![]() |
|
|
Правовое регулирование операций с иностранной валютой в Российской Федерацииоперациям, связанным с движением капитала; - переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, и также другие аналогичные операции. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются: - прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; - портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; - переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; - предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; - предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; - все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. Практическое значение деления валютных операций на два указанных вида состоит в том, что текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, то есть в безлицензионном порядке, а вывоз из страны капитала требует предварительного получения экспортером такой лицензии[69]. Данной статье корреспондирует ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ, согласно которой отдельными видами деятельности, перечень которых установлен законом, юридическое лицо вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Применительно к осуществлению капитальных валютных операций обязанность по их лицензированию устанавливают "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденные Госбанком СССР 24 мая 1991 года, с последующими изменениями, внесенными в 1991-1994 годах, действие которых пролонгировано на территории России телеграммой ЦБ России от 19 мая 1993 года №. 83-93[70]. "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР" применяются с учетом правил, содержащихся в Положении об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденном приказом Центрального банка РФ 24 апреля 1996 года №. 02-94[71]. Положение уточняет некоторые виды валютных операций, осуществление которых возможно без разрешения ЦБ России. Оно фактически исключило из числа капитальных некоторые виды операций с валютой. Действующий порядок лицензирования капитальных валютных операций российских резидентов заключается в следующем. На вывоз капитала всякий раз необходимо получать в Главном управлении валютного регулирования и валютного контроля Банка России разрешение (лицензию), представив заверенные копии учредительных документов, технико-экономическое обоснование, справки из обслуживающего банка, копии аудиторского заключения. Средний срок получения каждой лицензии - до двух месяцев. При этом порядок обжалования отказа в выдаче лицензии действующим законодательством не урегулирован. По понятным причинам обязанность получения разовых разрешений на вывоз капитала является дополнительным обременением для хозяйствующих субъектов. Акционерное общество "Леспром" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения регионального Центра Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю (РЦ ВЭК) о применении к нему ответственности за нарушение валютного законодательства. Арбитражный суд в иске отказал и признал правомерным привлечение истца к ответственности на основании пп. "б" п. 1 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", поскольку осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, без лицензии Центробанка России указывает на незаконность действий истца. Кассационная инстанция решение арбитражного суда отменила с учетом следующих обстоятельств. Между истцом и английской фирмой заключен кредитный договор, согласно которому фирма предоставила истцу кредит. В соответствии с договором истец получил сумму в долларах США от российской фирмы "А и Р Садко" (полномочного агента английской фирмы). Следовательно, расчеты за кредит должны были производиться с третьим лицом - нерезидентом. По другому договору между истцом и товариществом заключен договор на поставку товара, в соответствии с которым ТОО обязалось поставить товар. В счет погашения валютных средств, перечисленных истцом инофирме за ТОО по контракту, заключенному инофирмой с ТОО, последнее перечислило истцу сумму в долларах США. Договор между истцом и товариществом должен быть оценен как договор между двумя резидентами, по которому иностранная валюта перечисляется третьему лицу - нерезиденту. Операция по возложению исполнения обязательства в иностранной валюте на третье лицо является валютной операцией, связанной с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты, а также валютной операцией, связанной с движением капитала[72]. В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения ст. ст. 2-8 настоящего Закона, несут ответственность в виде взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. Поэтому к истцу не может быть применена ответственность по пп. "б" п. 1 ст. 14 названного Закона, так как действия истца вытекают из сделки. Ответственность за нарушение порядка зачисления валютной выручки устанавливается за сам факт нарушения и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия умысла[73]. Отделом департамента налоговой полиции проведена выборочная документальная проверка соблюдения валютного законодательства Ассоциацией делового сотрудничества. Проверкой было установлено, что Ассоциацией в нарушение Указа Президента РФ "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" от 14 июня 1992 г. №. 629 не производилось зачисления валютной выручки, полученной от экспорта товаров, на счета в уполномоченных банках на территории РФ, в связи с чем ей были начислены штрафные санкции в долларах США совместным решением регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и Управления Федеральной службы налоговой полиции. Ассоциация делового сотрудничества обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным указанного совместного решения о взыскании штрафных санкций. В обоснование исковых требований истец указал на отсутствие его вины в неполучении валютной выручки, поскольку валютные средства от экспорта химической продукции в соответствии с Соглашением о торгово - экономических связях с Венгерской Республикой были использованы на закупку сельхозоборудования и семян кукурузы. Истец также сослался на разъяснения Государственно-правового управления Президента РФ от 4 ноября 1993 г. №. 1, отдельных положений Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. №. 629, согласно которым ответственность, предусмотренная п. 8 Указа, применяется в случае незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если такая выручка квалифицируется как сокрытая. А под сокрытой валютной выручкой понимается выручка, умышленно не зачисленная на счета в уполномоченных банках в целях уклонения от обязательной продажи части валютной выручки или от налогообложения. Арбитражный суд в иске отказал по следующим основаниям. При осуществлении валютных операций Ассоциация должна была руководствоваться действовавшими на момент исполнения контрактов нормативными актами. Из Указа Президента от 14 июня 1992 г. №. 629 вытекает, что незачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках может производиться при наличии разрешения ЦБ РФ. Доказательств получения такого разрешения от Банка России истец не представил. Ссылка истца на отсутствие в его действиях умысла по сокрытию валютной выручки от экспорта продукции не может быть принята во внимание, так как ответственность за нарушение порядка зачисления валютной выручки установлена за сам факт нарушения и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия умысла[74]. К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся все операции, не являющиеся текущими, независимо от того, имело место перечисление валюты за границу или на территории России. Решением регионального центра Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю (РЦ ВЭК) с акционерного общества закрытого типа "Артель старателей "Заря-1" на основании п. 4 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" взысканы в бесспорном порядке штрафные санкции за нарушение п. 11 раздела 3 Основных положений "О регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденным письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. №. 350. Не согласившись с решением РЦ ВЭК о бесспорном взыскании штрафных санкций, артель старателей обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным этого решения. Арбитражный суд в иске отказал, признав обоснованным решение РЦ ВЭК о применении штрафных санкций в соответствии со ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", предусматривающей бесспорный порядок их взыскания. В кассационной жалобе артель старателей "Заря-1" просит принятые судебные акты отменить, считая, что указанные в решении РЦ ВЭК нарушения нельзя признать валютными операциями, связанными с движением капитала, поскольку необходимым признаком последнего является его движение через границу. Кассационная инстанция требования заявителя отклонила по следующим мотивам. При проверке деятельности артели старателей "Заря-1" РЦ ВЭК установлено, что истец систематически нарушал валютное законодательство. Не имея лицензии на проведение валютных операций, снимал валюту с валютного счета в уполномоченном банке под видом командировочных расходов и тратил на выдачу заработной платы и на расчеты за приобретаемые продукты питания. Эти действия правомерно признаны РЦ ВЭК незаконными. Довод заявителя о том, что произведенные валютные операции не связаны с движением капитала, не может быть принят во внимание, так как согласно п. 10 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся все операции, не являющиеся текущими, независимо от того, имело место перечисление валюты за границу или на территории России. Произведенные истцом валютные операции связаны с движением капитала, поскольку они не предусмотрены п. 9 ст. 1 этого Закона[75]. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" не предусмотрена возможность взыскания с нарушителя валютного законодательства денежного эквивалента приобретенных им в результате незаконных действий прав[76]. Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю, в том числе о взыскании суммы санкций по результатам проверки соблюдения им валютного и экспортного законодательства. Арбитражный суд исковые требования удовлетворил частично по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, истец перечислил инофирме денежные средства и получил от нее право на долю в уставном капитале совместного предприятия. Согласно п. 9 "а" ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" к текущим валютным операциям, не требующим разрешения ЦБ РФ, относятся, в частности, переводы иностранной валюты в РФ или из РФ для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг. Перечисленные истцом инофирме денежные средства не являются оплатой за работы и услуги. Арбитражный суд не согласился с доводом истца о том, что приобретенное им право на долю в уставном капитале совместного предприятия является товаром. Поскольку валютное законодательство не дает определение понятию "товар", суд счел возможным на основании п. 4 ст. 11 АПК РФ применить нормы гражданского законодательства. Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ товаром признается не любое имущество, а только вещь - материальный объект. Следовательно, приобретенное истцом право товаром не является. Кроме того, данное право находится в пределах РФ, и оно не было экспортировано или импортировано. Доводы истца о том, что ответчику необходимо было в установленном порядке признать сделку недействительной, признаны судом несостоятельными[77]. Незаконна не сама сделка по приобретению истцом у инофирмы права на часть доли в уставном капитале совместного предприятия, незаконными являются действия истца по перечислению фирме денежных средств без разрешения ЦБ РФ, так как в соответствии с п. 10 "е" ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" указанная валютная операция связана с движением капитала. Согласно п. 1 ст. 14 названного Закона резиденты, нарушившие требования этого Закона, несут ответственность в виде взыскания всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам либо взыскания в доход государства неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. В данном случае истец перевел фирме денежные средства, взамен получил право акционера и учредителя фирмы, подтвержденное акциями, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для взыскания с истцам денежных средств, так как он эти средства не получал. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" не предусмотрена возможность взыскания с нарушителя валютного законодательства денежного эквивалента приобретенных им в результате незаконных действий прав. Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей. Внешне утечка валюты напоминает экспорт капитала. Экспорт российского капитала - осуществляемый в разрешенных законодательством формах и под контролем государства вывоз интеллектуального, финансового и производственного капитала, право собственности на который возникло на территории Российской Федерации, с целью его инвестирования в экономику зарубежных государств, как правило, без обязательства об обратном ввозе. Он имеет следующие признаки: - легитимность: подконтрольность государству и осуществление в санкционированных (предусмотренных законодательством либо, как минимум, им не запрещенных) формах; - трансграничность хозяйственных операций, квалифицируемых как экспорт капитала: валюта или имущество пересекает таможенную границу РФ и таможенную границу государства-реципиента; - предметность: из страны вывозится и инвестируется в экономику иностранных государств именно капитал, имеющий российское происхождение, а не товары или российская национальная валюта. Однако в силу того, что в российском праве и законодательстве нет определения капитала, то есть это понятие имеет скорее экономическое, а не юридическое содержание, бывает трудно правильно квалифицировать ту или иную хозяйственную операцию российского резидента за рубежом в качестве капитальной операции либо текущей валютной операции; - бессрочность хозяйственно-правовых связей, опосредующих капитальные операции российских предпринимателей: капитал вывозится без обязательства экспортера возвратить его обратно в страну. Вернуться в Россию может предпринимательская прибыль, полученная с использованием за рубежом национального капитала, а сам он остается за рубежом до тех пор, пока существует зарубежное предприятие. И лишь в случае ликвидации созданного за рубежом российскими учредителями юридического лица его имущество может быть возвращено в Россию. В недавнем прошлом традиционной и почти единственной формой хозяйственной деятельности национальных организаций за рубежом было строительство промышленных и иных объектов по линии технического и экономического содействия СССР иностранным государствам, которое не связывалось с дальнейшим участием советских организаций в управлении ими, эксплуатации и получении прибыли. Немногочисленные советские акционерные общества создавались за рубежом вне производственной сферы (в основном в области торговли и услуг) и не были широко известны в иностранных деловых кругах. Страна многое теряла от того, что не полностью использовался потенциал инвестиционного сотрудничества с зарубежными партнерами. Поэтому было принято постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1989 года №. 412 "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом", расширившее направления хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом и во многом сохранившее свою актуальность и для современной России. В частности, п. 2 названного постановления предусматривал следующие основные формы экспорта национального капитала: - строительство за рубежом с советским участием предприятий без участия советского инвестора в управлении деятельностью предприятия и полученных прибылях; - создание на территории иностранных государств советских зарубежных предприятий, то есть предприятий с советским участием в капитале и органах управления; - инвестиции в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий и в операции на фондовых и товарных биржах. Утечка капитала за рубеж не обладает указанными признаками и осуществляется иными способами. Основная характеристика утечки капиталов - их нелегальность, тщательная скрываемость от государства, а цель - неосновательное сбережение российскими предпринимателями части своего дохода путем уклонения от налогов, которыми облагаются внешнеэкономические операции на территории России. Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которого является валютный контроль). Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992-1995 годах в основном было завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и ее территориальные органы - 12 региональных центров и 3 отделения. Однако более чем пятилетняя деятельность по применению законодательства о валютном регулировании и валютном (экспортном и импортном) контроле свидетельствует о том, что тенденция утечки капитала из страны пока не преодолена. Главная причина этого, на мой взгляд, коренится в негодности методов и средств, применяемых государством для решения данной проблемы. Проиллюстрирую сказанное следующим примером. Российская фирма и ее иностранный партнер заключают соглашение о совместной хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории России (договор простого товарищества). Условие договора, касающееся вкладов в совместную деятельность и долей участия каждой из сторон в полученных прибылях, сформулировано таким образом, что российский участник имеет символический процент, основная же часть прибыли причитается иностранному партнеру. Принципы автономии воли участников гражданско-правовых отношений и свободы договора позволяют это делать. Между тем наряду с официальным договором о совместной деятельности между иностранным участником и его российским коллегой существует негласное соглашение, по которому извлеченная на территории России прибыль, якобы принадлежащая иностранной фирме, делится между сторонами в соответствии с реально внесенными, а не указанными на бумаге вкладами в совместный бизнес, но это происходит не в России, а в стране нахождения иностранного участника. Фактическая, а не символическая доля российской стороны зачисляется на ее зарубежный счет. Итог такой сделки для нашей страны двойственно печален. Во-первых, российский бюджет получит налог с символического, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |