рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Прокурорский надзор в Российской Федерации

проводимые прокурором лично, и предназначены для устранения

правонарушений. Поводом к проведению проверок служат сообщения, заявления,

поступившие в органы прокуратуры и требующие принятия мер прокурорского

реагирования.

В теории и на практике различают несколько видов прокурорских проверок:

целевые; комплексные; сквозные; совместные.

По объему решаемых задач проверки делятся на целевые и комплексные,

Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного

нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или

нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации.

Сквозные проверки, как правило, проводятся тогда, когда возникает

необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках

единой правовой сферы, одного ведомства— от федерального уровня до городов

и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда

необходимо составить целостное представление с исполнением определенной

группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой

уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона

(например, целевое использование средств централи" зеванного

государственного кредита).

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих

органов. Совместные действия проводятся в рамках координации деятельности

правоохранительных органов по самостоятельным планам и при руководящем

воздействии прокурора. Субъекты координации выполняют свойственные их

компетенции задачи. Проверки с участием специалистов — это надзорное

действие, при котором прокурор, используя предоставленное законом право,

привлекает специалиста для решения чисто надзорных задач. В данном случае

специалист выполняет задание прокурора.

Вторая группа полномочий прокурора касается реагирования прокурора на

выявленные нарушения закона и служит средством восстановления нарушенных

прав, устранения способствующих нарушениям обстоятельств. Они

регламентируются в п. 2, 3 ст. 22 Закона о прокуратуре РФ. Речь идет о

принесении протеста на противоречащий закону правовой акт, о возбуждении

уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В случае причинения имущественного вреда прокурор обращается с иском в

суд в защиту интересов государственных, кооперативных органов,

общественных организаций.

Из средств профилактической направленности, принимаемых прокурором,

сегодня можно выделить предостережение о недопустимости нарушения закона,

представление прокурора, которое имеет сложную правовую природу и

одновременно служит устранению и предупреждению нарушений закона, и

заключение прокурора на проект правового акта.

Действующим законодательством заключение прокурора не предусмотрено, но

оно имеет широкое распространение на практике. Заключение представляет

собой официально выраженную прокурором оценку проектируемого действия и

связано с участием прокурора в правотворческой деятельности органов

представительной власти.

Руководствуясь интересами законности, прокуроры часто по обращении

соответствующих органов предварительно знакомятся с проектом нормативного

акта и оценивают его с точки зрения соответствия действующему

законодательству, выражая свое мнение в заключении.

Полномочия прокуроров по общему надзору, как и по другим отраслям

надзора, реализуются с помощью актов прокурорского надзора.

Протест приносится на незаконный правовой акт в орган или должностному

лицу, его издавшим, и содержит требование устранения нарушения закона.

Прокурор или его заместитель вправе самостоятельно решить вопрос о

выборе формы реагирования на противоречащий закону нормативный акт:

принести протест или, как указано в п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре,

обратиться в суд с заявлениями о признании нормативных актов

недействительными[11].

Представление как акт прокурорского надзора —- это обращение прокурора

к органу или должностному лицу с требованием об устранении причин и

условий, способствующих правонарушающему поведению.

Постановление прокурора выносится при необходимости возбуждения

производства об административном правонарушении или возбуждения уголовного

дела.

| Предостережение о недопустимости нарушения закона представляет собой

специально предупредительное средство прокурорского надзора.

Необходимость его применения обусловлена самим характером деятельности

прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на

воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения

своих конституционных обязанностей, строгого следования велениям

законодателя.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Правозащитная функция органов прокуратуры — одно из звеньев

правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными

правовыми институтами.

Прокурорский надзор в данном случае служит дополнительной гарантией

справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических,

экономических, культурных и иных прав гражданина и человека.

Согласно Закона о прокуратуре весь правозащитный потенциал прокуратуры

подчинен решению главной задачи: обеспечению верховенства закона,

единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и

гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Функция надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

обособлена в специальную главу Закона (ст. 26, 27).

Принципиально важным для определения предмета надзора за соблюдением

прав и свобод человека и гражданина является ч. 3 ст. 55 Конституции,

устанавливающая, что «права и свободы человека и гражданина могут быть

ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в

целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав

и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства».

Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют

безотлагательного реагирования со стороны прокурора.

Защита прав и свобод человека и гражданина присутствует во всех без

исключения надзорных мероприятиях. Свобода личности, благоприятные

материальные условия, возможности творческого самоутверждения без их

материализации в законе — не более чем фикция.

Главным принципом, определяющим содержание надзорной деятельности,

служит принцип формального юридического равенства, трансформирующийся в

равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом.

Обязанность государства, а следовательно, его органов защищать права и

свободы гражданина от своеволия в обществе, вбирающего в себя не только

образцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно

искаженные ценности, исповедуемые узкими группами граждан, пытающихся

корпоративную мораль противопоставить общественной, не говоря уже о

крайних формах индивидуального эгоизма.

В предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

входят конституционные права и свободы, т.е. права. относящиеся к каждому

человеку и гражданину. Эти права равны и едины для всех; они фиксируются в

Конституции.

Следуя общепринятым принципам и нормам международного права, традиционно

конституционные права делят на три группы:

личные, политические и социально-экономические. Эта классификация

воспроизведена и в Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Право на жизнь, охрану государством достоинства личности,

неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют так называемые

личные права, охраняемые всеми отраслями надзора с учетом специфики

предмета каждой. Посягательства на личные права граждан в виде причинения

телесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы

уголовно наказуемых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора

реализуется чаще всего за пределами общенадзорной отрасли.

Политические права и свободы граждан связаны с наличием гражданства

Российской Федерации и реализуются в рамках, установленных действующим

законодательством.

Содержание надзорной деятельности в данном случае определяется

следующими исходными положениями:

1) носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации является ее многонациональный народ;

2) народ реализует свое право участия в управлении общими делами как

непосредственно, так и через представителей.

Формой непосредственного участия граждан в управлении служат

референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенное

значение для жизни граждан, населяющих соответствующие территории.

К числу политических относится право избирать и быть избранным в органы

государственной власти и местного самоуправления[12]. Оптимизации задач по

демократическому переустройству способствует использование гражданами

России права на объединения во всех сферах общественного бытия за

исключением религиозных и коммерческих форм[13]. Статья 31 Конституции РФ

закрепила право граждан проводить митинги, демонстрации, шествия и

пикетирования.

Цель надзора — обеспечить правовыми средствами единообразное исполнение

законов о выборах на всех стадиях избирательного процесса, как в период

подготовки, проведения избирательных кампаний, так и при подведении их

итогов, с тем чтобы вовремя пресечь нарушения законодательства, не

допустить в последующем признание выборов недействительными по указанным

причинам.

Заметно активизировалась в последнее время деятельность общественных

объединений. Их влияние ощутимо в организации Я проведении выборов, в

осуществляемых политических и социально-экономических преобразованиях.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий предоставляется гражданам

Конституцией для выражения политической и социальной позиций[14].

Нормативной основой реализации этого политического права граждан служит

Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобы гражданами и

органами исполнительной власти соблюдался уведомительный порядок их

организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях,

противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительных

ограничений при осуществлении политического волеизъявления.

Социально-экономические права человека и гражданина касаются важнейших

сторон жизни общества и индивида.

Провозглашенную в ст. 7 Конституции Российской Федерации политику

государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную

жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать как

перспективу развития общества, стремление приблизиться к стандартам

индустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни.

В этих целях недопустимо возвышение интересов одних за счет других,

отступление от провозглашенных Конституцией принципов.

Защита социально-экономических прав основана на конституционном

нормировании основных прав. В законодательстве закреплен такой режим

экономической деятельности который позволяет обеспечить обладание каждым

гражданином конституционно признанными правами, среди которых право на

свободное использование своих способностей и имущества для занятия любыми

незапрещенными видами деятельности и корреспондирующая им обязанность

органов государственной регистрации не чинить препятствий в становлении

предпринимательства.

Группу конституционных прав и свобод образуют право свободно избирать

род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции); право частной

собственности на имущество, его всемерную охрану со стороны государства

(ст. 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе для

предпринимательских целей (ст. 30); поощрение со стороны государства

свободной конкуренции и ограничение монополистической деятельности (ст.

34).

Государство гарантирует минимальный размер оплаты труда, устанавливает

государственные пенсии, обеспечивает общедоступность и бесплатность

дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

Осуществляется государственная поддержка семьи,' материнства, отцовства и

детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие системы

социальных служб (ст. 38—44). К социально-экономическим правам относятся

также право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду

(ст. 42).

Задачам охраны социально-экономических прав граждан должно отводиться

приоритетное значение в надзорной деятельности.

Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров на охрану законных

интересов прежде всего больших групп населения, на вмешательство в

наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие, как трудовые

правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых и

инвалидов.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, — новое направление в работе органов

прокуратуры. Только после того, как 13 марта 1992 г. был принят Закон РФ

«Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»[15],

появилась необходимая правовая основа для прокурорского надзора в этой

сфере деятельности государственных правоохранительных органов. Несколько

раньше этого закона был принят Закон о прокуратуре Российской Федерации,

согласно которому одним из направлений прокурорского надзора стал надзор

за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, дознание и предварительное следствие. Таким образом, надзор

в сфере оперативно-розыскной деятельности юридически представляет собой

часть указанного направления прокурорского надзора. Вместе с тем надзор за

исполнением законов органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность,

имеет свою специфику в части объектов, предмета, полномочий и организации.

Осуществление надзора за исполнением законов в сфере оперативно-

розыскной деятельности (ОРД) предполагает прежде всего знание прокурорами

ее содержания и нормативной основы. Федеральный закон «Об оперативно-

розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г.[16] (далее: Закон об ОРД)

определяет ее как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно

оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на

то

законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-

розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод

человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и

государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление,

предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и

установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и

суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести

пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Российской Федерации (ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной

деятельности»).

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах

своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия

следующих решений:

• о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

• о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов,

представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также

для окружающей среды;

• о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к

материалам, полученным в результате ее осуществления;

• об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при

содействии, подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность;

• о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Руководствуясь этими указаниями закона, прокурор, осуществляющий надзор

в сфере оперативно-розыскной деятельности, должен следить за тем, чтобы

она не выходила за свои пределы. Не менее важно учитывать и указания

закона о том, какие государственные органы наделены правом на оперативно-

розыскную деятельность. К таким органам относятся: органы внутренних дел;

органы федеральной службы безопасности; Федеральные органы налоговой

полиции; органы федеральной пограничной службы РФ; таможенные органы РФ;

органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Наиболее широкая сфера оперативно-розыскной деятельности приходится на

оперативные подразделения органов внутренних дел. Эти подразделения

имеются в структуре милиции. Для милиции оперативно-розыскная деятельность

— одна из основных функций. Право милиции на оперативно-розыскную

деятельность закреплено в Законе РСФСР «О милиции» (п. 16 ст. 11).

Согласно ст. 8 этого Закона оперативно-розыскные меры принимаются для

решения таких задач криминальной милиции, как предупреждение, пресечение и

раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство

предварительного следствия; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания,

следствия и суда; уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; без

вести пропавших граждан.

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях уголовно-

исполнительной системы Министерства юстиции РФ проводится в целях

обеспечения личной безопасности осужденных, персонала исправительных

учреждений и иных лиц: выявления, предупреждения и пресечения готовящихся

и совершаемых в этих учреждениях преступлений и нарушений установленного

порядка отбывания наказания; розыска в установленном порядке °сужденных,

уклонившихся от отбывания наказания, совершивших побег; содействия в

выявлении и раскрытии преступлений, ^вершенных осужденными до прибытия в

исправительное учреждение.

Органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) осуществляют оперативно-

розыскные мероприятия: по выявлению, предупреждению, пресечению и

раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной

преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических

средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное

следствие по вторым отнесено законом к их ведению, а также по выявлению,

предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных

формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,

ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя

Российской федерации[17].

Компетенция оперативных подразделений Федеральной службы налоговой

полиции определяется с учетом требований ст. 11 Закона РФ «О федеральных

органах налоговой полиции, из которого следует, что оперативно-розыскная

деятельность федеральных органов налоговой полиции ограничивается решением

задач, связанных с раскрытием налоговых преступлений[18].

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов в соответствии со

ст. 224 Таможенного кодекса РФ проводится в целях выявления лиц,

подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, производство

дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов. Это дела о

контрабанде, о нарушении таможенного законодательства России, об уклонении

от уплаты таможенных платежей, дела о незаконном экспорте товаров, научно-

технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и

военной техники, оружия массового уничтожения.

Все остальные государственные органы, уполномоченные законом на ведение

оперативно-розыскной деятельности, могут осуществлять ее только для

решения тех задач, которые поставлены перед ними соответствующими законами

и другими правовыми актами.

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-

розыскные мероприятия. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 6 Закона об

ОРД. Одна из задач прокурорского надзора состоит в выявлении и

предупреждении случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, не

предусмотренных законом, и в слежении за тем, чтобы оперативно-розыскные

органы действовали в пределах своей компетенции.

Задачи прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности

тесно связаны с его предметом.

Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод

человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных

мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в

развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность[19].

Оперативно-розыскная деятельность не должна нарушать конституционные

права и свободы человека и гражданина. Исключение составляют случаи,

оговоренные в Конституции РФ. Так, провозглашая право каждого на тайну

переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,

ч. 2 ст. 23 Конституции РФ предусматривает ограничение этого права только

на основании судебного решения. Проведение оперативно-розыскных

мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, при отсутствии

постановления судьи, является нарушением не только норм Закона «Об

оперативно-розыскной деятельности», но также ч. 2 ст. 23 Конституции РФ.

При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание на то,

как соблюдаются другие права и свободы человека и гражданина,

провозглашающее право на частную собственность и запрещающее лишать

гражданина его имущества иначе как по решению суда

Наибольший объем в работе прокурора по надзору за исполнением законов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.