рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Культура русской речи. Употребление в речи единиц различных языковых уровней

зубья (у пилы) зубы (у животных)
коленья (трубы) колени (у людей)
колена (в танце; родовые)
коренья (овощи) корни (у растений)
корпуса (здания) корпусы (туловища)
лагеря (военные, туристские) лагери (общественно-политические группировки)
листья (на дереве) листы (бумажные)
меха (выделанные шкуры) мехи (1. кузнечные; 2. мешки из шкур животных)
мужья (в семье) мужи (государственные деятели)
образа (иконы) образы (художественные)
ордена (знаки отличия) ордены (рыцарские и монашеские общины)
провода (электрические) проводы (при отъезде)
пропуска (документы) пропуски (недосмотры, пробелы)
пояса (части одежды) поясы (географические)
соболя (меха) соболи (животные)
счета (документы) счеты (прибор; взаимные отношения)
сыновья (у родителей) сыны (родины)
тормоза (приборы) тормозы (препятствия)
учителя (преподаватели) учители (идейные руководители)

Варианты окончаний родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием:

– существительные, называющие единицы измерения: ампер, вольт, ватт, рентген, микрон;

– существительные, называющие лиц по принадлежности к национальным группам, чаще если слово имеет основу на -н и -р: башкир, болгар, грузин, осетин, румын, татар, турок, цыган; но! негров, сванов;

– существительные, называющие парные или состоящие из нескольких частей предметы: ботинок, брюк, валенок, манжет, погон, сапог, чулок; но! носков.

– существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, крестин, сумерек.

С окончанием -ов:

– существительные, называющие лиц по принадлежности к национальным группам: греков, монголов, казахов, киргизов, таджиков, узбеков, эскимосов;

– существительные, называющие некоторые овощи и фрукты: абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров, томатов, но! яблок;

– существительные, называющие меры веса и некоторые меры длины и площади: акров, аров, граммов, гектаров, килограммов, ярдов;

– существительные, называющие некоторые воинские группы и военные профессии: минёров, мичманов, офице'ров, сапёров, рекрутов; но! партизан, солдат.

Образование и употребление форм имён прилагательных

варианты употребления полных и кратких форм прилагательных

В современном русском языке краткие прилагательные, образуясь от полных форм качественных прилагательных, в значительном большинстве случаев соотносятся с ними семантически (тождественны по значению). Лишь отдельные краткие прилагательные разошлись семантически с полными, от которых они образованы. Таким образом, некоторые полные и краткие формы прилагательных могут иметь стилистические или семантические варианты.

полные краткие
а) семантические варианты

Девочка очень живая.

Комната была плохая.

Бабушка ещё жива.

Больная совсем плоха.

б) указывают на постоянный признак б) указывают на временный признак

У них ребенок здоровый.

У него бледный цвет лица.

Ребенок здоров.

Он бледен.

в) указывают на признак в смягчённом виде в) указывают на категоричный признак

Он смелый.

Она глупая.

Он смел.

Она глупа.

г) употребляются обычно в речи нейтральной и разговорной г) характерны для книжных стилей речи

варианты форм степеней сравнения

Категория степеней сравнения образуется противопоставлением положительной, сравнительной и превосходной форм степеней сравнения.

Положительная степень называет признак без сопоставления его с другим проявлением этого же признака: сильный мороз, прохладные дни.

Сравнительная степень указывает на качество предмета, проявляющееся в большей мере, чем в другом предмете. Различают простую и сложную формы сравнительной степени.

Простая форма образуется синтетически – прибавлением к основе положительной степени суффиксов -ее (продуктивный), -е (непродуктивный), -ше (в единичных случаях): быстрее, тверже, раньше.

Сложная форма образуется аналитически – форма положительной степени + слова более, менее: более быстрый, менее твердый.

В некоторых случаях простая форма сравнительной степени качественных имён прилагательных может быть образована супплетивно, т.е. от основы слова-синонима, т.к. от основы начальной формы имени прилагательного образование именно этой формы невозможно: плохой – хуже, хороший – лучше, маленький – меньше.

Превосходная степень указывает на высшую степень качества, одного предмета по сравнению с другим. Различают простую и сложную формы превосходной степени.

Простая форма образуется синтетически – прибавлением к основе положительной степени суффиксов -ейш-, -айш-: быстрейший, тишайший.

Сложная форма образуется аналитически – форма положительной степени + слова самый, наиболее, наименее: самый быстрый, наиболее тихий, наименее интересный.

Сравнительная степень Превосходная степень
Простая форма Сложная форма Простая форма Сложная форма

суффиксы  -ее; -е; -ше

удо'бнее;

краси'вее

слова

более, менее

более удобный;

менее красивый

суффиксы

-ейш-, -айш-

удобнейший;

красивейший

слова

самый, наиболее, наименее

самый удобный

распространенные ошибки при употреблении форм степеней сравнения прилагательных

а) образование простых (сравнительной или превосходной) степеней от прилагательных, которые не образуют степеней сравнения: больной, глухой, дружеский, жидкий, кривой, нищий, слепой, сухой, хромой и т.д.

например: Старушка стала еще слепее, чем была. Сначала я спорил с мамой, но потом понял, что она всегда правее меня.

б) образование форм степеней сравнения ненормативным способом: Я никогда не видел книгу толстее, чем эта. Она богатей была…ну, как это сказать, богачей. Наш парк становится хорошее с каждым годом.

в) смешение простой и составной степеней сравнения в одной конструкции, а также их употребление в качестве однородных членов: Эта задача более легче. Он более образованнее Гринева. Новый сотрудник нашего отдела более способнее, но старее меня.

NB! Не образуют степеней сравнения, как и кратких форм, притяжательные и относительные прилагательные: Этот шоколад еще соевее, чем тот. В нашем озере вода намного речнее, чем в заливе.


Образование и употребление форм имён числительных

вариантное употребление собирательных и количественных числительных

В отличие от количественных числительных, которые употребляются без стилистических ограничений, собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость и являются характеристикой устно-разговорной речи.

Собирательные числительные обычно употребляются:

– с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое студентов, трое зевак;

При этом следует помнить, что в книжных стилях и официальной речи невозможны сочетания типа «пятеро академиков», «четверо министров», «трое монархов», т.к. собирательные числительные не сочетаются с книжными существительными, тяготеющими к официально-деловой речи.

– с одушевлёнными существительными мужского рода на -а (мужчина, слуга, староста, воевода) употребляются только собирательные числительные, синонимическая замена на количественное числительное (два мужчины, три слуги) является ошибкой;

– с существительными-названиями детенышей животных: трое ягнят, семеро козлят (невозможно сочетание с названиями взрослых особей животных, птиц, рыб);

– с существительными, называющими парные предметы: трое чулок, четверо брюк – и указывают на количество пар (в сочетаниях два сапога, три носка количественные числительные указывают на количество единичных предметов);

– с существительными, не имеющими формы единственного числа: двое ножниц, пятеро суток, трое саней;

– с личными местоимениями множественного числа: нас двое, их было шестеро;

– собирательное числительное оба употребляется только с существительными мужского рода (оба пальца – между обоими пальцами), собирательное числительное обе – только с существительными женского рода (обе руки – между обеими руками).

NB! Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола.

склонение количественных числительных вызывает немало трудностей, поэтому при употреблении количественных числительных в речи необходимо помнить следующее:

а) в составных количественных числительных склоняется каждое слово, а в сложных – и каждый корень;

б) при обозначении смешанных чисел (целое число и дробное) существительным управляет не целое число, а дробное: 19,2 тысячи тонн; с 8,4 до 8,6 процента; семь и две третьих килограмма; пять и три десятых метра;

в) в словосочетаниях, обозначающих даты, числительное должно управлять родительным падежом следующего за ним слова: отчитаться к 17 декабря (декабрю – ошибка), к первому мая (маю – ошибка).

В живой разговорно-обиходной речи сложные и составные количественные числительные иногда не склоняются, но это совершенно недопустимо в книжных стилях (научной и официально-деловой речи). Ср.: около шестьсот человек (разг.) – около шестисот человек (нейт.).

Ошибки в употреблении форм местоимений

ненормативное образование местоимений: ихний сосед, ничё не принес. Подобные варианты местоимений являются грубопросторечными.

местоимение указывает не на тот предмет, на который должно указывать по смыслу: Роман «Мать»! кто не зачитывался ею?! (вместо: им);

неразличение оттенков местоимений, входящих в один разряд: Он [Молчалин] знает, когда и кому ему надо собачку погладить, в карты сыграть (вместо: когда и чью…, с кем…). Что за люди являются вашими избирателями? (вместо: какие люди…);

неправильный выбор синонимичных притяжательных местоимений: ты делаешь для тебя самого (вместо: для самого себя);

нагромождение местоимений или форм одного и того же местоимения: Ларра обижен на девушку из-за ее отказа на его желание стать ей мужем;

добавление начального -н- в сочетаниях личных местоимений 3-го лица с производными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, вслед, навстречу, наперекор, наподобие, подобно, согласно, соответственно, со стороны): благодаря нему (вместо благодаря ему), согласно ней (вместо согласно ей).

личное местоимение неоправданно дублирует подлежащее: Эта студентка, она всегда посещает лекции (характерно для разговорной речи).

Задания

1. Вставьте вместо точек пропущенные буквы

1. Сегодня РИА передал… новое важное сообщение. 2. ЮНЕСКО прислал… своего представителя на конференцию. 3. ДЮСШ помог… многим детям укрепить своё здоровье. 4. НАТО готов… к расширению сотрудничества с восточно-европейскими странами. 5. Авеню сиял… огнями. 6. Молод… протеже, Анна Гончарова, очень талантлив…7. Ваш… алиби не убедительн… 7. Выбранн… староста радеет об интересах группы.

2. Употребите существительные в именительном падеже множественного числа, распределив их по группам:

существительные, имеющие окончание -а;

существительные, имеющие окончание -и(-ы);

существительные, имеющие семантические варианты окончаний -а (-я) / -и (-ы)

аэропорт, бант, выговор, джемпер, директор, договор, инженер, корпус, крейсер, лагерь, маляр, мастер, мичман, образ, плоскость, подпись, порт, пояс, пропуск, профессор, редактор, слесарь, тенор, торт, трактор, шофер, якорь.

3. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении форм падежей существительных

1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнил молодой талантливый актер. 2. Купите пару чулок и носок. 3. Сливовый сад занимает свыше ста гектар. 4. Собран большой урожай помидор, баклажан. 5. В этой мастерской мне отремонтировали пару сапогов, мужские ботинки и детские туфельки. 6. На приусадебных участках собирают урожаи клубники, яблоков, абрикос, груш, слив. 7. Много лет в Латвии не было таких ранних заморозок.

4. Употребите данные ниже сочетания с числительными в творительном падеже

8 секунд, 80 метров, 800 строк, 50 станков, 500 машин, 400 ночей, 1000 врачей, 3000 книг, 1500 рублей, 1898 слов, 672 экспоната, 32874 метра.

5. Образуйте падежные формы числительных и правильно запишите их словами

1. Путь, равный 6976 километр… 2. За 336 заводскими станк… работают выпускники нашего училища. 3. Город нуждается в 3487 водител… 4. Помощь оказана в 730 случа… 5. В 421 номер… газеты опубликован материал об экологии. 6. В регионе один врач приходится на 400 жител…  7. Урожай собран на 2660 гектар…

6. Раскройте скобки, выберите правильное сочетание. Мотивируйте свой выбор

1. Они вырастили и воспитали (два сына – двоих сыновей) и (две дочери – двоих дочерей). 2. Семья Назаровых взяла на воспитание (три сироты – трех сирот): (двух – двоих братьев) и сестру. 3. О будущем Юрки думали (два мужчины – двое мужчин) и (две женщины – двое женщин).  4. Серому волку не удалось съесть (семь – семеро – семерых козлят).  5. Вместе с Иваном Кузьмичом на заводе работают его (три сына – трое сыновей). 6. (Обоих – обеих) женщин хорошо знают на заводе. 7. (Обе – обеи – обои) ученицы справились с заданием.

7. Прочитайте текст. Определите, какие ошибки намеренно допускает автор для создания образа героя, его речевой характеристики

Ой, где был я вчера – не найду, хоть убей.

Только помню, что стены с обоями.

Помню, Клавка была и подруга при ей,

Целовался на кухне с обоями.

В. Высоцкий

8. Выберите нужное местоимение из данных в скобках, обоснуйте свой выбор

1. Я старалась приучить (меня, себя) к вдумчивому чтению. 2. Он любит (его, свой) класс и никогда не подведёт (его, своих) товарищей.  3. Вдруг я услышал (моё, своё) имя. 4. Мы должны сдерживать (нас, себя).  5. Они настойчиво готовили (их, себя) к состязаниям. 6. Для (его, него) этот вопрос труден. 7. Мой брат моложе (неё, её) сестры на два года. 8. Вокруг (их, них) разгорелся спор. 9. Навстречу (нему, ему) двигался конный отряд. 10. (Их, ихние) книги я не брал.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.