рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Правовое регулирование брачного договора по российскому законодательству

Дипломная работа: Правовое регулирование брачного договора по российскому законодательству

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и значение брачного договора

1.1 Понятие и юридическое значение брака

1.2 Законодательные основы брачного договора

Глава 2. Содержание брачного договора

2.1 Имущественные условия договора

2.2 Другие условия брачного договора

Глава 3. Изменение и прекращение брачного договора, и ответственность супругов

3.1 Изменение и прекращение брачного договора

3.2 Ответственность по брачному договору

3.3 Ответственность супругов по обязательствам

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение 1. Исковое заявление о признании брачного договора полностью (частично) недействительным

Приложение 2. Образец брачного договора для лиц, вступающих в брак


Введение

Действовавший до этого Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.[1] предполагал только один режим собственности супругов - режим совместной собственности (ст. 20 КоБС РСФСР). Господствовавшая в советские времена идеология предполагала своей целью построение коммунистического общества. Семья в советской идеологии - "ячейка общества", соответственно построение семьи мыслилось исключительно с позиций полного равенства супругов во всем, в том числе и в правах на нажитое в браке имущество.

Понятие" брачный договор" появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. 1 марта 1996 года вступил в силу Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ)[2], принятый 29 декабря 2005 г. Входящая в его состав глава 8 "Договорный режим имущества супругов" дает понятие брачного договора и определяет условия его заключения и расторжения, а также дает перечень правоотношений, регулируемых этим договором.

Семейное право как совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения, состоит из разных по своему содержанию, сущности, форме изложения правовых предписаний, каждое из которых имеет свое назначение и особенности. Одни из них можно рассматривать как нормы материальные, другие — как нормы процессуальные. Но есть и такие, которые входят в число правил административно-правового свойства, так как предназначены для отношений «власти и подчинения». Нередко одна и та же правовая норма содержит одновременно и те, и другие правила. В этом одна из главных особенностей семейного права.

Что же касается правил процессуальных, определяющих, кто и как реализует права, то их в СК РФ все-таки больше. Одни из них предназначены для суда, действующего в рамках гражданского процесса, другие для органов записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, которые руководствуются требованиями административного процесса.

К основным началам семейного законодательства СК РФ относит, необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должно влечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов других членов семьи и иных граждан (п. 1 ст. 7 СК РФ). В противном случае будет иметь место явная несправедливость. Предоставляемая п. 1 ст. 11 СК РФ возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременности женщины, рождения ребенка и т.п.) служит примером гуманного отношения к чувствам тех, кто решил создать семью. То же можно сказать относительно правил о снижении брачного возраста (п. 2 ст. 13 СК РФ).

Брак, его заключение — бесспорно дело сугубо личное. Мало того, в его основе лежит доверие будущих супругов друг к другу, которое объясняет их желание жить одной семьей. Реализация прав лиц, желающих обрести семейно-правовой статус, благодаря, например, заключению брака, всецело зависит от соблюдения правил относительно порядка заключения брака, адресованных ст. 11 СК РФ органам записи актов гражданского состояния.

Однако оформление брака — не простой символ. Это доказательство вступления в брачную общность, которую государство берет под свою защиту. Вот почему п. 2 ст. 1 СК РФ провозглашает: «Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния». Именно такой брак порождает права и обязанности супругов, возникающие со дня государственной регистрации брака в этих органах.

Семейный кодекс сохраняет различия между условиями заключения брака и препятствиями к вступлению в брак. Условия вступления в брак — это обстоятельства, необходимые для того, чтобы брак мог быть зарегистрирован, и был признан действительным. Препятствия — обстоятельства, при которых заключение брака не допускается. Они являются правопрепятствующими юридическими фактами. При отсутствии условий или при наличии препятствий заключение брака неправомерно, а заключенный брак может быть признан недействительным в судебном порядке.

Достижение брачного возраста необходимо, прежде всего, потому, что вступление в брак требует определенной степени физической и психической зрелости. В ходе разработки Семейного кодекса высказывались предложения о снижении брачного возраста, однако они были отклонены, поскольку такое снижение привело бы к поощрению заключения более ранних браков, которые, как показывают статистические данные, весьма нестабильны и, кроме того, часто препятствуют завершению супругами образования.

Качество брачного союза, полноценность создаваемой после его регистрации семьи во многом предопределяет взаимное стремление сочетаться брачными узами. Всякого рода насилие на этот счет (физическое, психическое), парализующее волю того, кто брака не хочет, противоречит сущности брака, безнравственно, по сути, не соответствует требованиям ч. 3 ст. 19 Конституции РФ[3], предусматривающей равные права и свободы мужчины и женщины, а также равные возможности для реализации этих прав и свобод.

Особый характер семейных отношений как отношений сугубо личного характера объясняет существование еще одной специфической черты норм семейного права, которую Е.М. Ворожейкин назвал доверительностью. Лично-доверительный характер норм семейного права, регулирующих как личные, так и имущественные отношения, составляют их ядро, сущность, накладывающую свой отпечаток на все семейно-правовые институты.

Шершеневич Г.Ф. справедливо указывал, что «юридический элемент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи. Определение внутренних и внешних имущественных отношений семьи составляет единственно возможную задачу права»[4]

Настоящая работа нацелена на исследование правовой природы брачного договора, условий и порядка его заключения в Российской Федерации, с учетом особого динамизма и направлений экономического и политического реформирования нашего общества.

Исходя из этой цели, в работе поставлены и решаются следующие исследовательские задачи:

-  раскрыть сущность правовой природы брачного договора в Российской Федерации в соответствии с ныне действующим законодательством;

-  проанализировать условия заключения брачного договора в Российской Федерации;

-  определить основные особенности изменения и расторжения брачного договора в Российской Федерации.

Огромный научный вклад в теорию вопроса внесли ученые-правоведы Шершеневич Г.Ф., Загоровский И.А., Покровский И.А., Рясенцев В.А., Ворожейкин Е.М., Нечаева А.М., Антокольская М.В., Чефранова Е., Макаров Г.П., Кузнецова И.М. и другие ученые. Долгие годы они являлись и являются бессменными энтузиастами и пропагандистами приведения прав и обязанностей в семейном праве в соответствии с нормами международного права.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.


Глава 1. Понятие и значение брачного договора

1.1 Понятие и юридическое значение брака

Заинтересованность государства в появлении семьи, способной выполнять свое назначение, объясняет, почему оно включает в сферу своего внимания брак, определяет порядок и условия его заключения и прекращения. Тем самым по единственно возможному каналу с помощью норм семейного права создаются препятствия на пути создания заведомо неполноценной семьи, а прекращение семейных отношений супругов путем развода подчиняется определенным правилам, предназначенным для охраны интересов каждого из супругов, несовершеннолетних детей, государства.

Брак — это союз женщины и мужчины, по идее заключенный в установленный законом порядок пожизненно с целью создания семьи. Таково предельно лаконичное определение брака, которое может быть расширено путем определения его разных особенностей (союз добровольный, равноправный, с целью воспитания детей и т.п.). Понимание брака как союза означает, что заключается он на паритетных началах. Причем только между лицами разного пола, что находит объяснение в законах человеческой природы[5].

Правда, в наше время на этот счет нет полного согласия. Так, в 1989 г. в Дании законные супружеские права были распространены на пары одинакового пола при условии, что они граждане этой страны и проживают у себя на родине. Такой брак не подлежит признанию за рубежом, а состоящие в нем лица не имеют права усыновить ребенка или быть опекуном. В 1991 г. во Франции социалисты предлагали признать законным союз между лицами одного пола, а в Ирландии ведутся дебаты по поводу государственного признания гомосексуальных отношений при условии обоюдного согласия сторон и установления возраста для таких отношений. В Нидерландах в 1991 г. некоторые муниципалитеты разрешили гомосексуалистам регистрировать свой брак.

Не менее важно при характеристике брака сказать о его целях. Они состоят, прежде всего, в создании семьи. Если брак заключается по другим соображениям, есть все основания для его признания недействительным. Когда эту цель достичь не удается, брак обычно прекращается путем его расторжения. Все сказанное относится к сущности брака. Но он представляет собой и определенную форму семейных отношений мужчины и женщины, определяемую СК РФ.

Говоря о признаках брака, относящихся к его внутреннему содержанию и внешней форме, надо сказать, что брак — это и своеобразный символ. Он демонстрирует, с одной стороны, открыто выраженное намерение создать семью со своим избранником (избранницей), а с другой — готовность государства принять эту семью под защиту. И здесь важно отметить, что в наше время, каким бы ни было отношение к внебрачному сожительству, престиж законного брака продолжает сохраняться. Объективным подтверждением тому служат статистические данные Министерства юстиции РФ. Так, в Российской Федерации было зарегистрировано браков: в 2001 г. — 1 083 688, в 2002 г. — 1 084 339, в 2003 г. — 1 006.959, в 2004 г. — 866 358, в 2005 г. —848,3. О престиже зарегистрированного брака говорит и то обстоятельство, что не состоящие в зарегистрированном браке женщины нередко причисляют себя к замужним.

В переводе на принятый в мировой практике расчет (на 1 тыс. населения) коэффициент брачности в РФ составлял: в 1988 г. — 9,5; в 1994 г. — 7,1; в 2001 г. — 7,5; в 2002 г. — 7,4, в 2003 г. — 5,9; в 2004 г. — 6,3; в 2005 г. — 5,8. Для сравнения имеет смысл привести последние статистические данные по некоторым европейским государствам: в Австрии — 5,6; Великобритании — 6,1; Греции — 6; Испании — 5,2; Италии — 5,1; Португалии — 6,9; ФРГ (Германии) — 5,4; Франции — 4,4; Швеции — 3,9[6].

Таким образом, брак — это: союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия; форма отношений между лицами разного пола; своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства.

Существует насколько правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis). Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был, прежде всего, связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.

В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о «самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой»[7]. Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака.

В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз, получило признание не сразу.

Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов». Кант считал, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения о том, что концепция договора неприменима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении[8].

Недостатком этой теории является перенесение этических представлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связаны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. «Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, — пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, — брак по своей духовной стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем основанное, брак есть гражданский институт»[9].

Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, — это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или даже как средство достижений определенных выгод — все это лежит за границами права.

Этическая оценка своего брака — сугубо личное дело каждой супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, философских и этических представлений. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак.

Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небезразлично для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.

Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. И.А. Загоровский, например, указывает, что хотя брак «в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода (sui generis)»[10].

Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Отличия брака от обязательства он видит в том же, что и И. Кант: «Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание»[11].

Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признавал юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относил к институтам особого рода.

Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором. Основные их доводы можно свести к следующему: во-первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т.д. Вторым доводом служит то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений.

Например, О.С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, «основа которого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юридическое содержание». Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках[12].

Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и не правовых. Прежде всего, они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов.

Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов? По-видимому, нет. Прежде всего, если супруги категорически против их возникновения, они могут не регистрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступление в отношения, большая часть которых ранее была императивно определена законом.

Можно ли на этом основании заключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотношения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона?

Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появлением брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расширяются[13]. Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супругов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отношения. Даже если брачный договор не был заключен данной супружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем.

Когда мы говорим, что брак — наиболее полное общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во вне правовой сфере. Поэтому невозможно сказать, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором.

Напротив, содержание супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений между супругами.

По нашему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

Признание этого факта не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед Богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

1.2 Законодательные основы брачного договора

Правовой комплекс регулирования брачных взаимоотношений состоит из нескольких основополагающих документов. Неслучайно, что семейному праву в нашем законодательстве посвящено очень много внимания.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, установлено в ст. 7 п. 1, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Как мы знаем, важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В п. 2 этой же статьи Конституции РФ сказано, что "в Российской Федерации ... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства... развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что семейное законодательство находится "в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.