рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Римское частное право

безвозмездное, прекарное пользование, так сказать, до востребования, из

милости. Если я оказал такую услугу, что предоставил вещь кому-то в

пользование бессрочно, безвозмездно, но с обязанностью вернуть по первому

требованию, тогда мы говорим именно о прекарном пользовании. Несмотря на

то, что, конечно же, прекарист осознавал, что вещь принадлежит

собственнику, тем не менее, римское право предоставляло защиту и ему.

Далее – владение залогодержателя.

Виды владельческих интердиктов: 1-И-ты, напроавленные на удержание

существующего владения 2-о возвращении насильственного или тайно

утраченного владения 3- об установлении владения впервые.

субъектами владельческой защиты были также суперфициарии, то есть те, кто

имели право суперфиций. Напомню, что это право на дом, находящийся на чужой

земле, или владелец владения субъекта эмфитевзиса. Это земельный участок,

который не принадлежал данному лицу, но находился в его наследственном

владении Основные признаки владельческой защиты заключались прежде всего в

двух моментах.Во-первых, самое главное, что при рассмотрении такого

владельческого спора не допускалось рассмотрение спора о праве. Здесь

необходимо было ограничиться лишь констатацией факта владения и факта

нарушения этого владения со стороны другого лица. Этих фактов было

достаточно для того, чтобы дело было разрешено тем или иным образом. На

этом основании выделяют два вида защиты владения, два вида процесса о

защите владения. Это посессорный и петиторный процесс.

Что касается посессорного, такое название он получил от самого понятия

possessio, и это владение, которое защищалось посессорными интердиктами.

Здесь интердикт был обращен к нарушителю с тем, чтобы он не допускал

нарушения владения. А петиторная - это защита, которая предполагает

исследование обстоятельств, связанных с основанием владения, кто из

субъектов имеет больше прав на спорную вещь, а кто меньше. В римском праве,

еще раз подчеркиваю, было невозможно рассматривать спор о праве

собственности и о правовом основании владения во владельческом процессе.

Неудовлетворенная исходом разбирательства сторона могла предъявить иск и

доказывать свое право на имущество, но уже в обычном порядке, скажем,

предъявить виндикационный иск.

41-46 Вещное право предоставляет определенное господство над вещью, но

степень этого господства может быть различной. Определенное господство есть

почти у каждого вещного права, но степень этого господства не одинакова.

В связи с этим вещные права подразделяются на две основные категории.

Первую категорию образует лишь одно вещное право - это право собственности.

Это разновидность вещного права, которая как бы совершенно отличается от

всех других вещных прав.

Вторую категорию образуют так называемые права на чужую вещь. Эти права как

бы имеют ограниченное содержание по сравнению с собственностью.

Собственность дает безусловно большее господство, чем ограниченные вещные

права.

Это, в принципе, по своему содержанию самое широкое право (право

собственности). И в принципе (только в принципе) это право предоставляет

своему обладателю неограниченное распоряжение, неограниченную власть над

вещью. Собственник может делать всё, что угодно, с вещью. Но вот эта

полнота власти собственника может быть ограничена государством, когда на

собственность распространяется ряд законных ограничений. Они существовали и

в римском праве. Собственник не может владеть вещью: вещь находится у

другого лица и он не может прекратить этот нахождение вещи у другого лица.

Он не может пользоваться вещью: вещи у него нет (как правило, пользование

предполагает нахождение вещи у владельца). И может быть даже, что он лишен

права распоряжаться вещью, не может ее продать, обменивать, отчуждать,

скажем, когда имущество находится под арестом.

Всем вещным правам, в том числе, праву собственности свойственен ряд

общих признаков. Мы говорим об общих началах всех вещных прав. В частности,

всем вещным правам свойственны общие основания их прекращения. Общие

основания – гибель вещи. Если вещь погибает, естественно, все вещные права

на нее погибают вместе с ней. То же самое с правом собственности. Если

объектом вещного права является вещь, то гибель вещи приводит к прекращению

самого права. Или, если вещь переходит в разряд неправоспособных, то есть

изъятых из оборота. Здесь как раз тот случай, когда вещь не погибает

физически, а мы говорим о юридической гибели, что юридически вещь как бы

погибает. Она в принципе больше не может быть предметом частноправового

господства.

И последнее общее положение, пожалуй, в том, что юридическое господство над

вещью, которое обеспечивается вещным правом, не зависит от фактического

господства. Юридическое господство над вещью, которое есть у субъекта

вещного права, не зависит от фактического господства. Неважно, находится

вещь у меня или не находится, я все равно собственник вещи, или если речь

идет о другом вещном праве, залогодержатель. Также право залога всегда

существует, поскольку есть данная вещь, как бы право следует за вещью, где

бы эта вещь не находилась.

В римском праве существовало несколько видов собственности. Вам нужно знать

четыре вида собственности.

Прежде всего, это квиритская собственность или цивильная. Это собственность

по цивильному праву, по исконному римскому праву. Субъектом такой

собственности, квиритской или цивильной, мог быть только римский гражданин.

Естественно, собственность могла быть только в отношении оборотоспособных

вещей, тех, которые в принципе могли быть в собственности других лиц. Для

приобретения квиритской собственности существовали определенные способы. Их

было не так много, но они должны были приводить к смене собственника. Если

вы приобретали вещь иным путем, вы субъектом права квиритской собственности

не становились.

В частности, для приобретения квиритской собственности на протяжении

многих лет, многих веков применялось два способа приобретения. Первый - так

называемая манципация. Обряд манципации - это был способ приобретения права

квиритской собственности.

Второй такой же способ назывался in jure cessio - ин юре цессио. Под

этим термином иногда упоминают о цессии. Цессия - это уступка права. Так

вот ин юре цессио - исконный квиритский способ приобретения права

собственности посредством так называемой воображаемой виндикации вещи. Вещь

как бы изымается собственником у несобственника. Это разыгрывается как

судебный процесс. Но на самом деле это, конечно же, не судебный процесс.

Здесь нет спора о праве, просто акт передачи облечен в форму судебного

процесса. Но в ряде случаев эти обряды по тем или иным причинам не

соблюдались. Скажем, вещь была передана посредством традиции. Традиция -

это такой способ приобретения права собственности по праву народов,

неформальная передача вещи во владение приобретателю, просто взял

собственник и передал вещь другому лицу. Такая традиция, конечно же, не

могла привести к приобретению права собственности на стороне приобретателя.

Юридически собственником оставалась как раз передающая сторона. И могла

быть только одна спасительная линия у приобретателя, если он провладел

имуществом в течение установленного срока для приобретательной давности -

год и два года по закону XII таблиц.

По истечении срока приобретательной давности это лицо могло стать

юридическим собственником. Более того, такие приобретатели получили не

просто защиту от иска кверитского собственника, а они получили нечто

большее. Если приобретатель лишался вещи, скажем, другое лицо у него эту

вещь физически отняло силой, то этот приобретатель, не являясь

собственником, мог истребовать вещь, предъявив публицианов иск – иск

добросовестного владельца, которому вещь была передана собственником, а

потом отнята у него другим лицом. И вот эта кверитская собственность как бы

отодвигается на задний план. С появлением бонитарной собственности уже

необходимость соблюдения формальных способов передачи вещи отпадает и как

бы образуется так называемая голая кверитская собственность –

собственность, которая практически ничего не дает. Просто констатируется,

что она наличествует, но основное значение имеет, конечно же, бонитарная

собственность.

Подчеркну, что субъектом бонитарной и кверитской собственности являлся

римский гражданин, то есть и там, и там это один и тот же субъект – римский

гражданин. Это очень важно. Это часто упускается студентами из виду, потому

что существовала собственность не римских граждан, но она к бонитарной

собственности никакого отношения не имеет. Бонитарная собственность – это

собственность римских граждан, так же как и кверитская собственность, но

которая возникала вследствие дефектов в способе приобретения кверитской

собственности.

А вот собственность, которая не могла принадлежать римскому

гражданину, называлась перегринская собственность. Третья категория – это

собственность перегринов, тех, кто не являлся гражданином Рима.

И близко к ней примыкает собственность на провинциальные земли.

Перегринская – здесь специфика субъекта, а собственность на провинциальные

земли – здесь специфика объекта. Объектом такой собственности могла быть

только провинциальная земля, земельные участки в провинции, то есть на тех

территориях, которые были завоеваны Римом. Дело в том, что эти земли не

могли быть в принципе объектом частной собственности, то есть в эпоху

республики считалось, что эти земли принадлежат всему римскому народу. А в

эпоху империи император объявил их своей собственностью. Но фактически

отношения по использованию этой земли незначительно отличались, если вообще

отличались, от обычных традиционных отношений собственности

Теперь, что касается законных границ права собственности. Я сказал,

что собственность, в принципе, предоставляет субъекту полную власть над

вещью. Но, безусловно, это только в принципе. Я сказал, что государство

иногда устанавливает ограничения власти собственника. В принципе, в римском

праве провозглашалось, что собственник по своему усмотрению осуществляет

господство над вещью, то есть он действует по своему усмотрению, и при этом

может даже нарушать интересы других лиц. Это вполне возможно, что при

осуществлении своего права собственник посягает на интересы третьих лиц.

Например, собственник мог построить какое-то строение и заслонить свет

собственнику соседнего участка. Или же вырыть колодец на своей земле и

лишить возможности пользоваться колодцем собственника нижележащего участка.

Но главное, что при осуществлении своего права не было, во-первых,

нарушения сервитутных прав, прав, которые принадлежали другому лицу на

имущество собственника. Нельзя было нарушать сервитутные права. Например,

сервитут - право проезда по чужой земле, я имею право проезжать по чужой

земле, потому что моя земля не имеет доступа к общим дорогам, я выговорил

такое право, чтобы проезжать по территории соседа. Нельзя было поставить

какую-то преграду.

Во-вторых, собственник не может допустить того, что сегодня называется

“шикана”. (?) Шикана - то есть злоупотребление правом с исключительной

целью причинить вред другому лицу. Нельзя употреблять свое право во зло

так, чтобы преследовалась исключительная цель навредить другому лицу. Вот

это действие являлось незаконным.

Что же касается других, законных ограничений права собственности, то

они довольно-таки были значительные. Я назову некоторые из них, наиболее

явные.

Во-первых, собственник земельного участка не мог протестовать против

проникновения в его владения разных неприятных выделений и отбросов,

скажем, со стороны соседнего участка, не мог протестовать, чтобы на его

территорию проникал дым, пар, пыль с территории соседнего участка, но,

конечно, если это вызвано нормальной эксплуатацией соседнего участка.

Нельзя было это делать исключительно с тем, чтобы причинить зло интересам

другого лица. Собственник соседского участка просто вынужден так поступать,

потому что это связано с хозяйственной эксплуатацией его участка.

Во-вторых, сосед, скажем, когда это были два соседских участка, должен

был дозволять другому соседу заступать на его участок для собирания упавших

плодов. Деревья росли на территории одного участка, но плоды падали на

территорию соседнего участка. И собственник соседнего участка должен был

допускать другое лицо для собирания плодов через день, не каждый день, а

через день.

Далее сосед на нижележащем участке должен был принимать на свою землю

сток дождевой воды с территории соседнего участка. Нельзя было установить

заслон с тем, чтобы вода обратно пошла и вызвала какие-то неблагоприятные

экономические последствия. И собственник вышележащего участка не мог

изменять нормальный сток дождевой воды, не мог направить воду так, чтобы

она прямо текла в направлении жилища соседа, если она была проложена в

другом месте, а теперь возьмет и изменит направление. Это было недопустимо.

Далее – в отношении земельных отношений, когда сосед имеет имущество и

это имущество угрожает обвалом. На самом деле обвала еще не произошло,

просто существует такая угроза. Так вот, заинтересованный субъект, в

частности, сосед мог потребовать от собственника строения дать ему

стипуляцию, то есть обязательство возместить возможный убыток от обвала

здания. Если произойдет обвал, ты мне заплатишь такую-то сумму. И всё. И

здесь будет предельно упрощен порядок взыскания этой суммы.

Землевладелец должен был допускать любого желающего на его участок для

занятия горным промыслом либо для того, чтобы добывать иные недра земли.

При этом 1/10 дохода должен был разработчик платить собственнику. 1/10

получал собственник в виде ренты, а 1/10 дохода направляли в доход бюджета

государства.

В древности как раз было не так, в самую раннюю эпоху римского

государства, потому что считалось, что собственник земли имеет

исключительные права на недра земли.

В конце концов надо было еще при строительстве зданий сохранять между

ними определенный промежуток – 5 футов. Нельзя было строить здания ближе,

чем на расстоянии 5 футов. И были ограничения относительно высоты зданий.

Очень высокие здания нельзя было строить.

И последнее ограничение – государство могло экспроприировать

собственность для государственных нужд, просто взять и лишить собственника

его права. Но при этом, конечно, с выплатой вознаграждения.

способах приобретения права собственности. Здесь обычно различают

несколько видов этих способов.

Во-первых, это цивильные способы – те, которые были предусмотрены

цивильным, или квиритским, правом. И вторая категория – это способы

приобретения права собственности по праву народов, то есть не исконно

римские способы, а способы приобретения по праву народов.

К первой категории, к исконно цивильным способам относят следующие

виды: это, во-первых, приобретение права собственности от государства (это

один из древних способов установления собственности); во-вторых, это

манципация, о которой мы уже говорили вкратце, и сегодня я несколько слов

добавлю к этому вопросу; третий способ – это in iure cessio; четвертый –

адъюдикация; пятый – приобретение собственности по приобретательной

давности (по давности владения, иногда говорят), в Риме этот способ

назывался usucapio (вы можете этим термином не пользоваться, просто

говорить “право собственности по давности владения”). Далее это два

способа, которые относятся к наследственному праву – приобретение права по

наследству и в силу легата – по завещательному отказу.

Что касается способов приобретения права собственности по праву

народов, в эту категорию следует отнести прежде всего такой способ, как

традиция; об этом способе мы сегодня будем особо подробно говорить – о

традиции. Кроме того, это оккупация (тот же термин, как он в обычном

словоупотреблении применяется), далее это спецификация ( это тоже слово,

которое на слух воспринимается однозначно всегда).

Можно сюда отнести приобретение плодов вещи. Плоды тоже являлись

самостоятельным объектом прав и могли, естественно, быть объектом

собственности. Сюда можно отнести находку клада.

Вообще все способы приобретения права собственности делятся на две

категории. Это деление, которое актуально для современного права. Это

деление на первоначальые и производные способы приобретения собственности.

Итак, все абсолютно способы делятся на две категории в зависимости от

того, имеет ли место право приеемства. Все способы права собственности, как

цивильные так и по праву народов, делятся на первоначальные и производные.

Первоначальные характеризуются возникновением права собственности в

лице данного приобретателя впервые, либо, во всяком случае, назависимо от

права предшественника, независимо от того, кому вещь ранее принадлежала.

Либо возникает это право впервые, ранее эта вещь вообще никому не

принадлежала, либо независимо от права предшественника. Отсюда очень важный

практический вывод, который состоял в том, что для производных способов

действительность права зависела от права предшественника. Если же речь шла

о первоначальном способе, то право собственности опиралось исключительно на

способ своего приобретения. Мы в этом случае не говорим ни о каком

правопреемстве.

Итак, отдельные способы приобретения права собственности.

Я уже упоминал манципацию. Это исконный цивильный способ приобретения,

он предполагал соблюдение сложного обряда. Во всех учебниках это есть.

Подчеркну, что особое распространение получила разновидность манципации,

которая называлась фидуциарная манципация, от слова фидуция. Иногда сейчас

говорят о некоторых правоотношениях, как фидуциарных правоотношениях,

фидуциарных сделках в современном праве. Под этим подразумевают лично

доверительный характер отношений сторон, когда их отношения строятся на

особом доверии. Происхождение термина фидуциарная манципация отсюда. Дело в

том, что манципация приводила к тому, что право собственности возникало у

приобретателя. Это право было неоспоримым, окончательно перешедшим к

приобретателю вещи. Но в ряде случаев манципация должна была обеспечить не

просто переход права собственности ради него самого, а имела в виду

осуществление иной, специальной цели. Вещь предоставлялась лицу,

приобретателю, но для специальной цели, но оформлялось это в виде

манципации, этот субъект становился собственником вещи, он получал больше

прав, чем следовало.

Скажем, вещь отдавалась на хранение, а оформлялась эта передача как

манципация, то есть хранитель становился собственником имущества. Но

стороны просто делали оговорку, что эта фидуциация призвана служить этой

цели – обеспечивать сохранность имущества.

И цели эти могли быть абсолютно разными. Это могли быть отношения

займа таким образом оформлены, отношения ссуды, то есть безвозмездного

пользования имуществом, хранения и так далее. То есть, грубо говоря,

фидуциарная манципация заключала в себе зародыш целого ряда будущих

самостоятельных договорных отношений. Почему стороны прибегали к манципации

– потому, что она позволяла субъекту приобрести вещь от другого лица и в

дальнейшем владеть этой вещью, иметь ее на праве собственности,

осуществлять господство над вещью, и это, в принципе, соответствовало целям

сделки.

Иногда на этом примере наглядно виден такой негласный принцип вообще в

цивилистике и, можно сказать, в юриспруденции – принцип экономии правовых

форм. Юристы очень редко хотят создавать совершенно новые институты и какие-

то правила, а стараются новые отношения как бы облечь в форму уже

традиционных, испытанных правил. То есть как бы консервативность юриста еще

и в этом состоит.

Я, естественно, подчеркну, что при таких сделках, которые облегались в

форму фидуциарной манципации, конечно же, положение отчуждателя было очень

ненадежным, то есть он в принципе не мог принудительно истребовать вещь от

приобретателя, потому что манципация формально совершилась и формально

право собственности перешло окончательно и неоспоримо. В этом случае как

раз наглядно видно, что этот субъект доверял доброй совести приобретателя,

что приобретатель согласится вернуть вещь, когда это потребуется.

Что касается такого способа, как in iure cessio, я о нем говорил на

прошлом занятии вкратце и думаю, что этой информации вам будет достаточно.

Подчеркну, что здесь речь шла о воображаемой виндикации: как бы стороны

разыгрывали судебный процесс об истребовании вещи, но на самом деле,

конечно, никакого спорного процесса, разбирательства не было, была передача

вещи на основании договоренности сторон.

Длительное время манципация и in iure cessio были господствующими

способами приобретения права собственности. Но постепенно все большее

распространение получал такой способ, как традиция, и ко времени императора

Юстиниана традиция окончательно вытеснила и манципацию, и in iure cessio.

Первоначально же традиция была лишь способом приобретения права

собственности по праву народов, то есть квиритский собственник не мог

опираться на традицию, обосновывая свое право.

Итак, что же такое традиция? Традиция – это передача фактического

владения вещью, прежде всего это передача фактического владения вещью.

Я даже могу небольшое отступление сделать и сказать, что, в принципе,

законодательства целого ряда государств Европы, регулирующие приобретение

права собственности по договору, основываются на так называемой системе

традиции. То есть, что это означает – что вещь, для того чтобы поступить в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.