования возникают у всех народов – считать разум

критерием естественного права нецелесообразно. Естественное право заложено

в самой природе, и она развивается по естественному праву. Бог не может

существовать вне естественного права и не может его нарушить, несмотря на

то, что он абсолютен.

Природа у Спинозы разумна, она органично и правильно устроена,

следовательно, законы природы можно применять к человеческому общежитию.

Государство – это верховная власть, которая имеет право оценивать действия

своих подданных и имеет право ограничивать их действия, может противоречить

естественному праву. Государство образуется для общественной пользы – если

гражданина - ограничением, то это для его же пользы.

Государство не находится над людьми, оно упорядочивает отношения на основе

одного эталона. Ограничения власти: власть определяется пользой населения;

власть не распространяется на сферу личных отношений граждан; власть должна

выполнять волю населения, т.е. власть связана общественным мнением.

Спиноза отвергает право на восстание, но если государство нарушает свои

обязательства перед гражданами, то оно нарушает нормы публичного права (

общественный договор с таким государством ничтожен – население имеет право

перезаключить договор. Сопротивление государству в частном порядке

незаконно. Все войны допустимы и война всегда ведется за право, т.е. цель

войны – мир, возникший в результате договора. Таким образом, МП – право,

которое создается людьми и отражает стремление природы к единству. Спиноза

придерживается Аристотеля и выделяет три формы правления: монархию;

аристократию; демократию.

27.Основные направления английской политической и правовой мысли XVII в.

Англия занимает особое место в системе европейских государств. Англия не

входила в систему Священной Римской Империи, рано порвала с католицизмом,

не восприняла римскую систему права. Английское право развивалось по пути

процедуры, но не получило формулировку нормы. В результате Столетней войны

Англия потеряла почти все свои владения на континенте, в ней бароны

навязали свои интересы власти. Имеется опыт ограничения центральной власти.

Таким образом, это уникальная система. В течение английской буржуазной

революции был востребован весь спектр политико-правовых учений. Их

характеристика:

религиозная подоплека;

активное использование термина «народ» и использование различных теорий

сущности и происхождения власти.

Политико-правовые учения подвергаются влиянию следующих политических и

правовых доктрин:

протестантизм (кальвинизм);

патриархальная теория происхождения власти;

теологическое обоснование своих притязаний;

оценка факта казни короля;

активное использование термина «частное право»;

использование доктрины общественного договора как способа обоснования

возможности революции.

В Англии каждое общественное движение имеет свое религиозное обоснование.

Причины:

протестантизм не имеет критерия истины;

англиканская церковь выполняла ту же функцию, что и Рим по отношению к

протестантам – подавление.

Противники: пресвитериане – крупная буржуазия, индепенденты – средняя

буржуазия, нивелиры (уравнители) – слой городской бедноты и мелкой

буржуазии, диггеры (копатели) – против любой церкви и иерархии.

Разрабатыватели неразработанной земли. Акцентирую свое внимание на

суверенитете народа (носитель власти – народ) – народ может сменить короля

и парламент. Доктрина общественного договора используется для определение

частного и публичного права; публичное право – те права, которые

принадлежат государству по отношению к гражданам. Выступает первым

основанием за ликвидация монархии, за самодержавие и веротерпимость.

35. Естественно-правовые теории в Германии в 17-18 вв.

Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции,

установление княжеского абсолютизма, приведшего к возникновению в некоторых

землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства,

существенно задержали не только социально-экономическое, но и идейное

развитие страны. Идеология, получившая теоретическое обоснование в

естественно-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Германии

весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолкование. Немецким

просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением,

противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой

науке эта тенденция нашла выражение в учениях С.Пуфендорфа, X. Томазия и X.

Вольфа.

1. Учение Самуила Пуфендорфа складывалось под влиянием теорий Г.Греция и Т.

Гоббса. В своем учении о праве и государстве исходит из представления о

естественном состоянии, которое трактует не как исторический факт, а как

методологическое предположение, позволяющее объяснить сущность и

происхождение права и государства. Естественное состояние характеризуется

свободой и независимостью индивидов. Человеческая природа противоречива, но

эгоистична. Именно это в условиях, когда не обеспечены естественные права,

порождает стремление людей объединиться ради собственной пользы и

безопасности. В результате возникают политическое общество и государство.

Пуфендорф в принципе отвергает теологическую теорию происхождения

государства. Государство – продукт сознательной деятельности людей, их

решения объединиться. В основе возникновения государства лежат два

договора: первый – между людьми об объединении и выборе формы правления,

второй – между людьми и избранным ими правителем об обязанности подданных

подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных.

Пуфендорф утверждал, что лучшей формой правления является абсолютная

монархия. Правда, у нее есть некоторые недостатки, считал он, и желательно

было бы, чтобы при монархе создавался какой-то представительный орган,

власть монарха обеспечивает главное – общественный порядок и безопасность

подданных. Естественная свобода утрачена людьми с образованием государства,

получившего право наказывать их во имя общего блага.

2. Профессор Христиан Томазий продолжал намеченную Пуфендорфом линию на

освобождение государственно-правовой науки от господства теологии. Человек

– существо общественное, и природа его состоит в том, чтобы жить в мирном

общении с другими. Отмечал, что основа естественного права – мораль,

которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей.

Но требования морали не подкреплены принуждением. А поскольку люди делятся

на мудрых и глупых и для первых – нужен совет, а для вторых – принуждение,

то рассчитывать на добровольное следование требованиям морали нельзя.

Поэтому необходима принудительная власть.

Государство у Томазия – “естественное общество, которое заключает в себе

верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия”. Как и

Пуфендорф, Томазий считает, что образование государства было оформлено

двумя общественными договорами.

Считая монархию лучшей формой государства, Томазий утверждал, что

предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что

народ даже может протестовать против несправедливостей. Но этот протест

возможен только в том случае, если монарх выходит за рамки, очерченные

общественным договором.

3. Христианом Вольфом. Природа человека, по Вольфу, характеризуется

стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому – делай добро

и избегай зла. Человек обязан следовать этому нравственному закону, в этом

его право. Право, таким образом, выводится из нравственной обязанности. От

природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один

человек не должен иметь власть над другим – все люди свободны.

С образованием государства народ ограничил свою свободу для

совершенствования составляющих его людей. Во имя этого же ограничено и

природное равенство людей. Среди форм государства – демократии,

аристократии, монархии и смешанной формы – Вольф считает лучшей монархию,

ибо, по его мнению, монарх всегда представляет весь народ.

34.Политико-правовые взгляды Морелли, де Мабли.

Морелли. Труд – “Кодекс природы или истинный дух её законов”. Суть:

предлагает конкретное законодательство, с помощью которого возможен переход

к коммунистическому обществу. Основная цель произведения – изложение

конкретного законодательства. М. стоит на позициях естественной школы

права.

Существующий строй неразумен, противоречащий естественным законам природы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.