рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан

органами, хозяйствующими субъектами и их объединениями.

Агентство также вправе отменять действие нормативных актов

министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов

государственного управления, а также решения органов управления,

хозяйствующих субъектов любой формы собственности или их объединений,

которые входят в противоречие с антимонопольным законодательством.

В Антимонопольных органах созданы: коллегия, возглавляемая

председателем, а на территориальном уровне директором департамента;

административная комиссия.

В соответствии с предоставленными полномочиями, Антимонопольное

Агентство имеет право издавать нормативные документы. Это нормативные

подзаконные акты, регламентирующие финансовую и иную деятельность

субъектов естественной монополии, порядок проведения расследования по

фактам нарушения ценового, антимонопольного законодательства и

законодательства по защите прав потребителей и другие. Указанные акты носят

межведомственный характер и не должны противоречить законодательству. Для

них обязательна регистрация в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

Ведомственные документы содержат совокупность методов, приемов и способов

для антимонопольного регулирования, а некоторые из них уточняют характер

для применения норм антимонопольного законодательства.

В силу признанных Казахстаном норм международного права международные

договоры, участником которых является Республика Казахстан, имеют приоритет

перед антимонопольным законодательством. В случаях противоречия между

международным договором и антимонопольным законодательством применяется

норма международного договора. Согласно императивным нормам, международный

договор должен быть ратифицирован.

Правительством проводится большая работа по координации деятельности

и развитию взаимного сотрудничества в области антимонопольной политики.

Верховным Советом Республики Казахстан 22 июня 1994 года ратифицирован

Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, участниками

которого стали Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика

Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика,

Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан,

Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина1.

Задачами настоящего Договора являются:

координация совместных действий по предупреждению, ограничению и

пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

сближение антимонопольного законодательства стран-участников

Договора;

создание условий для развития конкуренции, эффективного

функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;

согласование порядка рассмотрения и оценки монополистической

деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и

создание на этой основе механизма сотрудничества.

Для реализации данного Договора его участники учредили

Межгосударственный совет по антимонопольной политике, который призван

вырабатывать критерии и способы оценки монополистической деятельности,

недобросовестной конкуренции, процедуры расследования дел по нарушению

правил конкуренции, Правила и механизмы воздействия на хозяйствующие

субъекты, органы власти и управления, нарушающие правила конкуренции в

общем экономическом пространстве, и согласование их между странами-

участниками.

3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1 3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере

естественных монополий

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для

обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и

услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло

несколько этапов1.

До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды

товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен

осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости,

продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на

продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке

тарифов на уровень инфляции.

В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г.

возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию,

природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в

индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция.

Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать

вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

С выходом постановления Правительства от 19 октября 1994 года № 1171

"О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов естественных

монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий -

естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного

раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли.

При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры,

дублирующие основную деятельность.

Эти меры позволили замедлить темпы роста цен в отраслях,

относящихся к сфере естественной монополии, и в экономике в целом. В 1995-

1997 гг. отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено

регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на

конкурентном рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании,

государственные национальные компании и другие организационно-

управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и

ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства,

направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что

способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было

прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном,

стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости

этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная

монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен,

ограничивало возможности регулирующего органа.

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в

сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О

естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом

Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд

нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в

установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том

числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при

расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров,

работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и

финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе",

"Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения

цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии",

"Инструкция по применению экономических санкций за нарушение

государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения

Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики

Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при

котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на

определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу

технологических условий производства и предоставления данного вида услуг1.

Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных

монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998,

в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в

Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным

трубопроводам;

- транспортировка газа и газового конденсата по магистральным и

распределительным трубопроводам;

- передача и распределение электрической и тепловой энергии;

- эксплуатация железнодорожных магистралей;

- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;

- услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;

- услуги водохозяйственной и канализационной систем;

- услуги почтовой связи;

- иные виды, установленные законодательными актами Республики

Казахстан.

В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав

участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов

естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические

лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом

естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое

лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров,

работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной

монополии.

Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами и

обязанностями, закрепленными в законодательном порядке. В данном случае,

потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным

Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта

естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению

качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению

равных условий для всех и право по установлению обязательных технических

требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере

естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного

органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если

нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в

правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии

установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную

деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности

или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с

предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и

др.

Органы по регулированию естественных монополий наделены важными

полномочиями:

1) государственное регулирование;

2) контроль за соблюдением действующего законодательства;

3) применение мер по пресечению нарушений.

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих

функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

1) принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов

естественных монополий либо об исключении из него;

2) принимать обязательные для субъектов естественной монополии

решения о введении, изменении или прекращении государственного

регулирования.

Процедура включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

в Государственный регистр субъектов естественной монополии предусмотрена

Правилами формирования и ведения Государственного регистра субъектов

естественной монополии Республики Казахстан. Данные Правила утверждены

приказом Комитета РК по регулированию естественных монополий и защите

конкуренции 19 августа 1998 г. за № 03 – 5 ОД и прошли в установленном

порядке регистрацию в Министерстве юстиции1. Регистр формируется на

основании Государственного регистра юридических лиц Республики Казахстан,

составляемого Министерством Республики Казахстан и его территориальными

органами в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан и

Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О

государственной регистрации юридических лиц». Основанием для включения

субъекта в Регистр является осуществление им вида деятельности, отнесенного

к сфере естественной монополии и признания его положения доминирующим на

рынке. Юридические лица, осуществляющие деятельность, отнесенную к сфере

естественной монополии, но связанную с эксплуатацией объектов,

предназначенных исключительно для собственных нужд, в Регистр не

включаются.

Субъектами естественной монополии на рынке Республики Казахстан

являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП

"Казакстан темiр жолы", АО "Казахтелеком", АО "КЕGОС", ЗАО "Алматы Пауэр

Консолидейтид", РГП "Казаэронавигация", РГП трест "Союзцелинвод",

предприятие по эксплуатации канала "Иртыш - Караганда", РГП почтовой связи,

ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот", аэропорты.

На региональном уровне насчитывается около 980 субъектов естественных

монополий, в том числе по Восточно-Казахстанской области 91 субъект

естественной монополии.

Субъект естественной монополии, включенный в Регистр, попадает под

действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и других

документов межведомственного характера, регулирующих деятельность субъектов

естественной монополии, а также определяющих их права и обязанности. В

частности, субъект естественной монополии обязан:

1) представлять в Уполномоченный орган заключение ежегодной

аудиторской проверки, проводимой с учетом требований, предъявляемых

Уполномоченным органом;

2) представлять в Уполномоченный орган ежеквартальную и годовую

статистическую отчетность. Квартальные отчеты представляются не позднее,

чем через один месяц после окончания отчетного периода, годовые - не

позднее 1 апреля следующего за отчетным годом;

3) ежегодно публиковать в официальных средствах массовой информации

бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансово-хозяйственной

деятельности по итогам года.

Деятельность субъектов естественной монополии, включенных в Регистр,

регулируется и контролируется государством в лице Уполномоченного

органа[6].

Для субъектов естественной монополии в статье 19 "Правил формирования

и ведения Государственного Регистра субъектов естественной монополии

Республики Казахстан" предусмотрен порядок обжалования включения в Регистр.

Документом межведомственного характера предусмотрен и порядок

представления, рассмотрения, утверждения и введения цен и тарифов на

товары, работы и услуги, оказываемые субъектами естественной монополии. При

необходимости изменения цен и тарифов на оказываемые услуги, субъект

предоставляет заявку на рассмотрения за 45 дней до введения цен и тарифов

в действие1. К заявке на утверждение прилагается определенный перечень

материалов, предусмотренных п.9 Инструкции «О порядке утверждения и

введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной

монополии».

Субъекты, включенные в Республиканский раздел Регистра субъектов

естественной монополии, представляют заявку в центральный Уполномоченный

орган. Субъекты, включенные в местные разделы Регистра - в территориальные

органы по месту нахождения.

Уполномоченный орган в течении пяти дней со дня получения заявки

обязан проверить полноту предоставленных материалов и в письменном виде

уведомить субъекта о принятии или отказе в принятии к рассмотрению заявки

об изменении цен (тарифов). Основанием для отказа служит: нарушение

субъектом сроков представления заявки или непредставления документов,

указанных п.9 настоящей Инструкцией.

Вместе с тем, следует отметить, что порядок установления тарифов на

коммунальные услуги предусмотрен и Постановлением Правительства Республики

Казахстан № 1377 от 29 сентября 1997г. «О порядке установления платы за

коммунальные услуги». Указанный порядок устанавливает разграничения в

порядке утверждения тарифов на коммунальные услуги в зависимости от формы

собственности субъекта естественной монополии. Так, тарифы на услуги,

оказываемые предприятиями, находящимися в коммунальной собственности и

включенными в Государственный регистр хозяйствующих субъектов естественных

монополий, устанавливаются местными представительными органами по

согласованию с антимонопольными органами. Указанные нормы противоречат ст.

15 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях», в соответствии

с которой, регулирование деятельности субъектов естественных монополий

уполномоченным органом (орган по регулированию естественных монополий)

осуществляется путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

Пункт 1 Постановления Правительства вошёл в противоречие с Законом

Республики Казахстан «О естественных монополиях» и, следовательно, подлежит

отмене.

Для субъектов, оказывающих коммунальные услуги, Уполномоченный орган

проводит публичные слушания не позднее, чем за 25 дней до введения новых

цен.

Регламентирован процессуально порядок и сроки рассмотрения проектов

цен (тарифов). Проекты цен (тарифов) на услуги субъектов естественной

монополии рассматриваются Уполномоченным органом в течение 30 дней. Срок

рассмотрения проектов цен и тарифов исчисляется с момента представления

обосновывающих документов. Решение об утверждении или отказе в утверждении

новых цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной

монополии оформленное в форме приказа должно быть направлено Уполномоченным

органом субъекту не позднее, чем за 15 дней до их введения.

Изменение цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъекта может

производиться не чаще одного раза в квартал, с первого числа квартала.

Субъект обязан уведомить потребителей через официальные средства массовой

информации (или иным официальным способом - письмом, факсом и т.п.) об

изменении цен (тарифов) не позднее, чем за 10 дней до введения их в

действие. Если субъект не уведомит потребителей о введении новых цен

(тарифов) в сроки, предусмотренные настоящей инструкцией, то указанные цены

(тарифы) не вводятся. Введение утвержденных цен осуществляется через

квартал.

Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории

регулирования в интересах общества.

Механизм регулирования деятельности естественных монополий включает в

себя:

1) установление цен и тарифов;

2) особый порядок формирования затрат;

3) введение методов гибкого тарифного регулирования, позволяющего

предоставлять скидки, поддерживающие отечественных товаро-произво-дителей;

4) реформирование сферы естественной монополии;

5) иные меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан,

в том числе тендерные процедуры, публичные слушания, установка приборов

учета и др.

Инструкцией «Об особом порядке формирования затрат, учитываемых при

расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров,

работ) субъектами естественной монополии" регламентирована процедура

регулирования деятельности субъектов естественной монополии. Так, например,

материальные затраты определяются исходя из норм расхода сырья, материалов,

топлива, энергии на выпуск единицы продукции (услуг), утвержденных или

прошедших экспертную оценку в компетентном органе (Компетентный орган -

отраслевое министерство или, в случае, когда субъект естественной монополии

находится в коммунальной собственности, местные исполнительные органы)[7] .

Затраты, связанные с нормативными техническими потерями включаются в цены

(тарифы) по нормам, утвержденным компетентным органом.

Для рационального расходования средств, закуп основных видов сырья и

материалов, оборудования, аудиторских, консалтинговых, маркетинговых услуг,

ремонтных работ, проводимых подрядным способом, осуществляется на тендерной

основе. Порядок закупа определен Правилами закупки материальных и

финансовых ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд

субъектами естественной монополии на тендерной основе.

Перечни материальных ресурсов, подлежащих закупке по тендеру,

утверждаются отраслевыми министерствами или, в случае, когда субъект

естественной монополии находится в коммунальной собственности, местными

исполнительными органами. В Перечне указываются предельные размеры сумм,

направляемых в течение одного квартала на закупку материальных ресурсов

одного вида, ниже которых допускается приобретение товаров и услуг без

проведения тендера. Предельные размеры сумм должны быть согласованы с

Уполномоченным органом[8].

Жестко регламентирован порядок включения в цены представительских

расходов, расходов на дорогостоящие виды связи, периодическую печать,

содержание служебного транспорта, информационные, консультационные и

маркетинговые услуги. Данные расходы включаются в пределах лимитов,

установленных самим субъектом естественной монополии по согласованию с

Антимонопольным комитетом.

Особым порядком определен перечень расходов, которые при формировании

и изменении цен (тарифов) субъектов естественной монополии не учитываются.

Это сверхнормативные технические и коммерческие потери, судебные издержки;

безнадежные долги; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за

нарушение условий хозяйственных договоров; расходы на содержание объектов

здравоохранения, детских дошкольных учреждений, расходы на содержание

оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда; расходы

на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий

на улучшение жилищных условий, и т.п. Расходы на выполнение работ по

благоустройству города, оплата путевок работникам и их детям на лечение,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.