рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Земельные споры

Реферат: Земельные споры

Введение

Земля в жизни общества играет важную и многоаспектную роль, так как основное средство производства в сельском хозяйстве, базис размещения производительных сил в промышленности есть всеобщее условие существования каждого индивида как биологической части живого мира. Большую роль играет земля в имущественных отношениях, являясь объектом пользования и собственности (хотя в несколько ограниченной форме). Вовлечение земли в гражданский товарооборот в качестве недвижимого имущества ведет к увеличению земельных собственников и пользователей, что способствует росту количества земельных споров. Сегодняшняя ситуация требует усовершенствования законодательного механизма решения земельных споров. В этом отношении обращение к историческому материалу данного вопроса может подсказать оптимальный вариант модели земельно-судебной юрисдикции (органов по решению земельных споров).

Очевидно, что споры по поводу земли существовали еще в те времена, когда сознание и человеческое мышление были в начальной стадии развития. Такие споры решались поединком, и земля принадлежала победителю по праву сильнейшего. С возникновением государства земля становится собственностью отдельных людей, в этот период не существовало государственных органов по решению споров вообще и земельных споров в частности, но существовал суд общины, которая выносила решения и по земельным спорам, в том числе на основе давних местных обычаев и правил. Для мелких землевладельцев в раннефеодальные времена (Х-Х11века) существовал суд феодала (князя, посадника, воеводы, боярина), который нередко нарушал правовые обычаи в свою пользу.

Во времена средневековья Украина была охвачена литовской и польской колонизацией, значительно окрепшей после образования в 1569 г. Речи Посполитой. Колонизация принесла с собой магдебургское (немецкое) право, в соответствии с которым и решались земельные споры. Параллельно функционировали и специализированные мобильные земельные суды - комиссарские суды (от слова "комиссар" - уполномоченный).

Речь Посполитая была в положении постоянной внутренней перманентной войны между большими земельными магнатами за обладание землей - так называемые "наезды". Это расшатывало существующий строй, поэтому в 1578 г. для решения земельных споров крупных землевладельцев возникает Коронный трибунал Речи Посполитой как высшая судебная инстанция. В его состав входили: верхушка землевладельцев, сенаторы, король. земельный спор землепользователь

Земельные споры мелкой шляхты решались маршалковским судом (по желанию сторон). Маршалки (предводители местной шляхты) выезжали на спорный участок земли, делали обмер, решали суть дела.

По Нешавскому статуту 1454г. земельные споры крепостных крестьян решали их владельцы. Земельные споры вольных крестьян решались либо общиной (копищем), либо выборным судом, либо сельским старостой (осадником) с участием его помощников. В это время на Левобережной Украине земельные споры решались казацкими судами в составе полковника, полкового судьи, полкового старшины. Такой суд выезжал на спорный участок земли и составлял протокол о сути тяжбы.

После судебной реформы К.Г. Розумовского 1763г. начали действовать специальные передвижные "каморничьи" земельные суды, состав которых утверждался Гетьманом Украины и набирался пожизненно из пожилых, хорошо знающих местность землевладельцев. После ликвидации политической автономии Украины на ее территорию было распространено действие "Учреждений о губерниях" 1775 - 1780г.г. Начала образовываться система сословных судов, при которой земельные споры между дворянами решались (с обязательным выездом на местность) в основном в Верхних земских судах. В губернии, в зависимости от ее размеров, могло быть несколько таких судов. Составы таких судов назначались императором и утверждались Сенатом.

Для немногочисленного сословия свободных крестьян существовали Верхние и Нижние расправы, решавшие и земельные споры. В расправах было по восемь заседателей и один судья, заседатели избирались из разных сословий населения данного округа по принципу: "буде нет за ним разного порока".

По царскому закону 1841г. государственно-крепостные крестьяне получили право приобретать в частную собственность землю, споры по которой решались в расправах. Кроме того, в Нижней расправе утверждались купчие на землю: если такую землю на протяжении двух лет не отяжеляет спор, последняя признавалась за покупателем в "вечную частную собственность". Верхняя расправа была апелляционной по отношению к Нижней.

Дворянских крепостных судили их помещики, в том числе и в земельных спорах. В 1848г. был выдан указ царя, разрешавший покупку земли дворянским крепостным в частную собственность, но лишь с согласия помещика. Земельные споры в этом случае решались самим помощником и, как правило, почти всегда в свою пользу. Помещик либо сам непосредственно вел суд, либо через своего управляющего (бургомистра). Иногда и крепостные брали участие в господском суде (целовальники), сельский староста. Если дворянин судился земельным судом с представителем другого сословия, то процесс происходил в дворянском суде. Земельные споры, в которых одной из сторон было государство, рассматривались и решались в административном порядке (вплоть до императора).

Сословные суды образовывались постепенно: еще до 1840 г. продолжали местами существовать "каморничьи" суды.

Крестьянско-земельная реформа 1861 г. образовала крестьянские волостные суды, которые среди других вопросов рассматривали и земельные споры. Такой суд состоял из дежурных судей, которых избирали из зажиточных крестьян (от 4 до 12) сроком на три года с постоянной ротацией части судей каждые два месяца. Судопроизводство велось устно, соответственно заявленным в волостном правлении соглашений и обязательств, - если такие были составлены, или на основе местных обычаев и правил, которые были приняты в сельском быту. Таким образом по решению суда могли действовать и нормы обычного права. Решение суда по конкретным делам заносилось в книгу приговоров волостного суда и приводилось в исполнение сельскими старостами.

Спорные стороны могли по обоюдному согласию при решении земельных споров обратиться к третейскому суду, судьями которого избирались чиновники волостного правления. Крестьянский волостной суд был отдален от административного правления, этим достигалась его большая независимость. Частая смена судей до определенной степени обеспечивала их неподкупность.

Главной особенностью таких судов было позволение государства при наличии пробелов в законодательстве или просто по решению суда пользоваться обычным правом. И это закономерно, ведь в основе обычного права лежат принципы уместности, справедливости, рациональности. Обычное право тесно "привязано" к конкретной местности, сформировалось на основе тех или иных обычаев определенных территорий. Поэтому не было какого-то общего унифицированного обычного права в пределах государства.

Локальность правовых норм в границах одного государства и сегодня имеет актуальный характер, особенно если это касается вопросов земли и решения земельных споров (разные густота и состав населения, разное грунтовое качество земли, разные климатические условия, разные исторические традиции).

К слову, США, правовая система которых считается одной из лучших в мире, и сегодня имеет в каждом штате отдельные локальные нормы, которые наиболее отвечают местным условиям, хотя действует и общефедеральное законодательство.

Земельные споры между помещиками и крестьянами решались в Губернских присутствиях, которые были ликвидированы после 1917 г. В этих судах до некоторой степени сохранялось соединение судебных и административных функций. Смена политического строя в 1917 г. ликвидировала систему судопроизводства Российской империи. Одним из первых декретов советской власти земля объявлялась исключительной собственностью государства (по существу земельная собственность была монополизирована!). Земля изымалась из гражданского оборота и предоставлялась крестьянам лишь в пользование в ограниченных размерах. При этом практическое значение земельных споров поднялось на новый уровень, ведь увеличилось количество землепользователей, что привело к увеличению земельных споров.

Шла гражданская война, государственный аппарат был еще не в состоянии упорядочить правовой режим, поэтому в 1917-1922 г.г. практика решения земельных споров была крайне разнообразной: земельные споры рассматривались на собрании волости, часто они решались в так называемых "замирительных камерах". Особенно сложные дела решались специальными коллегиями при земельных отделах (где такие были созданы). Земельный кодекс УССР 1922 г. предусматривал в качестве земельных судов специальные земельные комиссии. Выделение из общей системы народных судов земельных комиссий, установление их четкой компетенции и процедуры рассмотрения земельных споров свидетельствует о дальнейшем развитии земельно-процессуальных норм. Сопоставляя ЗК 1922 г. с ЗК 1992 г., можно сделать вывод о том, что ныне действующий ЗК далеко уступает своему давнему предшественнику глубиной проработки вопросов земельного процесса. Согласно ЗК 1922 г. органами по рассмотрению земельных споров были районные земельные комиссии (артикул 208 ЗК). Окружные судземкомиссии рассматривались в качестве второй инстанции, которые решали земельные споры "касационно-ревизионным" порядком (артикул 215 ЗК).

Районные судземкомиссии (их еще называли "районные народные суды по земельным делам") существовали при райисполкомах и образовывались в составе трех человек: постоянный председатель (член райисполкома), двух членов, которых избирали райисполкомы (одного по представлению райземотдела, второго по представлению райисполкома независимых крестьян). Окружные судебно-земельные комиссии образовывались при окружных земельных отделах в составе четырех членов: постоянного председателя и трех помощников. Срок полномочий таких комиссий - 1 год, но предусматривалась возможность, как долгосрочного отзыва, так и увольнение с должности в судебном порядке (при факте взятки, саботаже, заведомого "выморачивания" (завод в тупик) земельных дел). Прокурорский надзор за деятельностью таких комиссий осуществляла окружная прокуратура.

При Наркоме Земельных Дел УССР была образована Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным делам, имеющая полномочия по общему руководству деятельностью судебно-земельных комиссий, пересмотру дел, получивших законную силу, ревизии и инструктажа всех земкомиссий по поводу ведения земельного процесса. В состав ОКВК входили: председатель, два заместителя, десять членов. По важным организационным вопросам созывался Пленум. Исполнение решений судземкомиссий происходило на общих основаниях - судебными исполнителями.

Все иски по земельным делам предъявлялись к той земельной комиссии, в районе которой находилась спорная земельная площадь. К рассмотрению принимались дела при наличии искового заявления в письменном или устном виде. При устной форме заявления составлялся протокол, который подписывал истец. Стороны вели судебный спор лично либо через представителя (в этом случае было необходимо иметь нотариальную или исполкомовскую доверенность). К концу 30-х годов коллективизацию (в основном насильственную) завершили. Количество споров между землепользователями значительно сократилось, при новой государственной монополии на землю считалось, что очень скоро категория земельных споров исчезнет совсем, поэтому в 1930г. судземкомиссии были ликвидированы. В 1930-1932 г.г. земельные споры решались сельсоветами, райисполкомами, общественными судами, народными судами, областными исполкомами. Существовал административный порядок решения споров по землеустройству, а также споров территориальных (споров по поводу территории административных единиц). Споры по поводу нарушения прав землепользователей некоторое время решались и в общесудебном порядке. В силу некомпетентности вышеуказанных органов, земельные споры решались с нарушением законодательства, накоплялись, происходил процесс постоянной пересылки судебно-земельных дел от одного органа к другому, поэтому Постановлением Всеукраинского Исполнительного Комитета от 9.12.1934 г. районные, областные судземкомиссии возобновили свою деятельность, но в видоизмененном качестве. При Наркомземе СССР была учреждена Высшая Комиссия СССР. Земельные комиссии 1934 г. отличались от судземкомиссий 1922-1930 годов: если последние занимались разрешением земельных споров, то первые выполняли в основном контрольные функции по надзору за использованием колхозных земель. Если ранее комиссии избирались голосованием, то в новых комиссиях весь состав формировался из должностных лиц. Таким образом государство полностью контролировало ведение земельных дел. В 1939 г. республиканские, областные, краевые и районные земельные комиссии были окончательно ликвидированы, а решение земельных споров было поручено райисполкомам и Совнаркому республики. При этом отработанные и детализированные земельно-процессуальные нормы перестали действовать.

В последующие десятилетия земельное законодательство почти не имело норм, которые регулировали бы деятельность органов по решению земельных споров, порядок решения таких споров вырабатывался самой практикой.

Земельный кодекс УСССР 1970 г. лишь в общих чертах затрагивает порядок решения земельных споров Советами. В соответствии с этим кодексом, к земельным спорам относились лишь те, которые возникали по поводу существующих или будущих земельных прав. Специфика земельных споров состояла в том, что они не могли затрагивать права собственности на землю. Но право собственности на недвижимость в виде построек существовало, поэтому споры между совладельцами индивидуальных строений на землях городов, поселков городского типа и сел о порядке пользования общим земельным участком рассматривалось судами. Интересно заметить, что переход права собственности на жилое строение в сельской местности не влек за собой автоматического (как в городской местности) перехода прав по пользованию земельным участком под жилым строением.

Ознакомление с правовыми памятниками земельного процесса дает основание сделать вывод: наше государство имеет богатый исторический опыт в этом вопросе. Когда жизнь требовала детальной регламентации решения земельных споров (времена Речи Посполитой, период после реформы 1861 г., послереволюционное время), всегда возникали системы специализированных судебных органов по решению спорных земельных дел. И это не случайно, ведь если государство стремится обеспечить законность при пользовании и владении таким исключительно особенным объектом как земля, оно должно детально конкретизировать в судебно-процессуальных нормах свою правовую волю.


1. Земельные споры – конфликты, которые возникают в связи с нарушением прав и интересов собственников и землепользователей

 

Понятие земельного участка. Земельным участком является часть поверхности земли, границы которой определены, зафиксированы и удостоверены в установленном законом порядке.

Земля (земельные участки - автор) является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства (ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Украины, далее по тексту - ЗКУ).

К землям Украины относятся все земли в границах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами (ч. 1 ст. 18 ЗКУ).Земля Украины подразделяется на следующие категории (ст. 19 ЗКУ):

1. Земли сельскохозяйственного назначения;2. Земли жилой и общественной застройки;3. Земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;4. Земли оздоровительного назначения;5. Земли рекреационного назначения;6. Земли историко-культурного назначения;7. Земли лесного фонда;8. Земли водного фонда;9. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Каждая земельная категория имеет свой специфический правовой режим, который и определяет порядок землепользования и землевладения.

Земельные участки являются кадастровой учетной единицей, имеющей свой кадастровый номер, который уникален – не повторяется на всей территории Украины. Кадастровый номер земельного участка присваивается при формировании (в процессе землеустройства) и сохраняется на протяжении всего времени его существования. Вся земля Украины подлежит обязательному кадастровому учету, независимо от форм собственности.

Каждый земельный участок, сформированный в процессе землеустройства, имеет индивидуальные атрибуты:

1. Категорию с режимом пользования;2. Адресное месторасположение;3. Площадь;4. Зафиксированные границы;5. Зарегистрированные права и ограничения (обременения);6. Неповторимый кадастровый номер;7. Качественные характеристики исходя из статуса;8. Объекты недвижимости, размещенные на земельном участке (и др).

Понятие земельного спора. Земельное законодательство Украины не содержит определения понятия земельный спор. Каркаш И.И., к.ю.н., сформулировал определение земельного спора на основании норм ЗКУ: «Под земельными спорами следует понимать неурегулированные расхождения и разногласия, связанные с применением норм земельного законодательства, возникающие между гражданами, юридическими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления относительно владения, пользования и распоряжения земельными участками и других отношений по поводу использования земли».

Основанием возникновения земельных споров является претензии субъектов земельных правоотношений относительно приобретения или прекращения права собственности на землю, права землепользования.

Условиями для начала земельного спора являются:

1. Наличие минимум двух сторон имеющих права и интересы относительно земельного участка.2. Наличие юридических разногласий у сторон и готовность к разрешению спора.3. Личная заинтересованность в разрешении юридических разногласий.4. Наличие обосновывающих аргументов.

Ниже приведены некоторые виды земельных споров, имеющих различную природу возникновения и соответственную процедуру разрешения:

• споры о признании права собственности на земельный участок; • споры об определении порядка пользования земельным участком; • споры об освобождении земельного участка из-под ареста; • споры о неправомерном захвате земельного участка (его части); • споры о разделе земельного участка между супругами после развода; • споры о расторжение договоров связанных с земельными участками; • споры о понуждении к заключению договора аренды земельного участка; • споры об оспаривании государственной регистрации прав на земельный участок; • споры об определении (установлении) порядка пользования земельным участком; • споры об устранении препятствий к владению, пользованию земельным участком; • споры с Садоводческими Товариществами о праве на земельный участок; • споры об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения; • споры о признании недействительными договоров с земельными участками; • споры о выделении гражданам доли в общей (совместной) собственности на землю; • споры о понуждении к заключению договора купли-продажи с земельным участком; • споры о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок; • споры с нотариальными органами в связи с совершенными ими нотариальными действиями; • споры об установлении сервитутов (ограниченного права пользования) земельным участком.

Истина конкретна. Каждый земельный спор индивидуален, имеет множество материальных и процессуальных юридических тонкостей.

Часто земельные споры возникают из-за внутренней противоречивости норм земельного права. Опытные юристы, обтесанные в судебных баталиях, часто предлагают неординарные процедуры решения земельных конфликтов.

2. Современные правовые основы судебноземельного процесса

1. Гражданские суды как органы по решению земельных споров. Гражданские суды полномочны решать земельные споры в случае, если хотя бы одна из сторон является физическим лицом (при несогласии с решениями соответствующих советов, или при непосредственном обращении, минуя досудебное разбирательство). Отсылки к судебному рассмотрению земельных споров имеют как ст. раздела восьмого Земельного кодекса (ЗК), так и ст. других глав ЗК (ст.ст. 17, 27, 28, 31, 42-44, 51, 114, 116). Кроме того, подобные случаи предусмотрены и иными законодательными актами, а также постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 15.12.1996 г. №13. Полезно для дела рассмотреть случаи судебного разбирательства по земельным спорам в едином контексте:

а) Споры о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, если решение об отказе в этом принято соответствующим советом (ст. 51 ЗК, п.3 ст.5 Закона Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"). При этом нужно уточнить, что право обращения гражданин имеет не только при наличии отказа соответствующего органа, но и при предоставлении такого земельного участка, но на других условиях (размеры, место расположения, передача в собственность или в пользование).

После регистрации крестьянское (фермерское) хозяйство приобретает статус юридического лица, и его споры в этом качестве с участием советов, предприятий, учреждений либо организаций гражданскому суду неподведомственны.

При законной передаче распорядительных полномочий Советами районным и областным госадминистрациям или исполкомам Советов, последние становятся сторонами по земельным спорам (в судебном рассмотрении судья обязан истребовать копии из решений о факте передачи распорядительных земельных полномочий).

б) О сокращении при наличии уважительных причин шестилетнего моратория на отчуждение земельного участка, предназначенного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Думается, что уважительными причинами могут быть: неспособность (физическая, психическая либо материальная) к обработке земли; изменение гражданства и т.д.

в) О защите и восстановлении нарушенных прав собственников и пользователей земли (а после принятия 6.10.1998 г. Закона Украины "Об аренде земли" - и арендаторов), ликвидации препятствий по использованию земельных участков.

Если Совет своим решением передает земельный участок другому лицу, минуя установленный порядок изъятия, суд обязан проверить законность такого решения Совета (даже в том случае, если лицо не заявило иск о признании подобного решения незаконным). После введения частной собственности на землю ценность ее для населения значительно возросла, это часто приводит к выяснению гражданами конкретных границ своих земельных наделов. Возникают при этом и заблуждения, приводящие к конфликтам. Так Васильковский райнарсуд рассмотрел дело по иску гр. Ф. к гр. Г. из села Даниловки о ликвидации преград в пользовании землей. Оказалось, что сосед действительно преграждал пользованию землей, которую (как оказалось, на законных основаниях) считал своей. А истец пользовалась частью земельного участка, ей не принадлежавшего, по молчаливому согласию соседа, решившего доказать свое право на спорный участок земли. Суд в своем решении подтвердил право ответчика на спорную часть его земельного участка.

г) О приостановлении права пользования или права собственности на землю (ч.6 ст.27, ч.3 ст.28 ЗК).

д) Об изъятии земельных участков по заявлениям соответствующих Советов, предприятий, учреждений или организаций (ст.31 ЗК).

е) Решение споров между субъектами права коллективной собственности на землю (ст.5 ЗК) и членами этих юридических лиц (или их наследниками) о праве на земельную долю (пай); между садовыми товариществами и их членами, между членами такого товарищества и членами их семей, или другими лицами по поводу использования предоставленного члену товарищества земельного участка, а также ликвидации препятствия в таком использовании.

ё) О признании недействительными договоров купли-продажи, дарения, залога, самовольного обмена земельных участков землепользователями (в том числе и арендаторами), а также соглашений, заключенных с нарушением установленного порядка приобретения или отчуждения земельных участков (ст.114 ЗК).

ж) О возвращении самовольно занятых земельных участков, приведении их в пригодное состояние; снесении возведенных на участках строений и сооружений (ст.116 ЗК).

з) Об устранении преград при пользовании смежными земельными участками под жилыми строениями (речь идет не об имущественных спорах землепользователей (споры о самих жилых строениях), а именно о земельных участках. Так Васильковский райнарсуд рассмотрел дело по иску собственника земельного участка гр. Б. к собственнице соседнего приусадебного земельного участка гр. Ф., проживающих в селе Звонковое. Ответчица шпалами строительного материала самовольно заняла часть приусадебного участка своего соседа. Суд обязал гр. Ф. устранить преграды в пользовании земельным участком его собственником Б.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.